вторник, 21 ноября 2023 г.

Шри Рагхавендра-Тиртха и Упанишады №3: Амукта-Вайкунтха, Брахма-Сампрадая и прарабдха-карма

Шри Рагхавендра-Тиртха, в финальной части комментариев к "Шри Мундака-Упанишаде", блестяще объясняет концепции апарокша-гьяны, прарабдха-кармы и освобождения. 

Я в этом посте лаконично изложу эти идеи с цитированием английского текста, но если вы будете детально интересоваться этими темами и цитатами на санскрите, то смотрите диссертацию со стр. 212: "Contribution of Shri Raghavendratirtha to the Interpretation of the Upanishads" by K.B. Archak (Karnatak University, 1984), ссылка на скан - https://archive.org/details/contributions-of-sri-raghavendra-tirtha-to-the-interpretation-of-the-upanishads-archak

01. ВОПРОС О ПРАРАБДХА-КАРМЕ. 

Когда я была зелёным новичком, то меня очень интересовал вопрос прарабдха-кармы, потому что в книгах и лекциях мне часто попадалось утверждение о том, что прарабдха-карма никогда не сгорает и что прарабдха-карму обязательно нужно пережить. Потом, по Милости Бхагавати Шри Маха-Лакшми, я стала частью Шри Рамануджа-Сампрадаи, и вопрос автоматически угас, потому что Прапатти в рамках Шри Рамануджа-Сампрадаи однозначно сжигает всю прарабдха-карму. 

Но у Шри Мадхва-Сампрадаи идеи совершенно другие и прарабдха-карма в Шри Мадхва-Сампрадае считается несжигаемой!!! Цитирую диссертацию (стр. 215):

"Through constant meditation upon Brahman who is the Omniscient (manomaya), the Controller of the body as well as of the five-fold prāņas, one is enlightened by the aparokṣa-jñāna, by which the sancita (accumulated) as well as aprarabdha karmas (actions which have not started to yield worldly fruits), entirely burnt out; and agamini karmas do not cling, to him. 

Moreover, a man whose karmas are exhausted by the aparoksa-jñāna, gains whatever he desires. Such jivanmukta, till his prarabdha is exhausted, constantly contemplates on the graceful sports of Brahman [Lord Vishnu], performs all duties as worship of the Lord, and works off his bond of prarabdha. 

Thus, it is that an aspirant, through niskāma-karma-upāsanā and constant meditation upon Brahman, becomes free from the chain of birth and death".

Это, кстати, только начало клубка, потому что дальше мы также обсудим тему "100 лет Брахмы". 

02. ШРАВАНА/МАНАНА/САДХАНА. МИЛОСТЬ И ШРИ ВАЙКУНТХА. 

Для достижения Шри Вайкунтхи в рамках Шри Мадхва-Сампрадаи нужно соответствовать идеальным критериям. Критерий №1 - это истинность поклонения/неподдельность Бхакти. Цитирую диссертацию (стр. 216):

"So far as the doctrine of liberation is concerned, the Upanishad declares: A true devotee alone and not the unrighteous, reaches the world of Brahman. Through Devayana, the seers, whose desires are fulfilled and who have gained the aparokṣa-jñāna go to the abode of Brahman. 

Raghavendra Tirtha refers the word 'Satya' to a devotee since he contemplates on Brahman who is full of auspicious qualities". 

Критерий №2 (на самом деле, теологически это строго критерий №1, просто в диссертации так сформированы параграфы!) - это Милость Бхагавана Шри Вишну. Возможно ли достичь Шри Вайкунтхи с помощью садханы из шраваны/мананы/гьяны?

Нет и ещё раз нет, потому что, если нет Милости Бхагавана Шри Вишну, то нет ничего и можно хоть 1000 лет практиковать сложные садханы, получая лишь медленный прогресс, но не жительство на Шри Вайкунтхе. Цитирую диссертацию (стр. 216):

"The attainment of Vaikuntha, however, can be gained neither by keen intellect, nor by śravana and the like. It is gained only by His [Lord Vishnu] Grace. But, it does not mean that these means are useless. They are aids to the attainment of liberation though they do not directly lead to it". 

03. ЭТАПЫ БХАКТИ И 100 ЛЕТ БРАХМЫ. 

Общеизвестно, что Шри Мадхва-Сампрадая - это, по сути, Брахма-Сампрадая. Из этого факта происходит концепция о том, что Мукти нельзя обрести независимо от Брахмы. Цитирую диссертацию (стр. 217-218): 

"The wise who strive after direct vision, first attains the Chief Prana [Mukhya-Prana] by means of shravana-manana and the like, endowed with devotion [Bhakti]. 

Then, Brahman [Lord Vishnu] through the Chief Prāņa favours him direct vision leading to liberation. It is also represented that the enlightened one attains final freedom after the period of one hundred years of Brahma's age.

Raghavendra Tirtha upholds this view quoting the aphorisms of Badarāyaṇa: Kāryam badarirasya gatyupaptteḥ (IV.iii.7), and Param jaiminiḥ, mukhyatvät (IV.iii.12); and shows the unique honor and privilege of being the only one who leads the enlightened souls to Brahman".

04. АМУКТА-ВАЙКУНТХА. 

В Шри Мадхва-Сампрадае следуют концепции Амукта-Вайкунтхи, которая также связана с Брахмой. Цитирую диссертацию (стр. 218):

"Apratikalambanas, who are in a position to envisage Brahman [Lord Vishnu] in His pervasive aspect, and who do not require the help of any symbol for this, enter directly the Amukta-Vaikuntha region

They, being satisfied in knowledge, remain there for a hundred years of Brahma's age in the presence of Supreme Brahman [Lord Vishnu]. These souls get their linga-deha dissolved in the Virajā river along with Brahma. Then, the soul becomes free from anishta-punya and papa, and obtains proximity to Brahman. 

The words paraman and samyam in the mantra: yada paśyah... paraman samyamupaiti are referred by Raghavendra Tirtha to the Brahmasutra: Pumstyadivattu asya sato'bhivyaktiyogāt (II.III.31) and explained that, similar qualities have been latent in the soul always and they manifest by the Grace of Brahman [Lord Vishnu]. All gods presiding over the sixteen kalas become released along with the soul".

Выше прозвучал очень интересный термин "Apratikalambanas" - если вас интересует объяснение термина из уст вайшнава Шри Мадхва-Сампрадаи, то смотрите вот эту статью - https://sites.google.com/site/madhwaprameyaqa/home/harikathamrutasara

По этому термину практически нет информации в сети, а он очень интересен - я не стала дополнительно рыть информацию в книгах Шри Мадхва-Сампрадаи, так как я из Шри Рамануджа-Сампрадаи, а потому для меня все подобные термины не сверх-важны. 

Здесь я ставлю точку в посте, целью которого было поделиться небольшими сниппетами информации, прекрасно объясняющими затруднительные пункты теологии Шри Мадхва-Ачарьи!

Статья/перевод/примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 22-ноябрь-2023

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

Шри Рагхавендра-Тиртха и Упанишады №2: Сквозь тернии материализма

Попытки постичь Господа Шри Вишну с помощью материальных категорий изначально ошибочны - Шри Рагхавендра-Тиртха, в своих объяснениях "Шри Мундака-Упанишады", специально подчёркивает эту идею, рассматривая 6 следующих Божественных Качеств Господа Шри Вишну.

1) अद्रेश्य - adreśya. Бхагавана Шри Вишну невозможно узреть материальными глазами. 

2) अग्राह्य - agrāhya. Бхагавана Шри Вишну невозможно ухватить материальным умом. Также в проигрыше всегда остаются искатели без должного теологического образования/гьяны, так как для них Бхагаван Шри Вишну всегда скрыт их же собственной неграмотностью. 

3) अचक्षु-श्रोत्रं - acakṣu-śrotraṃ. У Господа Шри Вишну нет материальных глаз и материальных ушей в привычном для людей понимании - Богу не нужны столь примитивные органы!

4) नित्यं - nityaṃ. У Господа Шри Вишну есть Тело, но это не привычное тело в тривиальном человеческом понимании, а уникальное, вечное, неразрушимое Божественное Тело, которое находится за границами любых материальных категорий.

5) विभूं - vibhūṃ. Знаменитый теологический термин, который часто встречается как в "Шри Вишну-Пуране", так и в трудах Ачарьев Вайшнавизма. У термина 'विभूं - vibhūṃ' много толкований, но в рамках этого лаконичного поста мы остановимся на базовых значениях: "Всемогущий" и "Присутствующий абсолютно Везде, в каждой крупинке сущего"

6) सुसूक्ष्मं - susūkṣmaṃ. Контраст к предыдущему термину. Нет даже малейшей частички сущего, в которой не присутствует Бхагаван Шри Вишну, но при этом Господь Шри Вишну неуловим и незаметен для материального восприятия. Тезис про незаметность больше касается агьяни, так как шаранагаты и бхакты, наоборот, ощущают присутствие Бхагавана Шри Вишну каждую секунду!

Шри Рагхавендра-Тиртха закрепляет концепции нематериальности примером со свечкой. Зажжённая свечка теряет всякий смысл перед грандиозностью Солнца, но Бхагаван Шри Вишну бесконечно превосходит грандиозность как Солнца, так и Луны, которые вообще не нужны Ему для освещения, о чём Шри Кришна-Аватара говорит в стихе 15.6 "Шри Бхагавад-Гиты": 

'न तद्भासयते सूर्यो न शशाङ्को न पावक: - na tadbhāsayate sūryo na śaśāṅko na pāvaka: - Моей Божественной Обители не нужны ни Солнце, ни Луна для освещения'.

✧★★★✧፠❖፠✧★★★✧

Данный пост основан на диссертации "Contribution of Shri Raghavendratirtha to the Interpretation of the Upanishads" by K.B. Archak (Karnatak University, 1984), стр. 200-202, ссылка на скан - https://archive.org/details/contributions-of-sri-raghavendra-tirtha-to-the-interpretation-of-the-upanishads-archak

Статья/перевод/примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 21-ноябрь-2023

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/