Шри Джаганнатха Даса, в Главе №5 "Шри Хари-Катхи-Амрита-Сары", однозначно отвечает на вопрос о свободе воли дживы.
Перед обсуждением столь серьёзной темы расскажу об очень забавном совпадении. Перед составлением данного поста я смотрела в окно. На светофоре стояли 2 нервных школьника лет под 14 и у одного из них волосы были окрашены примерно как у чёрно-белого скунса Pepé Le Pew из ретро-мультиков "Looney Tunes", но со строгой симметрией: ровно одна половина головы - в чёрный цвет и ровно другая половина - в белый.
Я со смехом подумала, что у подростка под столь нелепый окрас есть какой-нибудь примитивный детский концепт уровня пабликов VK из серии "ты сам выбираешь светлую или тёмную сторону". В реальности никто ничего не выбирает, и вот почему!
НАША СУДЬБА УЖЕ ПРЕДРЕШЕНА.
В комментарии к стиху 5.36 "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары" рассматривается следующее изречение Шри Пурандара Даса:
kereya nIranu kerege chelli varava paDedavaMte kaNirO |
hariya karuNadoLada bhAgyava hari samaRpaNemADi badukirO |
Перевод: "Наша бхага (удача, судьба, лот, всё благоприятное в общем смысле) и бхогья (наслаждения) находятся лишь в ведении Господа Шри Хари. Лишь Господь Шри Хари дарует нам бхагу и бхогью. Мы отвечаем Господу Шри Хари тем же самым, т.е. выступаем для Него источниками наслаждения/всего благоприятного".
ЧАСТЬ НЕСВОБОДЫ ВОЛИ ДЖИВЫ №1: АНАДИ-КАРМА И ЙОГЬЯТА.
И, сразу после этого изречения Шри Пурандара Даса, приводится знаменитая Мантра №1 "Шри Ишавасья-Упанишады": तेन त्यक्तेन भुञ्जीथा मा गृधः कस्यस्विद्धनम् - tena tyaktena bhuñjīthā mā gṛdhaḥ kasyasviddhanam - "Довольствуйся лишь тем, что приходит к тебе по Милости Бхагавана Шри Вишну и никогда не пытайся захапать/заграбастать больше, чем тебе уготовано Бхагаваном Шри Вишну".
Далее приводится английское объяснение - обратите внимание на фразу "as per our yOgyata" в конце объяснения:
"The dhaRma-s or tasks that we perform everyday according to our vaRNa and Ashrama are all initiated by ParamAtma. Thus all the kaRma-s (sukaRma-s and dushkaRma-s) being performed by the iMdriya-s of our sthUla dEha are performed by the initiation of ParamAtma according to our anAdi kaRma and as per our yOgyata".
Ретранслирую английское объяснение на русский язык: "Дхарма и все наши действия в рамках Варнашрамы исходят от Параматмы (Господа Шри Вишну), а любая карма (как су-карма, т.е. благоприятная карма, так и душ-карма, т.е. греховная карма), выполняемая индриями нашей стхула-дехи, тоже инициируется лишь Параматмой на основании нашей анади-кармы и йогьяты".
Итак, дживу в сансаре безвольно несёт поток анади-кармы, что уже аннигилирует идею свободы воли, но есть ещё и йогьята. Напомню идею сварупа-йогьяты Шри Мадхва-Сампрадаи:
А) Божественные дживы могут получить Мукти (гьяна-ананда-сварупа);
Б) Демонические дживы обречены на вечный тамас (агьяна-дукха-сварупа);
В) Нитья-сансари-дживы вечно скитаются по сансаре (мишра-сварупа).
Бхагаван Шри Нараяна направляет дживу в зависимости от йогьяты - странно, например, было бы увидеть, как божественная мукти-йогья-джива идёт по пути зашкаливающего греха, так как Господь Шри Вишну будет направлять такую дживу лишь по правильному пути. Естественно, йогьята вообще не предполагает свободы воли.
ЧАСТЬ НЕСВОБОДЫ ВОЛИ ДЖИВЫ №2: ИЧЧХА, ГЬЯНА И КРИЙЯ (СВАРУПА-ЛАКШАНА).
Продолжим рассмотрение сварупа-йогьяты, дополнив её термином "сварупа-лакшана". Вот такое прекрасное объяснение можно найти также в комментарии к стиху 5.36 "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары":
"In the same, ParamAtma provides the power of ichChA, j~nAna and kriya to the jIva which are the svarUpa laxaNa-s. But the jIva is not independent. jIva has not obtained the power of ichChA, j~nAna and kriya on its own. Only if they are stimulated by ParamAtma do they get activated. But the jIva is different from jaDa. jaDa-s do not have power of ichChA, j~nAna and kriya".
Ретранслирую на русский язык: "К сварупа-лакшане дживы относятся иччха (воля), гьяна (знание) и крийя (действия), но все они исходят лишь от Параматмы, т.е. Господа Шри Вишну. У дживы НЕ существует независимости, так как не джива наделила себя иччхой/гьяной/крией - эти 3 составляющих исходят лишь от Бхагавана Шри Вишну. И активируются они тоже лишь Бхагаваном Шри Вишну, а не дживой".
ЧАСТЬ НЕСВОБОДЫ ВОЛИ ДЖИВЫ №3: ПАРАДХИНА-КАРТА.
Следующий параграф объяснений звучит следующим образом:
"However, jIva is parAdhIna kaRta. 'jIvOpikaRta', the pratibiMba does as stimulated by biMba rUpi ParamAtma. If we forget that we are the kaRta-s (doers) of all kaRma-s and believe that He is the Initiator of all kaRma-s, then the pApa or puNya phala borne out of those actions do not affect the jIva".
Для понимания данного объяснения важно знать смысл санскритского слова "पराधीन - parādhīna", а оно переводится как "зависимая, подчинённая, рабыня". Вот отличный список английских значений из словаря Wilson - благородные, книжно-английские слова "subservient" и "docile" выбраны в словаре особенно удачно: "पराधीन mfn. (-नः-ना-नं) Dependant, subject, subservient. E. पर another, and अधीन humble, docile".
Ретранслирую английский параграф на русский язык: "Джива - это парадхина-карта [कर्ता - kartā - выполняющая действия, деятельница], т.е. все поступки дживы зависят лишь от Бхагавана Шри Вишну.
Джива - пратибимба, а стало быть, все её действия определяются/стимулируются Бимба-Рупи-Параматмой [на философии 'бимба-пратибимба' Шри Мадхва-Ачарьи я здесь подробно не останавливаюсь - думаю, все её прекрасно помнят!].
Плоды пунья-кармы и папа-кармы не влияют на того, кто помнит об идее парадхина-карты, веря в то, что вся карма исходит лишь от Бхагавана Шри Вишну".
ПРИМЕР АГНИ-ЯГЬИ И РИТУАЛЬНОЙ ЛОЖКИ [दर्वी - darvī].
В финале комментария к стиху 5.36 можно найти вот такое интересное предложение:
"However, if the jIva does every kaRma with the knowledge that the xIra samudra shAyi PadmanAbha rUpi ParamAtma is the Initiator for all kaRma-s then the jIva is truly 'daRviyaMtiru'".
Переведу: "Если джива выполняет любую карму со знанием того, что вся карма исходит лишь от Бхагавана Шри Нараяны-Падманабхи, отдыхающего в Кшира-Самудре, то такая джива является истинной 'дарви-янтиру'".
दर्वी - darvī - это ритуальная ложка и чуть выше, в этом же комментарии, приводится следующий религиозно-жизненный пример. Ритуалы с подношениями Агни выполняются с помощью дарви - по сути, это обычная деревянная ложка. Деревянной ложкой также можно просто готовить еду, но в этом случае она полностью теряет религиозный смысл.
Смыслом и вектором существования ложку наделяет именно человек. Точно таким же образом, Бхагаван Шри Вишну направляет дживу в духовную или бездуховную сторону с помощью рассмотренной выше сварупа-лакшаны: иччхи, гьяны и крийи. То есть, лишь Бхагаван Шри Вишну наделяет дживу религиозным или анти-религиозным смыслом существования - здесь мы вернулись к концепции сварупа-йогьяты!
САРВА-КАРТРИТВА БХАГАВАНА ШРИ НАРАЯНЫ И СВАРУПА-АНАНДА-МУКТИ ДЖИВЫ.
Все рассмотренные выше идеи вели нас к одной мега-главной идее - Сарва-Картритве Бхагавана Шри Нараяны.
सर्वकर्तृ - sarvakartṛ - это не просто Бог-Творец, а Бог, которому принадлежат все существующие деяния (кармы). Вот как объясняется данная идея в комментарии к стиху 5.37 "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары":
"Pervading in gaMdha, rasa, rUpa, spaRsha & shabda and accepting the svAkhya rasa from those and brings it to the experience of the jIva and stimulates their ichChA, j~nAna and kriya. Whether the jIva realizes about His saRvakaRtR^itva or not biMba rUpi ParamAtma pervades in the dEha and performs and makes us perform all the kriya-s (just as the flow of the river). After realizing this fact, the jIva starts offering all the dhaRma-kaRma to ParamAtma, and then achieves svarUpAnaMda mukti and crosses the ocean of birth and death and protects them".
Итак, в начале отрывка обозначается классическая идея Веданты о том, Бхагаван Шри Нараяна является Вездесущим, т.е. присутствует во всех явлениях материального мира: расе (вкусах), шабде (словах, звуках) и т.д.
Бхагавану Шри Нараяне всё равно, осознаёт джива Сарва-Картритву или нет - Он в любом случае побуждает дживу к карме в образе Бимба-Рупи-Параматмы, НО...для божественных джив осознание Сарва-Картритвы является обязательным, так как подобное осознание ведёт божественную дживу к Сварупа-Ананда-Мукти.
Осознание Сарва-Картритвы Бхагавана Шри Нараяны не должно быть теоретическим, это осознание практического характера - с предложением всех плодов своей кармы Богине Шри Лакшми и Господу Шри Нараяне. Именно такое предложение является важнейшим шагом для достижения Сварупа-Ананда-Мукти.
И здесь мы подходим к практическому вопросу, который звучит следующим образом: "Как правильно предлагать плоды кармы Господу Шри Нараяне?". На этот вопрос Шри Джаганнатха Даса отвечает в стихе 5.38.
СТИХ 5.38 И ФРАЗА " LAKṢMĪ NIVĀSANIGE".
Стих 5.38 "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары" звучит следующим образом:
Ēnu māḍuva karmagaḷu lakṣmī nivāsanige
arpisu anusandhāna pūrvakadinda sandēhisade
dinadinadi mānanidhi kaikoṇḍu sukhavittu
anatara santaipa tr̥ṇa jala dhēnu
tānuṇḍu anavarata pālgareva teradante||38||
Вот как звучит ключевой отрывок из комментария к данному стиху:
"biMba rUpi ParamAtma pervades in the eight petalled lotus flower of the heart as explained in HKAS_05-19. This lotus flower is understood to be laxmI abhimAni thus refered here as 'lakṣmī nivāsanige'. All our kaRma-s must be offered to 'lakṣmī nivāsanige' without an iota of doubt that He is the Stimulator for all the pUnya or pApa kaRma-s. By this action, He would burn the pApa kaRma-s and would accept the puNya kaRma-s and increase the proportion of puNya kaRma-s and bestow that phala to the jIva. Thus all the kaRma-s that we do every moment must be offered to ParamAtma".
Практическая идея комментария заключается в следующем. Наше сердце в форме восьми-лепесткового лотоса - это обитель Бимба-Рупи-Параматмы. Данный лотос также является "Шри Лакшми-Абхимани", поэтому Шри Джаганнатха Даса пишет в стихе: "lakṣmī nivāsanige - обитель Богини Шри Лакшми".
Любую карму следует предлагать Богине Шри Лакшми и Бхагавану Шри Нараяне, живущим в восьми-лепестковом лотосе нашего сердца, с осознанием того факта, что Бимба-Рупи-Параматма-Нараяна является источником всей совершаемой кармы - как пунья-кармы (благочестивой кармы), так и папа-кармы (греховной кармы). При таком предложении Бхагаван Шри Нараяна папа-карму сжигает, а пунья-карму, наоборот, увеличивает.
ПРИМЕР С КОРОВОЙ И КАРМОЙ.
Рассмотренную идею о сжигании кармы Шри Джаганнатха Даса дополнительно закрепляет примером с коровой. Корова питается водой и травой, которые вообще не имеют ценности, но взамен корова даёт нам молочные продукты с огромной питательной ценностью. Наша благочестивая и греховная карма - это как раз трава и вода, а пунья-карма, которую нам увеличивают Богиня Шри Лакшми и Господь Шри Нараяна - это ценные молочные продукты!
После обращения к Шри Лакшми-Нараяне бхакта также должен выполнять медитацию на Хамса-Рупи-Параматму и 8 направлений. Шри Джаганнатха Даса подробно рассматривает данную медитацию, но я её не привожу из-за общей направленности на инициированных Мадхва-вайшнавов и большого количества деталей с таблицами.
На объяснении данной медитации Шри Джаганнатха Даса заканчивает Главу №5 "Шри Хари-Катха-Амрита-Сары", поэтому я здесь также ставлю точку!
∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭
Данный пост был подготовлен на основании следующего электронного издания Шри Мадхва-Сампрадаи - https://sites.google.com/site/harshalarajesh/harikathamruthasara.