понедельник, 4 марта 2013 г.

"Шабда-Прамана" - Почему Гаудийа-Вайшнавы так часто цитируют Упанишады и "Шримад-Бхагаватам"?

Некоторые новички, которые только начинают интересоваться Гаудийа-Вайшнавизмом часто задают вопрос, почему мы так часто цитируем различные стихи из Смрити (Упанишад, Пуран) и особенно стихи из "Шримад-Бхагаватам". 

Ответ очень прост: существует такое понятие как "прамана" (доказательство). 

Всего существует 10 Праман (в некоторых школах индийской философии количество варьируется от 10 до 12), но из них авторитетными для Вайшнава-Сампрадай являются только три:

1) Шабда-Праманы (доказательства на основе Вед)

2) Пратьякша-Праманы (доказательства на основе опыта и восприятия)

3) Анумана-Праманы (доказательства на основе логики и различных умозаключений). 

Все Вайшнава-Сампрадайи опираются в своих философиях прежде всего на Шабда-Праманы, то есть на слова Вед и Упанишад. 

Остальные 2 вида доказательств (пратьякша и анумана) считаются не очень надёжными и они должны обязательно подтверждаться Шабда-Праманами. 

Ниже я расскажу о причинах, по которым пратьякша и анумана не считаются авторитетными. 

Слово "прамана" переводится с Санскрита как "доказательство чего-либо". Кстати, в Санскрите данное слово относится к нейтральному роду, поэтому в русском языке его употребляют как в женском роде, так и в мужском. 

Сначала рассмотрим все Праманы отдельно (смотрите рисунок ниже, который также можно скачать на minus и dropbox):



Шабда-Праман (शब्दप्रमाण - zabdapramANa) - утверждения Веданты, Упанишад, Пуран, Итихас, то есть утверждения Вед. 

Шабда-Праман является самым надёжным источником знания, потому что Веды являются Апаурушея-Таттвой. 

Слово "Апаурушея" означает то, что все Веды были составлены Лично Верховным Господом Шри Кришной, то есть у Вед вообще нет человеческого автора. 

Из-за этого все Вайшнавы обычно смеются над глупыми выкладками различных глупых санскритологов, которые пытаются привязать различные Пураны к определённым историческим датам или например, пытаются как-то датировать события "Махабхараты". 

На самом деле, у Вед вообще нет даты создания в обычном человеческом смысле. 

Все Веды исходят из Дыхания Верховного Господа Шри Кришны, более того