понедельник, 2 мая 2022 г.

6 ударов по маяваде и 6 оружий Бхагавана Шри Вишну в шлоке 12.53 "Шри Сумадхва-Виджайи" Шри Нараяна-Пандита-Ачарьи...

В диссертации "Sri Sumadhvavijaya - A Critical Study" by N. Vishwanath Kamath на странице 106 [ссылка на диссертацию в pdf-формате] приводится отличное пословное объяснение сложной шлоки 12.53 из "Шри Сумадхва-Виджайи" Шри Нараяна-Пандита-Ачарьи. 

В этой шлоке 6 оружий Бхагавана Шри Нараяны сопоставляются с 6 ударами, которые Шри Мадхва-Ачарья нанёс по маявади, а 6 оружий, в свою очередь, сопоставляются с 6 видами Шри Вишну-Шастр! Например, Шри Сударшана-Чакра олицетворяет все Веды - смотрите подробное объяснение далее по тексту. 

На основании данного пословного объяснения я нарисовала инфографику, которая приведена в начале поста (инфографику также можно посмотреть на box, plurk). 

На моей инфографике палица Каумодаки нарисована отдельно, так как мне очень понравился эскиз Господа Шри Вишну в жёлтом цвете, но на этом эскизе изначально не было Каумодаки, поэтому Каумодаки я дорисовала отдельно!

वेदव्रात सुदर्शनः परिलसत् तर्काख्य शङ्खध्वनिर्

विभ्रा जिष्णु पुराण संहति गदः श्लोकौघ शार्ङ्गान्वितः ।

सत्सूत्रेषु इतिहास नन्दकचणो मध्वाख्य नारायणः

प्राप्तो वो निजिघृक्षया द्रवत हे मायाविदेवद्विषः ॥१२.५३॥

vedavrāta sudarśanaḥ parilasat tarkākhya śaṅkha dhvanir

vibhrā jiṣṇu purāṇa saṃhati gadaḥ ślokaugha śārṅgānvitaḥ ।

satsūtreṣu itihāsa nandakacaṇo madhvākhya nārāyaṇaḥ

prāpto vo nijighṛkṣayā dravata he māyāvidevadviṣaḥ ॥12.53॥

1) vedavrāta sudarśanaḥ. Шри Сударшана-Чакра Бхагавана Шри Нараяны олицетворяет все Веды. 

2) tarkākhya śaṅkha dhvanir. Звук Раковины - это Брахма-Тарка. 

3) vibhrā jiṣṇu purāṇa saṃhati gadaḥ. Палица Каумодаки Господа Шри Нараяны олицетворяет все 18 Пуран. 

4) ślokaugha śārṅgānvitaḥ. Лук символизирует все ПанчаРатра-Самхиты. 

5) satsūtreṣu. Стрелы - это "Брахма-Сутра" ("Веданта-Сутра"). 

6) itihāsa nandakacaṇo. Меч Нандака Бхагавана Шри Нараяны олицетворяет Итихасы ("МахаБхарата" и "Рамаяна"). 

И заодно публикую здесь английский перевод шлоки 12.53 из издания "Шри Сумадхва-Виджайи" в редакции Sri Vyasaraja Seva Samiti, 2009 - это одно из родных изданий Шри Мадхва-Сампрадайи. 

Обратите внимание, что в этом издании написано "five weapons", а не шесть - скорее всего, из-за того, что лук и стрелы в издании посчитали за одно оружие. В целом, фраза "5 орудий" является правильной, особенно в свете того, что мы декламируем знаменитую "Шри Вишну-Панча-Юдха-Стотру" (смотрите русский перевод этой прекрасной Стотры в моём blogspot и wordpress), но выражение "6 орудий" также является корректным - в общем, оба варианта являются правильными:

12.53. (Narayana is the destroyer of daithyas and wears the Conch, Discus, Mace, Bow, Arrow and Sword for this purpose): "You mayavadis! Sri Madhva Narayana, an enemy of the asuras has arrived here to subdue you. He wears in his hand the Sudarshana Chakra of the group of all Vedas. He is blowing the conch of Brahma Tarka. The eighteen Puranas are in his hand like the Koumodaki mace. He is having Brahma Sutras for arrows, his PancharAtra texts as His shArnga (bow) as also his Nandaka Sword like MahaBharata. Thus armed with all the five great weapons, he has arrived to destroy you. Run away quickly".

Статья/перевод/оцифровка Санскрита/инфографика
Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 02-май-2022
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Забавное исследование об имитациях "Гиты-Говинды" (кришнаитские секты, секта рамананди, шанкараиты, шиваитские секты), а также 2 поучительные истории о царьках Ориссы и Господе Шри Джаганнатхе!

На archive.org недавно появился необычный скан из Ориссы под названием "A Study On The Imitations of Gita Govinda", Dr. Banamali Rath, 1984 - https://archive.org/details/IUoZ_a-study-on-the-imitations-of-gita-govinda-dr.-banamali-rath

Это филологическое/историческое исследование о клонах "Гита-Говинды", всего автор перечисляет 128 имитаций. Мне, кстати, очень понравилась фраза "Dr. Rath, with great pains, unfolds the history of Sanskrit lyric poetry..." из аннотации к книге - смотрите скриншот аннотации ниже, а также на plurk

Естественно, "with great pains", ведь там секта на секте едет и сектой погоняет вместе с историями про эго и психологические комплексы царьков Ориссы - смешные и трагичные одновременно истории о царьках Ориссы я расскажу далее по тексту! 

Суть исследования вкратце такова. В своё время оригинальная "Гита-Говинда" Джаядевы стала очень популярной и популярность эта предсказуемо породила много эпигонов. 

КРИШНАИТЫ. 

Например, много имитаций "Гита-Говинды" было создано кришнаитскими сектами: "Джаганнатха-Валлабха-Натакам" Райя Рамананды (секта Чайтаньи), "Шрингара-Расамандана" Витхаллешвары (секта Валлабхачарьи), "Гитавали" Рупы Госвами (снова секта Чайтаньи) и другие - особенно много имитаций было создано в рамках секты Чайтаньи.  

ШИВАИТЫ. 

Несколько имитаций было создано шиваитскими сектами - например, "Шива-Лиламрита-Махакавья" Нитьянанды подражает "Гита-Говинде", но посвящена Шиве и Парвати. 

ШАНКАРАИТЫ. 

Дальше - больше: секты шанкараитов (Шанкарачарья, маявада) тоже не остались в стороне - так была создана какая-то поэма какого-то шанкараита. В скане на этом месте оборвана страница, поэтому не могу сказать какого шанкараита, но всем пофиг, ибо это всё равно очередная секта! 

ШАКТЫ. 

Я уважительно отношусь к Шактизму, поэтому не буду называть шактов сектой, но даже среди шактов появилась имитация "Гита-Говинды" под названием "Трипура-Сундари-Стути-Кавья" Калидаса. В данной имитации акценты смещены на поклонение Богине Шри Лалите-Трипура-Сундари. 

Кроме того, в рамках Шактизма существует "Чандика-Чарита-Чандрика" Кришна Датты (चण्डिका - caṇḍikā - Чандика - это одно из Имён Шри Дурги). Данное произведение также подражает "Гита-Говинде", но акценты смещены на "Шри Дурга-Махатмью" из "Маркандея-Пураны". 

РАМАНАНДИ И ВОПИЮЩАЯ ОШИБКА. 

На странице 65 автор исследования делает вопиющую ошибку, пытаясь причислить к Шри Рамануджа-Сампрадае имитацию под названием "Джанаки-Гита" некоего Хари-Хара-Ачарьи, НО: 

А) У нас, в Шри Рамануджа-Сампрадае, подобных причудливых имён Ачарьи никогда не носят и не носили. Хари-Хара - это Вишну-Шива, а мы к шиваизму очень негативно относимся, а также не поддерживаем сентиментального двубожия. 

Б) "Джанаки-Гита" посвящена Сите и Раме, а это - вместе с причудливым именем "ачарьи" Хари-Хара - указывает на то, что данная имитация является стряпнёй печально известной секты рамананди. Рамананди всегда нагло врут, что они являются частью Шри Рамануджа-Сампрадаи, но мы всех рамананди НЕ признаём вайшнавами и считаем рамананди сектой.

ПОУЧИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ №1: ЛИТУРГИИ. 

Интересно, что "Гита-Говинда" даже стала ареной религиозно-политической борьбы, танцевавшей рука об руку с аханкарой и раджасом: один из царей Ориссы, величаемый по помпезному имени Ганга Пурушоттама-Дева, написал свою собственную имитацию "Гита-Говинды" и потребовал, чтобы данная имитация была включена в литургии, посвящённые Господу Шри Джаганнатхе. 

Этого царя сначала послали, но потом - с учётом его политического влияния и веса - несколько неродных строф всё-таки добавили в "Гита-Говинду". 

Подсчёты исследователей говорят, что было добавлено от 12 до 20 неродных строф, так как манускрипты со временем стали разниться в цифрах. В итоге "Гита-Говинда" из Ориссы теперь не совсем оригинальная, так как в неё были включены строфы за авторством царя, а не Джаядевы. Как говорится, добро пожаловать в причудливую Индию и политику!

ПОУЧИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ №2: ГОСТРАЙТЕР. 

А вот ещё история. Cуществует "Абхинава-Гита-Говинда" Гаджапати Пурушоттамы-Девы - тоже имитация, естественно!

Гаджапати Пурушоттама-Дева (это уже другой царь, не Ганга Пурушоттама-Дева, который был упомянут в истории о литургиях выше) также был знаменитым царём, но, как это обычно бывает, был туповатым и к хорошему письму полностью неспособным. При этом царь лелеял мечты о том, чтобы оставить след в истории именно как великий волшебник поэтического слога, а не как олигофрен, который не может связать двух слов на бумаге.

В таких случаях обычно нанимают хорошего гострайтера и...его действительно наняли - гострайтером стал знаменитый поэт Кавичандра Райя Дивакара Мишра, который является настоящим автором "Абхинава-Гита-Говинды". Но это лишь первая часть истории - ещё больший трэш начинается дальше, с 2 следующими сюжетными твистами:

ТВИСТ-01. Гаджапати Пурушоттама-Дева также попытался сделать состряпанную гострайтером "Абхинава-Гита-Говинду" частью литургий Господа Шри Джаганнатхи, но царя жёстко послали местные (и честные!) пандиты/священники, поэтому беды не произошло. 

Кстати, в других исследованиях говорится, что катастрофа всё-таки произошла и на коротком отрезке времени "Абхинава-Гита-Говинда" была частью литургий, смотрите, например, вот это альтернативное расследование - https://www.academia.edu/8418488/Gita_Govinda_of_Jayadeva_and_the_Temple_of_Jagannatha

ТВИСТ-02. В оригинальной "Гита-Говинде" Джаядевы содержится неправильная концепция 10 Аватар - у Джаядевы все Аватары исходят не от Бхагавана Шри Вишну, а от Кришны (короче, как в дремучих кришнаитских сектах, которые наивно и свято верят в то, что Бог - это примитивный мальчик-пастух с планеты коров). Царю Ориссы/гострайтеру эта идея не понравилась и он решил заменить неправильную концепцию Джаядевы на другую неправильную, сделав источником всех Аватар Господа Шри Джаганнатху (!!!).

Вот такие вот упоротые истории из недалёкого прошлого. Секты - это зло; сумасшедшие царьки, крякнувшиеся на почве сектанства - тоже зло, поэтому я желаю всем прекрасных майских праздников в позитивном ключе! Критически мыслите, много читайте, не попадайте в секты и выбирайте лишь хорошие, ортодоксальные, серьёзные религии!

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 02-май-2022
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах