Да, вот такой вот кликбейтный заголовок у поста, но мы, как обычно, будем обсуждать мега-серьёзную тему. В электронном издании "Шри Хари-Катхи-Амрита-Сары" Шри Джаганнатхи Даса [ссылка на издание], в комментарии к стиху 6.19, приводятся очень интересные детали об аханкаре.
На инфографике ниже я схематически изобразила суть этих деталей [инфографика также на box, dropbox, plurk]:
Итак, по Сиддханте Шри Мадхва-Сампрадаи, нашей аханкарой управляют 4 Божества: Господь Шри Мадхава-Вишну (1) является Ниямакой аханкары, а Гаруда с супругой Саупарни (2), Шеша с супругой Варуни (3) и Шива с супругой Парвати (4) являются Абхимани-деватами аханкары.
नियामक - niyāmaka - это "контролирующий", а अभिमान - abhimāna - это "позволяющий существовать, влияющий на, а также божество-повелитель". Ниямака всегда находится выше Абхимани, так как Ниямака - это всегда Сам Господь Шри Вишну в различных образах!
Аханкара - это не единственный пример схемы "Ниямака-Абхимани" в рамках теологии Шри Мадхва-Сампрадаи. После аханкара-таттвы Шри Джаганнатха Даса объясняет манаса-таттву и объяснение звучит следующим образом: Господь Шри Вишну-Говинда является Ниямакой манаса, а Индра с супругой Ручи и Кама с супругой Рати являются Абхимани-деватами манаса.
И ещё один сверх-важный момент.
Говоря о Господе Шри Мадхаве-Вишну как о Ниямаке, мы ни в коем случае НЕ забываем о Богине Шри Лакшми - в нижеследующем отрывке специально оговаривается, что "mA = ramAdEvi, dhava = husband", т.е. упоминая Имя "Мадхава", мы уже говорим о Господе Шри Вишну как о Муже Шри Рама-Деви (Шри Рама-Деви - это одно из Имён Шри Лакшми-Деви)!
Процитирую весь разобранный отрывок на английском:
"ahaMkAra tatva consists of the proud feeling of me-mine for anything. The five manOvR^itti-s /- manas, buddhi, chitta, ahaMkAra & aMtaHkaRNa i.e. manas, intelligence to decide, will, pride & feeling of tenderness are considered in this category. ahaMkara tatva is refered here as dhanapasakha (dhanapa = kubEra's sakha = friend) i.e. Rudra dEvaru.
Rudra is the abhimAni for ahaMkAra tatva it is therefore refered here as dhanapasakha tatva. mAdhava nAmaka ParamAtma is the niyAmaka for this tatva.
garuDa, shESha & Rudra with their respective consorts soupaRNi, vAruNi & paRvati are the abhimAni-s for ahaMkAra tatva. mAdhava ParamAtma does and makes us do all the kriya-s related to ahaMkAra tatva. (mA = ramAdEvi, dhava = husband)".