четверг, 3 октября 2024 г.

Шри Рагхавендра-Тиртха и Упанишады №7: «Шри Вишну-Бхакти / сварупа-гьяна и бахья-гьяна души»


Время от времени в диссертациях мне попадаются различные определения Бхакти - дефиниции Бхакти всегда интересно изучать, так как каждое определение сияет различными смыслами. Приведу пример дефиниции из теологии Шри Мадхва-Сампрадаи - диссертация ”Contribution of Shri Raghavendratirtha to the Interpretation of the Upanishads” by K.B. Archak (Karnatak University, 1984, p. 62):

«Bhakti or devotion is the intense love towards the Supreme Lord, surpassing all objects of desires and generated by the knowledge of His supremacy / Бхакти или посвящение себя Богу - это интенсивная любовь к Господу [Бхагавану Шри Вишну], превосходящая все объекты желаний и питаемая знанием о Величии, Верховенстве Бога». 

Прозвучавшая дефиниция основана на шлоках №1.84-85 "Шри Маха-Бхарата-Татпарья-Нирнайи" Шри Мадхва-Ачарьи:

वेदां श्च पञ्चरात्राणि सेतिहासपुराणकान् । 

ज्ञात्वा विष्णुपरानेव मुच्यते नान्यथा क्वचित् ॥१.८४॥

माहात्म्यज्ञानपूर्वस्तु सुदृढः सर्वतोऽधिकः । 

स्नेहो भक्तिरिति प्रोक्तः तया मुक्तिर्नचान्यथा ॥१.८५॥

vedāṃ śca pañcarātrāṇi setihāsapurāṇakān । 

jñātvā viṣṇuparāneva mucyate nānyathā kvacit ॥1.84॥

māhātmyajñānapūrvastu sudṛḍhaḥ sarvato'dhikaḥ । 

sneho bhaktiriti proktaḥ tayā muktirnacānyathā ॥1.85॥

Перевод 1.84-85: «Освобождение возможно лишь для того, кто - после изучения Панчаратры, Вед и Пуран - осознал, что нет никого выше Бхагавана Шри Вишну. Других путей для Мукти не существует. 

Бхакти - это сильнейшая привязанность/любовь к Бхагавану Шри Вишну, превосходящая все другие виды обожания (находящаяся выше любви к жене, детям, мирским наслаждениям). Эта сильнейшая привязанность всегда основана на Махатмья-Гьяне, т.е. знании о Божественном Величии Бхагавана Шри Вишну. Только такое Шри Вишну-Бхакти освобождает из сансары - других путей для Мокши не существует!». 

Таким образом, Шри Вишну-Бхакти никогда не существует в отрыве от Махатмья-Гьяны. В этом определении Шри Мадхва-Ачарьи также содержится массивная оплеуха по рылам маявади - маявади заявляют, что просто гьяны (например, знания Упанишад и медитации на абстрактный Брахман) будет достаточно для освобождения, но для вайшнавов такие маявадские заявления звучат анекдотично, так как просто гьяна в некоем духовном вакууме - это типичный маявадский замок из песка. Процитирую диссертацию (стр. 62-63): 

«The favour of God, which can be won by prayers and unstinted devotion is essential. Thus, for a jnani engrossed in jnana and karma, bhakti is necessary. / Первостепенна благосклонность Бога [Бхагавана Шри Вишну], которую можно заслужить молитвами и безграничной преданностью. Таким образом, для любого гьяни, погружённого в гьяна-йогу и карма-йогу, также будет необходима практика Бхакти». 

≪≪≪•◦❈◦•≫≫≫  

Выше мы обсудили идеи из комментариев Шри Рагхавендра-Тиртхи к Мантре №16 "Шри Ишавасья-Упанишады" - в этих же комментариях Шри Рагхавендра-Тиртха щедро раздаёт маявадскому лагерю дополнительные зуботычины.

Например, в Мантре №16 "Шри Ишавасья-Упанишады" мы видим фразу «व्यूह रश्मीन् समूह तेजः - vyūha raśmīn samūha tejaḥ». Шанкара и весь лагерь маявади толкуют эту фразу ужасающе дефективным образом - Брахмана они уподобляют Солнцу, а себя они уподобляют мелким светилам, которые молятся о том, чтобы Брахман слил их со своим сиянием. Более того, Шанкара в своём толковании наглеет настолько, что опровергает концепцию служения Богу, заявляя, что служение Богу душе не нужно из-за того, что душа идентична Богу. В общем, стандартный маявадский бред о слиянии с Брахманом и типичный маявадский грех уподобления себя Богу. 

Шри Рагхавендра-Тиртха опровергает все измышления Шанкары и пишет следующее о правильных значениях: vyūha raśmīn - это сварупа-гьяна души (т.е. осознание себя как души на внутреннем уровне), а samūha tejaḥ - это бахья-гьяна души (т.е. осознание душой внешних явлений). В действительности Мантра №16 "Шри Ишавасья-Упанишады" - это молитва бхакты-слуги, обращённая к Бхагавану Шри Вишну. В этой молитве бхакта просит о том, чтобы Господь Шри Вишну стал тем Светочем, который дарует бхакту: 

{А} идеальную сварупа-гьяну, т.е. знание о душе на внутреннем уровне и 

{Б} идеальную бахья-гьяну, т.е. созерцание непосредственно Бхагавана Шри Вишну на внешнем уровне. 

Резюмируем: никакого маявадского бреда о слиянии в этой Мантре нет - речь идёт лишь о двух уровнях вайшнавской Гьяны!

Статья/перевод/примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 03-октябрь-2024

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926