В комментарии к стиху №15 Главы №6 "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары" Шри Джаганнатхи Даса приводятся очень интересные данные по 4 Югам. В целом, Глава №6 - это сложный орешек для начинающих, так как вся Глава основана на сложной Шри Нараяна-Панчаратре и Упанишадах, но данные о Югах довольно-таки просты - вот как они звучат.
КРИТА-ЮГА.
Абхимани-Девата данной Юги - Шри Васудева-Нараяна***. Дхарма = 100%, адхармы нет. Пропорция пуньи и папы - 40:1, т.е. накопление пунья-кармы в Крита-Югу идёт на максимальной скорости. Юга-Дхарма Крита-Юги - это дхьяна и тапас [तपस् - tapas - религиозные аскезы].
***Прим. переводчика. При подготовке этой статьи я также сверялась с расширенным трёх-томным изданием на языке каннада - это издание с комментариями Шри Санкаршаны Одейи: "Harikathamrita Saara" by Sri Jagannatha Dasaru/Sri Sankarshana Wodeyar [ссылка на скан].
В этом издании (Том 1, стр. 240) приводится максимально точная фраза: "Абхимана-Девата - Шри Васудева-Нараяна".
Это уточнение важно по той причине, что секта кришнаитов коверкает ортодоксальную теорию Вьюх, проповедуя ереси типа "Васудева-Кришны" и ереси о том, что Вьюхи исходят от Кришны.
Никакого "Кришны-Васудевы" не существует и никогда не существовало - существует лишь Шри Нараяна-Васудева как Источник всех Вьюх и Аватар. Кришна-Аватара по уровню находится намного ниже Вьюх, так что Кришна никак не может быть источником Вьюх.
В "Шри Гаруда-Пуране" рассказывается о том, что Вьюхи исходят из Сварупы Бхагавана Шри Нараяны:
तथा प्रद्युम्नरूपेणानिरुद्धाख्येन च स्थितः ।
नारायणस्वरूपेण पञ्चधा ह्यद्वयः स्थितः ॥१-३२-६॥
tathā pradyumnarūpeṇāniruddhākhyena ca sthitaḥ ।
nārāyaṇasvarūpeṇa pañcadhā hyadvayaḥ sthitaḥ ॥ Гаруда, 1-32-6॥
В "Шри Нарада-Пуране" можно найти праман о том, что Чатур-Вьюха исходит лишь от Господа Шри Вишну-Нараяны:
चतुर्व्युहाय वेद्याय ध्येयाय परमात्मने ।
नरनारायणाख्याय शिषिविष्टाय विष्णवे ॥१-६२-५५॥
caturvyuhāya vedyāya dhyeyāya paramātmane ।
naranārāyaṇākhyāya śiṣiviṣṭāya viṣṇave ॥Нарада, 1-62-55॥
В "Шри Бхагавата-Пуране" также говорится о том, что все Вьюхи исходят лишь от Бхагавана Шри Нараяны:
नवस्व् अपि वर्षेषु भगवान् नारायणो महा-पुरुषः पुरुषाणां
तद्-अनुग्रहायात्म-तत्त्व-व्यूहेनात्मनाद्यापि सन्निधीयते [५-१७-१४]
navasv api varṣeṣu bhagavān nārāyaṇo mahā-puruṣaḥ puruṣāṇāṃ ।
tad-anugrahāyātma-tattva-vyūhenātmanādyāpi sannidhīyate ॥Бхагавата, 5-17-14॥
Кроме того, в "Шри Бхагавата-Пуране" неоднократно говорится о том, что Шри Васудева был отцом Шри Кришна-Аватары, а Шри Кришна-Аватара была амшей Шри Нараяны - уже из этих простых фактов очевидно, что Шри Кришна находится ниже Шри Нараяна-Васудевы! [окончание прим. переводчика]
ТРЕТА-ЮГА.
Абхимани-Девата - Шри Санкаршана. Пропорция Дхармы/адхармы - 3:1, а пропорция пуньи/папы - 30:10. Юга-Дхарма - различные ягьи.
ДВАПАРА-ЮГА.
Абхимани-Девата - Шри Прадьюмна. Дхарма/адхарма - 2:2, пунья/папа - 20:20. Юга-Дхарма - девата-пуджа и дана [दान - dāna - благотворительность].
КАЛИ-ЮГА.
Абхимани-Девата - Шри Анируддха. Дхарма/адхарма - 3:1, пунья/папа - 30:10 [прим. переводчика: в английском электронном издании пропорции именно такие - вероятно, была ошибка при наборе, но нас больше интересуют Вьюхи, а не цифры, поэтому не столь важно!].
Юга-Дхарма - Шри Харинама-Смаранам. В английском издании Шри Мадхва-Сампрадаи формулировка о Юга-Дхарме звучит вот так: "The only way to salvation in this yuga is harinAma smaraNe".
Под "Шри Харинама-Смаранам" в Шри Мадхва-Сампрадае подразумевается не повторение Имени "Хари" (это было бы слишком просто по меркам сложных концептов Шри Мадхва-Сампрадаи), а повторение тех Мантр, которые Шри Мадхва-Ачарья указал в "Шри Тантра-Сара-Санграхе" - в этом труде Шри Мадхва-Ачарья рассматривает примерно 50 Вишну-Мантр: от Мантр Бхагавана Шри Нараяны и Шри Нарасимхи до более узкоспециализированных Мантр, например, Шри Ведавьясы и Шри Гаруды.
Кроме того, в Шри Мадхва-Сампрадае очень почитают "1000 Имён Господа Шри Вишну", а также специальные Стотры Ачарьев - наиболее ярким примером подобной Стотры является "Шри Двадаша-Стотра" Шри Мадхва-Ачарьи.
Кстати, "Шри Двадаша-Стотру" очень важно изучать в родных изданиях Шри Мадхва-Сампрадаи, так как по интернету бродят левые, неродные издания. Вот родное электронное издание от Шри Мадхва-вайшнавов - https://sites.google.com/site/harshalarajesh/dwadashastotra.
МУЛА-РУПИ-НАРАЯНА, БРАХМА-НАДИ И САДХАНА-ШАРИРА.
В стихе 6.15 Шри Джаганнатха Даса рассказывал о Югах, а в следующем стихе приводятся сопоставления Панча-Вьюхи и садхана-шариры бхакта - вот как звучит стих 6.16:
ತಲೆಯೊಳಿಹ ನಾರಾಯಣನು ಗಂ |
ಟಲೆಡೆ ಒಡಲೊಳು ವಾಸುದೇವನು |
ಬಲದಲಿಹ ಪ್ರದ್ಯುಮ್ನ ಎಡಭಾಗದೊಳಗನಿರುದ್ಧ ||
ಕೆಳಗಿನಂಗದಿ ಸಂಕರುಷಣನ |
ತಿಳಿದು ಈ ಪರಿ ಸಕಲ ದೇಹಗ |
ಳೊಳಗೆ ಪಂಚಾತ್ಮಕನ ರೂಪವ ನೋಡು ಕೊಂಡಾಡು || ೧೬ ||
Taleyoḷiha nārāyaṇanu gaṁ |
Taleḍe oḍaloḷu vāsudēvanu |
baladaliha pradyumna eḍabhāgadoḷaganirud'dha ||
keḷaginaṅgadi saṅkaruṣaṇana |
tiḷidu ī pari sakala dēhaga |
ḷoḷage pan̄cātmakana rūpava nōḍu koṇḍāḍu || 6.16 ||
В этом стихе фраза "Taleyoḷiha nārāyaṇanu gaṁ" означает Мула-Рупи-Нараяну, т.е. Господа Шри Нараяну, от которого происходят все Вьюхи/Аватары.
Бхагаван Шри Мула-Рупи-Нараяна всегда находится в брахма-нади бхакта, а брахма-нади выглядит как 1000-лепестковый лотос в области головы.
Шри Васудева находится в области от шеи до талии/пояса бхакта, а Шри Санкаршана - это область от талии/пояса до ног.
Шри Прадьюмна - это область от плеча к рукам бхакта (правая сторона тела), а Шри Анируддха - тоже от плеча к рукам, но по левой стороне тела.
Шри Джаганнатха Даса разбирает указанные области не в теоретическом свете, а в практическом, так как обозначенное знание должно быть частью дхьяна-садханы бхакта - об этом прекрасно говорится в финале комментария к стиху 6.16, цитирую электронное издание Шри Мадхва-Сампрадаи:
"JagannAtha dAsa implores to all of us to meditate on the 5 rUpi ParamAtma i.e. nArAyaNa, vAsudEva, saMkaRShaNa, pradyumna and aniruddha as described above by imagining their rUpa-s".