воскресенье, 26 марта 2023 г.

Мини-экзегеза Мантры "ОМ НАМО НАРАЯНАЯ" [полезно помнить тем, кто практикует восьми-лепестковую медитацию в сердце!]

Нижеследующая мини-экзегеза приводится в комментарии к стиху 6.26 "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары" Шри Джаганнатхи Даса [ссылка на электронное издание Шри Мадхва-Сампрадаи]

Традиция объяснения Шри Нараяна-Аштакшара-Мантры существует как в рамках Шри Мадхва-Сампрадаи (на уровне "Шри Тантра-Сара-Санграхи" Шри Мадхва-Ачарьи и комментариев Ачарьев Шри Мадхва-Сампрадаи к данному тексту), так и в Шри Рамануджа-Сампрадае - у нас в Сампрадае традиция экзегезы более ориентирована на объяснение идей Прапатти. 

Объяснения Шри Джаганнатхи Даса основаны на экзегезе Шри Мадхва-Ачарьи из "Шри Тантра-Сара-Санграхи" и больше ориентированы на Гьяну/Веданту/Упанишады, естественно, в вайшнавском понимании этих концептов!

Я привожу текст на английском - нет смысла переводить, на ёмком английском всё прекрасно звучит и понятно тем, кто знаком с терминологией Веданты и религиозного санскрита. Обратите, кстати, особое внимание на прекрасный термин "praNava pratipAdya" - этот термин буквально за 1 секунду отвечает на все вопросы о смысле Священного Звука "ॐ - oṃ" в контексте ортодоксального Вайшнавизма: 

"OM namO nArAyaNAya is an eight letter nAma. Thus called aShTAxara maMtra. mUla rUpi shrIman narAyaNa is praNava pratipAdya - meaning He is known by the word 'OM'. 

The three alphabets 1) a, 2) u & 3) ma are connected to the five petals of 4) nAda, 5) biMdu, 6) ghOsha, 7) shAMta & 8) atishAMta. 

Known as 'OM' formed by connecting these eight characters, shrIman nArAyaNa is progressively known as 1) vishva, 2) taijasa, 3) prAj~na, 4) tuRya, 5) Atma, 6) aMtarAtma, 7) ParamAtma & 8) j~nAnAtma. 

He thus wanders about the aShTadaLa-s of the hR^itkamala". 

Статья: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 27-март-2023
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Человек лишь на 25% состоит из Шивы, остальные 75% - это...........

Да, вот такой вот кликбейтный заголовок у поста, но мы, как обычно, будем обсуждать мега-серьёзную тему. В электронном издании "Шри Хари-Катхи-Амрита-Сары" Шри Джаганнатхи Даса [ссылка на издание], в комментарии к стиху 6.19, приводятся очень интересные детали об аханкаре. 

На инфографике ниже я схематически изобразила суть этих деталей [инфографика также на box, dropbox, plurk]:

Итак, по Сиддханте Шри Мадхва-Сампрадаи, нашей аханкарой управляют 4 Божества: Господь Шри Мадхава-Вишну (1) является Ниямакой аханкары, а Гаруда с супругой Саупарни (2), Шеша с супругой Варуни (3) и Шива с супругой Парвати (4) являются Абхимани-деватами аханкары. 

नियामक - niyāmaka - это "контролирующий", а अभिमान - abhimānaэто "позволяющий существовать, влияющий на, а также божество-повелитель". Ниямака всегда находится выше Абхимани, так как Ниямака - это всегда Сам Господь Шри Вишну в различных образах! 

Аханкара - это не единственный пример схемы "Ниямака-Абхимани" в рамках теологии Шри Мадхва-Сампрадаи. После аханкара-таттвы Шри Джаганнатха Даса объясняет манаса-таттву и объяснение звучит следующим образом: Господь Шри Вишну-Говинда является Ниямакой манаса, а Индра с супругой Ручи и Кама с супругой Рати являются Абхимани-деватами манаса. 

И ещё один сверх-важный момент. 

Говоря о Господе Шри Мадхаве-Вишну как о Ниямаке, мы ни в коем случае НЕ забываем о Богине Шри Лакшми - в нижеследующем отрывке специально оговаривается, что "mA = ramAdEvi, dhava = husband", т.е. упоминая Имя "Мадхава", мы уже говорим о Господе Шри Вишну как о Муже Шри Рама-Деви (Шри Рама-Деви - это одно из Имён Шри Лакшми-Деви)! 

Процитирую весь разобранный отрывок на английском:

"ahaMkAra tatva consists of the proud feeling of me-mine for anything. The five manOvR^itti-s /- manas, buddhi, chitta, ahaMkAra & aMtaHkaRNa i.e. manas, intelligence to decide, will, pride & feeling of tenderness are considered in this category. ahaMkara tatva is refered here as dhanapasakha (dhanapa = kubEra's sakha = friend) i.e. Rudra dEvaru. 

Rudra is the abhimAni for ahaMkAra tatva it is therefore refered here as dhanapasakha tatva. mAdhava nAmaka ParamAtma is the niyAmaka for this tatva. 

garuDa, shESha & Rudra with their respective consorts soupaRNi, vAruNi & paRvati are the abhimAni-s for ahaMkAra tatva. mAdhava ParamAtma does and makes us do all the kriya-s related to ahaMkAra tatva. (mA = ramAdEvi, dhava = husband)". 

Статья: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 26-март-2023
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах