четверг, 10 июля 2025 г.

ИШВАРА И ИММАНЕНТНОСТЬ [«Шри Таттва-Трайя-Вьякхьянам»]

Замечательный отрывок об Имманентности и Бесконечности Бхагавана Шри Вишну из «Шри Таттва-Трайя-Вьякхьянам» Шри Пиллай ЛокАчарьи/Шри Манавала Мамуни (одна из книг Шри Рамануджа-Сампрадаи). Сначала объясню общую идею несложным языком, а затем процитирую Ачарьев. 

⊰⊰⊰⊰⊰⚶⊱⊱⊱⊱⊱

Имманентность Ишвары (Господа Шри Вишну) означает, что Он находится в каждой частичке мироздания и в каждой дживе. Наши враги маявади толкуют Имманентность с гротескной тенью очень уродливых измышлений — маявади пытаются доказать, что при Имманентности/Вездесущности Ишвара загрязняется скверной материального мира. 

Дефективная схоластика больных маявади, естественно, отклоняется ото всех существующих праманов — например, даже простых праманов о том, что рождение и смерть не затрагивают изначально чистую душу. Если даже душа не заляпывается грязью материального мира, то что уж говорить об Ишваре/Бхагаване Шри Вишну, который бесконечно превосходит джив в Божественном Величии? Таков ход мысли наших Ачарьев — далее цитирую полные объяснения Ачарьев. 

⊰⊰⊰⊰⊰⚶⊱⊱⊱⊱⊱

ШЛОКА/КОММЕНТАРИЙ №143. 

Что значит «Ишвара бесконечен»? Это значит, что Бхагаван Шри Вишну: 

1. Вечен — был, есть и будет всегда. Нет такого времени, когда Его не существует.  

2. Вездесущ — Господь Шри Вишну присутствует во всём: и в живых существах, и в неживых предметах. Нельзя сказать: «Здесь есть Вишну, а там — нет Вишну. Вишну везде».  

3. Независим и самодостаточен — Бхагавану Шри Вишну не нужен базис и источник для существования, всё существует только благодаря Ему. Нет ничего, что могло бы сравниться с Господом Шри Вишну или ограничить Господа Шри Вишну.  

ПРАМАНЫ №143. 

  • «Бог Вечен и Вездесущ». (Мундака-Упанишада, 1.1.6)
  • «Бог вошёл во всё и стал душой каждого». (Тайттирия-Араньяка, 3.11)
  • «Душа [всё духовное] — часть Его, земля [всё материальное] — часть Его». (Брихад-Араньяка-Упанишада, 3.7.23)  
  • «Нет никого равного Ему или выше Него». (Шветашватара-Упанишада, 6.8)

ШЛОКА №144. 

Вопрос-сомнение: «Разве имманентность Ишвары не предполагает соответствующее наследование Ишварой скверны и дефектов материального мира?».

ШЛОКА/КОММЕНТАРИЙ №145. 

Ответ на сомнение: «Подобно тому, как детство, юность и старость, связанные с телом, не затрагивают душу, так и дефекты 3 видов, касающиеся одушевлённых существ и неодушевлённых предметов, не затрагивают Ишвару».

Истина такова: как изменения, такие как детство, юность и прочие, связанные с телом, не касаются души (внутреннего обитателя тела) — даже несмотря на то, что душа пребывает в теле и самостоятельно телом управляет — так и Ишвару не затрагивают все дефекты материи, хотя одушевлённые существа/неодушевлённые предметы и являются Его Телом [прим. переводчика: здесь речь идёт о Теле в контексте Шарира-Шарири-Сиддханты Шри Рамануджа-Сампрадаи — если говорить упрощённо, то эта Сиддханта гласит о том, что всё существующее является Телом Бхагавана Шри Вишну]. 

Шри НаммАльвар объясняет эту идею следующим образом: «Счастье и горе душ, что скитаются в телесных оболочках, никогда не касаются Господа Шри Вишну. Рождение, рост и смерть лишь их материальные тела затрагивают, но никогда не касаются чистой основы — души. А коли внутри души Господь Шри Вишну всегда пребывает, то как же Его может коснуться грязь материи?». («Шри Тируваймоли», 3.4.10)   

Вопрос об ограничениях и скорби. 

Здесь может возникнуть вопрос: «И всё-таки, если душа, находящаяся в определённом теле, не подвержена дефектам болезней, смерти и т.д., то разве скорбь, невежество и другие ограничения, возникающие из-за связи с телом, не касаются в итоге Ишвары, поскольку Он также пребывает в теле?». 

Ответ с точки зрения Божественной Воли (Ишвара) и кармы (джива). 

Нет, ограничения никогда не касаются Ишвары, т. е. Бхагавана Шри Вишну. Здесь всё зависит от причины присутствия в теле: джива находится в теле из-за безначальной кармы, тогда как Бхагаван Шри Вишну Имманентен и Вездесущ по Своей Божественной Воле. Таким образом, джива пребывает в теле из-за своей кармы, а Господь Шри Вишну — по Своей Божественной Воле. В этом как раз и заключается громаднейшая разница между Ишварой и дживой.

ПРАМАНЫ №144-145. 

  • «Бог не подвержен действию кармы». (Риг-Веда) 
  • «Бог внутри всех, но сам Бог всегда незапятнан грехами». (Шри Субалопанишада)  
  • «Извечно Чистый, всех Превосходящий, Всепобеждающий Господь Шри Вишну». (Шри Вишну-Пурана, 1.2.1) 

⊰⊰⊰⊰⊰⚶⊱⊱⊱⊱⊱

Примечание переводчика. Праман из «Шри Вишну-Пураны» Шри Манавала Мамуни цитирует в очень лаконичном формате, так как многие Шри вайшнавы этот праман прекрасно знают. Напомню праман в полном варианте:

अविकाराय शुद्धाय नित्याय परमात्मने ।

सदैकरूपरूपाय विष्णवे सर्वजिष्णवे ।।१.२.१।।

avikārāya śuddhāya nityāya paramātmane ।

sadaikarūparūpāya viṣṇave sarvajiṣṇave ।।1.2.1।।

«Шри Вишну-Пурана», 1.2.1: «Всегда Неизменный в Своей Чистейшей Духовной Природе; Вечный; в образе Парама-Атмана живущий в дживах; Источник всех форм (духовных и материальных), но при этом в Одной Изначальной Четырёх-Рукой Форме Существующий — таков всех Превосходящий, Всепобеждающий Бхагаван Шри Вишну». 

Это праман из самого начала «Шри Вишну-Пураны», праман принадлежит к группе 7 шлок, объясняющих уникальную духовную природу Бхагавана Шри Вишну. У Шри Рамануджа-Сампрадаи есть собственные комментарии к «Шри Вишну-Пуране», их составил Шри Вишнучитта-Ачарья; стих №1.2.1 Шри Вишнучитта-Ачарья как раз очень подробно объясняет на 7 страницах, английский перевод объяснений есть в издании от sadagopan.org, ссылка на pdf-скан — https://www.sadagopan.org/ebook/pdf/Sri%20Vishnu%20Puranam-Vol%2001.pdf.

⊰⊰⊰⊰⊰⚶⊱⊱⊱⊱⊱

Данная статья подготовлена на основании книги: «Tattva-Traya-Vyakhyanam» [Manavalamamuni's Commentary on Pillai Lokacharya's Tattva-Trayam], Ananda Amaladass S.J., T.R. Publications, 1995, стр. 137-138. 

Статья, перевод, примечания, квадратные скобки: 

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 10-июль-2025

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/