суббота, 30 сентября 2023 г.

"Шри Вишну-Рахасья": не будь модным, будь прамодным!

В прошлом посте [ссылка] я писала о связи Бхагавад-Руп Господа Шри Вишну и счастья дживы. У Шри Джаганнатхи Даса, в "Шри Хари-Катха-Амрита-Саре", есть ещё один прекрасный стих, посвящённый Ананде Бога и ананде дживы - оцените общую красоту слога:

mOda shira dakShiNa supakSha pra |

mOda uttara pakShaveMdu Ru |

gAdi shrutigaLu pELuvavu AnaMdamaya harige ||

mOda vaiShika sukha viShEsha pra |

mOda pAratrika sukhaprada |

nAda kAraNa diMda mOda pramOda enisuvanu ||18-25||

Во второй половине "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары" Шри Джаганнатха Даса объясняет концепции из "Шри Вишну-Рахасьи", поэтому стих 18.25 связан со следующей шлокой из "Шри Вишну-Рахасьи": sukhamURtirayaM viShNuH iti shrutiShu gItayE

Как мы видим, в стихе 18.25 Шри Джаганнатха Даса обращается к Господу Шри Вишну по Имени "ХАРИ" (AnaMdamaya harige), но, например, в предыдущем стихе Шри Джаганнатха Даса писал о "ВИШНУ" - процитирую начало стиха 18.24: j~jAna sukha balapoorNa viShNu. В теологии Шри Джаганнатхи Даса "ХАРИ = ВИШНУ", т.е. это обращение к одному Богу, но общая доминанта здесь - это именно идеи из "Шри Вишну-Рахасьи". 

В комментарии к стиху 18.25, который мы рассмотрим далее, вайшнавы из Шри Мадхва-Сампрадаи, казалось бы, вносят путаницу в Имена, добавляя обращения "МУЛА-РУПИ-ШРИМАН-НАРАЯНА", "ВАСУДЕВА" и "ПАРАМАТМА", но путаницы здесь нет, так как для Шри Мадхва-Сампрадаи характерны подобные калейдоскопичные обращения, без проведения различий. 

Напомню одну из главных идей Шри Мадхва-Сампрадаи: Шриман-Мула-Рупи-Нараяна = Изначальный Бхагаван (Бог), именно Шриман-Мула-Рупи-Нараяна является Источником всех остальных форм, но при этом в Шри Мадхва-Сампрадае считается оскорбительным делать различия между формами Шримана-Мула-Рупи-Нараяны - например, в рамках Шри Мадхва-Сампрадаи считается сверх-оскорбительным и сверх-греховным проводить различия между Нараяной, Хари, ПарамАтмой, Нарасимхой, Кришной и другими формами. Отсюда и происходит калейдоскоп с Именами/обращениями к Богу в рамках Шри Мадхва-Сампрадаи. 

ОБЪЯСНЕНИЕ СТИХА 18.25 ИЗ ЭЛЕКТРОННОГО ИЗДАНИЯ ШРИ МАДХВА-САМПРАДАИ [Источник - https://sites.google.com/site/harshalarajesh/harikathamruthasara].  

Прийя - это удовлетворение, которое получают от упакары, т.е. от помощи другим [उपकर - upakara - помощь, защита, грант, благосклонность]. ПарамАтма дарует счастье/ананду всем дживам и не ожидает ничего взамен, поэтому ПарамАтму называют "Прийя". 

"Прийя" - это голова ПарамАтмы. Правая сторона головы - это юг (правую сторону называют "мода"), а левая сторона головы - это север (левую сторону называют "прамода"). На основании праманов из "Риг-Веды" и других Вед -  например, "Шри Тайттирия-Упанишады" из "Яджур-Веды - к ПарамАтме обращаются по Имени "Мода-Прамода".  

ПРАМОДА = ДУХОВНОЕ СЧАСТЬЕ ДЖИВЫ. 

После линга-бханги [т.е. разрушения тонкого тела], омовения в реке Вирадже [река Вираджа отделяет Духовный Мир от мира материального] и карма-вимочаны [т.е. освобождения от малейших следов кармы, накопленной в материальном мире] джива обретает нитья-мокша-ананду [вечное счастье освобождения], но всё это происходит лишь благодаря Ануграхе Васудева-Намака-ПарамАтмы. 

"Нитья-мокша-ананда" = "прамода", иногда их также называют "вишеша-сукха", т.е. особый, исключительный вид счастья. 

Пратибимба-амши, исходящие из северной части головы Мула-Рупи-Шримана-Нараяны, связаны с северной частью дживы и переживанием счастья "прамода" в итоге. Этот вид счастья также называют "पारत्रिक - pāratrika", т.е. "счастье иного мира", поэтому в рассматриваемом стихе Шри Джаганнатха Даса пишет: "pAratrika sukhaprada".

МОДА = МАТЕРИАЛЬНОЕ СЧАСТЬЕ ДЖИВЫ. 

Счастье, которое джива получает в материальном мире от гандхи/расы/рупы/спарши/шабды, - это "мода", т.е. материальное счастье [прим. переводчика: गन्ध - gandha - аромат/запах; रस - rasa - вкусы; रूप - rūpa - формы материального мира; स्पर्श - sparśa - тактильные ощущения; शब्द - śabda - звуки]. Пратибимба-амши, исходящие из южной части головы Мула-Рупи-Шримана-Нараяны, связаны с южной частью дживы и переживанием счастья "мода". 

Таким образом, джива обретает "моду" и "прамоду" лишь благодаря Мула-Рупи-Шриману-Нараяне!

Статья/перевод/примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 30-сентябрь-2023

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

Peter Hook: книга о клубе "Хасиенда" и альбомы "Revenge"/"Monaco"

Осенняя ночь со среды на четверг прошла потрясающе - я создавала арты Вишновского в нейросетях и слушала на повторе альбом Revenge "One True Passion V2.0" (2004), особенно песню "Slave", -  зацените гармоническую накрутку и надрыв Питера Хука в песне, особенно на фразе "I think of all the precious time I've wasted while you live your life in dreams" - https://www.youtube.com/watch?v=Rb76g-t4LUA

Заодно я вспомнила, что год назад прочитала книгу Питера Хука о клубе "Хасиенда", а в блог написать о книге забыла! Ликвидирую пробел и пишу обо всём сразу. 

Думаю, этот пост будет понятен лишь тем, кто рос на музыке "New Order", британском инди и феномене клуба "Хасиенда", потому что, когда я в прошлом году обсуждала эту тему с мужем сестры, который прекрасно разбирается в клубах и музыке, то он меня не понял, так как он младше меня на 5 лет и эпоха британской "Хасиенды" прошла мимо него.  

Итак, Питер Хук - басист группы "New Order", которая была образована на осколках "Joy Division" после того, как Йен Кёртис завершил свой короткий жизненный путь суицидом. 

Начну с обзора книги, которая называется вот так: "Хасиенда. Как не стоит управлять клубом". Прошлой осенью я не стала заморачиваться с поисками книги в английском оригинале, поэтому прочитала её на русском. В этой книге Питер Хук рассказывает о том, как в типичной раздолбайской британской традиции они профуфырили всё, что только могли, при управлении легендарным инди-дэнс-клубом "Хасиенда". Дальше расскажу по пунктам о том, что лично меня поразило в книге - Питера Хука я далее буду называть Хуки, как его обычно называют в Британии.  

1) Путеводитель по бандам и пытка под названием "Скребок". 

Банды и наркотики всегда были проблемой "Хасиенды" - при этом действовало нечто вроде симбиоза, в котором банды обирали дилеров. Если дилер не хотел платить дань, то бандиты отвозили его на кольцевую дорогу M602 в Солфорде, где катали лицом прямо по асфальту. Эта пытка была известна как "Скребок"

Хуки даже приводит своеобразный путеводитель по бандам Британии 90ых. Например, Читэм-Хилл была бандой, состоящей из афро + бандюганов смешанной расы. Они были печально известны зашкаливающей жестокостью. А банда Гуч, к примеру, состояла из олдов, но при этом не гнушалась набирать в свои ряды безбашенный молодняк для особо тупых и жестоких делишек.  

2) Барни. 

В начале книги Хуки часто обращается к Бернарду Самнеру (вокалист "New Order") по имени Барни и рассказывает смешную историю о том, что за ночь на фейс-контроль к ним всегда приходила определённая доля людей, представлявшихся как "брат Барни"

Тем не менее, далее Барни вообще выпадает из нарратива, т.е. в определённый момент между Хуки и Барни пробежала очень серьёзная мышь разлада, и они перестали общаться. Я, кстати, сейчас не помню в какой исторический момент Хуки отдалился от "New Order", но на Youtube есть забавное интервью, в котором присутствует только трио, без Хуки (обратите внимание на модный прикид Барни, кстати) - https://www.youtube.com/watch?v=9aR0Dip58-g

Ближе к финалу книги Хуки пишет о том, что с Барни/Джиллиан/Стивом он полностью перестал общаться где-то в районе 1993 года. 

3) Иван Щеглов. 

Название клуба "Хасиенда" было выбрано не из-за испанских чиллаут-корней, а из-за того, что слово "Хасиенда" присутствовало в...цитате французского философа-ситуациониста русского происхождения Ивана Щеглова! Тони Уилсон тогда увлекался книгой "The Incomplete Work of the Situationist", которую очень уважали в тогдашнем британском андеграунде, - Уилсон выдернул слово именно из данной книги.

4) PIGEON BLUE BS409. 

Стены "Хасиенды" изначально были выкрашены именно в такой цвет. Нынче поиск этого цвета через Google сразу ведёт к картинкам интерьеров "Хасиенды". 

5) История неземной любви: "Simple Minds" и Tony Wilson.

Тони Уилсон, оказывается, всеми фибрами души ненавидел "Simple Minds" (я их лично, кстати, люблю и уважаю, смотрите мой пост о "War Babies", например - https://vishnudut1926.blogspot.com/2022/05/dave-bascombe-simple-minds-war-babies.html). В книге приводится цитата, в которой Уилсон называет себя самым хейтерским хейтером "Simple Minds" из всех присутствующих на Земле!

6) Эпохальный альбом "Republic". 

Я в своё время была огромной фанаткой альбома "Republic" 1993 года (шестой альбом New Order), который заслушала просто до дыр - это один из основных альбомов моей молодости. Забавно, но - по воспоминаниям Хуки - столь позитивный и мелодичный альбом они записывали, находясь по уши в долгах и проблемах как непосредственно в клубе "Хасиенда", так и на лейбле "Factory". 

Хуки, тем не менее, превозносит песни "Ruined In a Day" и "Regret", что интересно, так как мне казалось, что Хуки недолюбливает этот альбом. Я лично эти песни не очень люблю, но зато обожаю "Liar" [https://www.youtube.com/watch?v=xbClAbg8p_s] и "Young Offender"

7) DJ David Morales и баллада о британской розочке. 

Хуки вспоминает, что на 11-ую годовщину "Хасиенды", во время DJ-сета, кто-то пырнул Моралеса бутылкой - так коварно, что у Моралеса осталась глубокая рана на спине. Моралес тогда наорал на владельцев "Хасиенды" не только по поводу того, что ему мало платят за DJ-сеты, но также по поводу того, что он не подписывался на бутылочное каскадёрство с местными британскими бандами. 

8) "Круглосуточные тусовщики". 

В финале книги Хуки пишет, что считает фильм "Круглосуточные тусовщики" - цитирую: "бредом, но весёлым бредом". И тут же признаётся, что смотрел фильм 3 или 4 раза. В общем, засчитываем фильм как очень понравившийся Хуки. 

ХУКИ - СОЛОВЕЙ МРАЧНОГО СИНТИ-ПОПА И ВОРОБЕЙ СЛАЩАВОГО БРИТ-ПОПА. 

Это лишь малая толика забавной информации из книги - целиком книга читается превосходно, словно хорошее художественное произведение с британским колоритом. Если говорить о творчестве Хуки отдельно, то его сайд-проект "Monaco" я не люблю, так как в "Monaco" Хуки ушёл во вторичность, шаблонность и перепродюсирование, выдав невнятный слащавый брит-поп с заезженными басовыми риффами, но до "Monaco" Хуки сколотил группу "Revenge", а вот как раз их саунд считается мрачным и трушным. 

В начале поста я уже написала, что альбом Revenge "One True Passion V2.0" (2004) меня невероятно поразил, так как на этом альбоме Хуки выдал очень искренний уровень мрачного синти-попа с крутыми композиторскими скиллами и хуками (кстати, про Хуки обычно музыкально шутят вот так: "songs with hooks, no pun intended", ХАХАХАХА!). 

Альбом реально затыкает за пояс как непосредственно "New Order", так и "Depeche Mode". Сам альбом родом из 1990 года, но в 2004 году вышла ремастер-версия на 2 дисках, которую как раз и называют V2.0-2004. Звук у альбома - ретроградный и несовременный, но в 2023 году - на волне успеха новых и близких по духу групп типа "The Black Queen" и "Drab Majesty" - "Revenge" звучат очень бодро, андеграундно и НЕ по-старчески.  

Остальные книги Хуки я буду читать позже, так как сейчас читаю биографию Dave Mustaine (Megadeth) на английском, а ранее прочла биографию Gary Numan тоже на английском. Книг у меня традиционно очень много, поэтому иногда некоторые книги попадают в reading list только через 2-3 года после скачивания. 

Статья: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 30-сентябрь-2023

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/