Небольшой перевод из книги "A Study of Vaikhanasa Iconography" by Dr. K.K.C. Lakshmi Narasimhan - отрывок, в котором можно найти очень интересные рассуждения о Храмах Шри Баларамы:
стр. 251-252: "Отдельные Храмы Баларамы (Балабхадры) не отслеживаются, так как ко времени становления/развития Храмов различных Аватар Господа Шри Вишну - а становление это происходило под сильным влиянием 12 Альваров Шри Рамануджа-Сампрадаи и Агамической литературы - основная роль стала отводиться Шри Кришна-Аватаре.
Более того, Баларама никогда не появляется в ведущей роли в Гимнах Альваров, хотя Его и включают в список 10 Аватар Господа Шри Вишну.
Если обратиться к тамильскому эпосу "Maṇimekalai", то можно обнаружить, что на страницах данного сочинения упоминается "Veḷḷainākar" (буквально - "Белый Змей").
Исследователь Р. Чампакалакшми ставит знак равенства между Баларамой и вышеупомянутым "Veḷḷainākar" (Белым Змеем), указывая на то, что традиционно Баларама считается инкарнацией Ананта-Шеши, а Ананта-Шеша как раз является Божественным Змеем белого цвета [Champakalakshmi R., "Vaishnava Iconography in the Tamil Country", Orient Longman, 1981, p. 127].
Если это так, то в тамильском эпосе "Maṇimekalai" подразумевается именно Храм Баларамы.
Тем не менее, здесь важно отметить то, что обращение "Veḷḷainākar" не всегда подразумевает Балараму и Ананта-Шешу - это также может быть обобщённым обращением к Ананте, королю нагов. При таком варианте, в тамильском эпосе "Maṇimekalai" речь идёт о культе нагов (змей) и храме Ананты - короле нагов. Этот вариант нельзя просто так отбросить, так как культ нагов в Южной Индии является очень древним.
В наше время поклонение Ананта-Шеше широко распространено в вайшнавских семьях. Очень интересно отметить то, что во время обрядов, направленных на подавление влияния змеиных планет Раху и Кету, в подобных вайшнавских семьях выполняются специальные водные и прочие ритуалы, посвященные Шри Рамануджа-Ачарье и Шри Варавара-Муни именно как Аватарам Ананта-Шеши".
Примечание переводчика (Vishnudut1926): Смотрите ниже инфографику, посвящённую Ананта-Шеша-Аватарам (инфографика также на box, plurk, dropbox, teknik) - далее я подробнее объясню эту инфографику.
В Сатья-Югу Бхагаван Шри Нараяна и Ананта-Шеша присутствуют в этом мире лично.
С Трета-Юги начинается эпоха Аватар, поэтому в Трета-Югу Бхагаван Шри Нараяна и Ананта-Шеша приходят в наш мир как Рама-Аватара и Лакшмана.
В Двапара-Югу приходят Кришна-Аватара и Баларама.
Балараму считают как Аватарой Бхагавана Шри Вишну, так и Аватарой Ананта-Шеши - обе точки зрения являются правильными: первую точку зрения (Вишну-Аватара) можно найти в Вайшнава-Пуранах - смотрите, например, перечисление Аватар в самой первой Главе "Шри Гаруда-Пураны" [ссылка на скан], а вторую точку зрения (Ананта-Шеша-Аватара) мы находим в Панчаратра-Самхитах - например, в "Шри Ишвара-Самхите" и "Шри Брихад-Брахма-Самхите", смотрите следующую прекрасную статью с объяснениями и праманами - https://sriranganatha.tripod.com/ramanuja.html.
В Кали-Югу Бхагаван Шри Нараяна в нашем мире не появляется даже на уровне Аватар, так как Он является "Три-Югой" (Господь, который появляется только в первые 3 Юги). Тем не менее, по просьбе Бхагавана Шри Нараяны, в Кали-Югу в нашем мире появляется Ананта-Шеша, но только ровно на 200 лет:
1. Первый раз как Шри Рамануджа-Ачарья, проповедуя ровно 120 лет. Годы явления/ухода Шри Рамануджа-Ачарьи: 1017–1137.
2. Второй раз как Шри Варавара-Муни, проповедуя ровно 80 лет. Годы явления/ухода Шри Варавара-Муни: 1370–1450.
Шри Варавара-Муни также известен как maNavALa mAmunigaL, смотрите полную биографию на одном из сайтов Шри Рамануджа-Сампрадаи - https://guruparamparai.wordpress.com/2012/09/23/azhagiya-manavala-mamunigal/