среда, 9 июля 2025 г.

Апаурушея-Тару-Джаганнатха, личностный характер Шри Нараяна-Мантр, 4 Веды и Шри Нарасимха-Раджа-Мантра («Шри Джаганнатха-Махатмья»)

Летний лонгрид с праманами, которые особенно понравятся вишнудуткам и вишнудутам, трепетно относящимся к повторению различных Мантр Бхагавана Шри Нараяны! 

В этом посте я публикую первый кластер праманов из Главы №28 «Шри Джаганнатха-Махатмьи» (Вайшнава-Кханда «Сканда-Пураны»), а другие кластеры — в частности, дополнительные праманы о Шри Нарасимха-Раджа-Мантре — я опубликую в других постах. Все нижеследующие праманы произносит Брахма в беседе с царём-вайшнавом Индрадьюмной.  

I. БАЗИС ПОКЛОНЕНИЯ.

आद्या मूर्तिर्भगवतो नारसिंहाकृतिर्नृप ।

नारायणेन प्रथिता मदनुग्रहतस्त्वयि ।।२८.३८।।

ādyā mūrtirbhagavato nārasiṃhākṛtirnṛpa ।

nārāyaṇena prathitā madanugrahatastvayi ।।28.38।।

28.38: «Мурти Господа Шри Нарасимхи всегда первично при поклонении Шри Джаганнатхе. Мурти Господа Шри Нарасимхи было явлено самым первым в Шри Джаганнатха-Кшетре, даже ещё до появления Храма Шри Джаганнатхи. Таков порядок явления и поклонения, установленный самим Бхагаваном Шри Нараяной. Теперь же, царь Индрадьюмна, я решил даровать тебе свою духовную милость, а потому расскажу об этом порядке и других истинах». 

Примечание переводчика. Смысл прамана в том, что Шри Джаганнатха является Арча-Аватарой Бхагавана Шри Нараяны, поэтому порядок поклонения в Шри Джаганнатха-Кшетре исходит лишь от Бхагавана Шри Нараяны. Исторически первым в Шри Джаганнатха-Кшетре появляется Господь Шри Нарасимха, а потом — Господь Шри Джаганнатха.  

II. ВОСПРИЯТИЕ БОЖЕСТВА.

दारवी मूर्तिरेषेति प्रतिमाबुद्धिरत्र वै ।

मा भूत्ते नृपशार्दूल परं ब्रह्माकृतिस्त्वियम् ।।२८.३९।।

dāravī mūrtireṣeti pratimābuddhiratra vai ।

mā bhūtte nṛpaśārdūla paraṃ brahmākṛtistviyam ।।28.39।।

28.39: «Ни в коем случае нельзя воспринимать Шри Джаганнатху как обычное деревянное изваяние. Всегда видь в Шри Джаганнатхе только Пара-Брахмана — Бхагавана Шри Нараяну! Поклоняйся Шри Джаганнатхе как Пара-Брахману — Бхагавану Шри Нараяне! О Индрадьюмна, тигр среди царей, хорошо запомни эти истины!». 

Примечание переводчика. Этот праман важно рассматривать в паре с праманом об Апаурушея-Тару — общая концепция Апаурушеи далее переходит в праманы о Ведах. Объясню общую концепцию. 

01. ВЕДЫ = АПАУРУШЕЯ. Веды в Вайшнавизме всегда относятся к классу «Апаурушея», т. е. созданные Богом/Бхагаваном Шри Вишну, а не человеком. Шри Рамануджа-Ачарья пишет в «Шри Веда-Артха-Санграхе», шлоке №231: एतद् एव वेदानाम् अपौरुषेयत्वं नित्यत्वं चetad eva vedānām apauruṣeyatvaṃ nityatvaṃ ca — Веды вечны, Веды — это Апаурушея, явленная Бхагаваном Шри Нараяной».

02. ШРИ ДЖАГАННАТХА = АПАУРУШЕЯ-ТАРУ. Деревянное Божество Шри Джаганнатхи также явлено Бхагаваном Шри Нараяной, а не создано людьми. Эта идея подчёркивается в шлоке №28.35 «Шри Джаганнатха-Махатмьи», когда царь-вайшнав Индрадьюмна рассказывает о явленном ему Божественном пророчестве: मामाह पूर्वं वाणी सा गगनांतरिता तदा अपौरुषेयतरुणा चतुर्मूर्तिर्भविष्यतिmāmāha pūrvaṃ vāṇī sā gaganāṃtaritā tadā apauruṣeyataruṇā caturmūrtirbhaviṣyati — «Услышал я небесный голос, поведавший мне о том, что Бхагаван Шри Вишну явится как деревянное Божество Шри Джаганнатхи, принимающее четвертичное поклонение [Шри Джаганнатха в целом = Шри Кришна + Шри Баларама + Шри Субхадра-Деви + Шри Сударшана-Чакра]. Это будет Апаурушея-Божество; Его деревянная природа будет происходить не из этого мира, а из Мира Духовного».  

Такова концепция Апаурушеи — далее по тексту я напомню об этой концепции, когда Брахма произнесёт слова о 4 Ведах. 

खंडनात्सर्वदुःखानामखंडानंददानतः ।

स्वभावाद्दारुरेषो हि परं ब्रह्माभिधीयते ।।२८.४०।।

khaṃḍanātsarvaduḥkhānāmakhaṃḍānaṃdadānataḥ ।

svabhāvāddārureṣo hi paraṃ brahmābhidhīyate ।।28.40।।

28.40: «К примеру, джива по свабхаве своей полностью духовна, а не материальна. Точно таким же образом, свабхава Господа Шри Джаганнатхи — это полностью духовный Пара-Брахман, а не материальное дерево. Все страдания разрушает и вечное духовное счастье на Шри Вайкунтхе дарует Шри Джаганнатха, если ты поклоняешься Ему как Пара-Брахману Шри Нараяне». 

Примечание переводчика. Я перевела этот праман с помощью сравнения свабхав Бога и дживы. Естественно, свабхава Бога, т. е. Бхагавана Шри Нараяны/Шри Джаганнатхи превосходит дживу по грандиозности, но сравнение свабхав прекрасно передаёт суть: Господа Шри Джаганнатху всегда важно воспринимать только в духовном ключе, очень и очень оскорбительно видеть в Господе Шри Джаганнатхе тривиальное деревянное изваяние!

III. ШРИ ДЖАГАННАТХА И ЧЕТЫРЕ ВЕДЫ.

इत्थं दारुमयो देवश्चतुर्वेदानुसारतः । स्रष्टा स जगतां तस्मादात्मानं चापि सृष्टवान् ।।२८.४१।।

ऋग्वेदरूपी हलधृक्सामवेदो नृकेसरी ।।२८.४४।।

यजुर्मूर्त्तिस्त्वियं भद्रा चक्रमाथर्वणं स्मृतम् । वेदश्चतुर्द्धा भेदोऽयमेकराशिरभेदतः ।।२८.४५।।

अतस्ते संशयो मा भूदेकस्तु बहुधा विभुः । अवतारेषु चान्येषु न्यायेनैतेन वर्त्तते ।।२८.४६।।

itthaṃ dārumayo devaścaturvedānusārataḥ ।

sraṣṭā sa jagatāṃ tasmādātmānaṃ cāpi sṛṣṭavān ।।28.41।।

ṛgvedarūpī haladhṛksāmavedo nṛkesarī ।।28.44।।

yajurmūrttistviyaṃ bhadrā cakramātharvaṇaṃ smṛtam ।

vedaścaturddhā bhedo'yamekarāśirabhedataḥ ।।28.45।।

ataste saṃśayo mā bhūdekastu bahudhā vibhuḥ ।

avatāreṣu cānyeṣu nyāyenaitena varttate ।।28.46।।

28.41-46: «Имя „Джаганнатха” означает „Владыка всех вселенных”. Бхагаван Шри Нараяна явил деревянное Божество Шри Джаганнатхи в соответствии с концепцией четырёх Вед: 1. Шри Баларама олицетворяет Риг-Веду; 2. Шри Нарасимха — Сама-Веду; 3. Шри Субхадра-Деви — Яджур-Веду; 4. Шри Сударшана-Чакра — Атхарва-Веду. Божественное Величие Бхагавана Шри Нараяны/Шри Джаганнатхи таково, что Он одновременно един и существует при этом во множественных Аватарных образах. Никогда не сомневайся в том, что я сейчас произнёс!». 

Примечание переводчика. Это как раз логическая кульминация Апаурушея-концепции — прекрасная гармония между Апаурушея-Ведами и Апаурушея-Божеством Шри Джаганнатхи. Я слегка поменяла порядок шлок, чтобы сразу огласить концепцию четырёх Вед. Выше я пропустила шлоки №28.42 и №28.43 — в этих шлоках Брахма рассказывает о том, что:

А) Нет разницы между Шабда-Брахманом и Пара-Брахманом, ибо в момент Пралайи Шабда-Брахман и Пара-Брахман становятся одним целым [śabdabrahma paraṃbrahma nānayorbheda iṣyate laye tu ekamevedaṃ, №28.42]. 

Это сверх-важнейшая идея для всех вайшнавов, повторяющих Мантры. Нет разницы между Мантрой (Шабда-Брахман) и Бхагаваном Шри Нараяной (Пара-Брахман). Например, классическая 8-Слоговая Мантра Господа Шри Нараяны [ॐ नमो नारायणायoṃ namo nārāyaṇāya] — это Сам Бхагаван Шри Нараяна. Очень оскорбительно относиться к Мантрам как к простенькому набору звуков. Мантры всегда очень личностны. Например, повторение Шри Нараяна-Мантры или Шри Нарасимха-Мантры — это фактически всегда личная встреча с Самим Господом Шри Нараяной/Шри Нарасимхой. Далее по тексту Брахма особенно подчеркнёт идею о личностном характере Мантр. 

Б) Шабда/слово и артха/значение всегда взаимосвязаны [arthābhāvena śabdo'sti śabdābhāvena, №28.43]. Пункты А) и Б) сверх-важны для объяснений Брахмы о Мантрах, к которым мы как раз и переходим. 

IV. МАНТРЫ ЛИЧНОСТНЫ! ВЕРА И СИДДХИ.

सर्वरूपमयो ह्येष सर्वमंत्रमयः प्रभुः । आराध्यते यथा येन तथा तस्य फलप्रदः ।।२८.४८।।

यथा सुशुद्धं कनकं स्वेच्छया घटितं नृप । तत्तत्संज्ञामवाप्येह तत्तत्संतोषकारकम् ।।२८.४९।।

एवं महिम्ना भगवानत्राविरभवन्नृप । यस्य यावांस्तु विश्वासस्तस्य सिद्धिस्तु तावती ।।२८.५० ।।

sarvarūpamayo hyeṣa sarvamaṃtramayaḥ prabhuḥ ।

ārādhyate yathā yena tathā tasya phalapradaḥ ।।28.48।।

yathā suśuddhaṃ kanakaṃ svecchayā ghaṭitaṃ nṛpa ।

tattatsaṃjñāmavāpyeha tattatsaṃtoṣakārakam ।।28.49।।

evaṃ mahimnā bhagavānatrāvirabhavannṛpa ।

yasya yāvāṃstu viśvāsastasya siddhistu tāvatī ।।28.50 ।।

28.48-50: «Таким образом, суть всех 4 Вед, суть всех Мантр и суть всех Форм Бхагавана Шри Нараяны содержится в поклонении Господу Шри Джаганнатхе. Бхагаван Шри Нараяна одновременно един и существует в множестве форм. 

Мантры и Рупы (Формы) всегда взаимосвязаны: любой Мантре всегда соответствует та или иная Рупа — никогда не бывает абстрактных Мантр, существующих в некоем вакууме, в отрыве от Рупы. Например, Шри Нарасимха-Мантре всегда соответствует Форма/Личность Шри Нарасимха-Аватары. Все Мантры при этом исходят из Единой Формы Бхагавана Шри Нараяны, т. е. от Изначального Бога [дополнительное значение прозвучавших шлок — это удар по маявади, которые часто лепечут бред про бесформенность Бога и белиберду про безличностное поклонение]. 

Вдумайся в пример с золотом. Существует единый материал — золото, из которого делают различные изысканные украшения. Памятование об изящно сделанном золотом украшении (например, очень эстетичном браслете) всегда вызывает радость в уме. Единый золотой материал — это Изначальный Бог Шри Нараяна, а Его Аватары — это различные украшения из золота. Всегда созерцай в каждой Аватаре Изначальное Величие Бхагавана Шри Нараяны. 

Сиддхи всегда обретаются в соответствии с той верой, что есть у бхакта: слабенькая вера в Бхагавана Шри Нараяну/Шри Джаганнатху не даст ничего, тогда как сильнейшая вера в Божественное Величие Бхагавана Шри Нараяны/Шри Джаганнатхи приведёт бхакта к величайшим сиддхам. То же самое касается и Мантра-сиддх, поэтому дальше я расскажу тебе о Шри Нарасимха-Раджа-Мантре и вере в Мантру». 

Примечание переводчика. «viśvāsastasya siddhistu tāvatī» — в этой фразе о вере и сиддхах Брахма говорит не об обычных сиддхах, а сиддхах чисто вайшнавских/духовных (например, прогрессе на духовном пути и безупречности Бхакти), потому что в предшествующих шлоках Брахма отверг тривиальные материальные сиддхи: 

  • āhur vaiṣṇava nirvāṇaṃ yaṃ vedāṃtaparāyaṇāḥ (№28.19); 
  • sṛṣṭiṃ cakāra bhagavānprāptamasmāccaturmukhāt aṇimādiguṇā yasya phalaṃ syādānuṣaṃgikam (№28.21);
  • eka eva mahāmantraḥ puruṣārthacatuṣṭayam (№28.22).

То есть, суммарная идея о сиддхах такова: «Вайшнавов интересует Вайшнава-Нирвана (буквально —  „вечное спокойствие в обществе Бхагавана Шри Вишну”) и поклонение Бхагавану Шри Вишну; анима и прочие материальные сиддхи не представляют никакого интереса для вайшнавов; все материальные сиддхи меркнут в свете величия Шри Нарасимха-Маха-Мантры». 

Кластер о Вайшнава-Нирване я опубликую в отдельном посте. И кратко расскажу о Маха-Мантре — обратите внимание на тот факт, что в «Шри Джаганнатха-Махатмье» нет Харе-Кришна-Маха-Мантры, потому что Маха-Мантрой по стандартам Шри Джаганнатха-Кшетры всегда считается лишь Шри Нарасимха-Раджа-Мантра. Понятия «Маха-Мантра» и «Раджа-Мантра» в «Шри Джаганнатха-Махатмье» всегда идентичны/синонимичны — они всегда, всегда и абсолютно всегда означают лишь Шри Нарасимха-Мантру. 

Даже выше, в праманах о Ведах, Шри Кришна-Аватары не было, а рядом с Шри Баларамой прозвучал грозный рык Шри Нарасимхи в сопоставлении с Сама-Ведой. Это не означает, что нужно питать некое пренебрежительное отношение к Шри Кришна-Аватаре — например, я лично повторяю одну из Мантр Шри Кришны и счастлива в своём повторении/отношениях с Шри Кришной, но реалии «Шри Джаганнатха-Махатмьи» таковы, что Шри Кришна-Аватары там очень мало!

Я не печатаю в этом посте Раджа-Маха-Мантру Шри Нарасимхи, так как у «Шри Джаганнатха-Махатмьи» такой статус, что предназначена она лишь для самых искренних вайшнавов — её нельзя разглашать среди авайшнавов, т. е. не-вайшнавов — приставка «а» в санскрите соответствует русскому отрицанию «не» (अवैष्णवा मोघजीवास्तेभ्यो गोप्यं सदैव हिavaiṣṇavā moghajīvāstebhyo gopyaṃ sadaiva hi – от не-вайшнавов всегда храни в тайне эту книгу о Шри Джаганнатхе; «Шри Джаганнатха-Махатмья», шлока №48.30), поэтому я умеренно подаю информацию.

Заодно напомню, что случилось с кришнаитами, которые попытались влезть в Храм Шри Джаганнатхи со своим уставом — кришнаитов до сих пор вообще не впускают в Храм Шри Джаганнатхи на даршан, т. е. Господь Шри Джаганнатха и Шри Нарасимха элементарно не хотят даже видеть кришнаитов, которые, кстати, являются авайшнавами (не-вайшнавами), ибо кришнаиты не верят в Бхагавана Шри Вишну/Бхагавана Шри Нараяну, пытаясь подменить Его Шри Кришна-Аватарой. Господь Шри Джаганнатха устроил всё так, что сокровище настоящего и искреннего поклонения Шри Джаганнатхе кришнаиты никогда не обретут. Бхагаван Шри Вишну всегда отвечает чувством на чувство: оскорбляешь Господа Шри Вишну — пожалуйста, тебя будут позорно вышвыривать из Его Храмов и Храма Шри Джаганнатхи, в частности. 

Напомню также, что в 2025 году кришнаиты докатились до очередного скандала и позора на всю Индию, когда отгрохали в Бенгалии реплику-фальшивку (!!!!!!!) Шри Джаганнатха-Дхамы; там дело дошло до правительственного скандала с требованиями запретить кришнаитов по всей Индии. Об этом можно почитать в индийской прессе и английской Wikipedia — это скандальный случай бенгальского храма-фальшивки Дигха: https://en.wikipedia.org/wiki/Jagannath_Temple,_Digha#Controversy.  

Точно не обещаю, но возможно позже я сделаю отдельный пост, в котором расскажу, почему нельзя сделать копию настоящей Шри Джаганнатха-Дхамы из Ориссы (например, нельзя повторить уникальную священность Шри Джаганнатха-Кшетры с теми условиями, что только в ней не действуют оковы кармы и что она освящена присутствием настоящего Шри Нарасимхи) — кришнаиты даже не представляют на какой гнев Шри Джаганнатхи они теперь попали и какую ужасающую фальшивку Кали-Юги они сотворили! 

В целом, коренные брахманы-священники настоящего Храма Шри Джаганнатхи в Ориссе уже не первое десятилетие просят кришнаитов отстать уже от Господа Шри Джаганнатхи, но кришнаиты, увы, упорствуют в своём тамасе. Я так полагаю, Прабхупада забыл объяснить кришнаитам классическую идею «Шри Бхагавата-Пураны» о том, что Господь Шри Вишну всегда говорит именно через брахманов: ब्राह्मणो ऽग्निश्च वै विष्णोः सर्वदेवात्मनो मुखम्brāhmaṇo 'gniśca vai viṣṇoḥ sarvadevātmano mukham («Шри Бхагавата-Пурана», 8.16.9), т. е. через гнев священников-брахманов из Ориссы говорит сам Господь Шри Вишну-Джаганнатха — странно, что кришнаиты до сих пор не поняли этой простой идеи. Далее — продолжение объяснений Брахмы. 

V. ШРИ ВИШНУ-ПРИТИ / БХАКТА-ВАТСАЛА. 

समाराधय गोविंदमत्र दारुवपुर्द्धरम् ।।२८.५१।। 

चतुर्वर्गफलावाप्त्यै यथाभिलषितं तव । अनेन मंत्रराजेन विष्णुमेनं समर्चय ।।२८.५२।।

 नातः परतरो मंत्रो न भूतो न भविष्यति । अनेनाभ्यर्चितो विष्णुः प्रीतो भवति तत्क्षणात् ।।२८.५३।। 

ददाति स्वपुरं चापि भगवान्भक्तवत्सलः । यज्ञैस्तीर्थैर्व्रतैर्दानैस्तपोभिश्चापि तस्य किम् ।।२८.५४ ।। 

नीलाचलस्थं यो विष्णुं दारुमूर्तिमुपास्ति वै । तत्त्वं ब्रवीमि ते भूप श्रुत्वैतदवधारय ।।२८.५५ ।। 

samārādhaya goviṃdamatra dāruvapurddharam ।।28.51।।

caturvargaphalāvāptyai yathābhilaṣitaṃ tava ।

anena maṃtrarājena viṣṇumenaṃ samarcaya ।।28.52।।

nātaḥ parataro maṃtro na bhūto na bhaviṣyati ।

anenābhyarcito viṣṇuḥ prīto bhavati tatkṣaṇāt ।।28.53।।

dadāti svapuraṃ cāpi bhagavānbhaktavatsalaḥ ।

yajñaistīrthairvratairdānaistapobhiścāpi tasya kim ।।28.54 ।।

nīlācalasthaṃ yo viṣṇuṃ dārumūrtimupāsti vai ।

tattvaṃ bravīmi te bhūpa śrutvaitadavadhāraya ।।28.55 ।।

28.51-55: «Телом, умом и речью, с максимально чистыми и искренними намерениями, всегда почитай Господа Шри Говинду в образе деревянного Божества Шри Джаганнатхи [т. е. почитай Господа Шри Вишну, так как Имя „Говинда” — это Имя №189 и №543 из Гимна „1000 Имён Бхагавана Шри Вишну”]. 

Для исполнения Чатурварги всегда почитай Бхагавана Шри Вишну с помощью Шри Нарасимха-Раджа-Мантры [Чатурварга = 4 цели человеческой жизни: артха, кама, Дхарма и Мокша]. 

Не было, нет и никогда не будет Мантры, которая могла бы сравниться с Шри Нарасимха-Раджа-Мантрой, мгновенно приводящей бхакта к Прити со стороны Бхагавана Шри Вишну [Прити = очень благосклонное отношение Бога к бхакту] и обретению Шри Вишну-Локи/Шри Вайкунтхи. 

Нет смысла в проведении Ведических яджн, посещении священных тиртх, соблюдении аскез и благотворительности, ибо все они меркнут в сравнении с поклонением деревянному Божеству Бхагавана Шри Вишну на горе Нила [т. е. Господу Шри Вишну-Джаганнатхе, живущему на горе Нила]. 

Бхагаван Шри Вишну относится как Бхакта-Ватсала [Бхакта-Ватсала = Бог с максимально заботливым и любящим отношением] к тем бхактам, которые повторяют Шри Нарасимха-Раджа-Мантру и поклоняются Шри Нила-Джаганнатхе». 

∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭

❈⊱⊱⊱Данный пост подготовлен на основании 2 источников (оба источника сходятся по номерам шлок/содержанию — «Шри Джаганнатха-Махатмью» обычно называют «Шри Пурушоттама-Кшетра-Махатмья», но я следую названию с Именем Шри Джаганнатхи): 1. Санскритская оцифровка «Сканда-Пураны», Вайшнава-Кханды, Пурушоттама-Кшетра-Махатмьи с sa.wikisource.org и 2. Английское издание этого же текста от Motilal, Том 5 — ссылка на pdf-сканы ⊰⊰⊰❈

Статья, перевод, примечания, квадратные скобки: 

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 09-июль-2025

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/