На archive.org недавно появился необычный скан из Ориссы под названием "A Study On The Imitations of Gita Govinda", Dr. Banamali Rath, 1984 - https://archive.org/details/IUoZ_a-study-on-the-imitations-of-gita-govinda-dr.-banamali-rath
Это филологическое/историческое исследование о клонах "Гита-Говинды", всего автор перечисляет 128 имитаций. Мне, кстати, очень понравилась фраза "Dr. Rath, with great pains, unfolds the history of Sanskrit lyric poetry..." из аннотации к книге - смотрите скриншот аннотации ниже, а также на plurk.
Естественно, "with great pains", ведь там секта на секте едет и сектой погоняет вместе с историями про эго и психологические комплексы царьков Ориссы - смешные и трагичные одновременно истории о царьках Ориссы я расскажу далее по тексту!
Суть исследования вкратце такова. В своё время оригинальная "Гита-Говинда" Джаядевы стала очень популярной и популярность эта предсказуемо породила много эпигонов.
КРИШНАИТЫ.
Например, много имитаций "Гита-Говинды" было создано кришнаитскими сектами: "Джаганнатха-Валлабха-Натакам" Райя Рамананды (секта Чайтаньи), "Шрингара-Расамандана" Витхаллешвары (секта Валлабхачарьи), "Гитавали" Рупы Госвами (снова секта Чайтаньи) и другие - особенно много имитаций было создано в рамках секты Чайтаньи.
ШИВАИТЫ.
Несколько имитаций было создано шиваитскими сектами - например, "Шива-Лиламрита-Махакавья" Нитьянанды подражает "Гита-Говинде", но посвящена Шиве и Парвати.
ШАНКАРАИТЫ.
Дальше - больше: секты шанкараитов (Шанкарачарья, маявада) тоже не остались в стороне - так была создана какая-то поэма какого-то шанкараита. В скане на этом месте оборвана страница, поэтому не могу сказать какого шанкараита, но всем пофиг, ибо это всё равно очередная секта!
ШАКТЫ.
Я уважительно отношусь к Шактизму, поэтому не буду называть шактов сектой, но даже среди шактов появилась имитация "Гита-Говинды" под названием "Трипура-Сундари-Стути-Кавья" Калидаса. В данной имитации акценты смещены на поклонение Богине Шри Лалите-Трипура-Сундари.
Кроме того, в рамках Шактизма существует "Чандика-Чарита-Чандрика" Кришна Датты (चण्डिका - caṇḍikā - Чандика - это одно из Имён Шри Дурги). Данное произведение также подражает "Гита-Говинде", но акценты смещены на "Шри Дурга-Махатмью" из "Маркандея-Пураны".
РАМАНАНДИ И ВОПИЮЩАЯ ОШИБКА.
На странице 65 автор исследования делает вопиющую ошибку, пытаясь причислить к Шри Рамануджа-Сампрадае имитацию под названием "Джанаки-Гита" некоего Хари-Хара-Ачарьи, НО:
А) У нас, в Шри Рамануджа-Сампрадае, подобных причудливых имён Ачарьи никогда не носят и не носили. Хари-Хара - это Вишну-Шива, а мы к шиваизму очень негативно относимся, а также не поддерживаем сентиментального двубожия.
Б) "Джанаки-Гита" посвящена Сите и Раме, а это - вместе с причудливым именем "ачарьи" Хари-Хара - указывает на то, что данная имитация является стряпнёй печально известной секты рамананди. Рамананди всегда нагло врут, что они являются частью Шри Рамануджа-Сампрадаи, но мы всех рамананди НЕ признаём вайшнавами и считаем рамананди сектой.
ПОУЧИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ №1: ЛИТУРГИИ.
Интересно, что "Гита-Говинда" даже стала ареной религиозно-политической борьбы, танцевавшей рука об руку с аханкарой и раджасом: один из царей Ориссы, величаемый по помпезному имени Ганга Пурушоттама-Дева, написал свою собственную имитацию "Гита-Говинды" и потребовал, чтобы данная имитация была включена в литургии, посвящённые Господу Шри Джаганнатхе.
Этого царя сначала послали, но потом - с учётом его политического влияния и веса - несколько неродных строф всё-таки добавили в "Гита-Говинду".
Подсчёты исследователей говорят, что было добавлено от 12 до 20 неродных строф, так как манускрипты со временем стали разниться в цифрах. В итоге "Гита-Говинда" из Ориссы теперь не совсем оригинальная, так как в неё были включены строфы за авторством царя, а не Джаядевы. Как говорится, добро пожаловать в причудливую Индию и политику!
ПОУЧИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ №2: ГОСТРАЙТЕР.
А вот ещё история. Cуществует "Абхинава-Гита-Говинда" Гаджапати Пурушоттамы-Девы - тоже имитация, естественно!
Гаджапати Пурушоттама-Дева (это уже другой царь, не Ганга Пурушоттама-Дева, который был упомянут в истории о литургиях выше) также был знаменитым царём, но, как это обычно бывает, был туповатым и к хорошему письму полностью неспособным. При этом царь лелеял мечты о том, чтобы оставить след в истории именно как великий волшебник поэтического слога, а не как олигофрен, который не может связать двух слов на бумаге.
В таких случаях обычно нанимают хорошего гострайтера и...его действительно наняли - гострайтером стал знаменитый поэт Кавичандра Райя Дивакара Мишра, который является настоящим автором "Абхинава-Гита-Говинды". Но это лишь первая часть истории - ещё больший трэш начинается дальше, с 2 следующими сюжетными твистами:
ТВИСТ-01. Гаджапати Пурушоттама-Дева также попытался сделать состряпанную гострайтером "Абхинава-Гита-Говинду" частью литургий Господа Шри Джаганнатхи, но царя жёстко послали местные (и честные!) пандиты/священники, поэтому беды не произошло.
Кстати, в других исследованиях говорится, что катастрофа всё-таки произошла и на коротком отрезке времени "Абхинава-Гита-Говинда" была частью литургий, смотрите, например, вот это альтернативное расследование - https://www.academia.edu/8418488/Gita_Govinda_of_Jayadeva_and_the_Temple_of_Jagannatha
ТВИСТ-02. В оригинальной "Гита-Говинде" Джаядевы содержится неправильная концепция 10 Аватар - у Джаядевы все Аватары исходят не от Бхагавана Шри Вишну, а от Кришны (короче, как в дремучих кришнаитских сектах, которые наивно и свято верят в то, что Бог - это примитивный мальчик-пастух с планеты коров). Царю Ориссы/гострайтеру эта идея не понравилась и он решил заменить неправильную концепцию Джаядевы на другую неправильную, сделав источником всех Аватар Господа Шри Джаганнатху (!!!).
Вот такие вот упоротые истории из недалёкого прошлого. Секты - это зло; сумасшедшие царьки, крякнувшиеся на почве сектанства - тоже зло, поэтому я желаю всем прекрасных майских праздников в позитивном ключе! Критически мыслите, много читайте, не попадайте в секты и выбирайте лишь хорошие, ортодоксальные, серьёзные религии!