В книге "A Study of Vaikhanasa Iconography" by Dr. K.K.C. Lakshmi Narasimhan блестяще написана глава о Балараме (Балабхадре) и Кришне - смотрите цитату-пример ниже (также на box, plurk):
Изложу часть идей на русском, в тезисах [далее в квадратных скобках указаны ссылки на шлоки в Вайкханаса-Шастрах]:
01. Из всех Аватар Бхагавана Шри Вишну именно Баларама и Кришна наиболее мощны в поддержании Дхармы ["Khilādhikāra", Maharṣi Bhṛgu, 19.135b - данную книгу также иногда называют "Бхригу-Самхита"].
02. Поклонение Балараме и Кришне дарует все блага в этом мире, а также приводит к Шри Вишну-Саюджья-Мукти после смерти ["Khilādhikāra", Maharṣi Bhṛgu, 19.138].
03. Атри-Риши пишет, что ритуалы для Баларамы и, в частности, ритуал "пратиштха", должны соответствовать тем ритуалам, которые используются в служении Бхагавану Шри Вишну ["Samūrtārcanādhikaraṇa", 60.60]. Подобное соответствие указывает на то, что Баларама является именно Аватарой Бхагавана Шри Вишну.
K.K.C. Lakshmi Narasimhan здесь отмечает, что в Южной Индии популярна концепция о Балараме как об Аватаре Ананта-Шеши, но невзирая на это, Вайкханаса, происходящая тоже из Южной Индии, подчёркивает концепцию "Баларама - это Аватара Бхагавана Шри Вишну".
04. В Вайкханасе существует 2 вида Баларама-Мурти: саюдха (т.е. с оружиями) и нираюдха (т.е. без оружий) - по сути, воинственное и мирное проявление.
Саюдха-Балараме поклоняются либо в паре с Шри Ревати-Деви, либо в паре с Шри Рохини-Деви.
А Нираюдха-Балараме поклоняются только в паре с Шри Ревати-Деви - вот что пишет K.K.C. Lakshmi Narasimhan:
"Revati, having the complexion of añjana or blue-lily, is depicted seated along with Him on His right. She is in sukhāsana posture, throwing Her right leg down and folding and placing the left one on the seat. Her left hand holds a lotus whereas Her right one is placed on Her waist. On the other hand, the arms may be vice-versa. The image of Revati must probably be in adhyardhākṣa or sācikṛta mode of disposition, slightly glancing at the image of Balarāma. Kṛṣṇa may accompany Him on the same seat".
05. Далее K.K.C. Narasimhan буквально одним предложением разбивает мифы о кшатрийско-алкогольных подвигах Баларамы:
"The image of Balarāma depicted with madhu-caṣaka (wine-cup) found in North India right from earlier period is not found in South India either in temples or in caves exactly meant for worship".
Перевод: "Изображения/Мурти Баларамы с мадху-чашакой [madhu-caṣaka - винная чашка], которые находят в Северной Индии с ранних времён, в Южной Индии не встречаются ни в храмах, ни в пещерах (пещерах, предназначенных/оборудованных для поклонения)".
06. И далее K.K.C. Lakshmi Narasimhan также очень интересно рассказывает о брахманической пещере - смотрите скриншот из издания ниже (также на box, plurk):