Продолжение серии, посвященной "252 Вайшнава-Вартам" Шри Валлабха-Сампрадаи: предыдущий пост с историей о Мурари Дасе можно найти здесь, а рубрикатор всех постов серии находится на blogspot и wordpress.
01. Чачаджи избавляет ракшасов от страданий с помощью Шри Кришна-Мантры и Шри Туласи-Малы.
Чачаджи относится к раджаса-бхактам. В Шри Кришна-Лиле, на Голоке, Чачаджи является Чандракалой-Гопи, принадлежащей к группе Лалиты, но при этом Чандракала большую часть времени проводит в обществе своей очень близкой подруги Чандравали. Чандракала любит играть роль доставщицы особых любовных сообщений во время организации свиданий Кришны и Чандравали.
∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭
Хатита и Патита были 2 ракшасами, жившими в дереве, в одном из районов Гуджарата. Однажды, когда Чачаджи направлялся к Храму Шри Натхаджи с группой бхактов, 2 ракшаса выскочили из своего дерева-жилища и преградили путь бхактам, приняв при этом формы огромных чудищ.
Чачаджи, нисколько не испугавшись, спросил ракшасов: "Откуда вы вылезли и зачем загородили нам дорогу?".
Ракшасы ответили: "Мы - демоны и сейчас всех вас сожрём!".
Чачаджи спокойно сказал: "Ну так приступайте к своей демонической работе. Посмотрим, как вы справитесь!".
Ракшасы сразу же оставили свою глупую спесь и ответили: "Мы не можем вас сожрать. Во всех вас мы видим необыкновенное сияние и чувствуем необычайную силу. Из-за этого мы не можем приблизиться к вам".
Чачаджи сказал: "Это из-за того, что в нас живёт Господь Шри Кришна, повелевающий всеми 14 мирами. А теперь проваливайте оба!".
Ракшасы ответили: "Мы приносим извинения за свою грубую речь и нападение. На самом деле, мы с самого начала увидели, что вы все - необычные и просветлённые бхакты, а потому вышли к вам на даршан. Когда мы вас увидели, в нас проснулось духовное знание. Вы можете даровать нам освобождение? Нам очень горестно существовать в этих ужасных телах ракшасов!".
Чачаджи попросил ракшасов искупаться в реке, а затем посвятил обоих ракшасов в Шри Кришна-Мантру, одел на ракшасов Шри Туласи-Малы, окропил обоих чудовищ священной водой и выдал каждому ракшасу по порции Кришна-прасада.
После этого ракшасы избавились от своих демонических форм и припали к стопам Чачаджи уже в новых, божественных телах со словами: "Мы никогда не сможем расплатиться с вами за столь бесценный божественный подарок!". Затем к реке прибыли слуги Шри Кришны с Голоки для того, чтобы забрать бывших ракшасов в Кришна-Лилу.
02. Шри Гусайнджи рассказывает историю прошлой жизни ракшасов.
В Гокуле Чачаджи встретился с Шри Гусайнджи и, низко поклонившись его стопам, рассказал об удивительном инциденте с ракшасами [прим. переводчика: Шри Гусайнджи - младший сын Шри Валлабха-Ачарьи, на Голоке Шри Гусайнджи является Чандравали-Гопи].
Выслушав историю, Шри Гусайнджи сказал: "Эти 2 ракшаса раньше были нищими бхактами из Гуджарата. Принадлежали они к касте Шри Малай брахманов.
Однажды, во время паломничества, эти нищие бхакты остановились в доме богатых супругов-вайшнавов. Мужа в это время не было дома, а хозяйка дома, встретив 2 брахманов, без всяких подозрений разрешила им остаться на ночлег. Ночью 2 вероломных брахмана связали хозяйку и вынесли из дома все драгоценности. Хозяйка дома пережила жестокое ограбление, но солдаты местного царя не смогли поймать 2 грабителей.
Тем не менее, карма практически сразу же настигла 2 брахманов с другой стороны. Буквально через несколько дней оба преступника наткнулись на шайку бандитов и были жестоко убиты в ходе драки. После смерти 2 брахмана переродились в телах ракшасов.
Случилось всё это 500 лет назад, а 2 этих брахмана тогда формально принадлежали к Вишнусвами-Сампрадае [прим. переводчика: это практически угасшая на данный момент Сампрадая, но во времена существования данная Сампрадая исповедовала нечто вроде Бхагавата-Кришнаизма с сильным влиянием адвайты - иногда говорят, что Вишнусвами-Сампрадая была не очень совершенным прототипом, из которого позже выросла Валлабха-Сампрадая, но это мнение поддерживается не всеми].
Бхактами эти 2 брахмана, естественно, были никудышными, но Кришна никогда не забывает даже самых захудалых бхактов, поэтому через 500 лет Кришна решил отправить их на Голоку, воспользовавшись тем, что ты проходил мимо их дерева-жилища с группой бхактов.
Теперь ты знаешь о том, как сильно Кришна может наказать за жестокие, греховные поступки, а также знаешь о том, насколько благотворной может стать встреча с бхактом Кришны даже для ракшасов!".
03. Объяснение Шри Харирайяджи: ответ на вопрос о достижении Голоки без Кришна-Брахма-Самбандхи.
Как всегда, в этой серии постов мы также рассматриваем комментарии Шри Харирайяджи - одного из ключевых Ачарьев Шри Валлабха-Сампрадайи. Шри Харирайяджи пишет следующее:
"В Кришна-Лиле, на Голоке, 2 ракшаса из этой истории известны как два брата - Неро и Варо - оба являются тамаса-бхактами. В этой истории говорится, что Чачаджи посвятил обоих ракшасов лишь в начальную Кришна-Мантру [श्री कृष्ण: शरणं मम - śrī kṛṣṇa: śaraṇaṃ mama] и этого хватило для того, чтобы бывшие ракшасы смогли войти в Кришна-Лилу. В свете этого возникает вопрос: 'Разве можно достичь Кришна-Лилы/Голоки без Брахма-Самбандха-инициации?'".***
***Прим. переводчика: В Шри Валлабха-Сампрадае следуют 2 уровням инициации - если говорить упрощённо, то это: 1) начальный уровень - простое посвящение в Кришна-Шаранагати-Мантру, которая звучит как श्री कृष्ण: शरणं मम - śrī kṛṣṇa: śaraṇaṃ mama и 2) Брахма-Самбандха-инициация с посвящением в секретную Кришна-Мантру.
С начального уровня отправиться на Голоку практически невозможно, поэтому Шри Харирайяджи отдельно объясняет данную тему. Далее в комментарии Шри Харирайяджи ссылается на историю о Кришнадасе и дочери проститутки, если вас заинтересует эта история, то она есть у меня в блоге - ссылка на историю Кришнадаса.
Продолжение комментария Шри Харирайяджи:
"История Чачаджи и 2 ракшасов - это исключение. В этой истории действуют те же правила, что и в истории с Кришнадасом и дочерью проститутки.
Как мы помним, некогда Кришнадас освободил дочь проститутки, также не прибегая к Брахма-Самбандха-инициации, но - важнейший момент! - дочь проститутки впоследствии получила Брахма-Самбандху-инициацию от Шри Свамини***, уже непосредственно в Кришна-Лиле, на Голоке. Точно таким же образом, уже в Кришна-Лиле, 2 бывших ракшаса получили Брахма-Самбандху от изначальной духовной формы Шри Гусайнджи, т.е. от Шри Чандравали-Гопи!".
***Прим. переводчика: в Шри Валлабха-Сампрадае, в зависимости от контекста, обращение "Шри Свамини" [स्वामिनी/svāminī - госпожа, повелительница] может означать Шри Радхику, Шри Чандравали, Шри Ямуну, а также различных главных Гопи. В данном случае, в контексте истории о Кришнадасе, Шри Харирайяджи обращается к Шри Лалите-Гопи как к Шри Свамини.
04. Шри Харирайяджи о бесстрашии на пути Кришна-Бхакти. Изречения Парама-Ананда-Даса и Сурдаса.
И Шри Харирайяджи также отдельно объясняет, почему Чачаджи не испугался чудовищных форм ракшасов, цитируя в своих объяснениях классику Парама Ананда Даса и Сурдаса. Вот что пишет Шри Харирайяджи:
"В этой истории Чачаджи показывает всем нам пример бесстрашия - подобное бесстрашие является частью природы бхактов Шри Кришны. Временем, смертью и кармой живых существ повелевает Шри Кришна, живущий в сердцах Своих бхактов, поэтому бхакты никогда ничего не боятся - наоборот, время, смерть и карма трепещут в страхе перед Шри Кришной и Его бхактами. Парама Ананда Дас когда-то произнёс следующие слова:
'Бхакты Господа Шри Хари ничего не боятся.
Даже Брахма приветствует бхактов почтительным смирением.
Каждое живое существо приносит поклоны бхактам Господа Шри Хари.
Но это не повод для высокомерия,
ведь Шри Кришна является Господом смиренных и кротких.
Бесстрашие бхактов исходит лишь от Господа Шри Кришны'.
Вайшнавы всегда сострадательны и никогда не отвечают насилием на насилие, стараясь помочь даже тем, кто проявляет враждебность, - Чачаджи продемонстрировал эту черту характера на примере инициированных и накормленных прасадом ракшасов. Вспомним стихи Сурдаса:
'Бхакта всех от бед освобождает,
Бхакта сострадателен всегда,
Смиренен бхакта, никого не унижает,
Дружба - козырь бхакта, не вражда.
^^^
Тех, кто просит Кришну о защите,
Бхакта никогда не оттолкнёт,
Избавит от сансары ядовитой,
К лекарству Харинама приведёт.
^^^
Похоть, гнев, отраву эгоизма,
Бхакта удаляет навсегда,
Гордость, эго, цепи атеизма,
Для бхакта - Майи трюки и тщета!
^^^
Жадности и злобе в сердце бхакта,
Места нет - там Кришна лишь живёт,
Харинам - без пауз и антрактов,
Непрерывный бхаджан,
Освещает бхакта на Голоку взлёт!
Так поёт Сурдас: 'Ум бхакта постоянно посвящён лишь Господу Шри Кришне. Безразмерен океан благих качеств бхактов Господа Шри Кришны!''. [прим. переводчика: для поэзии Сурдаса характерен паттерн, в котором сначала идут стихи, а потом лаконичный итог со словами 'И Сурдас говорит/поёт, что...', поэтому в переводе выше я совместила стихи и нерифмованный итог]
Итак, Чачаджи был бхактом с чертами, о которых рассказывают Сурдас и Парама Ананда Дас, а потому даже ракшасы Хатита и Патита обратились к Чачаджи за прибежищем.
Здесь также очень важно то, что Чачаджи был учеником Шри Гусайнджи - в итоге, именно благодаря связи с Шри Гусайнджи (т.е. Шри Чандравали-Гопи), ракшасы смогли достичь Шри Кришна-Лилы".
∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭
ССЫЛКИ НА СКАНЫ: Данная серия постов основана на 3-томном английском издании Шьям Даса - "252 Vaishnavas" by Shri Gokulnathji with Shri Harirayji's commentary, Shyamdas/Tulsidasi, Pratham Peeth Publication, 2002-2006, сканы можно скачать в моих облачных дисках: dropbox, googledrive, teknik, files-fm (рассказанная выше история о Чачаджи содержится в Томе 1, со стр. 271).