среда, 22 февраля 2023 г.

Время в теологии Шри Рамануджа-Сампрадаи: пробуждение дживы от бездуховного, материального сна

В апрельском номере журнала "Анджали" за 2007-ой год (pdf-скан можно скачать либо на blogspot, либо на wordpress) была напечатана великолепная статья о времени. Автор, к сожалению, остался неизвестным, так как статья просто озаглавлена как "Conquest of Time (Vaibodhika)", без указания авторства. 

Я перевела статью на русский язык - желаю всем вишнудуткам и вишнудутам почерпнуть максимальное благо из её чтения!

∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭

Покорение времени: знание, пробуждающее дживу (Вайбодхика). 

В Вишишта-Адвайте Шри Рамануджа-Ачарьи время считается частью тела (шариры) Господа Шри Вишну. Мы относим время к 6 дравьям: 

1. Бог (Ишвара); 

2. Душа (джива); 

3. Пракрити; 

4. Знание (гьяна); 

5. Время (кала) и 

6. Шуддха-Саттва.

Пракрити и время мы относим к джада-дравьям, т.е. к материальным явлениям. В нашей философской системе время отлично от Пракрити, но при этом обе дравьи обладают свойствами вечности и бесконечности. Даже во время Пралайи время не разрушается - так говорится в "Шри Вишну-Пуране": अनादिर् भगवान् कालो नान्तो ऽस्य द्विज विद्यते - anādir bhagavān kālo nānto 'sya dvija vidyate ["Шри Вишну-Пурана", 1.2.26]. 

А в "Шри Бхагавад-Гите", стихе 11.32, Господь Шри Кришна произносит знаменитые слова: "कालोऽस्मि लोकक्षयकृत्प्रवृद्धो - kālo'smi lokakṣayakṛtpravṛddho - Я - есть время", подчёркивая тем самым связь времени с телом (шарирой) Бхагавана Шри Вишну. 

Тем не менее, время относят к "авара-таттве" [अवर-तत्त्व - avara-tattva - категория младшего/низшего порядка] из-за материальности, о которой мы говорили выше. Время существует лишь в материальном мире (Лила-Вибхути). В Мире же Духовном (Нитья-Вибхути Бхагавана Шри Вишну, на Шри Вайкунтхе) времени вообще не существует!

Время также очень обманчиво - несмотря на его вечность и бесконечность, в сансаре время воспринимают в виде отдельных отрезков: секунд, минут, часов. Шри Веданта Десика обозначает эту идею в "Таттва-Муктакалапе" (1.26), когда пишет о том, что: साक्षाद्धीस्तत् तदर्थेष्विव भवति हि नः कापि कालान्वयेऽपि  - sākṣāddhīstat tadartheṣviva bhavati hi naḥ kāpi kālānvaye'pi.

Вернёмся к "Шри Вишну-Пуране" и Шри Вишну-Шарира-Сиддханте. В "Шри Вишну-Пуране", 1.2.24 говорится:

विष्णोः स्वरूपात् परतो हि ते ऽन्ये रूपे प्रधानं पुरुषश् च विप्र |

तस्यैव ते ऽन्येन धृते वियुक्ते रूपान्तरं तद् द्विज कालसंज्ञम् ||१.२.२४||

viṣṇoḥ svarūpāt parato hi te 'nye rūpe pradhānaṃ puruṣaś ca vipra |

tasyaiva te 'nyena dhṛte viyukte rūpāntaraṃ tad dvija kālasaṃjñam ||1.2.24||

"Шри Вишну-Пурана", 1.2.24: "Время является рупой (формой) Бхагавана Шри Вишну. Бхагаван Шри Вишну полностью духовен, а время - нет, так как оно относится к материальным таттвам. Время также важно отличать от Прадханы (Пракрити), которая тоже относится к материальным таттвам". 

Шри Веданта Десика подробно разбирает идею из только что процитированной шлоки в книге "Сарва-Артха-Сиддхи" [прим. переводчика: существует прекрасное 400-страничное издание данной книги в переводе Dr. V.N. Seshadri Acharya - скан есть в моей электронной библиотеке и на archive-org].

В "Шри Бхагавата-Пуране", 3.29.38 говорится: "स विष्ण्व्-आख्यो ऽधियज्ञो ऽसौ कालः कलयतां प्रभुः - sa viṣṇv-ākhyo 'dhiyajño 'sau kālaḥ kalayatāṃ prabhuḥ - Бхагаван Шри Вишну повелевает всеми живыми существами с помощью времени".  

И похожую идею можно найти в "Шри Маха-Бхарате" (Удьйога-Парва, 62.23): "कालस्य हि च मृत्योश्च जङ्गम स्थावरस्य च ईशते भगवान् - kālasya hi ca mṛtyośca jaṅgama sthāvarasya ca īśate bhagavān - С помощью времени Бхагаван Шри Вишну повелевает рождениями и смертями обитателей материального мира". 

Шри Пойгай-Альвар, в Гимне "Мудал-Тирувандади", описывает горестную ситуацию, к которой приводит пренебрежение временем:

pazhudhE palapagalum pOyina enRu anjchi

azhudhEn aravaNai mEl kaNdu - thozhudhEn

kadalOdham kAl alaippak kaN vaLarum sengkaN

adalOdha vaNNar adi [16]

Перевод слов Шри Пойгай-Альвара: "Там, на Шри Вайкунтхе, я увидел Господа Шри Нараяну, возлежащего на Ади-Шеше, и вдруг осознал, что ранее я бездарно потратил несчётное количество времени без поклонения Возлюбленному Господу. Крик ужаса вырвался из моего горла и я начал безудержно рыдать". 

Как нам не попасть в ту страшную ситуацию, которую только что описал Шри Пойгай-Альвар и которая, естественно, касается не Шри Пойгай-Альвара, а тех джив, которые бездарно растрачивают время на бездуховные занятия?

Шри Веданта Десика отвечает на этот вопрос в "Шри Таттва-Трая-Чулаке": स्वरूप प्राप्त वृत्तियिले त्वरिक्क अडुक्कुम् - svarūpa prāpta vṛttiyile tvarikka aḍukkum. Важно осознать свою духовную природу (сварупу) и то, что духовная природа дживы вечна, отлична от материального тела и тех васан, которые были приобретены в предыдущих рождениях/в телах из прошлых жизней. 

В процитированной шлоке Шри Веданта Десика пишет "tvarikka" (очень быстро, в огромной спешке) - осознав свою духовную природу, джива должна скорейшим образом (tvarikka) принять обет полной зависимости лишь от Бхагавана Шри Вишну и обет полной верности лишь Бхагавану Шри Вишну, как жена, полностью зависящая лишь от своего мужа. 

Джива никогда не сможет освободить себя от влияния времени своими усилиями, а Бхагаван Шри Вишну может обрубить цепь зависимости от времени моментально и навсегда. Эта идея особенно подчёркивается в "Шри Вишну-Дхарме":

कलौ कृतयुगं तस्य कलि तस्य कृते युगे |

यस्य चेतसि गोविन्दो हृदये यस्य नाच्युतः ||१०९.५७||

kalau kṛtayugaṃ tasya kali tasya kṛte yuge |

yasya cetasi govindo hṛdaye yasya nācyutaḥ ||109.57||

"Шри Вишну-Дхарма", 109.57: "Для того, кто осознал свою духовную природу и полностью вручил себя Господу Шри Говинде (т.е. Господу Шри Вишну), даже самая мрачная Кали-Юга превращается в просветлённую Крита-Югу. 

И, наоборот, - для тех, в чьих сердцах нет места для Господа Шри Ачьюты (т.е. для Господа Шри Вишну), даже Крита-Юга превращается в злейшую эпоху Кали". 

Перевод/примечания/оцифровка и вычитка санскрита: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва23-февраль-2023
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Троичное сегментирование "Ишавасья-Упанишады" и концепция "Садхана-Саптаки" Шри Рамануджа-Ачарьи (из лекций Ананты Рангачарьи, Шри Рамануджа-Вайшнава-Сампрадая)

Обновление в моих библиотеках - 2 pdf-скана журнала "Anjali" - одного из журналов Шри Рамануджа-Сампрадаи (ссылки на сканы можно найти в отдельном посте либо на blogspot, либо на wordpress). 

В номере за октябрь 2007 была опубликована очень интересная лекция Ананты Рангачарьи по "Ишавасья-Упанишаде" - я сделала вольный перевод на русский с примечаниями и рада представить перевод вниманию всех вишнудуток и вишнудутов!

∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭

Н.С. Ананта Рангачарья - "Изучение 'Ишавасья-Упанишады' в толкованиях Рамануджи, Шанкары и Мадхвы".

При изучении "Ишавасья-Упанишады" мы можем следовать нижеследующему троичному сегментированию - это не классическое сегментирование, которому следовали наши Ачарьи, а просто идея, которой я делюсь с вами для того, чтобы вы смогли быстро уловить суть всей Упанишады. 

Сегмент-01 - это Мантры 1-8. В них говорится о том, что поклоняющийся должен осознать свою духовную природу, а также понять концепцию Параматмана. В этих Мантрах очерчено предварительное духовное знание. 

Этот сегмент мы считаем необходимым предварительным условием для духовного развития [прим. переводчика: Ананта Рангачарья оперирует здесь английским термином "necessary pre-requisite" - "необходимое предварительное условие"]. 

Шанкара относит эти знания к предварительному условию для начала Брахма-упасаны в рамках четырёх Маха-Вакий, которые нужно осознать для получения освобождения. 

В Шри Рамануджа-Сампрадае данные знания из "Ишавасья-Упанишады" соответствуют концепции "Садхана-Саптака", которую Шри Рамануджа-Ачарья обозначил в своих произведениях. 

Прим. переводчика. Шанкара и маявади следуют так называемой "садхана-чатуштае" (садхане из 4 частей) - ущербные взгляды маявади на садхану для нас представляют нулевой интерес. 

А Шри Рамануджа-Ачарья в своих трудах следует совершенно другой  концепции  - "Садхана-Саптаке" (т.е. садхане, состоящей из 7 частей, их ещё называют "Семь Дисциплин"). Перечислю эти 7 частей: 

1) विवेक - viveka - умение отличать духовное от недуховного, базовая духовная эрудиция;

2) विमोक - vimoka - отсутствие привязанностей;

3) अभ्यास - abhyāsa - постоянное изучение духовных Шастр;

4) क्रिया - kriyā - постоянная духовная практика и выполнение ритуалов (особенно, Панча-Маха-Ягьи для дваждырождённых);

5) कल्याण - kalyāṇa - культивирование благостных качеств/базовых духовных качеств характера (сострадание, умение прощать и т.д.);

6) अनवसाद - anavasāda - смирение перед Богом и спокойное отношение к любым жизненным невзгодам;

7) अनुद्धर्ष - anuddharṣa - спокойное отношение к любым радостным событиям в жизни. 

Семь перечисленных компонентов являются базовым предварительным условием для перехода на уровень устойчивого Шри Вишну-Бхакти, т.е. эти 7 компонентов - лишь "necessary pre-requisite". [окончание прим. переводчика]

Продолжение объяснений Ананта Рангачарьи. 

Сегмент-02 - это Мантры 9-14. По сути, этот сегмент всецело посвящён духовной дисциплине и садханам. 

Сегмент-03 - это Мантры 15-18. Мы называем их "уттара-критья", так как они рассказывают о том пути, которому нужно следовать после практики всех обозначенных ранее садхан. Это путь медитации на Высшую Истину.  

Рассмотрим самую первую Мантру "Ишавасья-Упанишады":

ईशा वास्यं इदं सर्वं यत्किञ्च जगत्यां जगत् ।

तेन त्यक्तेन भुञ्जीथा मा गृधः कस्यस्विद्धनम् ।।

īśā vāsyaṃ idaṃ sarvaṃ yatkiñca jagatyāṃ jagat ।

tena tyaktena bhuñjīthā mā gṛdhaḥ kasyasviddhanam ।।

Шанкара, в своём комментарии, пишет о том, что "всё есть Атман", а также о том, что важно видеть Атман в каждом живом существе. Кроме того, Шанкара пишет о карма-санньясе и гьяна-йоге, подчёркивая при этом, что Атман равен дживе. 

Шри Рамануджа-Ачарья предлагает совершенно другую интерпретацию данной Мантры. В первую очередь, Шри Рамануджа-Ачарья пишет о том, что "idaṃ sarvaṃ" означает, что джива отлична от Ишвары, т.е. от Господа Шри Вишну. 

Обратите внимание на то, что данная Мантра начинается со слова "īśā". Шри Рамануджа-Ачарья указывает на следующую сверх-важную идею: если указан "īśā", т.е. Бог/Господь, то обязательно должна быть "ईशितव्य - īśitavya", т.е. джива, которая отлична от Бога и которой Бог управляет [прим. переводчика: 'ईशितव्य - īśitavya' - переводится с санскрита как 'подчинённая, находящаяся под контролем Иши/Господа Шри Вишну/Бога']. 

Таким образом, фантазии Шанкары о единстве Атмана и дживы полностью несостоятельны, так как Шанкара не рассматривает категории "ईश - īśa (ईश्वर - īśvara)" и "ईशितव्य - īśitavya"

Перевод/примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва22-февраль-2023
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

"Anjali" (Vishishtadvaita Pracharini Trust Publication) - 2 pdf-scans [Apr'2007 + Oct'2008]

English annotation by Vishnudut1926: "Anjali" - Shree Ramanuja-Sampradaya Vaishnava magazine in English. 

Excellent articles - for example, Apr'07 issue contains very interesting explanations of "Ishavasya-Upanishad" by Dr. N.S. Anantha Rangacharya, while Oct'08 issue has exemplary article "Tattva-Padavi" by Dr. M.K. Srinivisan - this article dwells on Bhagavan Shree Narayana and Goddess Shree Lakshmi as the Para-Tattva for all the prapannas. 

DOWNLOAD LINKS:

"Anjali", Apr'2007 (Issue 3, Vol.2) - https://archive.org/details/anjali-apr-2007-shree-ramanuja-sampradaya-magazine-issue-3-volume-2

Additional cloud links for Apr'2007: box + dropbox + apple

"Anjali", Oct'2008 (Issue 6, Vol.2) - https://archive.org/details/anjali-oct-2008-shree-ramanuja-sampradaya-magazine-issue-6-volume-2

Additional cloud links for Oct'2008: box + dropbox + apple

Vishnudut1926, 22-FEB-2023, Moscow, Russia