пятница, 9 февраля 2024 г.

Q&A: Каноничность "Мукунда-Мала-Стотры". Можно ли повторять "Мукунда-Мала-Стотру" Шри вайшнаву?

Вопрос: Мне недавно встретилось мнение о том, что "Мукунда-Мала-Стотра" НЕ является каноничным текстом Шри Рамануджа-Сампрадаи и что это даже не текст Шри Кулашекхара-Альвара, а просто подделка из эпохи средневековой Индии. Вы можете прокомментировать это мнение? .

Ответ by Vishnudut1926: ”У нас, в Шри Рамануджа-Сампрадае, есть прекрасный специалист по текстам Шри Кулашекшара-Альвара - её зовут Suganya Anandakichenin

Суганья подробно высказывалась на тему неканоничности "Мукунда-Мала-Стотры" как в своём массивном исследовании "My Sapphire-hued Lord, my Beloved! A Complete, Annotated Translation of Kulacēkara Āḻvār’s Perumāḷ Tirumoḻi", так и в блоге - https://suganyasmusingsscribblings.wordpress.com/2022/08/03/kulasekhara-a%e1%b8%bbvar-and-the-authorship-of-the-mukundamala/ 

Мнение Суганьи однозначно (и не только Суганьи, а также Velukkudi Swami - известного вайшнава из нашей Сампрадаи): "Мукунда-Мала-Стотра" - это неканоничный текст. Я перескажу главные тезисы из исследований Суганьи. 

01. ХРАМОВАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ. 

"Мукунда-Мала-Стотра" никогда НЕ включается в график декламаций Храмов Шри Рамануджа-Сампрадаи. Это очень настораживающий признак, т.е. подобное невключение сразу же указывает на то, что храмовые Шри вайшнавы-брахманы НЕ считают текст каноничным.  

02. ШРИ САМПРАДАЯ-ПАРАМПАРА. 

"Шри Дивья-Сури-Чаритам" Шри Гаруда Вахана Пандиты вообще не содержит упоминаний "Мукунда-Мала-Стотры"! Шри Гаруда Вахана Пандита признаёт каноничным лишь "Шри Перумал-Тирумоли" Шри Кулашекхара-Альвара. 

"Шри Дивья-Сури-Чаритам" - это один из наших ключевых текстов о Шри Вайкунтхе и Шри Сампрадая-Парампаре, поэтому то, что Шри Гаруда Вахана Пандита пишет лишь о "Шри Перумал-Тирумоли", является ещё одним важнейшим маркером. 

03. РАЗНОБОЙ В ИЗДАНИЯХ. 

Также очень настораживает вопиющее различие в изданиях и количестве стихов. "Мукунда-Мала-Стотра" обнаруживается в обескураживающе разношёрстных вариантах, зачастую - это издания не Шри Рамануджа-Сампрадаи и не Шри Мадхва-Сампрадаи, а различные левые издания от всяких маявадских скоморохов, бхакти-матхов из 2 человек, самопровозглашённых святых и прочих чудиков Кали-Юги. 

Давайте для начала взглянем на одно из самых солидных изданий - совместное издание Шри Рамануджа-Сампрадаи и Шри Мадхва-Сампрадаи: "MUKUNDAMALA OF SRI KULASEKHARALWAR" by Jnana Bhakti Bhushana S. SatyaMurthi Iyengar, Sri Raghavendrashrama, 1987

Это издание нашего знаменитого Шри вайшнава СатьяМурти Айенгара, но само издание в своё время публиковал Ашрам Шри Мадхва-Сампрадаи (Шри Рагхавендра-Ашрам), так как у нас иногда бывают совместные проекты с вайшнавами из Шри Мадхва-Сампрадаи. В этом издании ровно 40 стихов, скан есть в моей электронной библиотеке - https://vishnudut1926.blogspot.com/2019/03/mukundamala-of-sri-kulasekharalwar.html 

Если же собирать альтернативные издания по Индии, то получается следующий разнобой: версия из Кералы содержит 31 стих, а версия из Кашмира содержит 34 стиха. При этом в обоих изданиях (Керала + Кашмир) одинаковыми являются лишь 16 стихов (!!!).  

Более того, если включить в выборку издание ИСККОН (секта кришнаитов), то там можно найти аж 53 стиха - к примеру, в издании The 1992 Bhaktivedanta Trust. В связи с этим Суганья высказывает предположение о том, что кришнаиты просто сложили стихи из тех изданий, которые они нашли, а потом тупо опубликовали безо всякого критического осмысления. Суганья более вежливо выражается на страницах своего массивного научного исследования, но печальная суть именно такова!

Издание кришнаитов также ужасает по той причине, что там с самого первого стиха начинается промывание мозгов паствы - куча комментариев о Чайтанье, Радхе, Харе-Кришна-мантре и прочая индоктринация, не имеющая никакого отношения к возвышенным идеям Шри Рамануджа-Сампрадаи. Издание секты кришнаитов - это огромнейшее оскорбление и неуважение по отношению к теологии Шри Рамануджа-Сампрадаи. 

04. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗНОГОЛОСИЦА. 

Теперь сравним мега-ортодоксальный текст "Шри Перумал-Тирумоли" нашего настоящего Шри Кулашекхара-Альвара и гипер-гетеродоксальный текст "Мукунда-Мала-Стотра" коллектива неизвестных авторов.  

Начнём с того, что "Шри Перумал-Тирумоли" - это тамильский язык (весь текст является частью Тамильских Вед), а "Мукунда-Мала-Стотра" - это санскрит (без чёткой Ведической принадлежности). 

А вот, например, идеи, которых вообще НЕТ в "Шри Перумал-Тирумоли" нашего настоящего Шри Кулашекхара-Альвара, но которые коварно затесались в "Мукунда-Мала-Стотру":

а) Имена "Вишну" и "Кришна" равноценны Мантрам;

б) Кришна - Гуру всех 3 миров;

в) Сравнение сансары с океаном, а Шри Вишну-Бхакти - со спасительной лодкой (подобные сравнения типичны лишь для санскрита);

г) Такие Имена, как Мадхава, Пурушоттама, Мукунда, Кришна - они типичны только для санскрит-текстов о Бхакти, но не для тамильского языка Шри Кулашекхара-Альвара; 

д) Слишком трепетное/уважительное отношение к Шиве, очень и очень несвойственное 12 Альварам. 

Это основные тезисы. Если у вас есть ещё вопросы, то, пожалуйста, задавайте!”. 

Вопрос: ”То есть, получается, что "Мукунда-Мала-Стотру" лучше вообще исключить из практики и заучивания?”. 

Ответ by Vishnudut1926: ”Верно! Если вас, например, интересуют Стотры для ежедневной домашней рецитации, то смело выбирайте Стотры Шри Веданты Десики - например, "Шри Камасика-Нарасимха-Аштакам" и "Шри Аштабхуджа-Аштакам". Я лично повторяю именно такую пару, но у Шри Веданты Десики есть также и другие Стотры - все Стотры Шри Веданты Десики мега-каноничны и мега-ортодоксальны!

Если вы ведёте блоги/пишете статьи, то "Мукунда-Мала-Стотру" можно цитировать по ортодоксальным Сампрадаика-изданиям. Совместное издание Шри Рамануджа-Сампрадаи и Шри Мадхва-Сампрадаи из 40 стихов мы уже обсудили выше. Издание портала Шри Рамануджа-Сампрадаи sadagopan.org (тоже 40 стихов) также является авторитетным - https://www.sadagopan.org/ebook/pdf/Mukunda%20Mala.pdf

В целом, у "Мукунда-Мала-Стотры" очень шаткий статус в рамках нашей Сампрадаи, но исторически сложилось так, что текст стал популярным среди религиозных обывателей Индии, а значит, архивировать его на исторические полки забвения теперь уже не получится. Так или иначе, в ортодоксальных изданиях "Мукунда-Мала-Стотра" не является совсем уж гетеродоксальным чудовищем, поэтому для теории и цитирования подходит! Если у вас остались дополнительные вопросы, то, пожалуйста, задавайте”. 

Вопрос: ”Нет, всё понятно, большое спасибо за подробные объяснения!”. 

Ответ by Vishnudut1926: ”Не за что! ОМ НАМО НАРАЯНАЙЯ! ОМ НАМО НАРАЯНАЙЯ! ОМ НАМО НАРАЯНАЙЯ!”. 

Статья: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 10-февраль-2024

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926

Мем про King Crimson 1970-ых, а также об инновационном прорыве King Crimson образца 1980-ых

Вчерашняя ночь прошла под цейлонский чай сорта "премиум" (он приехал в огромной золотой пачке и тут же был освящён "108 Именами Шри Нарасимхи") и дискографию King Crimson. 

В начале января я читала хорошую, интеллектуальную, действительно умную книгу о King Crimson, но там автор - как это часто бывает в среде интеллектуалов, поверивших в лично выдуманные идеалы - прямо распинался о том, что King Crimson были гениями арт-рока 1970-ых. Я лично, после прослушивания дискографии году эдак в 2005, запомнила King Crimson как замшелый и унылый арт-рочок 70-ых. И вот, этой зимой, вооружившись Foobar и Wavemod, рисующим в Foobar графики звуковых волн, я вернулась к их дискографии, чтобы послушать альбомы "from where I stand", так сказать. 

Вкратце - моё мнение не изменилось: альбомы King Crimson 60ых-70ых даже в ремастер-версиях ужасающе унылы, замшелы (звук, словно из деревянной конуры 1920 года выпуска) и ценности не представляют. Очень обеднённый звук, тухлые гитарные тона (что странно, так как у Фриппа уже тогда была настроена Frippertronics!), по-собачьему тоскливые песни и т.д. - именно поэтому после прослушивания я нарисовала мем, который гордо сияет красными цветами в начале этого поста. 

Тем не менее, благодаря вчерашнему заплыву я открыла для себя альбомы King Crimson 1980-ых, а вот эти альбомы как раз звучат потрясающе - на них King Crimson действительно очень мощны. 

Суть там такова. 

После альбома "Red" 1974 года King Crimson замолчали аж до 1981 года, и уже в 1981 году выпустили инновационный альбом "Discipline" - на нём они начали играть смесь new-wave и post-punk с очень крутыми гитарными тонами и ритмикой

Тогда в моду входило дабовое звучание с эхом типа как у "The Police", но Стинг и "The Police" были очень слабенькой группой, которая могла писать только поп-рэгги для сентиментальных свадеб ("Temptation, frustration so bad it makes him cry" - как когда-то метко выразился Шекспир!) - технически и инструментально "The Police" никогда не тянули сложный прогрессив-рок-звук. 

По этой причине роль дабовых прог-поп-викингов 1980-ых досталась Daryl King & John Crimson (я пытаюсь шутить и, да, это была аллюзия на Daryl Hall & John Oates, песни которых я, кстати, очень уважаю) - вот King Crimson как раз смогли выжать из дабового звука максимум возможностей.   

Отмечу, что "Discipline" был лишь разгоном, потому что сразу после него King Crimson резко выпустили гениальный альбом "Beat" 1982 года - этот альбом буквально нашпигован хитами ("Heartbeat" до сих пор - одна из самых гениальных песен 1980-ых!!!) и инновационным звуком. А после "Heartbeat" кримсонята выпустили альбом "Three of a Perfect Pair" 1984 года - он тоже похвален, но послабее "Beat". 

Итого, в 1980-ые King Crimson записали трилогию альбомов, которые есть смысл слушать даже в наше время - эти альбомы до сих пор не устаревают, особенно в силу того, что их несколько раз подвергли очень грамотным ремастерам. Эта трилогия до сих пор затыкает за пояс даже современные группы подобного плана - от оксфордских эстетов "The Foals" до претенциозных прог-америкашек "Polyphia" (я говорю, претенциозных, потому что Тим Хенсон весной 2022 года в клипе "Playing God" пересидел у стилистов и в гламурных интерьерах до того, что стал буквально похож на какого-то синтетического Цоя - https://www.youtube.com/watch?v=Z5NoQg8LdDk, а мог бы уделять больше внимания гитарной технике, например!). 

Вот такие зимние музыкальные новости. Я, кстати, на архаику в виде King Crimson переключилась с Bandcamp, потому что основа этого февраля у меня - это разбор инди-новинок с Bandcamp. Ближе к весне, а весна у нас в Москве наступает примерно в середине апреля, я постараюсь написать обзор нового достойного инди - например, этой зимой меня очень удивили A.S.O. (трип-хоп из 2023 года!!!) и Navvi (тоже трип-хоп, но они постарше - их основной альбом "Omni" был записан в 2016 году).

Статья: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 10-февраль-2024

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926