пятница, 10 марта 2023 г.

Тел ведь целых 5, а не только тонкое и грубое тело! О классификации тел дживы в рамках Шри Мадхва-Сампрадаи (анируддха-шарира, ятана-деха и другие тела дживы)

Я время от времени, в книгах Шри Мадхва-Сампрадаи, встречаю упоминания анируддха-дехи. 

Например, сегодня, в комментарии к стиху 3.19 "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары" Шри Джаганнатхи Даса [ссылка на электронное издание], я встретила следующее объяснение: "Similary for the anAdi jIva, ParamAtma provides the liMga dEha, aniruddhasharIra, and sthUla dEha and fetters them with His mAya and keeps them in this world".

То есть, у дживы 3 тела: линга-деха, анируддха-шарира и стхула-деха. Эти 3 тела относятся к пракритика, т.е. материальным. Главная же деха - это деха №4, известная как "сварупа-деха" дживы, эта деха является апракритика (нематериальной, духовной), т.е. это духовное тело дживы! Кстати, слова "деха" и "шарира" синонимичны, т.е. можно говорить как "анируддха-шарира", так и "анируддха-деха". 

Кроме того, в Шри Мадхва-Сампрадае оперируют понятием "ятана-деха", то есть это уже 5-ая деха - о ятана-дехе я вкратце расскажу дальше. 

Существует отдельный "Q&A" на общую тему "Джива" от семьи Тадипатри из Шри Мадхва-Сампрадаи - https://sites.google.com/site/madhwaprameyaqa/home/kesavarao. Там как раз освещаются многие заковыристые вопросы по Шри Мадхва-Сиддханте. 

Вот как звучит суммирование дех из этого "Q&A": "A jIva, in samsara, is encapsuled in [shhoDasha kaLa] liN^ga deha just like the grain covered by the husk [HKS 9.13]. This is covered by another layer called aniruddha deha. The outer most layer is the visible sthUla deha. sthUla deha is needed to do sAdhana and is thus called sAdhana sharIra". 

И расскажу о ятана-дехе. Упрощённо говоря, это деха для переживания различных посмертных состояний. Ятана-деха упоминается в "Шри Бхагавата-Пуране", 3.30.20: यातना देह आवृत्य पाशैर् बद्ध्वा - yātanā deha āvṛtya pāśair baddhvā

В "Q&A" семьи Тадипатри ятана-деха также упоминается - цитирую: "When one goes to svarga or naraka, a special body, known as 'yAtanA sharIra' is given to the Jeeva and it undergoes all the experiences, happy or sad with that body. The Lord gives the abhimAna to the Jeeva towards that body. It is all as per what the Lord gives". 

Ятана-деха (деха №5) всегда упоминается факультативно, но 4 дехи - это основа основ. Шри Джаганнатха Даса суммирует все 4 дехи в самом начале стиха 7.3 "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары":  

jIva liMgAniruddha sthUla kaLEvaragaLali

Вот как выглядит построчное объяснение данного суммирования из вышеупомянутого электронного издания Шри Мадхва-Сампрадаи:

"jIva = svarUpa dEha of the jIva

liMga = anAdi liMga sharIra of the jIva

aniruddha = aniruddha dEha of the jIva

sthUla kaLEvaragaLali = in the sthUla dEha and all these four dEha-s".

И мы до сих пор не обращались к точному определению анируддха-дехи - его я приберегла для финала данного поста. В этом же электронном издании определение анируддха-дехи можно найти в комментарии к стиху 7.5, вместе с другими дехами:

"There are four types of sharIra-s:

1) svarUpa dEha - having a special feature of being anAdinitya;

2) liMga dEha - lies over the svarUpa dEha. liMga dEha is attached to triguNa-s and has ShODashakaLa-s and is bound by saMsAra (cycle of birth & death) and the anAdi kaRma-s are all here;

3) aniruddha dEha - lies over the liMga dEha. aniruddha dEha holds the puNya, pApa & mishra kaRma-s by the saMskAra of the jIva in the cycle of birth and death;

4) sthUla dEha - made up of 24 tatva-s is the sAdhana sharIra, through which all the vyApAra-s are done and seen".

И далее по тексту электронного издания можно найти важные уточнения. Вот, например, цитата из комментария к стиху 9.14:

"The anAdi liMga sharIra is covered by aniruddha dEha. The aniruddha dEha contains all 'aMsha-s' of the yOni-s i.e. the species that the jIva would be born according to the anAdi kaRma paraMpara. 

The liMga sharIra is the kaRma sharIra whereas the aniruddha sharIra is the kAraNa sharIra. 

liMga sharIra (in avyakta sthAna) results from differences in the triguNa-s, aniruddha sharIra results from liMgOpAdAna on svarUpa sharIra by ParamAtma".

Статья: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 11-март-2023
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

2 стопы - 2 морали. Почему правильный путь всегда начинается с принятия прибежища у стоп Господа Шри Кришны?

В комментарии к стиху 2.7 "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары" Шри Джаганнатхи Даса приводятся примеры божественного и демонического отношения к Господу Шри Кришне. Эти примеры основаны на истории войны из "Шри Маха-Бхараты". 

МОРАЛЬ-01: Не пытайся залезть Господу в голову! Мы смиренно принимаем прибежище именно у стоп Бога!

Сразу после объявления войны Арджуна и Дурьодхана поспешили к Господу Шри Кришне за помощью. 

Глупый демон Дурьодхана ворвался в комнату, где спал Шри Кришна, заняв место у головы Шри Кришны. Арджуна поступил гораздо умнее - войдя в комнату со спящим Шри Кришной, Арджуна занял место у стоп Шри Кришны. 

Когда Господь Шри Кришна проснулся, то Он сразу же увидел именно Арджуну у Своих стоп, а не глупого Дурьодхану. 

Таким образом, Шри Кришна сразу же начал разговаривать именно с Арджуной. Далее история продолжается и это уже будет Мораль №2 - рассмотрим её в нижеследующем блоке. 

МОРАЛЬ-02: Выбирай лишь Шри Кришну и предавайся только Шри Кришне, так как даже армия обычных сансари-джив тебе никогда не поможет! И не пытайся обмануть Бога!

Дурьодхана стал перебивать Господа Шри Кришну и попытался устроить скандал, но Шри Кришна мгновенно поставил Дурьодхану на место, сказав, что Он сначала поговорит с тем, кто младше по возрасту, а таковым был Арджуна. 

Господь Шри Кришна задал Арджуне следующий вопрос: "Кого ты выберешь в качестве помощи: армию Ядавов или Меня?". 

Арджуна сразу же выбрал Господа Шри Кришну, а глупый Дурьодхана выбрал армию Ядавов, наивно думая, что тем самым он обманул Шри Кришну и Арджуну. В итоге война закончилась для Дурьодханы позорнейшим поражением!

В этой истории также очень важны дополнительные объяснения Шри Джаганнатхи Даса. Оригинальный стих 2.7 "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары" звучит следующим образом:

parama satpuruShARtharUpanu

hariyu lOkake eMdu paramA

daradi sadupAsaneya gaivarigittapanu tanna

maredu dhaRmARthagaLa kAmisu

varige nagutati shIghradiMdali

surapatanaya suyOdhanarigittaMte koDutippa [HKAS, 2.7]

В этом стихе фраза "ittapanu tanna" означает, что Господь Шри Кришна буквально дарит/вручает Себя Своим бхактам. Но каким бхактам? 

В электронном издании "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары" от Шри Мадхва-Сампрадаи [ссылка на издание] можно найти вот такую прекрасную ремарку: "He would offer Himself to those devotees of balanced knowledge who praise His guNas with proper shastrik knowledge". 

То есть, Господь Шри Кришна вручает Себя тем бхактам, которые правильно понимают и изучают Шастры, а также поклоняются Господу Шри Кришне на основании Шастр, а не на основании отсебятины. Здесь в первую очередь имеются в виду Шастры Шри Мадхва-Сампрадаи, которые начинаются с "Сарва-Мула-Грантхам" Шри Мадхва-Ачарьи. 

Фраза "sadupAsaneya" в этом стихе означает, что Господь Шри Кришна любит лишь тех, кто возносит Ему молитвы без эгоистичных мотивов и без выпрашивания различных благ за поклонение. Именно таким бескорыстным бхактам Господь Шри Кришна дарует все 4 пурушартхи в истинном, неискажённом виде (т.е. в божественном виде, а не как у глупых демонов, которые понимают 4 пурушартхи очень извращённо, без знания Дхармы) - об этом говорит фраза "satpuruShARtha" из данного стиха. 

А слово "naguta" в данном стихе означает "с улыбкой одобрения". В рассмотренной истории Шри Кришна разговаривал с Арджуной, одобрительно улыбаясь, так как Арджуна показал всем нам примеры поведения и 2 морали, которые всецело одобряет Господь Шри Кришна!

Статья: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 10-март-2023
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах