Замечательный отрывок об Имманентности и Бесконечности Бхагавана Шри Вишну из «Шри Таттва-Трайя-Вьякхьянам» Шри Пиллай ЛокАчарьи/Шри Манавала Мамуни (одна из книг Шри Рамануджа-Сампрадаи). Сначала объясню общую идею несложным языком, а затем процитирую Ачарьев.
⊰⊰⊰⊰⊰⚶⊱⊱⊱⊱⊱
Имманентность Ишвары (Господа Шри Вишну) означает, что Он находится в каждой частичке мироздания и в каждой дживе. Наши враги маявади толкуют Имманентность с гротескной тенью очень уродливых измышлений — маявади пытаются доказать, что при Имманентности/Вездесущности Ишвара загрязняется скверной материального мира.
Дефективная схоластика больных маявади, естественно, отклоняется ото всех существующих праманов — например, даже простых праманов о том, что рождение и смерть не затрагивают изначально чистую душу. Если даже душа не заляпывается грязью материального мира, то что уж говорить об Ишваре/Бхагаване Шри Вишну, который бесконечно превосходит джив в Божественном Величии? Таков ход мысли наших Ачарьев — далее цитирую полные объяснения Ачарьев.
⊰⊰⊰⊰⊰⚶⊱⊱⊱⊱⊱
ШЛОКА/КОММЕНТАРИЙ №143.
Что значит «Ишвара бесконечен»? Это значит, что Бхагаван Шри Вишну:
1. Вечен — был, есть и будет всегда. Нет такого времени, когда Его не существует.
2. Вездесущ — Господь Шри Вишну присутствует во всём: и в живых существах, и в неживых предметах. Нельзя сказать: «Здесь есть Вишну, а там — нет Вишну. Вишну везде».
3. Независим и самодостаточен — Бхагавану Шри Вишну не нужен базис и источник для существования, всё существует только благодаря Ему. Нет ничего, что могло бы сравниться с Господом Шри Вишну или ограничить Господа Шри Вишну.
ПРАМАНЫ №143.
- «Бог Вечен и Вездесущ». (Мундака-Упанишада, 1.1.6)
- «Бог вошёл во всё и стал душой каждого». (Тайттирия-Араньяка, 3.11)
- «Душа [всё духовное] — часть Его, земля [всё материальное] — часть Его». (Брихад-Араньяка-Упанишада, 3.7.23)
- «Нет никого равного Ему или выше Него». (Шветашватара-Упанишада, 6.8)
ШЛОКА №144.
Вопрос-сомнение: «Разве имманентность Ишвары не предполагает соответствующее наследование Ишварой скверны и дефектов материального мира?».
ШЛОКА/КОММЕНТАРИЙ №145.
Ответ на сомнение: «Подобно тому, как детство, юность и старость, связанные с телом, не затрагивают душу, так и дефекты 3 видов, касающиеся одушевлённых существ и неодушевлённых предметов, не затрагивают Ишвару».
Истина такова: как изменения, такие как детство, юность и прочие, связанные с телом, не касаются души (внутреннего обитателя тела) — даже несмотря на то, что душа пребывает в теле и самостоятельно телом управляет — так и Ишвару не затрагивают все дефекты материи, хотя одушевлённые существа/неодушевлённые предметы и являются Его Телом [прим. переводчика: здесь речь идёт о Теле в контексте Шарира-Шарири-Сиддханты Шри Рамануджа-Сампрадаи — если говорить упрощённо, то эта Сиддханта гласит о том, что всё существующее является Телом Бхагавана Шри Вишну].
Шри НаммАльвар объясняет эту идею следующим образом: «Счастье и горе душ, что скитаются в телесных оболочках, никогда не касаются Господа Шри Вишну. Рождение, рост и смерть лишь их материальные тела затрагивают, но никогда не касаются чистой основы — души. А коли внутри души Господь Шри Вишну всегда пребывает, то как же Его может коснуться грязь материи?». («Шри Тируваймоли», 3.4.10)
Вопрос об ограничениях и скорби.
Здесь может возникнуть вопрос: «И всё-таки, если душа, находящаяся в определённом теле, не подвержена дефектам болезней, смерти и т.д., то разве скорбь, невежество и другие ограничения, возникающие из-за связи с телом, не касаются в итоге Ишвары, поскольку Он также пребывает в теле?».
Ответ с точки зрения Божественной Воли (Ишвара) и кармы (джива).
Нет, ограничения никогда не касаются Ишвары, т. е. Бхагавана Шри Вишну. Здесь всё зависит от причины присутствия в теле: джива находится в теле из-за безначальной кармы, тогда как Бхагаван Шри Вишну Имманентен и Вездесущ по Своей Божественной Воле. Таким образом, джива пребывает в теле из-за своей кармы, а Господь Шри Вишну — по Своей Божественной Воле. В этом как раз и заключается громаднейшая разница между Ишварой и дживой.
ПРАМАНЫ №144-145.
- «Бог не подвержен действию кармы». (Риг-Веда)
- «Бог внутри всех, но сам Бог всегда незапятнан грехами». (Шри Субалопанишада)
- «Извечно Чистый, всех Превосходящий, Всепобеждающий Господь Шри Вишну». (Шри Вишну-Пурана, 1.2.1)
⊰⊰⊰⊰⊰⚶⊱⊱⊱⊱⊱
Примечание переводчика. Праман из «Шри Вишну-Пураны» Шри Манавала Мамуни цитирует в очень лаконичном формате, так как многие Шри вайшнавы этот праман прекрасно знают. Напомню праман в полном варианте:
अविकाराय शुद्धाय नित्याय परमात्मने ।
सदैकरूपरूपाय विष्णवे सर्वजिष्णवे ।।१.२.१।।
avikārāya śuddhāya nityāya paramātmane ।
sadaikarūparūpāya viṣṇave sarvajiṣṇave ।।1.2.1।।
«Шри Вишну-Пурана», 1.2.1: «Всегда Неизменный в Своей Чистейшей Духовной Природе; Вечный; в образе Парама-Атмана живущий в дживах; Источник всех форм (духовных и материальных), но при этом в Одной Изначальной Четырёх-Рукой Форме Существующий — таков всех Превосходящий, Всепобеждающий Бхагаван Шри Вишну».
Это праман из самого начала «Шри Вишну-Пураны», праман принадлежит к группе 7 шлок, объясняющих уникальную духовную природу Бхагавана Шри Вишну. У Шри Рамануджа-Сампрадаи есть собственные комментарии к «Шри Вишну-Пуране», их составил Шри Вишнучитта-Ачарья; стих №1.2.1 Шри Вишнучитта-Ачарья как раз очень подробно объясняет на 7 страницах, английский перевод объяснений есть в издании от sadagopan.org, ссылка на pdf-скан — https://www.sadagopan.org/ebook/pdf/Sri%20Vishnu%20Puranam-Vol%2001.pdf.
⊰⊰⊰⊰⊰⚶⊱⊱⊱⊱⊱
Данная статья подготовлена на основании книги: «Tattva-Traya-Vyakhyanam» [Manavalamamuni's Commentary on Pillai Lokacharya's Tattva-Trayam], Ananda Amaladass S.J., T.R. Publications, 1995, стр. 137-138.
Статья, перевод, примечания, квадратные скобки:
Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 10-июль-2025
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах
Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):
▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/
▲WP https://vishnudut.wordpress.com/
▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus