вторник, 21 марта 2023 г.

Что означает арт "Нава-Нари-Кунджара", изображающий Господа Шри Вишну/Шри Кришну на слоне из 9 Гопи/девушек?

В комментарии к стиху 6.1 "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары" Шри Джаганнатхи Даса [ссылка на электронное издание] упоминается картина "Нава-Нари-Кунджари". Данная картина встречается в различных стилях, выше - пример одного из стилей с Бхагаваном Шри Вишну (как обычно, весь арт я дублирую, поэтому этот же пример можно посмотреть на box, plurk).

Истоки данной арт-концепции затеряны в веках и мне не удалось найти исследований на эту тему: Google Scholar молчит, индийские поисковики не выдают толковых статей, а на весь интернет есть буквально 1 статья и 2 доклада на английском. Так или иначе, я собрала наиболее релевантную информацию и оформила её в этот русский пост. 

САНСКРИТ И ОБЩАЯ СЕМАНТИКА. 

Выше - ещё один пример арта, на этот раз с Шри Кришной (также на box, plurk). Рассмотрим название арта на санскрите, так как понимание названия картины многое скажет непосредственно об арт-концепте. Итак, "Нава-Нари-Кунджара" расшифровывается как:

1) नव - nava - это "число девять"; 2) नारी - nārī - это "женщина"; 3) कुञ्जरा - kuñjarā - это "слон/слониха". 

Также встречается написание "कुञ्जरी - kuñjarī" (долгая "И" в конце, т.е. "Нава-Нари-КунджарИ"), что технически звучит более правильно, так как "кунджари" - это именно слониха, без дихотомии с мужским и женским родами. В общем, арт называется "Слон/слониха из 9 дев", если слегка европеизировать название. 

Иногда встречается альтернативное название арта, звучащее вот так: "Кандарпа-Хасти". 

कन्दर्प - kandarpa - это "бог любви" или просто "любовь", а हस्ती - hastī - это тоже "слон". Итак, альтернативное название картины - "Слон любви/Слон бога любви"

НАВА-РАСА ИНДИЙСКОЙ ЭСТЕТИКИ. 

Начнём с объяснений попроще. Shefali Vaidya с сайта www.indica.today [ссылка на её статьюсвязывает арт "Нава-Нари-Кунджара" с такими терминами индийской эстетики, как "раса-анубхути" (эстетическое восприятие) и "раса-бхава" (эстетическое переживание). И от этих терминов Shefali Vaidya предсказуемо переходит к термину "Нава-Раса", т.е. 9 рас индийской эстетики. 

Таким образом, 9 девушек (9 Гопи) на картине символизируют 9 рас, а Господь Шри Вишну/Шри Кришна означает "Раса-Раджа", т.е. Императора/Царя всех 9 рас.  

Я изложила идею о расах индийской эстетики без долгих объяснений, так как эту идею практически все знают. Если же кто-то из читателей делает первые шаги в изучении индийской эстетики и классификации индийских рас, то вот статья на Wiki - https://en.wikipedia.org/wiki/Rasa_(aesthetics)

ХРАМЫ И ТРАВЕЛОГ-ЗАМЕТКИ. 

Итак, классическая "Нава-Раса", но - помимо 9 рас - огромный интерес для нас представляют религиозные травелог-заметки от Shefali Vaidya. 

Например, она пишет о том, что во время одной из поездок в Храмы Нава-Тирупати Тамил-Наду она заметила мотив "Нава-Нари-Кунджара" на стенах Гопуры следующего Храма: Sri Adinatha Swamy temple of Azhwar Thirunagari in Toothukudi district of Tamil Nadu (я специально оставила английское написание, так как транслитерация названий индийских Храмов на русский язык не имеет смысла). 

Данный Храм относится к одной из 108 Деш Шри Рамануджа-Сампрадаи, смотрите подробную статью здесь - https://www.divyadesam.com/hindu/temples/navatirupathi/azhwartirunagari-temple.shtml

Кроме того, Shefali Vaidya заметила орнаменты в стилистике "Нава-Нари-Кунджара" в следующем Храме: Shri Vishnu at Thirukurungudi near Thirunelveli. Это также один из Храмов Шри Рамануджа-Сампрадаи, он находится в ведении Шри вайшнавов направления Тенкалай - https://en.wikipedia.org/wiki/Vaishnava_Nambi_and_Thirukurungudivalli_Nachiar_temple

РЕГИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 

Shefali Vaidya также приводит интересную региональную сводку по "Нава-Нари-Кунджари" - данный арт-мотив можно встретить в:

А) Картинах художественного направления "Паттачитра [Pattachitra]" Ориссы и Западной Бенгалии. 

Б) Скульптурах терракотовых Храмов Бишнупура (Западная Бенгалия, датируются 10 веком). Добавлю от себя, что Бишнупур - это, естественно, Вишнупур - будь проклята унылая Бенгалия с аграрно-отсталым и дремучим населением, которое даже не умеет нормально выговаривать простые слова и не может понять, что у Бога лишь одно правильное Имя - ВИШНУ, а не Бишну!!! 

В) Скульптурах гранитовых Храмов Господа Шри Вишну (Тамил-Наду). 

ВОСПОМИНАНИЯ О ТЁМНОЙ ЭПОХЕ. 

В общем и целом, изначально "Нава-Нари-Кунджара" - это арт Вайшнавизма, но Shefali Vaidya также вспоминает дурную и кровавую эпоху мусульманских завоеваний в Индии, а именно эпоху "Великих Моголов", отмечая, что в эту эпоху арт стал утрачивать религиозное значение - вместо Господа Шри Вишну/Шри Кришны на картинах стали изображать мусульманских царьков, а Гопик стали заменять на обычных женщин. 

Я напомню, с чем это было связано. Акбар I Великий (1542-1605) следовал политике веротерпимости, но после него к власти пришёл поехавший кукухой Шах Джахан, который стал разрушать святыни Индуизма (он печально знаменит, например, строительством шизоидного "Павлиньего Трона" - Википедия Павлиний Трон). 

АРТ-РЕМИКСЫ. 

Вернёмся к позитивному контенту. Shefali Vaidya также упоминает различные "ремиксы" классического "Нава-Нари-Кунджари" арта:

1) "Сапта-Нари-Кесари" - это лев из 7 девушек;

2) "Нава-Нари-Вришабха" - бык из 9 девушек;

3) "Нава-Нари-Турага" (альтернативное название - "Нава-Нари-Ашва") - лошадь из 9 девушек. 

Двойное фото с лошадью и слоном, кстати, очень удачно попалось мне во время поисков в одном из блогов, но фото было зашарпанного качества. Я это фото восстановила в GIMP - откорректированное фото выше (также на box, plurk). 

ЧИТРА-СУТРА "ШРИ ВИШНУ-ДХАРМОТТАРА-ПУРАНЫ" И 6 ВЕТВЕЙ ИНДИЙСКОЙ ЖИВОПИСИ. 

Во время виртуальных раскопок мне также попалась статья "An Analytical Study of Fresco Art of Jhunjhunu District of Rajasthan" by Nirupama Singh. Там буквально в одном параграфе фрагментарно упоминается "Нава-Нари-Кунджари", но у статьи ладно скроена общая логика, так как автор оперирует 6 терминами индийской художественной школы, связывая их с различными картинами. 6 терминов/ветвей называются "Шад-Анга", они звучат следующим образом: 

1) Рупа-бхеда (различие формы); 

2) Праманани (пропорции);

3) Бхава (эмоциональный аспект);

4) Лаванья-йоджанам (следование канонам красоты);

5) Садришья (схожесть/опознаваемость);

6) Варника-бханга (колористика, игра цвета/света). 

Непосредственно арт "Нава-Нари-Кунджари" Nirupama Singh связывает с пунктом №5 (Садришья). Здесь также очень важно то, что перечисленные 6 ветвей восходят к Читра-Сутре (художественно-религиозному канону) "Шри Вишну-Дхармоттара-Пураны", а Глава №43 Читра-Сутры как раз содержит объяснение 9 рас с точки зрения Вайшнавизма и живописи. 

Таким образом, мы вернулись к концепции 9 рас и Господу Шри Вишну как Раса-Раджу!

РУБРИКА "HONOURABLE MENTIONS". 

После подготовки этой статьи у меня остались 3 замечательные ссылки, которые не очень вписались в общий формат статьи, но которые жалко просто так взять и забыть!

1) Вот здесь можно найти отличную подборку стиля "Паттачитра" в рубиновых тонах - в начале там напечатана отличная мини-статья с объяснениями, а картинка с лошадью выше (также box, plurk) - именно из этой коллекции: https://www.uwa.edu.au/lwag/exhibitions/expressions-of-india/pattachitra

2)  Во время раскопок мне также встретился материал об индийских картах "Ганджифа": "An Introduction to Ganjifa Cards" by Arunima Pati - http://inhcrf.org/blogs/an-introduction-to-ganjifa-cards/

В этой карточной статье много визуальных примеров, но главное заключается в том, что там приводится нетривиальный арт, в котором Шри Сита-Рама-Лила оформлена в стилистике "Нава-Нари-Кунджари"! Скриншот выше (также на box, plurk). 

3) А на columbia.edu нашёлся вот такой интересный арт в осенне-жёлтых тонах (выше, а также на box, plurk). У них также можно найти лаконичную, но интересную галерею винтажного арта - http://www.columbia.edu/itc/mealac/pritchett/00routesdata/1400_1499/krishnabhakti/gopis/gopis.html.

Статья: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 22-март-2023
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах