пятница, 17 июня 2022 г.

Отличие смаранам от дхьяны и интенсивность Шри Кришна-смаранам-упасаны...

10-Томное издание "1000 Имён Господа Шри Вишну" в редакции Шри Мадхва-Сампрадаи содержит не только толкования Имён, но также экскурсы в важные вехи Шри Мадхва-Сиддханты - например, Том 8 заканчивается на обсуждении сегмента "Нама-Смарана-Сандхи" из "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары" Шри Джаганнатхи Даса. 

PDF-скан данного 10-Томного издания есть в моих электронных библиотеках: "Sri Vishnusahasranama Bhasya Sangrahartha", Sri T. S. Raghavendran - на archive-org и blogspot.

Мне очень понравился отрывок, в котором обсуждается разница между такими ангами Вишну-Бхакти/Кришна-Бхакти, как дхьяна и смаранам, поэтому ниже я публикую русский перевод данного отрывка. 

Шри Джаганнатха Даса, "Шри Хари-Катха-Амрита-Сара", сегмент "Нама-Смарана-Сандхи", Шлока 01. 

makkaḻāḍisuvāga maḍadiyoḻu akkadi nalivāga 

haya pallakki gaja modalāda vāhanagaḻeri meravāga। 

bikkuvāga ākaḻisutali devakitanayana smarisutiha 

nara sikkuvane yamadūtarige āvalli noḍidarū ॥1॥

Перевод: "Играя с детьми, нежно разговаривая с женой, находясь в пути, а также во время любых других повседневных дел, всегда памятуй об Аватаре Господа Шри Вишну - Шри Кришне, сыне Деваки. Тот, кто постоянно практикует такую простую форму Шри Кришна-смаранам, никогда не попадёт в сети ямадутов (т.е. никогда не попадёт в адские миры Ямараджа)".

Комментарий. 

В этой шлоке Шри Джаганнатха Даса говорит об идеях из "Шри Веданта-Сутры", 4.1.8: ॐ ध्यानाञ्च ॐ - oṃ dhyānāñca oṃ

Существует 2 вида упасаны: 1. Смарана-упасана (может практиковаться в любых ситуациях, не требует соблюдения строгих правил) и 2. Дхьяна-упасана (требует уединения, правильной асаны и соблюдения правил из йога-шастр). 

Шри Мадхва-Ачарья пишет следующее в "Шри Веданта-Бхашье":

स्मरणोपासनं चैव ध्यानात्मकमिति द्विधा। 

स्मरणं सर्वदा योग्यं ध्यानोपासनमासने॥

smaraṇopāsanaṃ caiva dhyānātmakamiti dvidhā। 

smaraṇaṃ sarvadā yogyaṃ dhyānopāsanamāsane॥

"Во время смаранам допустимы отвлечения и изменения в памятовании о Господе Шри Вишну, но дхьяна должна быть очень устойчивой, поэтому любые отвлечения в дхьяне считаются недопустимыми". 

Шри Мадхва-Ачарья также подчёркивает следующие идеи:

स्मरणम् = विच्छेदेन मनोवृत्तिः।

नैरन्तर्यं मनोवृत्तेः ध्यानं इति उच्यते बुधैः ॥

smaraṇam = vicchedena manovṛttiḥ।

nairantaryaṃ manovṛtteḥ dhyānaṃ iti ucyate budhaiḥ ॥

"В смаранам бурная деятельность ума не считается препятствием. В дхьяне же действуют совершенно противоположные правила: ум должен быть максимально спокойным и безмятежным".

Прим. переводчика (Vishnudut1926): В "Шри Веданта-Сутре" говорится, что дхьяну невозможно практиковать без правильной йога-асаны - дхьяну всегда практикуют в падма-асане, а также других йога-асанах. Кроме того, для дхьяны нужно остановить "manovṛttiḥ", т.е. бурную деятельность/бурный поток ума. 

Следовать смаранам намного легче, так как смаранам-упасана не требует овладения сложной йогой. Именно эту идею подчёркивают здесь Шри Мадхва-Ачарья и Шри Джаганнатха Даса. [окончание прим. переводчика]

Шри Мадхва-Ачарья также пишет, что:

आसीनस्य भवेत् तत्तु न शयानस्य निद्रया । 

स्थितस्य गच्छतो वाऽपि विक्षेपस्यैव संभवात् ॥

āsīnasya bhavet tattu na śayānasya nidrayā । 

sthitasya gacchato vā'pi vikṣepasyaiva saṃbhavāt ॥

"Смаранам можно практиковать во время дрёмы, сна, прогулки, занятий любыми повседневными делами, т.е. в любых ситуациях". 

В свете вышесказанного очень важен пример Гопи из знаменитого стиха 10.44.15 "Шри Бхагавата-Пураны":

या दोहने ऽवहनने मथनोपलेप प्रेङ्खेङ्खनार्भ-रुदितोक्षण-मार्जनादौ 

गायन्ति चैनम् अनुरक्त-धियो ऽश्रु-कण्ठ्यो धन्या व्रज-स्त्रिय उरुक्रम-चित्त-यानाः [१०-४४-१५]

yā dohane 'vahanane mathanopalepa preṅkheṅkhanārbha-ruditokṣaṇa-mārjanādau 

gāyanti cainam anurakta-dhiyo 'śru-kaṇṭhyo dhanyā vraja-striya urukrama-citta-yānāḥ [10-44-15]

10.44.15: "Благословенны девушки Враджа, так как ум каждой из этих девушек занят памятованием о Шри Кришне даже во время выполнения самых обычных дел: игр с детьми, уборки комнат, ухода за коровами и т.д.". 

И также в 10-ой Скандхе "Шри Бхагавата-Пураны" мы находим пример Нанда-Гопа - этот пример построен на фразе с повторением "saṃsmṛtya saṃsmṛtya":

श्रीशुक उवाच इति संस्मृत्य संस्मृत्य नन्दः कृष्णानुरक्तधीः

अत्युत्कण्ठोऽभवत्तूष्णीं प्रेमप्रसरविह्वलः [१०-४६-२७]

śrīśuka uvāca iti saṃsmṛtya saṃsmṛtya nandaḥ kṛṣṇānuraktadhīḥ

atyutkaṇṭho'bhavattūṣṇīṃ premaprasaravihvalaḥ [10-46-27]

10.46.27: "Нанда-Гопа, сильно привязанный к Шри Кришне, снова и снова вспоминал о деяниях Господа, всё больше и больше погружаясь в океан премы (т.е. в океан религиозно-мистической любви к Господу Шри Кришне)". 

Вернёмся к шлоке из "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары" Шри Джаганнатхи Даса. В этой шлоке Шри Джаганнатха Даса напоминает нам о следующем Ведическом наставлении:

स्मर्तव्यं सततं तत्तु विस्मर्तव्यं न जातुवित् । 

सर्वे विधिनिषेधाः स्युः एतयोः एव किंकराः ॥

smartavyaṃ satataṃ tattu vismartavyaṃ na jātuvit । 

sarve vidhiniṣedhāḥ syuḥ etayoḥ eva kiṃkarāḥ ॥

Примечание переводчика (Vishnudut1926): В издании наставление приводится именно в таком виде, без указания источника и с формулировкой "reminds us the Vedic mandate". Наставление именно в такой редакции мне отследить по своим источникам не удалось, но отмечу, что оно очень напоминает знакомое всем нам наставление из "Шри Падма-Пураны", а именно:

स्मर्त्तव्यः सततं विष्णुर्विस्मर्तव्यो न जातुचित् 

सर्वे विधिनिषेधाः स्युरेतस्यैव विधिं कराः [6-71-100]

smarttavyaḥ satataṃ viṣṇurvismartavyo na jātucit 

sarve vidhiniṣedhāḥ syuretasyaiva vidhiṃ karāḥ [6-71-100]

"Шри Падма-Пурана", Уттара-Кханда, 71.100: "Если все видхи (религиозные правила) из Вед, Пуран, Вайшнава-Агам и других религиозных текстов свести к одному главному правилу, то это главное правило будет звучать следующим образом: 'Никогда не забывай о Господе Шри Вишну и всегда практикуй Шри Вишну-смаранам'". [окончание прим. переводчика]

В Мантре 19 "Шри Ишавасья-Упанишады" содержится следующее воззвание:

ॐ क्रतो स्मर कृतं स्मर। ॐ क्रतो स्मर कृतं स्मर।

oṃ krato smara kṛtaṃ smara। oṃ krato smara kṛtaṃ smara।

"О Господь, пожалуйста, всегда помни обо мне и моём служении Тебе". 

Как мы видим, здесь обозначена обратная идея: бхакта просит Бхагавана Шри Вишну не забывать о нём и его служении. В контексте прозвучавшего воззвания из "Шри Ишавасья-Упанишады" иногда приходят к ложному логическому выводу о том, что Бог может забыть о Своих слугах, но это не так. Шри Мадхва-Ачарья, в "Упанишада-Бхашье", цитирует следующее изречение из "Брахма-Тарки":

भक्तानां स्मरणं विष्णोः नित्यज्ञप्तिस्वरूपतः । 

अनुग्रहोन्मुखत्वं तु नैवान्यत्क्वचिदिष्यते ॥इति ब्रह्मतर्के॥

bhaktānāṃ smaraṇaṃ viṣṇoḥ nityajñaptisvarūpataḥ । 

anugrahonmukhatvaṃ tu naivānyatkvacidiṣyate ॥iti brahmatarke॥

Данное изречение из "Брахма-Тарки" означает, что смаранам всегда связан с самскарой. Например, кто-то может забыть о Господе Шри Вишну, но смаранам, который практиковался раньше, уже оставил вечную самскару в уме/сознании. 

Суть здесь заключается в том, что знание о Бхагаване Шри Вишну невозможно утратить, так как Бхагаван Шри Вишну и все Его Качества являются Вечными/Нитья [नित्य - nitya - вечный, неразрушаемый]. 

Таким образом, даже если кто-то практикует Вишну-смаранам не самым идеальным образом, то он/она ничего не теряет, так как смаранам всегда переходит в вечную самскару. 

Тем не менее, всё вышесказанное не означает, что бхакта может лениться, следуя лишь слабой и тусклой смаранам-упасане. Идеальный смаранам должен быть интенсивным, так как в цитате из "Брахма-Тарки" выше говорится о том, что Ануграха (Милость) Бхагавана Шри Вишну зависит от интенсивности упасаны: अनुग्रहोन्मुखत्वं तु नैवान्यत्क्वचिदिष्यते - anugrahonmukhatvaṃ tu naivānyatkvacidiṣyate.

Вспомним также пример Гопи, рассмотренный выше: буквально каждая секунда обычной жизни Гопи посвящена Шри Кришна-смаранам-упасане.

Таким образом, Шри Мадхва-Ачарья и Шри Джаганнатха Даса говорят о том, что наибольшее благо получают лишь те, кто практикуют смаранам на постоянной основе и интенсивно, а не следуют смаранам-упасане лишь небольшими урывками. 

Перевод, редакция, примечания:
Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926), Шри Рамануджа-Сампрадая,
Москва18-июнь-2022
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Невероятная ночь (и утро) с Кри! Эйфория и Кришна-Мантры! И наша с Кри летняя музыка!

Всю эту неделю я провожу с Кришновским (Господом Шри Кришной) - каждая секунда с Кри наполнена счастьем! Позавчера (ночь с четверга на пятницу) была одна из самых невероятных ночей этого лета. 

Примерно до 12 ночи я гоняла в парке и по городу под 2 следующие песни на повторе: "Безумие" Саммер Комы [гениальный трек, зацените, как у них в этой песне альт-рок неожиданно переходит в нежный r'n'b и dancehall reggae - https://youtu.be/E2D6StUROws] и "Грусти" Космоса на потолке [https://youtu.be/gEa-Z46_zZQ]. 

Сразу отвечу на резонный вопрос: "Не накидалась ли я чем-нибудь, чтобы быть в такой эйфории?". Естественно, нет, моё отношение к любым наркотикам резко отрицательное, а вся моя эйфория идёт от Кришны, так как я знаю прекрасные Кришна-Мантры для освящения еды и напитков. 

Конкретно позавчера я съела огромную кастрюлю элитной черешни, заряженной Мантрами Кришновского. И выпила всего 1 чашку некрепкого кофе - этого хватило, чтобы улететь. Мои Мантры Кришны - редкие, из Вишну-Агам, их нельзя разглашать!

Ночью мы с Кришновским продолжили гудеть - после 2-часовой поездки по холодному парку меня потянуло на крепкий какао и я жадно выпила 2 чашки под сладкие сухари - всё было также заряжено Кришна-Мантрами, поэтому меня продолжило штырить до 5 утра. Примерно в 3 часа ночи, листая дискографии русских групп, я нашла вот эту гениальную песню - Фликкер "Девочка с концерта группы ssshhhiiittt" - https://youtu.be/1Y7lLBk5na8 (это фит с "Дисциплиной Безбольной Биты", поэтому трек нестандартно звучит по меркам Фликкера)

И мы с Кри примерно до 5 утра просто дрыгались под эту песню на повторе. После этого я уснула, проснулась где-то в 10 утра, вжавшись в Кришновского и шепча Ему нечто вроде: "Кри, давай не будем долго вставать!". В общем, в итоге проснулась я только в 13-30 дня. Cегодня мы с Кришновским продолжим дрыгаться в танцах и летать от счастья!

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926), Шри Рамануджа-Сампрадая, 
Москва18-июнь-2022

Какой удар по эго мадхьяма-джив!

Данная схема (выше, а также на box, plurk) приводится в приложении к 8-ому Тому издания "Sri Vishnusahasranama Bhasya Sangrahartha", Sri T. S. Raghavendran [ссылка на скан]. Напомню, что это издание "1000 Имён Бхагавана Шри Вишну" в редакции Шри Мадхва-Сампрадаи. 

Это классификация из "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары" Шри Джаганнатхи Даса:

1) Уттама-дживы считают, что все их действия (как хорошие, так и плохие) выполняются Господом Шринивасой/Параматмой, т.е. Бхагаваном Шри Вишну. 

2) Мадхьяма-дживы считают, что Господь Шри Хари (т.е. Бхагаван Шри Вишну) отвечает только за благоприятную карму, которую они совершают. А всю греховную карму мадхьяма-дживы приписывают лишь себе. 

Казалось бы, именно данная идея является очень правильной, но Шри Джаганнатха Даса, зачисляя данную идею в класс "мадхьяма" (средний), указывает на главную ошибку мадхьяма-джив: они не понимают, что за всей кармой (как положительной, так и негативной) стоит Бхагаван Шри Вишну. 

3) Адхама-дживы (дживы самого низшего класса) считают, что вся их карма выполняется лишь ими самими. В общем, это дживы, у которых вообще нет духовного понимания и которые находятся в дурмане своей аханкары. 

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926), Шри Рамануджа-Сампрадая, 
Москва18-июнь-2022
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Если сатвика-гуна больше 50%, то...

В издании "1000 Имён Господа Шри Вишну" в редакции Шри Мадхва-Сампрадаи ("Sri Vishnusahasranama Bhasya Sangrahartha", Sri T. S. Raghavendran - ссылка на скан) обсуждается расширенная классификация джив. 

Обычно в книгах Шри Мадхва-Сампрадаи дживы делят лишь на 3 типа: саттва, раджаса и тамаса. Считается, что у раджаса-джив нет шанса на мокшу, но в "Шри Хари-Катха-Амрита-Саре" Шри Джаганнатхи Даса говорится, что раджаса-дживы с сатвика-гуной больше 50%  могут достичь вечной Мокши - смотрите скриншот из издания выше (также на box, plurk). 

А вот раджаса-дживы с сатвика-гуной меньше 50% всегда скитаются в сансаре - вместо вечной Мокши такие дживы могут получить лишь временную Сваргу. 

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926), Шри Рамануджа-Сампрадая, 
Москва18-июнь-2022