Продолжение серии, посвящённой «Шри Юкти-Маллике» Шри Вадираджа-Тиртхи (Шри Мадхва-Сампрадая). Шри Вадираджа-Тиртха смог составить «Шри Юкти-Маллику» лишь благодаря Милости Шри Хаягрива-Аватары - эта идея обсуждалась в предыдущем посте.
При изучении «Шри Юкти-Маллики» важно осознать происхождение именно от Шри Хаягрива-Аватары, потому что с Божественным происхождением данной книги связана концепция Уттара-Сиддханты.
Для начала - вопрос в стиле «reductio ad absurdum». Возможно ли допустить кощунственный абсурд, в котором Шри Хаягрива-Аватара, будучи Гьяна-Аватарой всего Вайшнавизма, вдруг делится с Шри Вадираджа-Тиртхой неполноценной, дефективной теологией? Такой вопрос уже звучит, словно тяжелейшее богохульство. От Шри Хаягрива-Аватары может исходить только безупречная, наивысшая теология, поэтому - сразу после шлок о Милости Господа Шри Хаягривы - Шри Вадираджа-Тиртха пишет о том, что Господь Шри Хаягрива даровал ему Уттара-Сиддханту [उत्तर - uttara - наилучшая, превосходная; सिद्धान्त - siddhānta - доктрина, истина].
И здесь же звучит сверх-важнейшая подробность - речь идёт об Уттара-Сиддханте, основанной на Шри Мадхва-Агамах, т.е. Шастрах, составленных Шри Мадхва-Ачарьей:
हयग्रीवस्य मध्वस्य (विद्यानिधिगुरोर्गुरोः) वाण्या विद्यागुरोर्गुरोः ।
कृपया वादिराजोऽहं रचये युक्तिमल्लिकाम् ॥ ७ ॥
बौद्धजैनागमौ पूर्वपक्षौ सर्वगमस्य हि । ततः परस्ताज्जातेषु मतेषु च यथाक्रमम् ।
पूर्वः पूर्वः पूर्वपक्षो यावन्मध्वमतोदयः ॥८॥
अन्ते सिद्धस्तु सिद्धान्तो मध्वस्यागम एव हि । निर्णेतुं शक्यते युक्तायुक्तपक्षविमर्शिभिः ॥९॥
hayagrīvasya madhvasya (vidyānidhigurorguroḥ) vāṇyā vidyāgurorguroḥ ।
kṛpayā vādirājo'haṃ racaye yuktimallikām ॥ 7 ॥
bauddhajaināgamau pūrvapakṣau sarvagamasya hi ।
tataḥ parastājjāteṣu mateṣu ca yathākramam ।
pūrvaḥ pūrvaḥ pūrvapakṣo yāvanmadhvamatodayaḥ ॥8॥
ante siddhastu siddhānto madhvasyāgama eva hi ।
nirṇetuṃ śakyate yuktāyuktapakṣavimarśibhiḥ ॥9॥
«Шри Юкти-Маллика», 7-9: «Господь Шри Хаягрива - изначальный Гуру, передавший сокровища знаний Шри Мадхва-Ачарье. „Юкти-Маллика” - это сокровищница знаний Шри Хаягрива-Аватары и Шри Мадхва-Ачарьи, лишь по Их Милости я смог составить данную Шастру. Только Агамы Шри Мадхва-Ачарьи являются Уттара-Пакшей и Уттара-Сиддхантой. Другие же Агамы - например, Агамы буддистов, джайнов и маявади - относятся к Пурва-Пакше [पूर्व - pūrva - низший, начальный уровень; पक्ष - pakṣa - аргумент, крыло, философия]».
Таким образом, Шри Вадираджа-Тиртха сразу же отсеивает исторически враждебные Вайшнавизму философии: буддистов, джайнов и маявади. В последующих шлоках Шри Вадираджа-Тиртха дополнительно подтверждает отсеивание и разделение на высшее/низшее:
अस्मादुत्तरपक्षोऽन्यो यस्मान्नाद्यापि दृश्यते । तस्मात्स एव सिद्धान्त इति निश्चित्य चेतसा ॥ १० ॥
अवलम्ब्य मतं सर्वोन्नतं श्रुतिपुरस्कृतम् । मयेत्थं युक्तिरुचिना क्रियते युक्तिमल्लिका ॥ ११ ॥
asmāduttarapakṣo'nyo yasmānnādyāpi dṛśyate ।
tasmātsa eva siddhānta iti niścitya cetasā ॥ 10 ॥
avalambya mataṃ sarvonnataṃ śrutipuraskṛtam ।
mayetthaṃ yuktirucinā kriyate yuktimallikā ॥ 11 ॥
«Шри Юкти-Маллика», 10-11: «Я рассмотрел положительные и отрицательные стороны других философий, но я не вижу никакой другой философии, которая могла бы претендовать на звание Уттара-Пакши. Лишь Мадхва-Агамы являются Уттара-Сиддхантой, превосходящей все существующие философии, ибо Мадхва-Агамы основаны на Божественной догматике Шрути/Вед. Именно на такой концепции превосходства построена вся композиция „Юкти-Маллики”».
Процитирую объяснение профессора Пандуранги:
«Then he [Шри Вадираджа-Тиртха] proceeds to point out as to why he has selected Śrī Madhva Siddhānta as a theme for his work. Bauddha and Jaina schools are considered as Pūrvapakśa by all Āstika schools. Among the others, each later school has pointed out the draw-backs of the earlier schools. The Madhvasiddhānta that has emerged latest in point of time is the best. This can be ascertained by rationally examining the tenets of Madhvasiddhānta and the other schools. Therefore, he [Шри Вадираджа-Тиртха] says that he is giving an exposition of this Siddhānta in his Yuktimallikā».
Переведу слова профессора Пандуранги:
«Затем Шри Вадираджа-Тиртха начинает объяснять причины, по которым он выбрал Шри Мадхва-Сиддханту темой своей работы.
В Астика-направлениях Индуизма [आस्तिक - āstika - буквально „верующие, правоверные” - это теистические направления, которые верят в Бога и осуждают атеизм; например, Вайшнавизм - это чистое Астика-направление с верой в Бхагавана Шри Вишну как Бога] буддисты и джайны считаются Пурва-пакшей, т.е. атеистическими группами, которые предшествовали Мадхва-Сиддханте [здесь профессор Пандуранги исходит из такого значения слова „पूर्व - pūrva”, как „предшествующий”].
Исторически каждая последующая школа указывает на дефекты предшествующих школ. Мадхва-Сиддханта появилась позже буддистов, джайнов и маявади - это означает, что с точки зрения Мадхва-Сиддханты прекрасно видны все дефекты прошлых школ, т.е. Мадхва-Сиддханта является наилучшей во временном аспекте. Кроме того, взвешенное обдумывание догм Мадхва-Сиддханты приводит нас к заключению о том, что Мадхва-Сиддханта - это наилучшая из школ индийской философской мысли. По всем рассмотренным причинам, „Юкти-Маллика” Шри Вадираджа-Тиртхи - это экспозиция Мадхва-Сиддханты».
Резюмирую все прозвучавшие объяснения. «Шри Юкти-Маллика» Шри Вадираджа-Тиртхи - это:
- Шастра, основанная на безупречной Гьяне Шри Хаягрива-Аватары;
- Шастра, основанная на безукоризненной мудрости Шри Мадхва-Агам;
- Шастра класса «Уттара-Пакша» (наивысшая философия) в противовес сочинениям уровня «Пурва-Пакша» (низшая философия);
- Астика-Шастра, т.е. 100% теистическая Шастра, основанная на вере в Бхагавана Шри Вишну как Бога и противостоящая дремучему атеизму, т.е. всем безбожным направлениям «настика» - буддистам, джайнам и маявади [नास्तिक - nāstika - неверующие, атеисты].
⊰⊰⊰⊰⊰⚶⯁⚶⊱⊱⊱⊱⊱
Данный пост основан на 3 источниках: I. 5-Томное издание Шри Сатья Прамода Тиртхи: "युक्तिमल्लिका फलसौरभम् श्रीमत्सत्यप्रमोदतीर्थ बेंगलूर-४, १९९३ - yuktimallikā phalasaurabham śrīmatsatyapramodatīrtha beṃgalūra-4, 1993; II. Книга «Essentials of YuktiMallika» by prof K.T. Pandurangi (Shri Anandatirtha Trust Bangalore, 1992); III. Диссертация «Vadiraja's Yuktimallika - a Critical Study» by Gururaj K. Nippani.
Статья, перевод, OCR санскрита, примечания:
Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 17-март-2025
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах
Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):
SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926
▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/
▲WP https://vishnudut.wordpress.com/
▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus