пятница, 9 декабря 2022 г.

Гордиев узел, который может разрубить лишь Бхагаван Шри Вишну

Вот ещё один из мега-блистательных моментов в книге "Sri Madhva's Teachings in His Own Words", B.N.K. Sharma, 1970

Что мешает дживе встретить Бхагавана Шри Вишну прямо сейчас? Карма (прарабдха-карма) или Авидья, которые создают тяжелую завесу между Богом и дживой? 

Ни то, ни другое - отвечает Шри Мадхва-Ачарья, потому что правильный ответ кроется в санскритском словосочетании "परमाच्छादिका - paramācchādikā", которое переводится на русский язык как "Высшее Сокрытие"

До тех пор, пока Бхагаван Шри Вишну не захочет явить Себя дживе, Он от дживы будет скрыт. 

Для теологии Шри Мадхва-Ачарьи характерен усложнённый язык, а для теологии Шри Валлабха-Ачарьи, наоборот, язык попроще и я точно помню, что в одном из толкований к "Шримад-Бхагаватам" Шри Валлабха-Ачарья объясняет обозначенную выше идею о "Парамачхадике" простым языком примерно вот так: "Если ты Кришну ещё не увидел/не увидела, то это просто означает, что Он не хочет встречаться с тобой!". 

И слово непосредственно B.N.K. Sharma, цитата со страницы 90 - обратите внимание на изящность объяснений не только о Парамачхадике, но также о 'Gordian knot': 

"It is only the highest form of devotion (bhakti) that moves God to shower His grace on the individual. Only when such complete grace is conferred on the soul does the dissolution of bondage become complete.

Madhva’s commentator rightly points out that the reference to the nullification of some portion of the soul’s ‘Prarabdha Karma' by the grace of God after the attainment of Aparoksa-jnana, in B.S. iii, 4, 16, confirms the point that it is not Karma or Avidya alone that ultimately prevents the Jiva from realizing his own blissful nature and his intrinsic relation to God as His Pratibimba or image; but something over and above them, viz., God’s own power (Paramācchādikā). The Gordian knot is thus to be cut by God Himself. 

Thus, the role of God’s grace in drawing aside the final curtain that stands between man and his Maker, is altogether unique, in this system. By its side even Jnana takes a second place.

Madhva makes it clear that even after Avidya is dispelled by true knowledge, full and complete manifestation of the innate bliss of selfhood is possible only after God Himself (as the Bimba or ‘Original’,) removes the last veil of obscuration which His own power has thrown round the Jiva from time immemorial. 

Thus, thrown round the Jiva from time immemorial. Thus, without denying the importance of Jijnasa (Sravana, manana) nididhyasana and Apārokṣajñāna in the scheme of Sadhanas, Madhva has emphasized the need for a new synthesis between spiritual enlightenment and divine grace in ushering in the final stage of man's self-realization and God-realization. 

It may be noted that the words of the Brahmasutra iii.2.5 (ततो ह्यस्य बन्धविपर्ययौ - tato hyasya bandhaviparyayau) occurring in the Sadhana-Adhyaya, lend significant support to Madhva's point of view".

∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭

Данный пост подготовлен на основании книги "Sri Madhva's Teachings in His Own Words", B.N.K. Sharma, 1970. 

Ссылка на pdf-скан на archive.org: https://archive.org/details/madhvas-teaching-in-his-own-words-bnk-sharma-1970

Дополнительные ссылки на скачивание скана (box, dropbox и т.д.) можно найти в моём англоязычном посте о данной книге: http://vishnudut1926.blogspot.com/2022/12/madhvacharya-own-words-bnk-sharma-1970.html

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва10-декабрь-2022

Эта книга прекрасно подойдёт тем, кто интересуется вопросами джива-таттвы ("Sri Madhva's Teachings in His Own Words", B.N.K. Sharma)

В мои электронные библиотеки добавлен новый pdf-скан: "Sri Madhva's Teachings in His Own Words", B.N.K. Sharma, 1970

Книга оказалась потрясающей. Когда, примерно 2 недели назад, я нашла эту книгу при перебирании различных книг о Шри НараСимхе, мне показалось, что это простая монография из ранних трудов B.N.K. Sharma, но, оказалось, что это очень мощная и продуманная компиляция. 

Суть книги заключается в следующем: B.N.K. Sharma рассматривает ключевые моменты Таттвавады, отталкиваясь от ювелирно подобранных цитат Шри Мадхва-Ачарьи на санскрите. К примеру, в книге блестяще разбираются темы прарабдха-кармы и градации упасаны + филигранно составлены главы о джива-сварупе/мокша-сварупе. 

И вернусь к теме цитат на санскрите. B.N.K. Sharma, при переводе санскрита, часто пишет "God" вместо "Narayana/Vishnu" - скорее всего, это связано с тем, что книга ориентирована на интеллектуальную англоязычную аудиторию и сегмент "Философия/Теология" именно западных библиотек, для которых слово "God" звучит более привычно. 

Тем не менее, я очень советую всегда пробегать глазами именно текст на санскрите, так как именно в санскритском тексте могут находиться важнейшие для нас смыслы. Например, следующая цитата из книги говорит именно о Бхагаване Шри Нараяне:

अन्यक्वापि शक्तिर्न स्वातंत्र्येणेश एव हि । शक्तीस्ताः प्रेरयत्यंजः तदधीनाश्च सर्वदा । सत्ताप्रधानपुरुषशक्तीनां च प्रतीतयः ।। प्रवृत्तयश्च ताः सर्वा नित्यं नित्यात्मना यतः । यथानित्यतयाऽनित्यं नित्यशक्त्या स्वयेश्वरः ॥ नियामयति नित्यं च न ऋते त्वदिति श्रुतेः । स्वभावजीवकर्माणि द्रव्यकालश्रुतिक्रिया ।। यत्प्रसादादिमे सन्ति न सन्ति यदुपेक्षया इति श्रुतेनं सत्ताद्याऽपि नारायण विना । तत्पतञ्जलिविन्ध्यादिमतं न पुरुषार्थदन् ॥ ( AV. p. 13b).

anyakvāpi śaktirna svātaṃtryeṇeśa eva hi । śaktīstāḥ prerayatyaṃjaḥ tadadhīnāśca sarvadā । sattāpradhānapuruṣaśaktīnāṃ ca pratītayaḥ ।। pravṛttayaśca tāḥ sarvā nityaṃ nityātmanā yataḥ । yathānityatayā'nityaṃ nityaśaktyā svayeśvaraḥ ॥ niyāmayati nityaṃ ca na ṛte tvaditi śruteḥ । svabhāvajīvakarmāṇi dravyakālaśrutikriyā ।। yatprasādādime santi na santi yadupekṣayā iti śrutenaṃ sattādyā'pi nārāyaṇa vinā । tatpatañjalivindhyādimataṃ na puruṣārthadan ॥ ( AV. p. 13b).

Общий смысл приведённого отрывка из "Шри Анувьякхьяны" Шри Мадхва-Ачарьи следующий: свабхава, дживы, карма, Шрути существуют лишь благодаря Бхагавану Шри Нараяне [iti śrutenaṃ sattādyā'pi nārāyaṇa vinā], а религия, не основанная на поклонении Бхагавану Шри Нараяне (например, йога Патанджали, лишённая поклонения Господу Шри Нараяне), никогда не ведёт к духовному прогрессу. 

У B.N.K. Sharma эта сверх-важнейшая акцентуация на Бхагаване Шри Нараяне, увы, потеряна - вот как звучит его перевод:

"There is no independent potency anywhere in the Universe (in Prakṛti, Purusas etc.) It is Isvara Himself that directs properly, the various potencies of Nature and of the souls for production, growth, development etc., which are always dependent on Him.

The Prakṛti Purusas and their respective capacities, their very presence, cognizability and functioning, - all these are controlled by Isvara, eternally, through His eternal power. Just as non-eternal things are ordained by the eternal will of Isvara to be non-eternal, similarly, eternal substances too are ordained by His will to be eternal. 

This is established by the Śruti: Without reference to Your Will, nothing happens far or near (R. V. x, 112, 9). The Śruti also says: Svabhāva, Jīvas, their Karma, categories, Kala, Śruti, Kriya, etc., all these exist, function and are cognized only by His will and pleasure. They have no existence in His despite. 

Hence, the very reality, existence etc., of Prakṛti and other entities depend on His control. Therefore, the position of Patanjali, Vindhyavasin and other philosphers (who restrict, in various ways, the power Isvara or do not recognize His existence, at all), is not conducive to spiritual advancement".

∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭

Кроме этого отрывка, мне также встретился отрывок, в котором был "потерян" Бхагаван Шри Вишну, также с общей формулировкой "God". 

Это моё единственное нарекание по книге, а во всём остальном данная компиляция B.N.K. Sharma прекрасна, поэтому очень рекомендую в качестве зимнего чтения, особенно тем, кто интересуется джива-таттвой в изложении Шри Мадхва-Ачарьи!

Ссылка на pdf-скан на archive.org: https://archive.org/details/madhvas-teaching-in-his-own-words-bnk-sharma-1970

И дополнительные ссылки на скачивание скана (box, dropbox и т.д.) можно найти в моём англоязычном посте о данной книге: http://vishnudut1926.blogspot.com/2022/12/madhvacharya-own-words-bnk-sharma-1970.html

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва09-декабрь-2022

"Wednesday" досмотрен - ставлю обещанные 10 из 10!

Я досмотрела "Wednesday" где-то 2 ночи назад. Как и обещала, ставлю ему "10 из 10" - отличный готический фэнтези-сериал. 

"Wednesday" очень выгодно отличается от своих собратьев-сериалов, а его унылые собратья в предыдущие годы выглядели вот так позорно - приведу лишь некоторые мутные примеры:

1) "The Umbrella Academy". Унылый каст, псевдо-готика, мутная картинка и т.д. и т.п. - я его бросила на второй серии.  

2) "Riverdale". Очень заторможенный, школьный, ванильный сериал про тупые/шаблонные отношения-сношения, поэтому его невозможно смотреть. 

3) "Chilling Adventures of Sabrina" - натужный, скучнейший сериал с несмешными шуточками, который уже с первого сезона скатился в дешёвый поп-сатанизм для умственно отсталых и прочие девиации.

И так далее. Плохие сериалы последних лет можно перечислять бесконечно, а хорошие - можно сосчитать по пальцам. 

Возвращаясь к теме непосредственно "Wednesday", я в первую очередь отмечу шикарную цветовую гамму сериала. Создатели, к огромному счастью, не стали замыкать себя на унылом шаблоне "готика должна быть чёрной и блеклой", а разукрасили сериал в яркие оттенки. Часть сериала снята в разгар осени, а другая часть происходит в детализированных ретро-антуражах. 

Цветовые решения "Wednesday" роднят сериал с некоторыми сезонами "Американской истории ужасов" - там создатели также вырвались из блеклой гаммы и создали эффектную картинку винтажной, готической Америки. 

Я смотрела "Wednesday" в Pot Player (бесплатный видео-плеер) на ноутбуке, добавив яркости в настройках - если вам дефолтная картинка покажется недостаточно яркой, то рекомендую добавить яркости в настройках вашего видео-плеера. В Pot Player яркость настраивается очень легко - с помощью "Control Panel" слева от кнопок Play/Stop - смотрите скриншот с зеленой стрелкой выше (на скрине, кстати, концерт очень уважаемой мною группы "The Clientele" - я всё не могу найти время, чтобы посмотреть его полностью). 

С сюжетом, динамикой и развитием характеров у "Wednesday" также всё в полном порядке. Сюжетная линия c Enid Sinclair (наивно-позитивная девчонка-волк с цветными волосами) также прекрасна. Уровень детективной загадки тоже выдержан на превосходном уровне. 

Надеюсь, что второй сезон не заставит себя ждать и будет таким же волшебным!

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926), Москва09-декабрь-2022