суббота, 17 сентября 2022 г.

"252 Вайшнава-Варты": история о змее-кусаке и бхакте-забываке [важнейшая история о том, что карма всегда кусает в тот момент, когда бхакта забывает о Кришна-Мантре]!

Продолжение серии, посвященной "252 Вайшнава-Вартам" Шри Валлабха-Сампрадаи: предыдущий пост с историей о вундеркинде Тансене можно найти здесьа рубрикатор всех постов серии находится на blogspot и wordpress.

∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭

В оригинале нижеследующая история называется "A bhakta from Mahavan", т.е. "Бхакта из Махавана". Махаван - это огромный лес примерно в 10 километрах к востоку от Матхуры. Для того, чтобы более благозвучно передать историю на русский язык я - вместо длинного имени "Бхакта из Махавана" - использую ёмкое словосочетание "Махаван-бхакта"

Данная история чрезвычайно важна в общем каноне "252 Вайшнава-Варт", так как учит никогда не забывать о Шри Кришна-Мантре. 

Перед началом истории поделюсь личным опытом. У меня ум натренирован таким образом, что я всегда повторяю либо Шри Нараяна-Мантру, либо Шри Кришна-Мантру, т.е. я ни секунды своей жизни не провожу без Вишну-Мантр. 

Речь в нижеследующей истории идёт именно о таком повторении, потому что, к примеру, практика повторения Мантр на чётках, которую часто дают начинающим - это слишком примитивный уровень. Ежу понятно, что, как только человек откладывает в сторону чётки, он/она тут же забывает о Мантре, но это не уровень Вайшнавизма. 

В Вайшнавизме памятование о Господе Шри Вишну/Господе Шри Кришне должно быть непрерывным, как дыхание, а ум должен быть натренирован на одновременную обработку сразу нескольких потоков - например, готовка еды или слушание музыки и одновременное повторение Шри Вишну-Мантры в уме. 

Ещё один пример - если я, например, просыпаюсь ночью или утром, то мой ум сразу же начинает повторять либо Шри Нараяна-Мантру, либо Шри Кришна-Мантру. В общем, повторение Вишну-Мантр должно быть практически военным - как у солдата, который постоянно находится настороже и никогда не теряет фокус. Далее по тексту Шри Гусайнджи и Шри Харирайяджи прекрасно объясняют эту идею. 

∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭

01. Махаван-бхакта: клерк-вайшья и тяга к знаниям о Шри Кришне. 

Махаван-бхакта относится к тамаса-бхактам. В Кришна-Лиле, на Голоке, он известен как Дурга-Гопи. 

В этом мире он был рождён в семье вайшьей-клерков. Махаван-бхакта встретил Шри Гусайнджи в Матхуре и сразу же стал его учеником. Несколько дней Махаван-бхакта не отходил от Шри Гусайнджи, жадно впитывая знания о Шри Кришна-Бхакти. 

Заметив образованность Махаван-бхакта и его тягу к знаниям, Шри Гусайнджи изящно нарисовал Кришна-Мантру на листе бумаги и подарил этот лист Махаван-бхакту - во время Кришна-севы Махаван-бхакта поклонялся не Божествам, а именно Кришна-Мантре с листа. 

Кроме того, Махаван-бхакта каждый день кормил прасадом вайшнавов и никогда не забывал об Именах Господа Шри Хари. 

02. Проблема змеи-мстительницы. 

Однажды, очень жарким летом, никто из вайшнавов не смог прийти в дом Махаван-бхакта для получения прасада, поэтому Махаван-бхакта решил лично навестить вайшнавов, невзирая на беспощадные лучи Солнца. 

В тени, под одним из деревьев, Махаван-бхакта наткнулся на змея и убил рептилию. У этого змея была жена-змея, которая с этого же дня стала вести охоту на Махаван-бхакта ради мести. 

Огромная проблема для змеи заключалась в том, что Махаван-бхакта постоянно повторял Кришна-Мантру и - в силу того, что Кришна-Мантра всегда надёжно защищает повторяющего от всех невзгод - змея не могла даже близко подползти к бхакту для того, чтобы нанести фатальный укус. 

Однажды Махаван-бхакта заговорил с обычными мирянами, которые обсуждали городские слухи. В этот момент Махаван-бхакта перестал повторять Кришна-Мантру, чем тут же воспользовалась змея-мстительница, насмерть укусившая Махаван-бхакта. 

03. Шри Гусайнджи объясняет неумолимость кармы. 

Новость о гибели Махаван-бхакта тут же разлетелась по всей округе. Вечером к Шри Гусайнджи пришла группа бхактов и один бхакта сказал: "Я до сих пор не могу поверить в то, что такой идеальный вайшнав погиб столь странным образом - Махаван-бхакта постоянно повторял Кришна-Мантру, кормил всех нас прасадом, вёл святой образ жизни. Шри Гусайнджи, как объяснить его гибель с точки зрения Шри Кришна-Бхакти?". 

Шри Гусайнджи ответил: "Ничего эзотерического здесь нет - это обычная карма. Змея была врагом Махаван-бхакта ещё с прошлой жизни. Как только Махаван-бхакта увлёкся разговором о мирских слухах и забыл Кришна-Мантру, карма в виде змеи сразу же настигла его". 

Комментарий Шри Харирайяджи: 

"Данная история учит нас тому, что: 

А) Бхакта Шри Кришны никогда не должен прибегать к насилию; 

Б) Важно избегать слухов и мирского/дурного общения; 

В) Карма не может затронуть тех, кто постоянно повторяет Мантру Господа Шри Кришны".

∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭

ССЫЛКИ НА СКАНЫ: Данная серия постов основана на 3-томном английском издании Шьям Даса - "252 Vaishnavas" by Shri Gokulnathji with Shri Harirayji's commentary, Shyamdas/Tulsidasi, Pratham Peeth Publication, 2002-2006, сканы можно скачать в моих облачных дисках: dropboxgoogledriveteknikfiles-fm (рассказанная выше история о Махаван-бхакте содержится в Томе 1, со стр. 191).    

Статья/перевод/примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва18-сентябрь-2022
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

"252 Вайшнава-Варты": история музыкального вундеркинда Тансена

Продолжение серии, посвященной "252 Вайшнава-Вартам" Шри Валлабха-Сампрадаи: предыдущий пост с историей о сари Шри Радхики можно найти здесьа рубрикатор всех постов серии находится на blogspot и wordpress.

Напомню, что главным действующим лицом в книге является Шри Гусайнджи - младший сын Шри Валлабха-Ачарьи. На Голоке Шри Гусайнджи является Шри Чандравали-Гопи, т.е. фактически в данной серии постов мы обсуждаем Лилы Шри Чандравали-Гопи! И мы также рассматриваем комментарии Шри Харирайяджи - одного из ключевых Ачарьев Шри Валлабха-Сампрадаи.

Вступление от переводчика. 

В этом посте рассматриваются зарисовки из жизни бхакта Тансена. В данном вступлении я сделаю несколько важных пояснений, так как без них рассказ о Тансене будет не совсем понятным.  

Исторически Вайшнавизм и, Кришнаизм как часть Вайшнавизма, очень НЕ дружат с Шактизмом. Например, практически все Вайшнава-Ачарьи в комментариях на "Шри Веданта-Сутру" опровергают Шактизм как ложную религию. 

Кроме того, в Шри Валлабха-Сампрадае очень ярко выражено неприятие поклонения полубогам/полубогиням, так как бхакты из данной Сампрадаи всегда преданы лишь только одному Господу Шри Кришне.

В свете этого, в начале рассказа, Тансен является бхактом богини Сарасвати (полубогини, если выражаться точнее, но я дальше буду использовать более общепринятое слово "богиня") и по мере развития сюжета Тансену быстро показывают несостоятельность его шактистких верований. 

Если говорить о богине Сарасвати, то классический и знакомый многим читателям праман из "Брахма-Вайварта-Пураны" говорит о том, что Сарасвати появилась из языка Господа Шри Кришны - уже из этого простого факта понятно, что поклонение богине Сарасвати полностью лишено смысла:

आविर्भूता यदा देवी वक्त्रतः कृष्णयोषितः [१.४.१२]

āvirbhūtā yadā devī vaktrataḥ kṛṣṇayoṣitaḥ [1.4.12]

Брахма-Вайварта, Пракрити-Кханда, 4.12: "Богиня Вак (т.е. богиня изящной речи - Сарасвати) появилась из языка Господа Шри Кришны". 

И далее сюжет истории о Тансене развивается в рассказ об алкоголе, что также является наследием Шактизма. В Шактизме часто допускается приём алкоголя, поэтому Тансен, ранее бывший шактом, переносит эту алкогольную привычку в мир Вайшнавизма, с позволения Господа Шри Кришны. 

Здесь очень важно то, что речь идёт НЕ о деструктивном, дремучем алкоголизме, а о творческом приёме алкоголя для поддержания вокальных/музыкальных способностей ради Господа Шри Кришны. [окончание вступления от переводчика]

∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭

01. Детство музыкального вундеркинда и поклонение богине Сарасвати.

Тансен относится к раджаса-бхактам. В Кришна-Лиле, на Голоке, он известен как Дипа-Гопи. Дипа является очень близкой подругой Господа Шри Кришны. 

В этом мире Тансен родился в индийском городе Гвалиор. В возрасте 5 лет Тансен начал обучаться музыке у прославленного мусульманского композитора. 

Тансен очень быстро достиг славы и популярности, так как усердно поклонялся богине Сарасвати и богиня, в ответ на его мольбы, даровала Тансену певческие и музыкальные сиддхи. Пение Тансена было настолько зачаровывающим, что даже олени стремительно выбегали из леса на звук его голоса. Некогда, на концерте в Дели, Тансен настолько поразил императора своим вокалом, что сразу же был принят в императорскую свиту. 

02. Шри Гусайнджи оценивает вокал Тансена. 

Однажды Шри Гусайнджи, Говинда Свами и несколько бхактов прибыли в район Говинда Гхата [прим. переводчика: Govinda Ghat - священное место в Индии, штате Уттаракханд]. В это же время там оказался Тансен. 

Шри Гусайнджи знал Тансена как императорского певца, поэтому попросил: "Тансен, спой, пожалуйста, что-нибудь для нас с бхактами". В ответ Тансен пропел следующую поэму в одной из индийских раг: 

Для музыки моей и певческих умений,

Не существует неприступных цитаделей,

Любое сердце нотой покорю,

Ведь музыкальному служу я алтарю!

Семь нот, три гаммы, вихри раг, 

Мой голос в этих властвует стихиях,

Но озаряет сердце и рассеивает мрак,

Лишь Сарасвати-Деви, ей пою стихи я!

В ответ на эту песню Шри Гусайнджи выдал Тансену пачку из 500 рупий, положив сверху ракушку. Тансен спросил: "Махараджа, почему вы положили ракушку на пачку денег?". 

Шри Гусайнджи ответил: "Я решил дать тебе 500 рупий из-за уважения к императору, но твой голос я оцениваю лишь в одну ракушку". 

Тансен страшно обиделся и сказал: "Если вы покажете мне певца, который будет лучше меня, то я приму эту ракушку". 

03. Две поэмы Говинды Свами: Кришна-Бхакти и Гуру-Бхакти. 

Шри Гусайнджи позвал Говинду Свами и попросил: "Говинда, спой, пожалуйста, что-нибудь из нашего репертуара"

Говинда Свами спел 2 поэмы в саранга-раге [прим. переводчика: название данной индийской раги отсылает к слову "пятнистая антилопа" на Санскрите - सरङ्ग/saraṅga - Тансен гордился своими сиддхами по зачаровыванию лесных оленей, поэтому выбор данной музыкальной раги Говиндой Свами не был случайным]. 

Первая поэма Говинды Свами была посвящена гуру (т.е. Шри Гусайнджи) и звучала следующим образом:

"Как Гуру передать очарованье?

В Ачарье уникальна каждая черта!

И нотами к чему пустое фехтованье?

Валлабхи сыну служим мы, а не мирским шутам!

^^^

Я вижу Кришну в каждом жесте Гуру, 

Я слышу Гокулу в его святых словах. 

Дано ль понять мирскому балагуру? 

Что в Кришне - суть всех Вед, не в мелких божествах!

^^^

Без Кришна-Бхакти смысла нет в освобожденьи,

Без милости Ачарьи толку в Ведах нет, 

С утра, с секунды самой первой пробужденья, 

Я лишь к стопам Гопала и Ачарьи рифм несу букет!

О Кришне непрестанно я пою,

И раг нектар к стопам лишь Гуру лью!"

И, после этой поэмы, Говинда Свами сразу же пропел вторую поэму, посвящённую Шри Кришна-Лиле:

"Послушай сказ мой искренний, простой,

Случилось это в Гокуле весной,

Я на балконе вешала гирлянды из цветов,

Вдруг появился Кришна, словно из волшебных снов!

^^^

Он фейерверком шаловливых взглядов одарил меня,

Речами сладкими стал сердце соблазнять,

Я так смутилась, отвернулась, в комнаты вбежала,

Ведь мама с Кришной мне общаться запрещала.

^^^

Но на балкон вернулась вновь украдкой,

И Кришна прямо, не играя со мной в прятки,

Запрыгнул на балкон и нежно мне шепнул:

"Свидание сегодня в полночь, наше место, очень жду!". 

Эти поэмы пробудили Тансена и он воскликнул: "Как же вы были правы! Всё моё пение не стоит даже ракушки в сравнении с песнями Говинды Свами о Шри Кришне! Пение Говинды Свами - это изысканный шёлк, а всё моё пение - это подобие грубого картофельного мешка. Как я могу стать вашим учеником?".

Говинда Свами сказал: "Я приму вас с радостью, но дело в том, что я всегда веду классы только для учеников Шри Гусайнджи". 

Тансен смиренно спросил Шри Гусайнджи: "Вы примете меня в ученики?". 

Шри Гусайнджи посвятил Тансена в Шри Кришна-Мантру, а воодушевлённый Тансен, в свою очередь, подарил Шри Гусайнджи и Говинде Свами состояние из 1000 золотых монет. 

Под руководством Говинды Свами Тансен изучил не только поэмы и песни, но также храмовый стиль пения Шри Валлабха-Сампрадаи. Успехи Тансена на ниве обучения были столь впечатляющими, что вскоре Шри Гусайнджи разрешил Тансену петь перед Божеством Шри НатхДжи [прим. переводчика: Шри НатхДжи - главное Божество/Ишта-Девата Шри Валлабха-Сампрадаи]. 

04. Старые привязанности. 

Шри НатхДжи был очень доволен назначением Тансена на пост храмового певца. Тем не менее, с императорских времён, у Тансена сохранилась привязанность к алкоголю, поэтому Тансен часто пел перед Шри НатхДжи в состоянии лёгкого подпития. 

Однажды один из бхактов не выдержал и отругал Тансена следующим образом: "Как можно приближаться к Шри НатхДжи под алкогольными парами? Посмотри на себя! От тебя же ужасно несёт спиртным! Не приближайся к Шри НатхДжи в таком состоянии!".

На следующий день Тансен стал петь перед Шри НатхДжи полностью трезвым и, когда Шри Гусайнджи (т.е. Шри Чандравали-Гопи) проводил перед Шри НатхДжи (т.е. Шри Кришной) севу с показыванием зеркала, Шри НатхДжи сказал: "Чего-то Тансен сегодня не в форме - очень плоско и грустно поёт. Спроси его, пожалуйста, что произошло?".

В беседе с Шри Гусайнджи Тансен сказал: "Один из бхактов сказал мне вчера завязать с алкоголем, поэтому сегодня я пришёл трезвый как стёклышко, но проблема в том, что без спиртного мой голос становится слабым и тусклым". 

Шри Гусайнджи сказал: "Вернись к своему обычному распорядку и продолжай принимать алкоголь. Радость и положительные эмоции Кришны для нас важнее всего, поэтому я разрешаю тебе пить!". 

После этого разговора Тансен вернулся к Шри НатхДжи уже в состоянии подпития для того, чтобы вновь сладкозвучно запеть перед Господом. В этот же день Тансен увидел, как Господь Шри НатхДжи радостно улыбается в ответ на его пение!

Комментарий Шри Харирайяджи: 

"В этой истории показано, что в Пушти-Марге (т.е. Шри Валлабха-Сампрадае) для бхакта первичными всегда являются радость и положительные эмоции Господа Шри НатхДжи (т.е. Шри Кришны). Это главная Дхарма нашего пути". 

∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭

ССЫЛКИ НА СКАНЫ: Данная серия постов основана на 3-томном английском издании Шьям Даса - "252 Vaishnavas" by Shri Gokulnathji with Shri Harirayji's commentary, Shyamdas/Tulsidasi, Pratham Peeth Publication, 2002-2006, сканы можно скачать в моих облачных дисках: dropboxgoogledriveteknikfiles-fm (рассказанная выше история о Тансене содержится в Томе 2, со стр. 109). 

Статья/перевод/примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва18-сентябрь-2022
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Неделя программирования в Sonic Pi - было нереально весело! И код для простого UK Garage-трека в этом посте

В первой половине сентября я вернулась к программированию в Sonic Pi и унеслась на целую неделю, т.е. практически всю неделю я зависала в этой программе, выдумывая всякие причудливые музыкальные коды. 

По сути, Sonic Pi - это DAW, но в отличие от FL Studio, Studio One и прочих DAW, музыка в этой системе пишется с помощью кода. Из преимуществ системы я особенно отмечу богатейшие функции аккордов и гамм, т.е. с помощью простых строк кода вы можете создавать сложные аккордовые прогрессии с различными инверсиями и т.д.

Система полностью бесплатна, создал её Sam Aaron и огромное уважение ему за то, что он написал детальный tutorial к системе. Насколько я помню, раньше этот tutorial можно было скачать в форме примерно 300-страничной и бесплатной pdf-книги, но теперь весь tutorial перевели в чистую онлайн-форму - https://sonic-pi.net/tutorial.html

Кроме этого, есть ещё одна бесплатная pdf-книга, её можно скачать здесь - https://magpi.raspberrypi.com/books/essentials-sonic-pi-v1/pdf/download.

Лично я прочла и разобрала обе книги. Тяжело ли обучиться программированию на Sonic Pi?  Вот на этот вопрос ответить сложно. 

Однозначно нужен отличный английский, чтобы вдумчиво прочитать книги. Кроме того, обязательно нужно знать английскую нотацию, т.е. умение отличить "D Major Scale" от "F-Sharp Lydian" и т.д. В целом, нужно знать музыкальную теорию, т.е. Circle of Fifths, правила построения аккордовых прогрессий (vi–ii–V–I и т.п.) и т.д.

Чисто технарская, железная база также очень необходима, так как для программирования нужно понимать, что такое ADSR, Cutoff и т.п., уметь отличать синтезатор Prophet от TB-303 и знать прочие понятия из мира если не живых, то хотя бы софтовых синтезаторов. В общем, предполагается, что программер до этого работал с живыми синтезаторами и может быстро перевести эти понятия в простой код. 

И нужно хотя бы базовое понимание азов программирования, т.е. умение отличить variable от array и т.д. 

После недели зависания в Sonic Pi мне, как это обычно бывает, вдруг резко надоело пилить коды и я перебралась в Jeskola Buzz - это бесплатная DAW, которая унаследовала часть архитектуры от древних Amiga-трекеров - в Buzz тоже есть простор для всяких забав, особенно на ниве TB-303 и acid-house. 

После экспериментов в Sonic Pi у меня осталось много сниппетов и черновиков. Вот этот биток в стиле UK Garage/deep-house, получился особенно удачным, поэтому ниже я представляю полный код (послушать результат в m4a-формате можно на box, dropbox, teknik): 

live_loop :ukgarage do

  if one_in(3)

    use_bpm 480

  else

    use_bpm 60

  end

    play [(chord :d4, :maj11), (chord :fs4, :m11),

        (chord :a3, :maj9), (chord :cs3, :m11)].tick

  sleep 1

end

live_loop :beat_bd do

  sample :bd_ada, amp: 1.5

  sleep (ring 0.5, 0.5, 0.5, 0.25, 0.25).tick

end

live_loop :snaro do

  sync :beat_bd

  sample :sn_dolf, rate: 2, amp: 1.2

  sleep (ring 1, 0.5, 0.05).shuffle.tick

end

live_loop :beat_hh1 do

  sample :drum_cymbal_closed, amp: 0.7, rate: 2.5

  sleep (ring 0.1, 0.25, 0.05).shuffle.tick

end

live_loop :beat_hh2 do

  sample :drum_cymbal_closed, amp: 0.7, rate: 0.5

  sleep (ring 0.5, 0.25).shuffle.tick

end

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва18-сентябрь-2022
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Бесплатный Tauon Player - забавная система быстрого поиска треков и очень красивые темы!

Этой осенью я поменяла свою систему аудио-плееров: одним из основных теперь является Foobar с установленным Waveform Minibar (mod) - в такой сборке Foobar чертит звуковую волну файлов. Этой сборкой я заменила забагованный Resonic Player, который на оф. сайте начал толкать какие-то телеги про войну. В общем, Resonic отправлен в бан - кроме него, кстати, есть ещё бесплатный Nulloy Player, который я поставила на свой нетбук SonyVaio. 

И я также заменила Wynil Player, который мне долгое время очень нравился, но в котором, увы, нельзя поменять фичу, при которой файлы играют с раздражающим выплыванием звука в начале (т.е. с включенным fade in, если говорить технически точно). В итоге Wynil я заменила на Tauon Player, обновление которого на Github вышло ровно 14 дней назад - https://github.com/Taiko2k/TauonMusicBox/releases.

В Tauon Player меня поразили 2 вещи: 1) Модный интерфейс с действительно красивыми темами (мне особенно понравились светлая Lavender Light и кофейно-оранжевая Astro) и 2) Система быстрого поиска, в которой вы можете пробивать название песни, начиная печатать запрос в любом месте плеера, т.е. никаких мелких окошек поиска и прочего мусорка! На скрине в начале поста показано, как я начинаю печатать Mr, ища песню "Take Cover" by Mr. Big и плеер мгновенно выдаёт мне все результаты по отрывку "Mr". 

Иронично, кстати, что в запрос по "Mr" попал Richie Kotzen, которого с группой "Mr. Big" связывает сложная судьба! ХАХАХАХА! 

В Tauon Player также можно настроить забавную фичу, которая показывает информацию о группе из Wikipedia с фотографией + можно включить показ лирики для песен. Также присутствует Replay Gain.

У плеера достаточно расширенных настроек - например, в меню Func у него сразу 4 таба настроек, которые не сразу заметны и в которых есть редкие фичи типа заглядывания на Bandcamp и поддержки архивов - смотрите зеленую стрелку на скрине ниже:

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва18-сентябрь-2022