среда, 24 декабря 2025 г.

Аудио-Одиссея №19: The Orb - Buddhist Hipsters (заодно высказываюсь о раздутых басах в современном продакшне)

Не планировала сегодня выходить в блоги, но разбирала сейчас завалы файлов и там у меня, оказывается, лежал альбом The Orb — Buddhist Hipsters (2025). Я быстро состряпала рецензию, потому что это прямо моя родная тематика. 

На The Orb многие забили ещё с начала 2000ых, объясню почему так случилось исторически: The Orb были британскими электронными топчиками в 1990-ых (к примеру, затянутый, но эпохальный альбом U.F.Orb 1992 года с голосовыми сэмплами Юрия Гагарина), но потом скатились, записывая невнятное эмбиент-барахло и унылую даб-электронику. 

У The Orb, кстати, своя история любви к русским сэмплам: уже на первом их альбоме русские голоса звучат в треке «Spanish Castles», потом появляется Юрий Гагарин на втором альбоме, а в районе 16-ого альбома The Orb закономерно выходят на высший уровень астральных исканий и сэмплируют Иосифа Кобзона (!). Здесь я могу сказать только одно: Б-А-З-И-Р-О-В-А-Н-Н-Ы-Е! Далее — обзор нового, 18-ого по счёту альбома The Orb, который меня лично удивил и не разочаровал. Выскажусь по каждому треку, благо их на альбоме всего 10. 

01. Spontaneously Combust на аж 10 минут. Длинное ambient-вступление с дабовыми эффектами, английскими голосовыми сэмплами и красивыми арпами, затем — выход в balearic house и afro-house с около-эфиопскими голосовыми напевами. Хороший трек в стилистике золотой эпохи The Orb. К слову, на альбоме заявлена Miquette Giraudy из культовой транс-группы System 7, что порождает завышенные ожидания, но её участие, увы, ограничено лишь этим треком.  

02. P~1. Дабовый трип-хоп, снова арпы и голосовые сэмплы. У трека, увы, проблема с битами в ключевых частях — по идее там должен быть драмфанк, но в итоге вместе полноценного джангла там как-то невнятно булькает огрызок от драмфанк-бита, что очень обламывает трек. Здесь же начинаются серьёзные проблемы по басовой части — низы практически у всех треков адски раздуты. Ниже — GIF, который я сделала в Melda Analyzer, смотрите на левую зону с саб-басами и басами:

Как видно, несчастные басовые пики в районе 20-100Hz бушуют и рвутся с цепи, аки бультерьеры. Да, частоты можно прибрать эквалайзером (что я и сделала во время прослушивания), а люди с фиговыми наушниками вообще всех этих низов не услышат, но у меня здесь вопрос, который я задаю все последние лет так 20 эпохи «войны громкостей» — ДЛЯ ЧЕГО ВСЁ ЭТО? Зачем так раздувать треки? Для 12-летних даб-степперов и их 10-летних друзей бро-степперов? Риторические вопросы. 

03. Baraka. Чиллаут-трек — звучит, словно замедленный олд-скул-интеллиджент-джангл. Отличные арпы и синтезаторные пэды, не самые вшивые композиторские гармонии. Хороший трек, но среднего уровня. 

04. A Sacred Choice. Рэгги + MC читка. Очень скучно. 

05. Arabeonics. Один из самых удачных треков альбома: этнический лаунж + вайбы группы Rae & Christian + отличная читка от MC.

06. It's Coming Soon. Одно из лучших вступлений к треку, что я слышала за последние годы — напев под мягкие синтезаторные пэды, напоминает лучшие моменты с «Timeless» Goldie и лучшее от лейбла Good Looking, но развивается вступление не в D'n'B, а в прогрессив-хаус. Ложка дёгтя — снова корявый басовый мастеринг, снова прилагаю скрин из Melda, сабы и басы жутко бушуют слева на волне: 

Кстати, отмечу, что любимая тема всех бесчисленных простеньких Youtube-уроков под названием «бочка и бас не должны конфликтовать» здесь раскрыта — частоты не конфликтуют и пластиковый kick нормально цокает над общим басовым ландштафтом. Тоже лучший трек альбома в итоге, несмотря на раздутость низов. 

07. Doll's House. Сильный прог-хаус с элементами дип-хауса, форматно — уровень компиляций от Anjunadeep. Тоже один из лучших треков альбома. 

08. The Oort Cloud. Снова вступление в стиле «заимствовать лучшее от джангл-сцены» — на этот раз эстетика рагга-джангла с напевами под атмосферные synth pads, но сам трек не джангловый — это вокальный future house + prog-house + tech-house. Это самый современно звучащий трек на альбоме, словно из актуальных чартов Beatport. Отдалённо похож на SG Lewis, который в этом году, при поддержке TEED (Totally Enormous Extinct Dinosaurs), тоже выпустил альбом. Отличный трек в итоге. 

09. Under The Bed. Унылый кусок симфонического эмбиента аж на 10 минут. Барабанов нет, лишь тоскливо журчащие и невнятные текстуры. Худший трек альбома — журчание сливного бачка в туалете даже получше звучит. Вообще, предлагаю всем эмбиент-музыкантам записывать журчание сливных бачков, накидывать поверх журчания нехитрые synth pads и симфонические сэмплы из всяких там сборок под Native Kontakt, а потом всё это выпускать как типа музыку. Хотя, в сущности это и есть рабочая схема для всех эмбиент-музыкантов.  

10. Kharon. Аж 12 минут, снова унылый эмбиент. Альбом, кстати, выпущен при поддержке Roger Eno — в этом треке он заявлен как автор. Барабанов нет — любые треки без барабанов я злобно отправляю в мусорку и ставлю им низшие баллы. 

Итак, моя личная оценка — 7 из 10, альбом хорошо выезжает за счёт сильных треков-хитов. Часть баллов я злобно скинула за паршивый эмбиент. Есть смысл слушать альбом и забирать половину треков в коллекции. По басам для меня всё просто — я их вырежу примерно до 100Hz, когда буду делать очередную личную подборку в аудио-редакторе. 

Вердикт: The Orb не обделались и не orboсрались (тупой юмор, как обычно, ну а чё!) в 2025 году — из похожих альбомов также рекомендую захватить новых Saint Etienne, они тоже выпустили сильный альбом в этом году.

Статья: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926), Москва, 24-декабрь-2025

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/