четверг, 19 сентября 2019 г.

"Альвары Шри Рамануджа-Сампрадаи" - Часть 01 - "Даты явления, биографии и концепция Ану-Правеша-Аватары в Шри Вайшнавизме"...

В этом сезоне я буду переводить избранные главы из блестящего исследования "Philosophy and Theistic Mysticism of the Alvars" by S.M.S.Chari (#ссылка на pdf-скан). Нижеследующая статья открывает данную серию переводов. 

Биографии Альваров. 

Биографии Альваров можно найти в таких Грантхах как "ДивьяСури-Чаритам" [DivyaSuri-Caritam] и "ГуруПарампарас" [GuruParamparas]. Данные Грантхи были составлены в период после появления Шри Рамануджа-Ачарьи: в англоязычных исследованиях, посвящённых Шри Вайшнавизму, для обозначения данного периода очень часто используют общепринятый термин "Post-Ramanuja period"

"ДивьяСури-Чаритам" относится к более ранним работам - данная Грантха на Санскрите была составлена
в 11 веке Шри ГарудаВахана Пандитом [GarudaVahana Pandita], которого причисляют к современникам Шри Рамануджа-Ачарьи. 

Чуть позже появились ещё 2 Грантхи, основанные именно на "ДивьяСури-Чаритам", а именно:

1. "Гуру-Парампара-Прабхавам-Арайираппади", составленная Шри Пинпалакия Перумал Джияром приблизительно в 13 веке [GuruParamparaPrabhavam-Arayirappadi, Pinpalakiya Perumal Jiyar]. 

Данная Грантха написана на языке Маниправала (прим. переводчика - "МаниПравала" - это смесь Санскрита и Тамила, очень популярная среди Вайшнавов Шри Рамануджа-Сампрадаи). 

2. "Гуру-Парампара-Прабхавам-Мувайираппади", написанная Шри Трития БрахмаТантра Паракала Свами примерно в 14 веке [GuruParamparaPrabhavam-Muvayirappadi, Tritiya BrahmaTantra ParakalaSvami]. 

В последующие 5 веков появилось ещё несколько биографий, написанных различными поздними Ачарьями Шри Рамануджа-Сампрадаи, но к общепризнанным биографическим Грантхам об Альварах относятся именно 3 вышеупомянутые Грантхи. 

Даты явления Альваров. 

Что касается дат явления Альваров, то, основываясь на Традиции Шри Рамануджа-Сампрадаи, мы можем придти к следующим датам: 4200 B.C. - 2700 B.C. 

Данные датировки основаны на 3 вышеупомянутых биографических Грантхах. Если очертить даты более точно (опять-таки на основании 3 классических Грантх), то получится следующее - смотрите таблицу ниже, либо на #plurk/#box:


1. Первые 4 Альвара, а именно Шри Пойгай-Альвар, Шри Путаттар-Альвар, Шри Пей-Альвар и Шри Тирумалисай-Альвар появились в конце Двапара-Юги, т.е. примерно в 4200 B.C. 
2. Шри МадхураКави-Альвар также появился в Двапара-Югу, примерно 3222 B.C. 
3. Шри НаммАльвар, Шри Кулашекхара-Альвар, Шри Перия-Альвар и Шримати Андал-Деви появились в первом веке Кали-Юги, т.е. примерно 3101 B.C. - 3003 B.C. 
4. Шри Тондарадипподи-Альвар, Шри Пан-Альвар и Шри Тирумангай-Альвар явились в 298, 343 и 399 годах Кали-Юги соответственно, т.е. в 2803 B.C., 2758 B.C. и 2702 B.C.

Некоторые современные исследователи пытаются опровергнуть вышеупомянутые датировки и говорят о таких датах как 5-9 века A.D., но среди подобных исследователей существует много разногласий. 

Кроме того, датировки подобных исследователей часто содержат элементарные логические ошибки. Например, в нижеприведенной таблице за авторством Dr. N. Subba Reddiar ошибочно утверждается, что Шримати Андал-Деви была старше Шри Перия-Альвара, чего не может быть, так как все прекрасно знают о том, что Шримати Андал-Деви была приёмной дочерью уже довольно-таки пожилого Перия-Альвара:

Кроме того, Шри НаммАльвар никак не мог появиться предпоследним (смотрите №11 в таблице выше), так как опять-таки общепризнанным фактом является то, что от Шри НаммАльвара идёт вся Традиция Альваров. 

Более того, ошибочные исследования современных ученых полностью противоречат предсказаниям из "Шримад-Бхагаватам" ("Шри Бхагавата-Пурана"), которые общеприняты в Шри Рамануджа-Сампрадае. 

Напомню, что в Шлоках 11.5.38-40 "Шримад-Бхагаватам" содержатся знаменитые предсказания о появлении Альваров и Шри Рамануджа-Сампрадаи, которые звучат следующим образом: 

कृतादिषु प्रजा राजन् कलाव् इच्छन्ति सम्भवम्
कलौ खलु भविष्यन्ति नारायण-परायणाः
कृतादिषु प्रजा राजन्कलाविच्छन्ति सम्भवम् कलौ खलु भविष्यन्ति नारायणपरायणाः
क्वचित्क्वचिन्महाराज द्रविडेषु च भूरिशः ताम्रपर्णी नदी यत्र कृतमाला पयस्विनी
कावेरी च महापुण्या प्रतीची च महानदी ये पिबन्ति जलं तासां मनुजा मनुजेश्वर
प्रायो भक्ता भगवति वासुदेवेऽमलाशयाः
"Жители таких Юг как Крита (Сатья), Трета и Двапара мечтают родиться на Земле в Кали-Югу, потому что в Кали-Югу на Земле будут рождаться Нараяна-Параяны (представители Шри Рамануджа-Сампрадаи, следующие путём Шри Нараяна-Прапатти). 
Большинство подобных Нараяна-Параян будет рождаться в Дравидийских землях - там, где текут реки Тамрапарни (ТамилНаду), Критамала, Паясвини (Карнатака, Керала), Кавери (Карнатака, ТамилНаду) и Западная МахаНади (Андхра Прадеш). Люди, которые пьют воду из этих рек, становятся чистосердечными бхактами Бхагавана Шри Васудевы. Небольшая часть Нараяна-Параян также будет появляться в других географических районах". ["Шри Бхагавата-Пурана", 11.5.38-40]
Именно данные стихи цитирует Шри Веданта Десика в своей Грантхе "Гуру-Парампара-Сарам" [GuruParamparaSaram], указывая на то, что эти стихи предсказывают появление Альваров в Южной Индии. 

В связи с данными шлоками из "Шримад-Бхагаватам" стоит также особенно отметить географические районы появления Альваров: 

А) Шри НаммАльвар и Шри МадхураКави-Альвар появились на берегах реки Тампрапарни; 
Б) Шри Перия-Альвар и Шримати Андал-Деви появились в районе, близком к реке Вайгай;
В) Шри Пойгай-Альвар, Шри Путатта-Альвар, Шри Пейя-Альвар и Шри Тирумалисай-Альвар появились недалеко от реки Палар; 
Г) Шри Тондарадипподи Альвар, Шри Тируппана-Альвар и Шри ТируМангай-Альвар появились на берегах реки Кавери. 

Как мы можем заметить, в "Шримад-Бхагаватам" указаны места появления Альваров, но не указаны даты - вместо дат упоминается обобщённое словосочетание "Кали-Юга". 

Здесь Традиция Шри Рамануджа-Сампрадаи и мнения современных ученых снова расходятся: традиционная трактовка говорит о том, что "Кали-Юга" = "очень ранние годы Кали-Юги, самое начало", в то время как различные современные исследователи придерживаются трактовки "более поздние годы Кали-Юги". 

Может ли формулировка "очень ранние годы Кали-Юги" указывать на то, что некоторые Альвары появились в конце Двапара-Юги? Да, такие трактовки также существуют. 

Более того, некоторые исследователи, тяготеющие к традиционным толкованиям на основании Шастр, а не на основании научных данных, иногда указывают на то, что некоторые шлоки-предсказания в "Шри Нарадия-Пуране" и "Шри Брахма-Вайварта-Пуране" говорят о том, что некоторые Альвары появились в такие Юги как Сатья и Трета, но подобные трактовки не находят общепризнанной поддержки. 

Вернёмся к предсказаниям из "Шримад-Бхагаватам" ("Шри Бхагавата-Пураны"). Существует группа ученых, которая заявляет о том, что вышерассмотренные стихи-предсказания 11.5.38-40 из "Шримад-Бхагаватам" якобы являются интерполяциями. Подобные ученые даже пытаются доказать, что «Шри Бхагавата-Пурана» - это Пурана очень позднего времени, НО... 

Во-первых, "Шри Бхагавата-Пурана" однозначно признаётся одной из самых авторитетных Пуран всеми школами Веданты. Например, в 12-ом веке Шри МадхвАчарья написал комментарий к "Шри Бхагавата-Пуране" - данный факт указывает на то, что "Шри Бхагавата-Пурана" уже была широко известна к тому времени. *** 

***Примечание переводчика (Vishnudut1926): "Шри Бхагавата-Пурана" настолько авторитетна, что принимается как авторитетная Шастра-Прамана даже маявади. В частности, такой известный гуру маявади как Шридхара Свами (1378-1414) даже составил обширный комментарий к "Шримад-Бхагаватам" - данный комментарий известен как “Бхавартха-дипика». [окончание примечания]

Таким образом, любые заявления о том, что "Шри Бхагавата-Пурана" является сочинением позднего времени, вообще не имеют никаких оснований.

Во-вторых, споры ученых о датировках появления Альваров вообще не имеют никакого значения для Традиции Шри Рамануджа-Сампрадаи, так как представители Шри Рамануджа-Сампрадаи придерживаются только точки зрения Ачарьев и Шастра-Праманов. 

Таким образом, мы приходим к традиционному толкованию - "начало Кали-Юги/конец Двапара-Юги (в случае некоторых Альваров)", что опять-таки имеет не сверхважное значение в свете того, что для Шри Рамануджа-Сампрадаи гораздо больший смысл представляет тот факт, что Альвары появились задолго до Шри НатхаМуни (823 A.D.) и Шри Рамануджа-Ачарьи (1017 A.D.). 

Подобная временная шкала крайне важна для Шри Рамануджа-Сампрадаи по той простой причине, что именно Альвары сыграли ключевую роль в оформлении той Вайшнава-Сиддханты, которую уже после появления Альваров установили и оформили Шри НатхаМуни и Шри Рамануджа-Ачарья. 

Божественное происхождение Альваров. 

Все Альвары считаются воплощениями различных оружий/слуг Бхагавана Шри Вишну. Смотрите сводную таблицу ниже, либо на #plurk/#box:


1. Шри Путтатар-Альвар — Гада (Палица Бхагавана Шри Вишну),
2. Шри Пойгай-Альвар — Шанкха (Раковина Бхагавана Шри Вишну),
3. Шри Пейя-Альвар — Нандака (Меч Бхагавана Шри Вишну),
4. Шри Тирумалисай-Альвар — Чакра (Шри Сударшана-Чакра Бхагавана Шри Вишну),
5. Шри НаммАльвар — Шри Вишваксена (Главнокомандующий всеми божественными армиями Бхагавана Шри Вишну),
6. Шри Кулашекхара-Альвар — Каустубха (Драгоценный Камень, который Бхагаван Шри Вишну носит на Груди),
7. Шри Перия-Альвар — Шри Гаруда,
8. Шри Тондарадипподи-Альвар — Ванамала (Цветочная Гирлянда, которую носит Бхагаван Шри Вишну),
9. Шри Тирумангай-Альвар — Шаранга (Лук Бхагавана Шри Вишну),
10. Шри Пан-Альвар — Шриватса (Золотой Знак на Груди Бхагавана Шри Вишну),
11. Шри МадхураКави Альвар — Глава Шри Вишнуганы (т. е. Глава всех слуг Бхагавана Шри Вишну),
12. Шримати Андал-Деви — Аватара Шримати Бху-Деви (Шримати Бхуми-Деви — Одна из Аватар Шримати МахаЛакшми-Деви).

Итак, Альвары не являются обычными святыми или людьми, поэтому Традиция Шри Рамануджа-Сампрадаи приписывает Альварам сверхъестественные обстоятельства явления/ухода. 

Так, например, Шри Пойгай-Альвар появился в цветке лотоса, который вырос рядом с таким Вайшнавским Храмом как Ятхоктакари [Yathoktakari Temple at Gonjeevaram]. 

Шри Путатта-Альвар появился в цветке мадхави, которые вырос в Тируккаданмаллае [Tirukkadanmallai, Mahabalipuram]. 

Шри Пей-Альвар появился в цветке красного лотоса, который вырос рядом с Маюрапури [Mayurapuri, Mylapore, Madras]. 

Шримати Андал-Деви явилась в цветочном саду, за которым ухаживал Шри Перия-Альвар.

Также широко известны следующие классические эпизоды, связанные с Альварами. 

Шри Тирумалисай-Альвар был рожден от мудреца Бхригу в то время, когда Бхригу отклонился от аскез и соблазнился чарами одной из апсар. Апсара, напуганная рождением ребёнка от Бхригу, бросила младенца в джунглях, поэтому Шри Тирумалисай-Альвар был воспитан в семье охотников. 

Шри Наммальвар был рождён в династии Веллала [Vellala family of Tirukkuruhur] и с младенчества до 16 лет был погружён в самадхи, проводя всё своё свободное время в медитации под деревом тамаринда недалеко от одного из Храмов Господа Шри Вишну. 

Шримати Андал-Деви дала клятву, что выйдет замуж только за Господа Шри РангаНатху (одна из Аватар Бхагавана Шри Вишну) и оставила земной мир, слившись с Мурти Господа Шри РангаНатхи в Шри Рангаме.

Шри Пан-Альвар принадлежал к низкой касте, но Бхагаван Шри РангаНатха считал его одним из Своих самых возвышенных шаранагат (прапанн). В связи с этим, Бхагаван Шри РангаНатха лично попросил брахманов Шри Рангама внести Шри Пан-Альвара в Храм Шри Рангама на их же собственных плечах. 

Брахманы выполнили просьбу Господа Шри РангаНатхи, но, как только они вошли в Шри Рангам, и приблизились к Мурти Шри РангаНатхи, Шри Пан-Альвар мистическим образом слился с Мурти Господа!

Шри Тирумангай-Альвар был крупнейшим преступным авторитетом своего времени, но полностью изменил свой криминальный образ жизни после знакомства с очень благочестивой апсарой, которая происходила из семьи ортодоксальных Вайшнава-брахманов и которая строго настояла на том, чтобы Шри Тирумангай-Альвар принял посвящение в Шри Вайшнавизм. 

Концепция Ану-Правеша-Аватары. 

Итак, как мы видим, Шри Рамануджа-Сампрадая следует такой идее как аватарность 12 Альваров и выше мы уже рассмотрели Праман из «Шримад-Бхагаватам», который доказывает подобную аватарность. 

В Шри Рамануджа-Сампрадае редко останавливаются лишь на одном Прамане, так как в ортодоксальном Вайшнавизме принято подтверждать Сиддханту цепочкой из нескольких Праманов. Рассмотрим ещё несколько Праманов, которые часто цитируют для того, чтобы подтвердить аватарность 12 Альваров. 

В «Шри Вишну-Дхарме», 108.50 говорится:

पूर्वोत्पन्नेषु भूतेषु तेषु तेषु कलौ प्रभुः अनुप्रविश्य कुरुते यत् समीहितम् अच्युतः
pUrvotpanneShu bhUteShu teShu teShu kalau prabhuH anupravishya kurute yat samIhitam achyutaH
"Ради спасения джив в Кали-Югу Бхагаван Шри Ачьюта (Шри Вишну) появляется в облике различных святых".
Примечание Шриниваса Чари: В рамках Шри Рамануджа-Сампрадаи существует следующее толкование фразы «pUrvotpanneShu bhUteShu» из данного стиха. Это указание на Нитья-Сури (вечно-освобождённых спутников Бхагавана Шри Нараяны — например, Шри Гаруда, Шри Вишваксена и других). 

Когда Нитья-Сури приходят на Землю в облике человеческих существ, тогда Бхагаван Шри Нараяна «входит» («правеша») в их «человеческие» тела. 

Смотрите дополнительно «Шри Шата-Душани» Шри Веданта Десики, Вада 65: आदिभक्तानां अनन्त गरुड विश्वक्सेनादिनाम् अवतार विशेषः इति पुराणप्रसिद्धिः - AdibhaktAnAM ananta garuDa vishvaksenAdinAm avatAra visheShaH iti purANaprasiddhiH [окончание примечания Шриниваса Чари].

В «Шри Джаякхья-Самхите» - одной из ключевых и старейших Самхит Шри Вайшнава-ПанчаРатры говорится:

सक्षात् नारायणो देवः कृत्वामर्त्यमयीम् तनुम् मग्नान् उद्धरते लोकान् कारुण्यात् शास्त्रपाणिना
sakShAt nArAyaNo devaH kRRitvAmartyamayIm tanum magnAn uddharate lokAn kAruNyAt shAstrapANinA
"Движимый состраданием (каруньей) и желанием помочь дживам, Бхагаван Шри Нараяна появляется на Земле в облике различных святых и создаёт различные Вайшнавы-Шастры для просветления джив". 
В двух вышеуказанных Праманах блестяще очерчена концепция «Ану-Правеша-Аватары».***

***Примечание переводчика (Vishnudut1926): Те, кто знают Санскрит, прекрасно поняли идею, увидев термин «ану-правеша-аватара». Небольшое объяснение для тех, кто плохо знаком с семантикой Санскрита. 

Если переводить данный термин на русский, то получится примерно следующее: «маленькая аватара или мини-аватара, в которой Бхагаван Шри Нараяна присутствует лично»

В общем, суть «ану-правеш» заключается в том, что это, как правило, аватары в виде святых/обычных людей, через которых Бхагаван Шри Нараяна (Бхагаван Шри Вишну) общается с человечеством в Кали-Югу. 

Напомню, что в Кали-Югу Бхагаван Шри Вишну никогда не приходит на Землю лично, так как является Три-Югой (смотрите, например, «Шримад-Бхагаватам», 7.9.38 - कलौ यदभवस्त्रियुगो - kalau yadabhavastriyugo или «Шримад-Бхагаватам», 8.5.27 - त्रियुगं व्रजामहे - triyugaM vrajAmahe). 

В связи с этим в Ортодоксальном Вайшнавизме следуют 2 точкам зрения:

1. «Ану-Правеша-Аватары». Бхагаван Шри Вишну приходил в предыдущие 3 Юги, но Кали-Юга — это время «ану-правеш». 

Подобная ситуация связана с общей греховностью Кали-Юги и с тем, что в Кали-Югу вайшнавов очень и очень мало, как говорится в «Шри Гаруда-Пуране», 3.19.38 - kalau yuge durlabhA viShNubhaktA - “В Кали-Югу бхакты Бхагавана Шри Вишну встречаются очень и очень редко». Это очень обширная тема, которую нужно объяснять с помощью редких Праманов из Вайшнава-Пуран и Вайшнава-Самхит, — подобное объяснение выходит за рамки данной статьи. 

2. «Мурти». Точно такая же идея, но с поправкой на поклонение Шри Вишну-Мурти, т. е. Бхагаван Шри Нараяна присутствует на Земле лишь 3 первые Юги, а в Кали-Югу меняет Своё личное присутствие на присутствие в Вайшнава-Мурти, смотрите детальное объяснение данной идеи в отдельном посте - http://vishnudut1926.blogspot.com/2018/07/Triyuga-Archa-Siddhanta.html 

Важно также отметить то, что статус «ану-правеш» обязательно должен быть подтверждён Праманами из Вайшнава-Шастр и Ачарьями, поэтому, как мы видим, Шриниваса Чари приводит список Праманов из «Шримад-Бхагаватам», «Шри Джаякхья-Самхиты», «Шри Вишну-Дхармы», а также цитирует Шри Веданта Десику.  

На самом деле, данный список является более обширным, например, «Шри Ишвара-Самхита» содержит Праманы о явлении Шри МадхвАчарьи, Шри Рамануджа-Ачарьи и Альваров, но, напомню, что Шриниваса Чари пишет о теистическом мистицизме Альваров, поэтому он вкратце останавливается лишь на базовых Праманах. [окончание примечания переводчика].

Шри Веданта Десика объясняет концепцию «ану-правеша-аватары» в «Шри Рахасья-Трая-Саре», обратимся к словам Ачарьи:
«Бхагаван Шри Нараяна пришёл на Землю в виде 10 Аватар (Шри НаммАльвар, Шри ТируМангай-Альвар и другие). Подобно тому как облака собирают воды океана и затем раздают живительную влагу живым существам, Бхагаван Шри Нараяна (океан) разделил Себя на 10 Аватар (облаков) для того, чтобы даровать людям целительный нектар Вед, которые были изложены Альварами на простом Тамильском языке».
[Окончание 1-ой части]

Данная статья относится к статьям об Альварах Шри Рамануджа-Сампрадаи, 
смотрите полный рубрикатор статей #ЗДЕСЬ

Статья, примечания, перевод с Санскрита/английского 

by Vishnudut1926, Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, Cентябрь 2019
Размещение статьи и отрывков из статьи 
на других сайтах/блогах запрещено