суббота, 30 апреля 2022 г.

Бесплатный Stardict3 с подборкой словарей Санскрита невероятно крут, быстр и работает оффлайн! Делюсь ссылками на мою личную сборку!

Всю эту неделю я тестировала словарную оболочку Stardict3. У этого бесплатного словаря сложная история: в своё время его изгнали из многих файловых хранилищ (типа известного sourceforge) за нарушение авторских прав. Не скажу точно за Linux-репозитории - вроде, Stardict там должен быть, но я его не тестировала на своих Linux-компьютерах.  

Так или иначе, я дальше буду рассказывать о версии Stardict 3.0.4, которая работает у меня на главном ноутбуке с Windows-10. И сразу покажу словарь в действии - на примере словарной статьи "Вайкунтха" - скрин ниже, а также на plurk

Как видно, установленные словари отлично упорядочены - сначала идёт Apte, затем Benfey и т.д. О квадратах с цифрами на скриншоте я расскажу дальше.  

Мега-подборка словарей Санскрита на archive.org. 

Началось всё с того, что я нашла на archive.org мега-подборку словарей Санскрита под Stardict: от простых (Апте, МакДоннелл, Шабда-Сагара и т.п.) до сложных (вьякараны, Ведические индексы). Эту мега-подборку можно скачать здесь - https://archive.org/details/stardict_collections

По этой archive-ссылке лежит много действительно сложных и ненужных простому пользователю словарей - из своей личной сборки я многие сложные словари убрала, оставив для себя лишь классику в виде Apte, Shabda-Sagara, Benfey, SpokenSanskrit и т.п.

Моя личная сборка словарей.  

Вот моя личная сборка с простыми, но мощными словарями - архив 7Zip, всего 72МБ (124МБ после распаковки). Кстати, archive.org предсказуемо заблокировал мою загрузку этого архива, потому что у них сейчас строгие правила на загрузку софта, особенно из России, поэтому ниже - ссылки в моих облачных хранилищах. Инструкции по установке содержатся в txt-файле, который я также включила в сборку + в сборку входит exe-файл Stardict 3.0.4:

Dropbox https://www.dropbox.com/s/5f5dn3pjubxfhxz/Stardict_Slovary_Sanskrita_Sborka_by_Vishnudut1926.7z?dl=0

GoogleDrivehttps://drive.google.com/file/d/19C2I7tjlJ6KNYA-R3Cn9CU5I9BhEMeXj/view?usp=sharing

Boxhttps://app.box.com/s/95j6lxz5rgq9hp5tz8545ndi5aafyzzm

Ложка дёгтя с отображением шрифтов + решение проблемы. 

К сожалению, вместо букв Деванагари Stardict3 показывает квадраты! Использование общепризнанных Санскрит-шрифтов (Sanskrit 2003 и Kalimati) проблему не решает, а лишь усугубляет, так как при переключении на эти шрифты весь интерфейс Stardict3 начинает отображаться в квадратах. 

Решение следующее (скрин с решениями выше, а также на plurk): саму прогу Stardict лучше оставить на самом универсальном шрифте типа Arial, а словарные статьи можно копировать в Notepad++ или даже блокнот Windows - там Деванагари отображается отлично при том условии, если, к примеру, Notepad++ не переключён у вас в какой-нибудь редкий шрифт типа Fira Code. 

Кстати, на скрине выше мой Notepad++ работает на довольно-таки редком шрифте Play и, как видно, проблем с отображением Деванагари нет! 

Ещё один вариант - это копировать статью в Libre Office Writer, эта программа всегда отлично отображает текст на Санскрите, особенно если у вас в системе установлены упомянутые выше шрифты Sanskrit 2003 и Kalimati.  

Лично у меня статьи с квадратами особого диссонанса не вызывают - все статьи прекрасно читаются и с квадратами, поэтому опцией копирования в Notepad++ или Libre я практически не пользуюсь, так как подобное копирование нужно лишь в том случае, если вам нужно изучить словарную статью от корки до корки. 

Я лично пользуюсь этой Stardict-сборкой уже неделю и довольна как слон, так как благодаря этой сборке я разгрузила браузер от онлайн-словарей + поиск в Stardict работает быстрее, чем в онлайн-словарях + спектр словарных статей намного шире, включая мой любимый словарь "Шабда-Сагара". В общем, только сплошной выигрыш и преимущества! 

Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 30-апрель-2022
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах