вторник, 27 февраля 2024 г.

Чем Шри Вайкунтха отличается от райских/небесных миров?

Продолжение серии, посвящённой архиву М.К. Шринивасана - Шри вайшнава, который в своё время был редактором знаменитого журнала "Шри Нарасимха-Прийя" Шри Ахобилам-Матха Шри Рамануджа-Сампрадаи. Сейчас архив располагается на сайте https://www.sankalpam.org/

Мантры №2.18-28 "Шри Джитанте-Стотрам" посвящены Шри Вайкунтхе. Сразу процитирую Мантру №2.18, так как она чрезвычайно важна для последующих объяснений:

लोकं वैकुण्ठनामानं दिव्यं षाड्गुण्यसंयुतम्।

अवैष्णवानामप्राप्यं गुणत्रयविवर्जितम्॥ २-१८ ॥

lokaṃ vaikuṇṭhanāmānaṃ divyaṃ ṣāḍguṇyasaṃyutam।

avaiṣṇavānāmaprāpyaṃ guṇatrayavivarjitam॥ 2-18 ॥

Перевод №2.18: «Когда же очи мои узреют Шри Вайкунтху - Божественную Обитель, освящённую Шад-Гуньей Бхагавана Шри Вишну, закрытую для невайшнавов и находящуюся вне сферы влияния 3 материальных гун?». 

М.К. Шринивасан, в своих объяснениях "Шри Джитанте-Стотрам", обращает внимание аудитории на слова "दिव / दिव्य - diva / divya", которые означают "Небеса, небесный". В религиозных текстах эти слова иногда указывают на планеты Брахмы или планеты Индры. Что же отличает Шри Вайкунтху от простых небесных миров?

01. ШАД-ГУНЬЯ И БХАГАВАТИ ШРИ ЛАКШМИ.  

Первая и главная часть ответа кроется в словосочетании ”दिव्यं षाड्गुण्यसंयुतम् - divyaṃ ṣāḍguṇyasaṃyutam” из рассматриваемой Мантры №2.18 "Шри Джитанте-Стотрам". 

Уникальность Шри Вайкунтхи заключается в том, что Шри Вайкунтха - это Вселенная Шад-Гуньи Бхагавана Шри Вишну. Концепцию Шад-Гуньи Господа Шри Вишну все прекрасно помнят из "Шри Вишну-Пураны", поэтому я её здесь не пересказываю. 

Мега-важнейшая деталь - говоря о Шад-Гунье Бхагавана Шри Вишну, мы всегда также говорим о Бхагавати Шри Лакшми, процитирую английские объяснения М.К. Шринивасана: ”These six qualities are found only in the supreme Being, Shriman Narayana and, of course, with His ever-present Consort, Goddess Shri and the places He inhabits”

И, кстати, если забежать немного вперёд, к Мантре №2.21 "Шри Джитанте-Стотрам", то в этой Мантре можно увидеть подчёркивание особой роли Богини Шри Лакшми на Шри Вайкунтхе: ”क्रीडन्तं रमया सार्धं लीलाभूमिषु केशवम् - krīḍantaṃ ramayā sārdhaṃ līlābhūmiṣu keśavam - Когда же очи мои узреют Лилы Господа Шри Кешавы (т.е. Бхагавана Шри Вишну) и Богини Шри Рамы (т.е. Бхагавати Шри Лакшми) на Шри Вайкунтхе?”. 

Аналогично - Мантра №2.24: ”हरीम् करभोरुं श्रियः कान्तं कदा द्रक्ष्यामि चक्षुषा - harīm karabhoruṃ śriyaḥ kāntaṃ kadā drakṣyāmi cakṣuṣā - Когда же мои глаза увидят Господа Шри Хари и Его Возлюбленную Богиню Шри (Шри Лакшми) на Шри Вайкунтхе?”. 

Также отмечу, что М.К. Шринивасан рекомендует изучать Главы №5 и №7 Второй Книги "Шри Вишну-Пураны" для понимания природы Шри Вайкунтхи.

02. ШУДДХА-САТТВА.   

Ещё одно фундаментальное отличие - это Шуддха-Саттва в противовес 3 гунам Пракрити. В обсуждаемой Мантре №2.18 "Шри Джитанте-Стотрам" говорится: ”गुणत्रयविवर्जितम् - guṇatrayavivarjitam - на Шри Вайкунтхе нет 3 материальных гун, а есть только Шуддха-Саттва”.

03. не-в-а-й-ш-н-а-в-ы. 

Они же авайшнавы, так как префикс "а" в санскрите выполняет роль нашей частицы "не": ”अवैष्णवानामप्राप्यं - avaiṣṇavānāmaprāpyaṃ - Шри Вайкунтха закрыта для тех, кто не является вайшнавами” - так говорится в Мантре №2.18. Итак, Шри Вайкунтха закрыта для религиозно чуждого контингента. 

А в начале Мантры №2.19 "Шри Джитанте-Стотрам" особенно подчёркивается то, что Шри Вайкунтха - это Обитель нитья-сиддх, преданных идеалам Панчаратрика-поклонения, посвящённого Бхагавану Шри Вишну и Бхагавати Шри Лакшми: ”नित्यसिद्धैस्समाकीर्णं तन्मयैः पाञ्चकालिकैः - nityasiddhaissamākīrṇaṃ tanmayaiḥ pāñcakālikaiḥ”. 

И - в тематику Шри Панчаратра-Агам - добавлю от себя, что существует также разделение на Шуддха-миры (чистые миры Шри Вайкунтхи) и ашуддха-миры (грязные миры сансары): об этом разделении Бхагавати Шри Лакшми рассказывает на страницах "Шри Лакшми-Тантры", которая является Панчаратра-Шастрой.

✧★★★✧፠❖፠✧★★★✧

Во время подготовки этой статьи я также обращалась к замечательному изданию "Jitante-Stotram" от портала sadagopan.org: в этом издании для понимания природы Шри Вайкунтхи рекомендуют изучать "Шри Вайкунтха-Гадьям" Шри Рамануджа-Ачарьи + "Шри Вайкунтха-Ставам" Шри Куреша-Ачарьи + "Шри Каушитаки-Упанишаду" - https://www.sadagopan.org/ebook-library?book_title=jitante

Ссылка на серию статей M.K. Shrinivasan "The Jitante Stotras" - https://www.sankalpam.org/search/label/Vedas%20and%20Upanishads

Статья/перевод/OCR и вычитка санскрита: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 27-февраль-2024

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926

3 уровня предания: Прапатти/Мантра/Пракрия

М.К. Шринивасан, в комментариях к "Шри Джитанте-Стотрам", прекрасно очерчивает 3 уровня предания. Все 3 уровня, рассматриваемые далее, идеально воплощает в себе Вибхишана - Шри Веданта Десика особенно подчёркивает идеал Вибхишаны в "Шри Абхая-Прадана-Саре". Сначала перескажу идеи, а затем процитирую английский оригинал М.К. Шринивасана.   

Уровень-01: Прапатти (ментальный). 

Это ментальный уровень предания с пониманием отличия Прапатти от Бхакти. На пути Прапатти Бхагаван Шри Нараяна лично забирает прапанну на Шри Вайкунтху за 1 жизнь, без всяких чрезмерных усилий со стороны прапанны. 

Путь Бхакти, наоборот, зависит лишь от гипертрофированных усилий/садханы бхакта по доставке самого себя в Духовный Мир. Это первый недостаток Бхакти. Второй недостаток Бхакти заключается в том, что бхакты всегда застревают с садханой на несколько жизней, а то освобождение, которое они пытаются выторговать себе с помощью садханы, всегда затягивается. 

Уровень-02: Шри Двая-Нараяна-Мантра. 

Ментальное предание всегда подтверждается на уровне Мантры, поэтому мы произносим Шри Двая-Нараяна-Мантру - одну из самых главных Мантр Шри Рамануджа-Сампрадаи. 

Уровень-03: Пракрия (поклоны и поклонение). 

Практический уровень предания с принесением поклонов и различными ангами поклонения Бхагавати Шри Лакшми и Бхагавану Шри Нараяне. Не только простые поклоны, но также классическая панчакала-пракрия Шри Рамануджа-Сампрадаи (Абхигамана, Упадана, Иджья, Свадхьяя и Йога) относятся к этому уровню. 

≪≪≪•◦❈◦•≫≫≫

”In these verses, the aspirant perhaps repeats himself, showing his extreme keenness in attaining liberation, which should be the hallmark of every sincere devotee of the Lord. First, he outlines the qualities of a true devotee by stating that he would perform the panchakala-prakriya, viz. Abhigamana, Upadana, Ijya, Svadhyaya and Yoga. 

In every one of these activities, the devotee’s mind should remain concentrated on the supreme Lord. The devotee should consider the Lord as both the means and the goal. The devotee who chooses the path of devotion (bhakti-marga) to reach the Lord, takes upon himself the means to attain Him, whereas the person who surrenders to the Lord, who is afraid to take the former arduous path but, at the same time, is keen to be liberated at the end of his present life, prays to the Lord to take over the means also and ‘carry’ him to Heaven. Thus the aspirant performs mental surrender. 

Next, he extols the Lord’s qualities of compassion, supremacy and His non-attainability by those whom He does not choose to serve Him. The qualities outlined in the foregoing verses, viz. blemishlessness, transcendence, blissfulness, handsomeness of form (broad eyes indicate this), can all be derived from the popular Dvaya-mantra which is uttered at the time of surrender. This praise constitutes the second phase of surrender, namely, vocal surrender. 

The last and third stage comes in the form of actual physical surrender, which comprises prostrations before the Lord (several times). 

In the Abhayapradana-sara (section 10), Svami Desika has stressed how Vibheeshana’s surrender covered all these three stages and hence should be considered as the ideal example of surrender”.

≪≪≪•◦❈◦•≫≫≫

Данная статья подготовлена на основании архива M.K. Shrinivasan, серия статей "The Jitante Stotras" - https://www.sankalpam.org/search/label/Vedas%20and%20Upanishads

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 27-февраль-2024

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926