суббота, 9 декабря 2023 г.

"Шри Нарасимха-Пурана" (Сиддхешвар/заметки) №7: Варнашрама, чистокровность и падение в адские миры

Продолжение серии постов по "Шри Нарасимха-Пуране" - данные посты я составляю на основании тех заметок, которые остались у меня после чтения "Шри Нарасимха-Пураны" в переводе Сиддхешвара: "The Narasimha Puranam", Dr. Siddheshwar Jena, Nag Publishers, 1987

Данная часть посвящена правилам Варнашрамы, которые в "Шри Нарасимха-Пуране" излагает мудрец Харита - таким образом, это фактически традиция Хариты: हारीतं धर्मतत्त्वज्ञम् आसीनं बहुपाठकम् - hārītaṃ dharmatattvajñam āsīnaṃ bahupāṭhakam [57.11].

Тем не менее, сразу после шлок о Харите, в "Шри Нарасимха-Пуране" подчёркивается следующая идея:

नारायणः पुरा देवो जगत्स्रष्टा जलोपरि

सुष्वाप भोगिपर्यङ्के शयने तु श्रिया सह [५७.१३]

nārāyaṇaḥ purā devo jagatsraṣṭā jalopari

suṣvāpa bhogiparyaṅke śayane tu śriyā saha [57.13]

57.13: "Все правила Варнашрамы исходят от Бхагавана Шри Нараяны, который вместе со Своей Супругой Шри (т.е. Богиней Шри Лакшми) отдыхает на Змее Ананта-Шеша посреди невообразимо огромного океана". 

И далее лаконично излагается классическая история Брахмы, который при Творении материального мира включил правила Варнашрамы в каноны религиозной жизни на Земле. Таким образом, традиция получается следующей: Господь Шри Нараяна и Богиня Шри Лакшми ---> Брахма ---> Харита

Эта серия заметок не предполагает перевода всех правил, поэтому далее я буду цитировать избранные шлоки, чисто под формат блога. 

Очень интересен стих №57.18 о настоящем, чистокровном брахмане: ब्राह्मण्यां ब्राह्मणेनैव चोत्पन्नो ब्राह्मणः स्मृतः - brāhmaṇyāṃ brāhmaṇenaiva cotpanno brāhmaṇaḥ smṛtaḥ, т.е. настоящим брахманом считается лишь тот, кто родился от отца-брахмана и матери-брахмани (ब्राह्मणी - brāhmaṇī - жена брахмана).

Бытует ошибочное мнение о том, что лишь брахманы должны заниматься изучением Вед, а кшатрии якобы должны управлять, но - по канонам "Шри Нарасимха-Пураны" - методичным изучением Вед и практикой Ведических яджн также должны заниматься кшатрии. Цитирую праман из Главы о правилах для кшатриев:

राज्यस्थः क्षत्रियश् चैव प्रजा धर्मेण पालयेत्

कुर्याद् अध्ययनं सम्यग् यजेद् यज्ञान् यथाविधि [५८.२]

rājyasthaḥ kṣatriyaś caiva prajā dharmeṇa pālayet

kuryād adhyayanaṃ samyag yajed yajñān yathāvidhi [58.2]

"Шри Нарасимха-Пурана", 58.2: "Веда-Адхьяяна (изучение Вед) и проведение яджн - это Дхарма царей-кшатриев". 

Далее следуют очень нелюбимые лично мной вайшьи, у них всё стандартно: земля, коровы, навоз, коммерция и т.д. и т.п. Интересно, что именно для вайшьей особенно предписано проведение Шри Нарасимха-Арчан: पितृकार्यं च तत्काले नरसिंहार्चनं तथा एतद् वैश्यस्य - pitṛkāryaṃ ca tatkāle narasiṃhārcanaṃ tathā etad vaiśyasya [58.9]. 

Для шудр также предписано поклонение Шри Нарасимхе в сочетании с классической для шудр Пурана-шраваной (т.е. слушанием Пуран в изложении брахманов) - у шудр традиционно нет прав для изучения Вед, поэтому их главный козырь - это Пураны: पुराणश्रवणं विप्रान् नरसिंहस्य पूजनम् - purāṇa śravaṇaṃ viprān narasiṃhasya pūjanam [58.13].

Выше можно заметить разделение на Шри Нарасимха-Арчаны (для вайшьей) и Шри Нарасимха-Пуджи (для шудр) - суть заключается в том, что вайшьи являются дваждырождёнными и могут практиковать Ведические ритуалы, а шудры на территории Ведических ритуалов являются полными чужаками, поэтому для шудр предписаны простые пуджи - например, пуджи по канонам Пуран или упрощённой Панчаратры.  

В правилах для брахмачари особенно подчёркивается запрет на секс в любых видах - брахмачари должен строжайше избегать следующих промахов: 

■ танцы/музыка/слухи/секс [नृत्यगीतकथालापं मैथुनं च विशेषत - nṛtyagītakathālāpaṃ maithunaṃ ca viśeṣata, 58.27];

■ мёд/алкоголь/мясо/женщины [वर्जयेन् मधु मांसं च रसास्वादं तथा स्त्रियः - varjayen madhu māṃsaṃ ca rasāsvādaṃ tathā striyaḥ, 58.28];

■ рассматривание женщин/прикосновения к женщинам [स्त्रीणां च प्रेक्षणालम्भम् उपघातं - strīṇāṃ ca prekṣaṇālambham upaghātaṃ, 58.29].

Кроме того, очень важен судьбоносный праман №58.35:

विरक्तः प्रव्रजेद् विद्वान् संरक्तस् तु गृही भवेत्

सरागो नरकं याति प्रव्रजन् हि ध्रुवं द्विजः [५८.३५]

viraktaḥ pravrajed vidvān saṃraktas tu gṛhī bhavet

sarāgo narakaṃ yāti pravrajan hi dhruvaṃ dvijaḥ [58.35]

"Шри Нарасимха-Пурана", 58.35: "Если брахмачари, получивший Ведическое образование, наделён чувством безразличия к соблазнам материального мира, то он может стать санньяси. Если безразличия нет, то он должен принять уклад грихастхи. Нет никого хуже, чем дваждырождённый, который принимает санньясу при сохранении мирских привязанностей. Подобный фальшивый санньяси в итоге отправляется в адские миры". 

Статья/перевод/примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 10-декабрь-2023

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926

Шри Лакшми / Шастра-Алапана / Шри Туласи

В стихе 5.15 "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары" Шри Джаганнатхи Даса содержится вот такая красивая строка: śāstra alāpanavē śrī tulasi sumanovṛttigaḻu

В слове 'आलापन - ālāpana' русскому уху слышится наше родное слово 'лапа' (и это, кстати, довольно-таки правильно, если вас, например, благословит лапой Сам Господь Шри Нарасимха!), но точное санскритское значение слова 'आलापन - ālāpana' - это 'благословение, англ. benediction'.

А объясняется упомянутая выше строка следующим образом. Шастра-алапана - это чтение/слушание, заучивание, осмысление и обсуждение книг Шри Мадхва-Ачарьи, "Шри Бхагавата-Пураны", "Шри Веданта-Сутры", Самхит Шри Нараяна-Панчаратры и "Шри Маха-Бхараты" не просто с благодарностью за благословение знанием, а с предложением всех Шастр и знаний Стопам Бхагавана Шри Нараяны в той же манере, в какой предлагают Шри Туласи! 

Почему в Шри Мадхва-Сампрадае следуют подобному настроению в отношении Шастр? Ответ состоит из 2 следующих концепций:

1) ШРИ ЛАКШМИ-ТУЛАСИ-АДХИШТХАНА. 

Дело в том, что Шри Туласи является Адхиштханой Богини Шри Лакшми: 'अधिष्ठान - adhiṣṭhāna' означает, что Шри Туласи неотлична от Богини Шри Лакшми, а также то, что Богиня Шри Лакшми всегда присутствует там, где живёт Шри Туласи. 

'अधिष्ठान - adhiṣṭhāna' (так же, как и 'आलापन - ālāpana'!) тоже переводится как 'благословение', означая, что Богиня Шри Лакшми благословила всех нас Своим присутствием, явившись в этот мир как Шри Туласи. 

2) ШРИ ЛАКШМИ = ВЕДА-АБХИМАНИ-ДЕВАТА

Богиня Шри Лакшми является Веда-Абхимани-Деватом, т.е. Главным Божеством всех Вед: без Шри Лакшми-Деви никто и никогда не сможет обрести истинного знания Вед - например, подлинного знания "Шри Веданта-Сутры" или "Шри Бхагавата-Пураны". 

Таким образом, Шри Туласи = Богиня Шри Лакшми и Веды = Богиня Шри Лакшми. Из рассмотренных выше концепций происходит идея о том, что к Шастрам следует относиться так же, как относятся к Шри Туласи!

❴✾❵┅━━━╍⊶⊰✾⊱⊷╍━━━┅❴✾❵

Данный пост подготовлен на основании электронного издания Шри Мадхва-Сампрадаи - https://sites.google.com/site/harshalarajesh/harikathamruthasara

Статья/перевод/примечания: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),

Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 09-декабрь-2023

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Мои блоги (все блоги повторяют друг друга/являются зеркалами):

SOLCIAL (=◕ᆽ◕ฺ=) https://solcial.io/@vishnudut1926 

▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ 

▲WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

▲TL https://telescope.ac/vishnudut1926/

▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/

▲Арт на NC - https://creator.nightcafe.studio/u/Vishnudut1926