суббота, 21 января 2023 г.

Военные арсеналы Господа Шри Кришны, akliṣṭa-karma и оружия из бесконечных измерений Шри Вайкунтхи ("Шри Субодхини" Шри Валлабха-Ачарьи, 10.50.11)

Вы когда-нибудь задумывались над следующим вопросом: "Где Господь Шри Кришна (и остальные Аватары Бхагавана Шри Вишну) берут оружия для сражений с демоническими армиями? Откуда, например, у Господа Шри Кришны огромные арсеналы самых авангардных вооружений?". 

На этот вопрос отвечает стих 10.50.11 "Шри Бхагавата-Пураны":

एवं ध्यायति गोविन्द आकाशात् सूर्य-वर्चसौ |

रथाव् उपस्थितौ सद्यः स-सूतौ स-परिच्छदौ || १०.५०.११ ||

evaṃ dhyāyati govinda ākāśāt sūrya-varcasau |

rathāv upasthitau sadyaḥ sa-sūtau sa-paricchadau || 10.50.11 ||

10.50.11: "С помощью дхьяны Господь Шри Говинда (Шри Кришна) призвал с Шри Вайкунтхи колесницы, наполненные различными оружиями. Каждой из этих колесниц управлял специально назначенный возничий". 

Как мы видим, в этом стихе нет прямого упоминания Шри Вайкунтхи, но в комментариях к предыдущему стиху (10.50.10) Шри Валлабха-Ачарья пишет: "वैकुण्ठादेव साध्ये स्मृते - vaikuṇṭhādeva sādhye smṛte", т.е. пишет о том, что в стихе 10.50.11 речь будет идти именно об оружиях с Шри Вайкунтхи - процитирую слова Шри Валлабха-Ачарьи полностью:

भगवद्ध्यानमात्रेण भूमिष्ठानां पदार्थानां दैत्यांशवासितत्वात् तेषां सज्जीकरणे

विलम्बात् वैकुण्ठादेव साध्ये स्मृते स्वयमेव साधनमागतमित्याह एवं ध्यायतीति ।

bhagavaddhyānamātreṇa bhūmiṣṭhānāṃ padārthānāṃ daityāṃśavāsitatvāt teṣāṃ sajjīkaraṇe vilambāt vaikuṇṭhādeva sādhye smṛte svayameva sādhanamāgatamityāha evaṃ dhyāyatīti ।

Итак, в стихе 10.50.11 говорится о том, что Шри Кришна берёт оружия на Шри Вайкунтхе, мгновенно призывая то, что Ему нужно с помощью дхьяны. 

Тратит ли Шри Кришна усилия на подобную дхьяну? 

Нет и ещё раз нет - Шри Валлабха-Ачарья объясняет эту идею с помощью словосочетания "अक्लिष्ट-कर्म - akliṣṭa-karma"

"Аклишта" переводится с санскрита как "беспрепятственный, невозмутимый, беззаботный". Слово же "карма" мы обычно употребляем в значении непосредственно "карма", но у Господа Шри Кришны кармы нет (ибо, в отличие от джив, Шри Кришна свободен от любых оков кармы), поэтому в данном случае "карма" переводится как "деяние, действие". 

Таким образом, "अक्लिष्ट-कर्म - akliṣṭa-karma" означает действия, которые не причиняют Шри Кришне забот и хлопот. 

Шри Валлабха-Ачарья также отмечает следующий интересный факт - цитирую английский перевод: "These Divine weapons came 'accidentally' (at the spur of a moment), and the purport of these words is, all these weapons were 'ever-ready', and they came down, as they were required". 

Как мы видим из этой английской цитаты, Божественные оружия с Шри Вайкунтхи появляются у Господа Шри Кришны моментально и в полностью готовом виде! 

∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭

Данный пост подготовлен на основании следующего издания: "Sri Subodhini" (Commentary on Srimad Bhagavata Purana by Mahaprabhu Shri Vallabhacharya), Sri Satguru Publications, 2005.

Статья by Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 21-январь-2023
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Шри Кришна-Аватара и защита Бхакти в ниргуне ("Шри Субодхини" Шри Валлабха-Ачарьи, 10.50.7-10)

Этой зимой я читаю вторую половину Скандхи X "Шри Бхагавата-Пураны" с комментариями Шри Валлабха-Сампрадаи: "Sri Subodhini" (Commentary on Srimad Bhagavata Purana by Mahaprabhu Shri Vallabhacharya), Sri Satguru Publications, 2005.

Часть идей из данного издания я оформлю в виде русскоязычных постов. В этом посте я расскажу о 4 причинах явления Шри Кришна-Аватары - данную тему Шри Валлабха-Ачарья разбирает в комментариях к стихам 10.50.7-10 "Шри Бхагавата-Пураны". 

На микро-уровне в этих стихах говорится об уничтожении армий демона Джарасандхи (одного из врагов Шри Кришны), а на макро-уровне - о причинах явления Аватар Бхагавана Шри Вишну. 

Стихи 9 и 10 особенно важны, так как в них выражены основные мысли/намерения Бхагавана Шри Вишну:

एतद्-अर्थो ऽवतारो ऽयं भू-भार-हरणाय मे | संरक्षणाय साधूनां कृतो ऽन्येषां वधाय च ||१०.५०.९||

अन्यो ऽपि धर्म-रक्षायै देहः संभ्रियते मया | विरामायाप्य् अधर्मस्य काले प्रभवतः क्वचित् ||१०.५०.१०||

etad-artho 'vatāro 'yaṃ bhū-bhāra-haraṇāya me |

saṃrakṣaṇāya sādhūnāṃ kṛto 'nyeṣāṃ vadhāya ca ||10.50.9||

anyo 'pi dharma-rakṣāyai dehaḥ saṃbhriyate mayā |

virāmāyāpy adharmasya kāle prabhavataḥ kvacit ||10.50.10||

Суть стиха 9 - основными причинами для явления Аватар (etad-artho 'vatāro) являются: освобождение Земли от демонического мусора (bhū-bhāra-haraṇāya me) и защита садху (saṃrakṣaṇāya sādhūnāṃ).  

А стихе 10 Господь Шри Вишну дополнительно подчёркивает идею защиты Дхармы: "Я являюсь в различных Аватарах для защиты Дхармы (dharma-rakṣāyai) и искоренения адхармы (adharmasya kāle)". 

Вы, наверное, уже обратили внимание на то, что эти стихи очень созвучны идеям из "Шри Бхагавад-Гиты". Вот как объясняет эти идеи Шри Валлабха-Ачарья - цитирую вышеупомянутое издание (стр. 4835 - номер страницы именно такой внушительный, так как это очень обширное издание!):

"This action of our Lord will also fulfill His vow (as spoken in the Gita) that, 'In the same way, a devotee surrenders to Me, I also give Myself to him, in the same way'. This vow also will get fulfilled. 'He who comes to Me for conquering Me or for even killing Me, I, in turn, do the same action to him also." 

Идея английской цитаты: "В 'Шри Бхагавад-Гите' Шри Кришна говорит: 'Я посвящаю Себя Своему бхакти-йогу в зависимости от степени предания бхакти-йога'. Если кто-либо приходит к Шри Кришне со злобными намерениями или действиями - например, намерением убить/завоевать, то Шри Кришна отвечает ровно в таком же негативном ключе". 

Далее Шри Валлабха-Ачарья сводит причины явления Аватар (и особенно Шри Кришна-Аватары) к 4 пунктам, связывая их с гунами. 

Причина 01. Разрушение демонов, которые являются обузой для Земли (раджо-гуна). 

Причина 02. Защита садху (саттва-гуна). 

Причина 03. Разрушение различных упырей, которые помельче крупных демонов типа Джарасандхи, но которые питают различные злобные намерения (тамо-гуна). 

Причина 04. Установление/проповедь/защита Бхакти-Марга (ниргуна). 

Таким образом, Шри Валлабха-Ачарья включает в список не 3 обычные гуны, а четыре - с указанием на Бхакти в ниргуне. И завершу я этот пост цитатой из книги - смотрите скриншот с объяснениями из вышеупомянутого издания ниже (а также на box, plurk):

Статья by Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 21-январь-2023
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Vox отличную тему подняли (падение уровня дикции в современных фильмах/сериалах)

Я в своём последнем обзоре сериалов (ссылка) писала о том, что сериал "Only Murders" с Селеной Гомез мне понравился великолепно поставленными голосами актёров (в оригинальном английском варианте). А сегодня Vox выпустили очень интересный ролик: "Why we all need subtitles now" - https://youtu.be/VYJtb2YXae8

Экзистенциальный вопрос ролика: "Почему в современных фильмах/сериалах зачастую трудно различить речь актёров?". 

Я и так знала ответ, но всё равно было интересно посмотреть, как Vox выстроит свои объяснения. Если вкратце, то объяснения Vox звучат вот так. 

01. Стало слишком много 'mumble actors', т.е. мямлящих/бормочущих актёров. Наиболее печальный пример - Том Харди.

02. Можно ли заменить 'mumble actors' системой ADR? ADR - Automated Dialogue Replacement - это система для перезаписывания голосов наиболее мямлящих актёров. 

В теории можно, но на практике почти никто этим не занимается - в ролике выступает эксперт, которая рассказывает о том, что ADR предполагает дополнительную оплату времени актёров и звукорежиссёров, а платить лишние деньги никто не хочет. 

03. Мямлящие актёры - это лишь один пласт проблемы. Существуют "мямлящие" режиссёры. Здесь наиболее печальный пример - это К. Нолан, которого буквально все (от простых зрителей до других режиссёров) обвиняют в том, что он очень коряво выстраивает подачу голоса в своих фильмах. 

04. Dolby Atmos - это система на 128 каналов, которая используется в кинотеатрах. Сейчас звук для фильмов пишут именно под эту систему. Но для обычных домашних пользователей звук пилят на семь каналов (7.1), пять (5.1), два (2 - стерео) и один (1 - моно) - в общем, конверсия ведёт к потерям в звуковой динамике. 

05. Много "тонкого" оборудования. Например, старые телевизоры были большими - в них были крупные динамики, что обеспечивало хорошую звукопередачу. Сейчас существует куча "тонкого" оборудования - тонкие телевизоры, тонкие смартфоны и т.д. В тонкое оборудование мощную систему звукопередачи никак не встроишь, поэтому снова происходят потери. 

06. Кроме того, оборудование из аналоговой эпохи (например, эпоха старых голливудских фильмов) было совсем другим, нежели чем в эпоху цифровую - всякие огромные аналоговые микрофоны вместо нынешних миниатюрных микрофонов-прищепок и т.д. и т.п.

У Vox также существует похожий ролик, но по визуальной части, они там рассуждают о феномене слишком тёмной картинки в современных фильмах: "It’s not you - movies are getting darker" - https://youtu.be/Qehsk_-Bjq4

Статья by Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 21-январь-2023
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах