СОДЕРЖАНИЕ ЛОНГРИДА:
01. Чандравали-Гопи, Мандакини-Гопи и привязанность к детским Лилам Шри Кришны.
02. Мурари Дас: несчастливое брахманическое рождение и счастливая встреча с Шри Гусайнджи.
03. Встреча с Нараяной Дасом и скрытая Кришна-бхава.
04. Общение с Богом: Шри Кришна лично приходит в дом Своего бхакта!
05. Шри Харирайяджи объясняет идею о 2 образах Шри Кришны. Значение полуденных фруктов в Кришна-севе.
06. Нараяна Дас нанимает детектива.
07. Шри Харирайяджи о разумном молчании сердца.
08. Кришна-Ашрая и отсутствие страха.
09. Искреннее смирение и общение с бхактами открывают двери в мир Кришны.
10. История с письмом Шри Гусайнджи.
Продолжение серии, посвященной "252 Вайшнава-Вартам" Шри Валлабха-Сампрадаи: предыдущий пост с историей о Дхьян Дасе можно найти здесь, а рубрикатор всех постов серии находится на blogspot и wordpress.
История о Мурари-Дасе - это одна из самых мощных историй в общем каноне Вайшнава-Варт, поэтому в книге данная история находится на почётном четвёртом месте, т.е. это одна из флагманских историй Шри Валлабха-Сампрадаи.
∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭
01. Чандравали-Гопи, Мандакини-Гопи и привязанность к детским Лилам Шри Кришны.
Мурари Дас является саттвика-бхактом. В Кришна-Лиле, на Голоке, он является Мандакини-Гопи, очень привязанной к детским Лилам Шри Кришны и служению Бала-Кришне (т.е. Кришне в образе ребёнка). Эта привязанность не является безответной, так как Шри Кришна обожает Мандакини-Гопи.
Чандравали-Гопи обычно проводит много времени в обществе Мандакини, так как они вдвоём очень любят разговаривать о своих встречах с Шри Кришной. Имя मन्दाकिनी [mandākinī] переводится с санскрита как "небесная Ганга или просто небесная река".
02. Мурари Дас: несчастливое брахманическое рождение и счастливая встреча с Шри Гусайнджи.
В этом мире Мурари Дас родился в брахманической семье, в Восточной Индии. Его родители рано умерли, поэтому значительную часть детства Мурари Дас провёл с дядей. К сожалению, ранняя смерть родителей сказалась на брахманическом образовании Мурари Даса и он остался малообразованным брахманом.
В 15 лет, не сказав никому ни слова, Мурари Дас неожиданно отправился в Варанаси вместе с одним из знакомых санньяси. Именно в Варанаси, в районе Мани-Киран-Гхата, Мурари Дас впервые увидел Шри Гусайнджи [прим. переводчика: в материальном мире Шри Гусайнджи является младшим сыном Шри Валлабха-Ачарьи, а в мире духовном, на Голоке, Шри Гусайнджи является Чандравали, т.е. речь здесь фактически идёт о встрече Чандравали и Мандакини].
Духовные переживания от встречи с Шри Гусайнджи были настолько сильными, что Мурари Дас около 20 минут неподвижно стоял у Гхата, устремив взгляд на Шри Гусайнджи.
Шри Гусайнджи сразу узнал в Мурари Дасе родную, божественную душу с Голоки и немедленно принял его в ученики. Шри Гусайнджи также заметил, что бхакти Мурари Даса на тот момент было очень слабым, поэтому несколько дней он ни на секунду не отпускал Мурари Даса от себя.
После нескольких дней нахождения в обществе гуру Мурари Дас стал намного сильнее и неожиданно произнёс следующие слова: "Я желаю поклоняться Бала-Кришне!". [прим. переводчика: Бала-Кришна - это Кришна в образе ребёнка из Вриндавана]
Шри Гусайнджи подарил Мурари Дасу божество Бала-Кришны со следующим напутствием: "Всегда выполняй Кришна-севу только в бхаве 'отец и дитя', считая Бала-Кришну своим маленьким сыном".
03. Встреча с Нараяной Дасом и скрытая Кришна-бхава.
После этого Мурари Дас на время попрощался с Шри Гусайнджи и отправился вместе с божеством Шри Кришны в Патну, где ему предстояло работать брахманом-клерком. В Патне Мурари Дас не стал задерживаться надолго и быстро переехал в Бенгалию, где стал работать на Нараяну Даса.***
***Прим. переводчика. Нараяна Дас является Прем-Лата-Гопи, одной из близких подруг Чандравали на Голоке. Прем-Лата также очень привязана к Кришне-ребёнку, но при этом Прем-Лата обожает устраивать свидания Чандравали и взрослого Кришны. [окончание прим. переводчика]
В Бенгалии Мурари Дас следовал скрытному поклонению и никогда не носил тилаков. Из-за этого Нараяна Дас не опознал в нём вайшнава. Зарплата, предложенная Нараяной Дасом, составляла 12 рупий в месяц, но во время первой встречи Мурари Дас предложил следующие условия: "Я согласен на 8 рупий в месяц - я буду приходить каждый день после 9 утра, а уходить буду за час до заката Солнца/в поздний полдень".
Подобные условия всех удивили, но Нараяна Дас согласился на них, о чём ни разу не пожалел, так как Мурари Дас оказался сотрудником со сверх-способностями.
04. Общение с Богом: Шри Кришна лично приходит в дом Своего бхакта!
Необычные временные рамки Мурари Дас огласил по той причине, что приоритетом для него было общение с Бала-Кришной. Каждый день Мурари Дас с огромной привязанностью служил Бала-Кришне, испытывая сверхъестественные духовные переживания.
В то время Кришна уже начал напрямую общаться с Мурари Дасом, ведя себя как очень капризный ребёнок. Каждый день Мурари Дас вставал за 3 часа до восхода Солнца - его день начинался с приготовления пищи для Бала-Кришны. Затем Мурари Дас наряжал Кришну и качал Его в колыбели.
Далее следовал ланч, во время которого Мурари Дас всегда находил время для того, чтобы приготовить уютную кровать для маленького Кришны, так как после ланча Кришна любил спать. Затем наступало время повторения Кришна-Мантр и Арати.
Больше всего маленький Кришна не любил время ухода Мурари Даса на работу, к Нараяне Дасу, - именно в это время Кришна всегда подбегал к двери, пытаясь запереть Мурари Даса дома. Мурари Дас всегда давал Кришне игрушки и утешал Его словами: "Я обязательно куплю Тебе что-нибудь на рынке после работы".
Маленького Кришну эти слова не очень утешали, поэтому Он часто продолжал проказничать, цепляясь за одежду Мурари Даса. Для возвращающегося с работы Мурари Даса у маленького Шри Кришны была заготовлена проказа с щеколдой двери, поэтому Мурари Дас иногда оказывался у запертой двери дома, разговаривая с ребёнком Кришной следующим образом.
Мурари Дас: "Пожалуйста, открой дверь".
Кришна: "А ты принёс Мне что-нибудь особенькое?".
Далее Мурари Дас тщательно перечислял названия фруктов и сладостей, которые он купил на рынке, и лишь после этого Кришна впускал его домой.
Иногда Мурари Дас подшучивал над Кришной - он прятал покупки, устало подходил к двери после работы и говорил: "Лала, сегодня я вообще не смог ничего Тебе купить". [прим. переводчика: लाला - lālā - уменьшительно-ласкательное обращение - в различных индийских языках "лала" означает "сынок, дитя"]
В ответ маленький Кришна надувал губки и говорил: "Тогда сегодня я вообще не буду открывать тебе дверь!".
После этого Мурари Дас шутливо сдавался и перечислял все подарки, купленные для Кришны. Дома маленький Кришна обожал шутливо драться с Мурари Дасом, а также запрыгивать ему на спину. Вместе с тем, на фоне проказ маленького Кришны, Мурари Дас никогда не забывал о классической Кришна-Севе - все фрукты он мыл, а пищу Шри Кришне предлагал по стандартным религиозным канонам.
05. Шри Харирайяджи объясняет идею о 2 образах Шри Кришны. Значение полуденных фруктов в Кришна-севе.
Шри Харирайяджи (1590-1715) - один из ключевых Ачарьев Шри Валлабха-Сампрадаи, он составил комментарии к "252 Вайшнава-Вартам", вот что пишет Шри Харирайяджи в своих объяснениях данной истории: "Здесь мы можем заметить, что Мурари Дас входит домой, а значит и в свой домашний Храм Шри Кришны, без принятия омовения. Казалось бы, подобное поведение полностью нарушает каноны Кришна-севы, но здесь очень важно понимать, что у Шри Кришны есть 2 образа:
1) Обычный образ Шри Кришны, дарующий освобождение и
2) Уникальный образ Шри Кришны, существующий лишь для бхактов.
Уникальный образ Шри Кришны не требует следования строгим религиозным правилам, так как на уровне этого образа действуют лишь правила Божественной Любви.
Видя привязанность Мурари Даса, Шри Кришна явился ему в образе, наиболее подходящим под его Бхакти-бхаву, лично проживая вместе со Своим бхактом. Для бхактов уровня Мурари Даса совершенно неактуальны стандартные плоды в виде освобождения (мукти, мокши), потому что таких бхактов Шри Кришна награждает гораздо более высшими плодами в виде необычных божественных переживаний и общения с Собой лично!
Почему в этой истории упоминаются фрукты? Причина в том, что полуденная Кришна-сева связана с Бхакти-бхавой девушек из племенного клана 'Пулинди' из Враджа. В полдень Шри Кришна просыпается от лёгкого сна в одной из пещер холма Говардхан, где девушки из клана 'Пулинди' кормят Его свежими и сушёными фруктами". [окончание объяснений Шри Харирайяджи]
06. Нараяна Дас нанимает детектива.
Как мы уже говорили, Мурари Дас демонстрировал сверх-способности на работе, а также сверх-скрытность. Всё это вызвало огромное любопытство со стороны Нараяны Даса, который нанял местного детектива для того, чтобы тот выведал больше фактов о жизни Мурари Даса. Этот детектив смог разнюхать местонахождение дома Мурари Даси, но так и не смог понять что происходит у Мурари Даса дома.
После истории с детективом Нараяна Дас вызвал Мурари Даса для разговора с различными наводящими вопросами, но Мурари Дас был очень сдержан и не открыл своё сердце в диалоге.
07. Шри Харирайяджи о разумном молчании сердца.
"В этой части истории показано, что открыто и радушно следует общаться только с бхактами. Мурари Дас не увидел в Нараяне Дасе истинного бхакта и поэтому был очень сдержан, сохранив свою личную Кришна-Дхарму в полном секрете. Тот, кто разбалтывает секреты Шри Кришна-Бхакти, утрачивает драгоценный нектар общения с Шри Кришной!". [окончание объяснений Шри Харирайяджи]
08. Кришна-Ашрая и отсутствие страха.
Безумие любопытства Нараяны Даса нарастало, поэтому однажды в полдень он увязался за Мурари Дасом по пути домой, а непосредственно у дома попытался прорваться в комнаты Мурари Даса. Мурари Дас выпроводил Нараяну Даса со словами: "Сейчас я не твой сотрудник и не твой слуга. Наш рабочий уговор заключался в том, что я работаю на тебя лишь до позднего полудня". После этих слов Мурари Дас захлопнул дверь.
Комментарий Шри Харирайяджи: "Мурари Дас принял полное прибежище у Шри Кришны и поэтому вообще не боялся Нараяны Даса. Мурари Дас также понимал, что любопытство Нараяны Даса не является мирским, а связано с Кришна-Бхакти. Это означало, что в следующий раз Нараяна Дас окажется у порога дома не в состоянии агрессивного любопытства, а в настроении смирения". [окончание объяснений Шри Харирайяджи]
09. Искреннее смирение и общение с бхактами открывают двери в мир Кришны.
После неудачной попытки прорваться в дом, Нараяна Дас стал мыслить другими категориями - он стал осознавать, что Мурари Дас не является обычной дживой: "Он определённо не хочет делиться со мной какими-то возвышенными духовными секретами" - так стал думать Нараяна Дас.
На следующий день Нараяна Дас снова увязался за Мурари Дасом, но в этот раз вместо агрессии он упал на порог дома в смиренной молитве, после чего Мурари Дас впустил его к Шри Кришне.
Комментарий Шри Харирайяджи: "Истинное, неподдельное смирение очень и очень существенно на пути Шри Кришна-Бхакти. В Кришна-Лиле, на Голоке, Нараяна Дас является Прем-Лата-Гопи, а Мурари Дас является Мандакини-Гопи. Они - очень близкие подруги. Также очень важно общение с истинными бхактами - только через истинное и искреннее Кришна-Бхакти Мурари Даса, несовершенный на тот момент Нараяна Дас, смог обрести путь к Шри Кришне". [окончание объяснений Шри Харирайяджи]
10. История с письмом Шри Гусайнджи.
В комнатах дома Нараяна Дас увидел божество Шри Кришны и, осознав, что он не узнал в Мурари Дасе вайшнава лишь из-за отсутствия тилаков, спросил: "К какой сампрадае ты принадлежишь?".
Мурари Дас ответил: "Я принадлежу к Шри Валлабха-Сампрадае, а моим гуру является Шри Гусайнджи".
Нараяна Дас смиренно поклонился и сказал: "Я тоже хочу стать учеником".
Мурари Дас ответил: "Тогда я отведу тебя к Шри Гусайнджи".
Нараяна Дас замялся и сказал: "Я не знаю Шри Гусайнджи лично. Ты можешь написать ему письмо с объяснением ситуации, а также просьбой посвящения для меня?".
После этого разговора Мурари Дас написал 2 письма, а Нараяна Дас экстренно отправил 2 курьеров к Шри Гусайнджи, в Адел (штат Раджастан), пообещав солидное вознаграждение наиболее быстрому курьеру. [прим. переводчика: Адел в штате Раджастан - это примерно 800 км от Вриндавана/Матхуры]
В ответ на письмо Шри Гусайнджи написал начальную Шри Кришна-Шаранагати-Мантру Шри Валлабха-Сампрадаи [श्री कृष्ण: शरणं मम - śrī kṛṣṇa: śaraṇaṃ mama], а также приложил особое разрешение, которое позволяло Мурари Дасу провести Мантра-инициацию Нараяны Даса от имени Шри Гусайнджи.
Шри Гусайнджи также написал, что инициация должна быть проведена перед божеством Шри Кришны, которому поклонялся Мурари Дас. "Проводите инициацию, а я заеду к вам через несколько дней" - написал Шри Гусайнджи в конце письма.
Как и было обещано, наиболее скоростной курьер получил вознаграждение в виде золотых монет и модного, дорогого тюрбана, а Мурари Дас провёл инициацию в соответствии с инструкциями Шри Гусайнджи.
После инициации Мурари Дас поприветствовал Нараяну Даса словами "ДЖАЙ ШРИ КРИШНА!", но Нараяна Дас смутился из-за того, что во время приветствия Мурари Дас сложил руки так, как обычно складывают руки только друзья-бхакты.
"Ты являешься моим гуру, а я - простой ученик. Разве ты не должен относиться ко мне строго?" - спросил Нараяна Дас.
"С этого дня мы - друзья-бхакты, поэтому будем приветствовать друг друга именно таким жестом и фразой 'ДЖАЙ ШРИ КРИШНА!'. Не относись ко мне как к строгому гуру, считай меня своим другом-бхактом" - таков был ответ Мурари Даса.
С этого дня Нараяна Дас стал постоянно приходить в дом Мурари Даса на даршан Шри Кришны и вкушение прасада. Если утренний визит срывался, то Нараяна Дас обязательно приходил к Шри Кришне в полдень, вместе с Мурари Дасом.
Со временем Нараяна Дас понял, что Мурари Дас является не просто его гуру и другом-бхактом, а единственным богатством, ведь именно благодаря Мурари Дасу он стал истинным Кришна-бхактом!
∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭
ССЫЛКИ НА СКАНЫ: Данная серия постов основана на 3-томном английском издании Шьям Даса - "252 Vaishnavas" by Shri Gokulnathji with Shri Harirayji's commentary, Shyamdas/Tulsidasi, Pratham Peeth Publication, 2002-2006, сканы можно скачать в моих облачных дисках: dropbox, googledrive, teknik, files-fm (рассказанная выше история о Мурари Дасе содержится в Томе 1, со стр. 57).