среда, 6 июля 2022 г.

Воинственный Баларама и его мифическая мадху-чашака, Шри Ревати-Деви и голубые лилии, а также поклонение в брахманических пещерах...

В книге "A Study of Vaikhanasa Iconography" by Dr. K.K.C. Lakshmi Narasimhan блестяще написана глава о Балараме (Балабхадре) и Кришне - смотрите цитату-пример ниже (также на box, plurk):

Изложу часть идей на русском, в тезисах [далее в квадратных скобках указаны ссылки на шлоки в Вайкханаса-Шастрах]:

01. Из всех Аватар Бхагавана Шри Вишну именно Баларама и Кришна наиболее мощны в поддержании Дхармы ["Khilādhikāra", Maharṣi Bhṛgu, 19.135b - данную книгу также иногда называют "Бхригу-Самхита"]. 

02. Поклонение Балараме и Кришне дарует все блага в этом мире, а также приводит к Шри Вишну-Саюджья-Мукти после смерти ["Khilādhikāra", Maharṣi Bhṛgu, 19.138].

03. Атри-Риши пишет, что ритуалы для Баларамы и, в частности, ритуал "пратиштха", должны соответствовать тем ритуалам, которые используются в служении Бхагавану Шри Вишну ["Samūrtārcanādhikaraṇa", 60.60]. Подобное соответствие указывает на то, что Баларама является именно Аватарой Бхагавана Шри Вишну. 

K.K.C. Lakshmi Narasimhan здесь отмечает, что в Южной Индии популярна концепция о Балараме как об Аватаре Ананта-Шеши, но невзирая на это, Вайкханаса, происходящая тоже из Южной Индии, подчёркивает концепцию "Баларама - это Аватара Бхагавана Шри Вишну"

04. В Вайкханасе существует 2 вида Баларама-Мурти: саюдха (т.е. с оружиями) и нираюдха (т.е. без оружий) - по сути, воинственное и мирное проявление.  

Саюдха-Балараме поклоняются либо в паре с Шри Ревати-Деви, либо в паре с Шри Рохини-Деви.

А Нираюдха-Балараме поклоняются только в паре с Шри Ревати-Деви - вот что пишет K.K.C. Lakshmi Narasimhan: 

"Revati, having the complexion of añjana or blue-lily, is depicted seated along with Him on His right. She is in sukhāsana posture, throwing Her right leg down and folding and placing the left one on the seat. Her left hand holds a lotus whereas Her right one is placed on Her waist. On the other hand, the arms may be vice-versa. The image of Revati must probably be in adhyardhākṣa or sācikṛta mode of disposition, slightly glancing at the image of Balarāma. Kṛṣṇa may accompany Him on the same seat". 

05. Далее K.K.C. Narasimhan буквально одним предложением разбивает мифы о кшатрийско-алкогольных подвигах Баларамы: 

"The image of Balarāma depicted with madhu-caṣaka (wine-cup) found in North India right from earlier period is not found in South India either in temples or in caves exactly meant for worship".

Перевод: "Изображения/Мурти Баларамы с мадху-чашакой [madhu-caṣaka - винная чашка], которые находят в Северной Индии с ранних времён, в Южной Индии не встречаются ни в храмах, ни в пещерах (пещерах, предназначенных/оборудованных для поклонения)". 

06. И далее K.K.C. Lakshmi Narasimhan также очень интересно рассказывает о брахманической пещере - смотрите скриншот из издания ниже (также на box, plurk):

Статья, перевод: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва06-июль-2022
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Баларама, культ "Veḷḷainākar" (культ Белого Змея) и почему в Кали-Югу Ананта-Шеша проповедует в нашем мире только 200 лет?

Небольшой перевод из книги "A Study of Vaikhanasa Iconography" by Dr. K.K.C. Lakshmi Narasimhan - отрывок, в котором можно найти очень интересные рассуждения о Храмах Шри Баларамы:

стр. 251-252: "Отдельные Храмы Баларамы (Балабхадры) не отслеживаются, так как ко времени становления/развития Храмов различных Аватар Господа Шри Вишну - а становление это происходило под сильным влиянием 12 Альваров Шри Рамануджа-Сампрадаи и Агамической литературы - основная роль стала отводиться Шри Кришна-Аватаре. 

Более того, Баларама никогда не появляется в ведущей роли в Гимнах Альваров, хотя Его и включают в список 10 Аватар Господа Шри Вишну. 

Если обратиться к тамильскому эпосу "Maṇimekalai", то можно обнаружить, что на страницах данного сочинения упоминается "Veḷḷainākar" (буквально - "Белый Змей")

Исследователь Р. Чампакалакшми ставит знак равенства между Баларамой и вышеупомянутым "Veḷḷainākar" (Белым Змеем), указывая на то, что традиционно Баларама считается инкарнацией Ананта-Шеши, а Ананта-Шеша как раз является Божественным Змеем белого цвета [Champakalakshmi R., "Vaishnava Iconography in the Tamil Country", Orient Longman, 1981, p. 127]. 

Если это так, то в тамильском эпосе "Maṇimekalai" подразумевается именно Храм Баларамы. 

Тем не менее, здесь важно отметить то, что обращение "Veḷḷainākar" не всегда подразумевает Балараму и Ананта-Шешу - это также может быть обобщённым обращением к Ананте, королю нагов. При таком варианте, в тамильском эпосе "Maṇimekalai" речь идёт о культе нагов (змей) и храме Ананты - короле нагов. Этот вариант нельзя просто так отбросить, так как культ нагов в Южной Индии является очень древним. 

В наше время поклонение Ананта-Шеше широко распространено в вайшнавских семьях. Очень интересно отметить то, что во время обрядов, направленных на подавление влияния змеиных планет Раху и Кету, в подобных вайшнавских семьях выполняются специальные водные и прочие ритуалы, посвященные Шри Рамануджа-Ачарье и Шри Варавара-Муни именно как Аватарам Ананта-Шеши".  

Примечание переводчика (Vishnudut1926): Смотрите ниже инфографику, посвящённую Ананта-Шеша-Аватарам (инфографика также на box, plurk, dropbox, teknik) - далее я подробнее объясню эту инфографику. 

В Сатья-Югу Бхагаван Шри Нараяна и Ананта-Шеша присутствуют в этом мире лично. 

С Трета-Юги начинается эпоха Аватар, поэтому в Трета-Югу Бхагаван Шри Нараяна и Ананта-Шеша приходят в наш мир как Рама-Аватара и Лакшмана. 

В Двапара-Югу приходят Кришна-Аватара и Баларама. 

Балараму считают как Аватарой Бхагавана Шри Вишну, так и Аватарой Ананта-Шеши - обе точки зрения являются правильными: первую точку зрения (Вишну-Аватара) можно найти в Вайшнава-Пуранах - смотрите, например, перечисление Аватар в самой первой Главе "Шри Гаруда-Пураны" [ссылка на скан], а вторую точку зрения (Ананта-Шеша-Аватара) мы находим в Панчаратра-Самхитах - например, в "Шри Ишвара-Самхите" и "Шри Брихад-Брахма-Самхите", смотрите следующую прекрасную статью с объяснениями и праманами - https://sriranganatha.tripod.com/ramanuja.html.

В Кали-Югу Бхагаван Шри Нараяна в нашем мире не появляется даже на уровне Аватар, так как Он является "Три-Югой" (Господь, который появляется только в первые 3 Юги). Тем не менее, по просьбе Бхагавана Шри Нараяны, в Кали-Югу в нашем мире появляется Ананта-Шеша, но только ровно на 200 лет: 

1. Первый раз как Шри Рамануджа-Ачарья, проповедуя ровно 120 лет. Годы явления/ухода Шри Рамануджа-Ачарьи: 1017–1137. 

2. Второй раз как Шри Варавара-Муни, проповедуя ровно 80 лет. Годы явления/ухода Шри Варавара-Муни: 1370–1450. 

Шри Варавара-Муни также известен как maNavALa mAmunigaL, смотрите полную биографию на одном из сайтов Шри Рамануджа-Сампрадаи - https://guruparamparai.wordpress.com/2012/09/23/azhagiya-manavala-mamunigal/

Перевод, примечания, инфографика: 
Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва06-июль-2022
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах