четверг, 8 сентября 2022 г.

"252 Вайшнава-Варты": история о сари из личного гардероба Шри Радхики

Продолжение серии, посвященной "252 Вайшнава-Вартам" Шри Валлабха-Сампрадаи: предыдущий пост с историей о Гуджарати-брахмане можно найти здесь, а рубрикатор всех постов серии находится на blogspot и wordpress.

∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭

Я прокомментирую историю о сари Шри Радхики перед началом повествования, дабы у читателей не возник когнитивный диссонанс в том моменте истории, когда Шьямабала произносит фразу: "Кришна постоянно видит меня голой"

Рамабала и Шьямабала из этой истории являются служанками Шри Чандравали-Гопи на Голоке, но конкретно в этой истории они играют роль мужа и жены - именно играют, как на театральной сцене. И когда Шьямабала далее по тексту произносит фразу "Кришна постоянно видит меня голой", то она, естественно, говорит о Лилах на Голоке, а НЕ о том, что Шри Кришна якобы приходит в дома материального мира Индии для того, чтобы смотреть на голые тела чужих жён. 

Здесь также возникает закономерный вопрос: "А что Шри Кришна водит служанок Шри Чандравали к Себе в спальню для того, чтобы созерцать их голыми и заниматься с ними любовью?". Естественно, водит, созерцает и занимается - это же Кришновский, а Он не может жить иначе! 

Напомню, что с Божественной точки зрения абсолютно все Гопи являются экспансиями/амшами Шри Радхики, созданными Самой Шри Радхикой для Ананды Шри Кришны. Так что ничего зазорного в забавах Шри Кришны с молоденькими служанками нет, так как все служанки - это Шри Радхарани, просто в разных обличьях. В "Шри Радха-Стотре" из "Брахма-Вайварта-Пураны" говорится: 

कृष्णप्रिया च गोलोके तुलसीकानने तु या। चम्पावती कृष्णसङ्गे क्रीडा चम्पककानने।॥५५.५१॥ 

चन्द्रावली चन्द्रवने शतशृङ्गे सतीति च। विरजादर्पहन्त्री च विरजातटकानने॥५५.५२॥

kṛṣṇapriyā ca goloke tulasīkānane tu yā। campāvatī kṛṣṇasaṅge krīḍā campakakānane।॥55.51॥ 

candrāvalī candravane śataśṛṅge satīti ca। virajādarpahantrī ca virajātaṭakānane॥55.52॥

Брахма-Вайварта, Пракрити-Кханда, 55.51-52: "О Шри Радха, Возлюбленная Шри Кришны, Ты известна как Шри Туласи на Голоке и как Шри Чандравали в Чандраване". 

А в самом начале "Брахма-Вайварта-Пураны", в Главе о Голоке, рассказывается о том, что все Гопи (не только Главные Гопи, а абсолютно все Гопи, включая служанок) были явлены на Голоке Шри Радхикой из Её Собственного Тела: आविर्बभूव रूपेण वेशेनैव च तत्समः - āvirbabhūva rūpeṇa veśenaiva ca tatsamaḥ (Брахма-Вайварта, Брахма-Кханда, 5.40). 

∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭

01. Рамабала и Шьямабала: служение божеству Шри Радха-Кришны и бхактам. 

В этой истории рассказывается о супружеской паре саттвика-бхактов. На Голоке, в Шри Кришна-Лиле, супруга зовут Рамабала, а супругу - Шьямабала: они являются служанками/помощницами Шри Чандравали-Гопи. 

В этом мире они родились в Гуджарате, в кланах кшатриев. Однажды Рамабала и Шьямабала отправились на даршан Шри Гусайнджи, который решил посетить их город, и так как они были божественными дживами, то они сразу же узнали в нём Шри Чандравали-Гопи. [прим. переводчика: Шри Гусайнджи - младший сын Шри Валлабха-Ачарьи, на Голоке Шри Гусайнджи является Шри Чандравали-Гопи]. 

Шри Гусайнджи подарил супругам божество Шри Радха-Кришны, а также обучил их тонкостям служения. Главным наставлением Шри Гусайнджи было следующее: "Поклоняйтесь божеству Шри Радха-Кришны в бхаве нежной привязанности, а также служите другим бхактам"

02. Отказ от нового сари ради угощения бхактов. 

Супружеская пара идеально следовала Шри Радха-Кришна-Бхакти. Жена занималась готовкой прасада для Божеств, а муж очень любил заниматься украшениями Божественной Пары. Супружеская пара также часто кормила прасадом других вайшнавов, не забывая наставление Шри Гусайнджи о служении другим бхактам. 

Пара была небогатой - муж, несмотря на рождение среди кшатриев, выбрал стезю лесоруба. Каждый день он экономил по одной монетке - именно на эти монетки супруге однажды купили невероятно красивое сари. И сразу же случилось так, что на следующий день в гости к супругам неожиданно пришли 8 бхактов. 

Муж сказал: "Для того, чтобы достойно угостить этих бхактов, нам придётся срочно продать твоё новое сари". 

Супруга согласилась, муж быстро сбегал на рынок, продал сари и вернулся с пакетами изысканных явств. Супруга стала готовить различные блюда, но продажа единственного сари оставила её практически голой. 

Тем временем, 8 гостей стали задавать супругу вопросы: "А где хозяйка дома? Она не заболела? С ней всё в порядке? Почему на стол приносят очень вкусные блюда, но сама она не выходит к столу?". 

Супруг ответил: "Просто у неё очень стеснительный характер". 

Бхакты ответили: "Очень невежливо с нашей стороны будет съесть все эти изысканные блюда без неё. Пожалуйста, пригласи её". 

Супруг в панике забежал на кухню и сказал: "Бхакты отказываются есть без тебя". 

Супруга ответила: "Нет разницы между Господом Шри Кришной и Его бхактами. Кришна постоянно видит меня голой. Я выйду к ним, отбросив всякий стыд". 

03. Шри Радхика спешит на помощь Своим бхактам. 

В этот момент, на Голоке, Шри Радхика быстро вскочила, побежала за сари из Своего гардероба и сказала служанкам, что покидает Голоку.

"Что случилось?" - спросил Шри Радхику Кришна. 

"Я собираюсь защитить честь и достоинство наших бхактов" - ответила Шри Радхика. 

Господь Шри Кришна спешно покинул Голоку вместе с Шри Радхой и буквально через секунду Радхарани с Кришной оказались посреди кухни Своих бхактов. 

Шри Радхика вручила жене лесоруба новое сари, а Господь Шри Кришна отдал супруге лесоруба Свою любимую жёлтую накидку. После этого жена лесоруба, наряженная в божественные одеяния, вышла к гостям-бхактам. 

Комментарий Шри Харирайяджи - одного из ключевых Ачарьев Шри Валлабха-Сампрадаи: 

"Эта история учит нас правильному, духовному, без тени мирских омрачений, отношению к другим бхактам. Важно не проводить различий между Шри Кришной и бхактами, так как в каждом бхакте Шри Кришна живёт лично. 

Шри Радхика и Шри Кришна также никогда не позволяют Своим бхактам попадать в постыдные истории, нарушающие Дхарму, - это ещё одна важнейшая мораль данной истории. 

Когда бхакты просты, честны, искренни и правдивы в отношениях с Шри Радхикой и Шри Кришной, Божественная Пара отвечает тем же, поддерживая Дхарму и репутацию Своих бхактов". 

∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭

ССЫЛКИ НА СКАНЫ: Данная серия постов основана на 3-томном английском издании Шьям Даса - "252 Vaishnavas" by Shri Gokulnathji with Shri Harirayji's commentary, Shyamdas/Tulsidasi, Pratham Peeth Publication, 2002-2006, сканы можно скачать в моих облачных дисках: dropboxgoogledriveteknikfiles-fm (рассказанная выше история о сари Шри Радхики содержится в Томе 2, со стр. 49).

Статья/перевод/примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва08-сентябрь-2022
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

"252 Вайшнава-Варты": Забота Шри Кришны, Гуджарати-брахман и история о метле, перевязанной брахманическим шнуром

Продолжение серии, посвященной "252 Вайшнава-Вартам" Шри Валлабха-Сампрадаи: предыдущий пост с историей о нищем Пателе можно найти здесь, а рубрикатор всех постов серии находится на blogspot и wordpress.

∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭

Гуджарати-брахман относится к тамаса-бхактам [1]. В Кришна-Лиле, на Голоке, данный брахман является Атури-Гопи [2] - одной из личных служанок Шри Кришны. Атури-Гопи очень привязана к своему личному служению Шри Кришне и не может прожить ни секунды без Кришны! 

[1] прим. переводчика: В Шри Валлабха-Сампрадае принадлежность к тамаса-бхактам не всегда носит отрицательный характер, так как под тамасом часто подразумевается тяжелая, граничащая с безумием, привязанность к Шри Кришне, а также поглощённость Кришна-Севой. В мире Шри Кришна-Бхакти такая привязанность только восхваляется - как мы увидим дальше на примере истории с метлой. 

К слову сказать, такое мнение о тамасе поддерживается не только в Шри Валлабха-Сампрадае: у нас, в Шри Рамануджа-Сампрадае, Шри Пиллай Локачарья (один из ключевых Ачарьев нашей Сампрадаи) также отмечал, что тамас обычно даёт очень сфокусированную привязанность к возлюбленному Божеству - это одно из положительных свойств тамаса на пути Шри Вишну-Бхакти. 

Напомню, что Шри Валлабха-Ачарья был воспитан в семье Шри Рамануджа-брахманов, поэтому похожесть идей 2 Сампрадай здесь вполне объяснима. 

[2] прим. переводчика: одно из значений слова 'आतुर - ātura' на санскрите - это "очень сильно желать, болезненно желать" - в имени Атури-Гопи как раз отражено сильное желание Кришна-Севы с акцентом на духовный тамас, т.е. положительный тамас, который даёт привязанность к Шри Кришне и Кришна-Севе. 

∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭

01. Гуджарати-брахман и классическое Ведическое воспитание. 

Гуджарати-брахман вырос в очень религиозной семье, но в этой семье следовали Ведической карма-канде, а потому непрерывно выполняли различные ритуалы из Вед. С раннего детства Гуджарати-брахман заучивал огромное количество Ведических текстов и ритуальных наставлений. 

Когда Гуджарати-брахману исполнилось 25 лет, его родители умерли. Жениться он не стал, предпочитая жизнь в одиночестве. 

02. Шри Гусайнджи изрекает истины о Шри Кришна-Шаранагати и единственно верном пути в Кали-Югу.

Однажды в городе Гуджарати-брахмана остановился Шри Гусайнджи [прим. переводчика: Gusainji - младший сын Шри Валлабха-Ачарьи, на Голоке Шри Гусайнджи является Шри Чандравали-Гопи]. 

Гуджарати-брахман ошибочно подумал, что Шри Гусайнджи принадлежит к обычным пандитам и, придя к Шри Гусайнджи, задал следующий каверзный вопрос по "Шри Бхагавад-Гите": "Что лучше - гьяна-йога или карма-йога?". 

Шри Гусайнджи ответил: "Лучше выбирать йогу, которая соответствует вашим личным чаяниям и привязанностям. В целом, карма-йога и гьяна-йога не действуют в Кали-Югу. В этот тёмный век раздоров совершенство можно обрести лишь с помощью Бхакти-Йоги - любовной привязанности к Господу Шри Кришне". 

Это простое и честное объяснение очень тронуло Гуджарати-брахмана и он сказал: "С детства я заучивал огромное количество текстов Ведического Канона 'Карма-Канда'. Скажите, на пути Бхакти-Йоги, мои знания о ритуалах могут быть полезными? В Бхакти-Йоге есть место карме?". 

Шри Гусайнджи ответил: 

"Бхакти-Йога всегда содержит в себе как карма-йогу, так и гьяна-йогу. Все виды йоги связаны с Всеблагим Господом Шри Кришной. 

Тем не менее, есть очень важное отличие: в карма-канде, которой вы обучались, ритуалы всегда выполняют с эгоистичными мотивами, а наши, вайшнавские ритуалы, эгоистичных мотивов вообще не содержат, так как мы поклоняемся Шри Кришне в настроении любовной преданности, не ожидая от Господа вознаграждений в виде Сварги (райских миров), богатств и прочих материальных вещей. 

Честно говоря, путешествуя по Индии, охваченной Кали-Югой, я ещё ни разу не встретил счастливого карма-канда-брахмана, так как подобные брахманы - со своими усложнёнными ритуалами из Вед - явно не вписываются в эту мрачную эпоху. Позвольте нескромный вопрос: 'Вас лично карма-канда сделала счастливым человеком?'". 

Гуджарати-брахман ответил: "Ни разу. Мои родители мертвы, а я остался один. Все эти ритуалы ошибочны, раз всё так обернулось. А какова главная практика на вашем пути?". 

Шри Гусайнджи сказал: 

"Прежде всего, это принятие прибежища у Шри Кришны по тем стандартам, которые Шри Кришна объяснил Арджуне в 'Шри Бхагавад-Гите', т.е. классическое Шри Кришна-Шаранагати. Это одна из самых ключевых практик на нашем пути. 

Суть Шаранагати - это забота со стороны Шри Кришны: обо всей вашей карме, всех ваших Ведических ритуалах, всех ваших мирских проблемах с момента принятия Шаранагати начинает заботиться Господь Шри Кришна лично! 

Но между Кришной и бхактом никогда не должно быть различных условий и системы вознаграждений, как это практикуется в Ведической карма-канде. Только искренние, честные отношения и чистая бхава. На пути Шри Кришна-Бхакти абсолютно всё предлагается лишь Господу Шри Кришне, даже плоды всех Ведических ритуалов, - в этом суть идеального Бхакти!". 

Выслушав объяснения, Гуджарати-брахман сказал: "Я хочу перейти под заботу Шри Кришны. Как я могу стать вашим учеником?". 

Шри Гусайнджи попросил Гуджарати-брахмана поститься ровно один день, а затем провёл инициацию, подарив Гуджарати-брахману божество Бала-Кришны [прим. переводчика: Бала-Кришна - Господь Шри Кришна в образе ребёнка из Вриндавана]. 

03. История о бхаве, метле и священном брахманическом шнуре. 

После инициации Гуджарати-брахман стал придерживаться отречённого образа жизни: каждый день он принимал подаяния в виде небольшого количества муки, а затем сразу же возвращался домой для того, чтобы проводить различные ритуалы, посвящённые Шри Кришне. 

Однажды Гуджарати-брахман задержался, собирая подаяния. Идея опоздания на Шри Кришна-Севу для Гуджарати-брахмана была невыносима, поэтому он стремглав ринулся домой: в доме он быстро омылся, вошёл в свой домашний храм и начал подметать пол, но в этот момент у метлы вдруг неожиданно разорвалась верёвка, поддерживающая прутья, отчего метла стала рассыпаться на части.  

Гуджарати-брахман был настолько поглощён памятованием о Шри Кришне, что сорвал с себя священный брахманический шнур и сразу же перевязал им сломанную метлу: он был настолько поглощён Кришна-Севой, что даже не заметил совершённого им же брахманического святотатства! 

Вечером Гуджарати-брахман заметил, что его домашний Кришна выглядит особенно довольным. Шри Кришна, в свою очередь, обратился к Гуджарати-брахману со следующими словами: 

"Утром, ради Моей Севы, ты сорвал с себя священный шнур и перевязал им сломанную метлу, так как торопился разбудить Меня и начать служение. Я особенно ценю подобную чистую бхаву и такое чистое Бхакти! Ты всё сделал самым правильным образом!". 

С этого дня Шри Кришна начал лично появляться в доме Гуджарати-брахмана, даруя Гуджарати-брахману различные божественные переживания и видения Голоки. Гуджарати-брахман, в свою очередь, каждый день старался наиболее идеально проявить себя в Шри Кришна-Севе. 

Комментарий Шри Харирайяджи: "Эта история учит нас тому, что в Пушти-Марге*** Шри Кришна-Сева всегда должна выполняться с бхавой и энтузиазмом. Если в служении нет чувства и нет интенсивности, то проводимые ритуалы будут пустыми, в них не будет божественности. 

Бхакта, по-настоящему желающий служить Шри Кришне, забывает не только об окружающем мире и правилах Вед, но даже о собственном теле. Именно в сердцах таких бхактов любит жить Господь Шри Кришна и именно таких бхактов Шри Кришна одаривает нектаром различных божественных переживаний". 

***Прим. переводчика: Пушти-Марг - это название общей системы верований Шри Валлабха-Сампрадаи. 'पुष्टि - puṣṭi' переводится с санскрита как "забота, милость", а 'मार्ग - mārga' переводится как "путь", т.е. на русский язык "Пушти-Марг" переводится как "Путь Заботы/Милости Господа Шри Кришны"

В различных индийских языках (особенно в хинди) окончания часто отсекаются (зажёвываются - примерно как в американском английском, в котором говорят, словно чавкая словами), поэтому вместо правильного произношения "Пушти-МаргА" часто говорят/пишут "Пушти-Марг". В английском издании, с которого я делаю переводы, "Пушти-Марг" переведён как "Path of Grace" ("Путь Милости"). 

∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭

ССЫЛКИ НА СКАНЫ: Данная серия постов основана на 3-томном английском издании Шьям Даса - "252 Vaishnavas" by Shri Gokulnathji with Shri Harirayji's commentary, Shyamdas/Tulsidasi, Pratham Peeth Publication, 2002-2006, сканы можно скачать в моих облачных дисках: dropboxgoogledriveteknikfiles-fm (рассказанная выше история о Гуджарати-брахмане содержится в Томе 2, со стр. 54).

Статья/перевод/примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва08-сентябрь-2022
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

"252 Вайшнава-Варты": история об одеялах Шри НатхДжи, нищем Пателе и 7 высокомерных пилигримах

Продолжение серии, посвященной "252 Вайшнава-Вартам" Шри Валлабха-Сампрадаи: предыдущий пост с историей о Чачаджи можно найти здесь, а рубрикатор всех постов серии находится на blogspot и wordpress. 

Напомню, что главным действующим лицом в книге является Шри Гусайнджи - младший сын Шри Валлабха-Ачарьи. На Голоке Шри Гусайнджи является Шри Чандравали-Гопи, т.е. фактически в данной серии постов мы обсуждаем Лилы Шри Чандравали-Гопи! 

И, в данной серии постов, мы также рассматриваем комментарии Шри Харирайяджи (1590-1715) - одного из ключевых Ачарьев Шри Валлабха-Сампрадаи. 

∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭

01. История с мешочком риса. 

Нищий Патель относится к саттвика-бхактам. В Кришна-Лиле, на Голоке, он является Сатья-Гопи. 

Нищий Патель родился в Гуджарате и, после инициации у Шри Гусайнджи, отправился в Гокулу в компании 7 богатых пилигримов.

Всё имущество нищего Пателя состояло из маленького мешочка, в котором лежало несколько крупинок риса. Патель очень дорожил этим мешочком, так как собирался предложить его Шри Гусайнджи в Гокуле как подарок. 

Когда нищий Патель пришёл в Гокулу, Шри Гусайнджи сразу же специально встретился с ним и спросил: "Ну что, как поживает твой мешочек риса?"

Нищий Патель, безмерно обрадованный вниманием гуру, передал мешочек Шри Гусайнджи, а Шри Гусайнджи несколько раз предложил рис из мешочка Шри Наванита Прияджи и Шри НатхДжи как исключительные драгоценности. [прим. переводчика: Шри Наванита Прияджи и Шри НатхДжи - главные Божества/Ишта-Деваты Шри Валлабха-Сампрадаи, Шри НатхДжи - это взрослый Шри Кришна, а Шри Наванита Прияджи - это Шри Кришна в образе ребёнка]

Комментарий Шри Харирайяджи: "Эта часть истории иллюстрирует идею о том, что Господь Шри Кришна обращает внимание на чистоту и смирение сердца в подношениях - у нищего Пателя эти качества были идеальными. Господа Шри Кришну не интересуют пышность и богатство подношений". [окончание комментария Шри Харирайяджи]

02. История о главном слушателе.  

Однажды Шри Гусайнджи читал лекцию, на которой собрались богатые вайшнавские семьи. Перед началом лекции Шри Гусайнджи сказал: "Уважаемые вайшнавы, прошу извинить меня за небольшую задержку, но я начну читать лекцию лишь только тогда, когда в зале появится мой главный слушатель"

Все стали переглядываться, думая, что в зал должен торжественно и помпезно прибыть исключительный вайшнав-король из высокопоставленной династии. Неожиданно в зал вошёл нищий Патель и Шри Гусайнджи сразу же начал читать лекцию. 

После лекции один из бхактов спросил: "Шри Гусайнджи, почему вы ждали именно нищего Пателя? Не хочу прозвучать грубо, но ведь Патель - заурядный нищий вайшнав". 

Шри Гусайнджи ответил: "Патель воспринимает все мои слова своим кристально чистым сердцем, потому что он не одурманен богатством и аханкарой". 

После этого лаконичного объяснения бхакта, задавший вопрос, пристыженно замолчал. 

Комментарий Шри Харирайяджи: "В этой истории показано, что эго и, особенно эго, раздутое богатством, являются препятствиями на пути Вайшнава-Дхармы". [окончание комментария Шри Харирайяджи]

03. История об одеялах Шри НатхДжи и трущобах Джатипура. 

Во время паломничества нищий Патель и 7 богатых пилигримов остановились в Джатипуре. Богатые пилигримы стали жить в роскошных апартаментах, а нищего Пателя бросили на задворках города, где ему предстояло провести очень холодную ночь без еды и воды. 

Ночью, когда нищий Патель стал дрожать от невыносимого холода, Шри НатхДжи лично прибыл из Своего Храма в трущобы Джатипура для того, чтобы передать нищему Пателю прасад и воду. Перед тем, как вернуться в Храм, Шри НатхДжи заботливо уложил нищего Пателя спать на роскошных одеялах, которые Он захватил из Своего Храма. 

Чуть позже Шри НатхДжи (т.е. Шри Кришна) сказал Шри Гусайнджи (т.е. Шри Чандравали-Гопи): "Я лично считаю нищего Пателя величайшим бхактом, но у 7 богатых и зазнавшихся пилигримов, видимо, есть другое мнение на этот счёт. Этой ночью Я был в трущобах Джатипура, где эти 7 зазнаек бросили Пателя как собаку - Я принёс ему прасада и воды, но дальше Я терпеть такого скотского отношения к Своему бхакту не буду. Пожалуйста, поговори на повышенных тонах с этими 7 пилигримами по поводу столь прискорбной ситуации". 

После этого Шри Гусайнджи строжайше отругал 7 пилигримов со словами: "Что с вами не так? Как вы вообще дошли до такого скотского неуважения к бхакту Шри Кришны?". 

С этого дня 7 богатых пилигримов никогда не бросали Пателя в беде. 

Комментарий Шри Харирайяджи: "Вайшнав должен сострадательно относится не только к бхактам Шри Кришны, но также ко всем живым существам. Сострадание - это одно из самых важных качеств вайшнава". 

∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭

ССЫЛКИ НА СКАНЫ: Данная серия постов основана на 3-томном английском издании Шьям Даса - "252 Vaishnavas" by Shri Gokulnathji with Shri Harirayji's commentary, Shyamdas/Tulsidasi, Pratham Peeth Publication, 2002-2006, сканы можно скачать в моих облачных дисках: dropboxgoogledriveteknikfiles-fm (рассказанная выше история о нищем Пателе содержится в Томе 2, со стр. 57).

Статья/перевод/примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва08-сентябрь-2022
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах