Продолжение серии, посвященной "252 Вайшнава-Вартам" Шри Валлабха-Сампрадаи: предыдущий пост с историей о Гуджарати-брахмане можно найти здесь, а рубрикатор всех постов серии находится на blogspot и wordpress.
∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭
Я прокомментирую историю о сари Шри Радхики перед началом повествования, дабы у читателей не возник когнитивный диссонанс в том моменте истории, когда Шьямабала произносит фразу: "Кришна постоянно видит меня голой".
Рамабала и Шьямабала из этой истории являются служанками Шри Чандравали-Гопи на Голоке, но конкретно в этой истории они играют роль мужа и жены - именно играют, как на театральной сцене. И когда Шьямабала далее по тексту произносит фразу "Кришна постоянно видит меня голой", то она, естественно, говорит о Лилах на Голоке, а НЕ о том, что Шри Кришна якобы приходит в дома материального мира Индии для того, чтобы смотреть на голые тела чужих жён.
Здесь также возникает закономерный вопрос: "А что Шри Кришна водит служанок Шри Чандравали к Себе в спальню для того, чтобы созерцать их голыми и заниматься с ними любовью?". Естественно, водит, созерцает и занимается - это же Кришновский, а Он не может жить иначе!
Напомню, что с Божественной точки зрения абсолютно все Гопи являются экспансиями/амшами Шри Радхики, созданными Самой Шри Радхикой для Ананды Шри Кришны. Так что ничего зазорного в забавах Шри Кришны с молоденькими служанками нет, так как все служанки - это Шри Радхарани, просто в разных обличьях. В "Шри Радха-Стотре" из "Брахма-Вайварта-Пураны" говорится:
कृष्णप्रिया च गोलोके तुलसीकानने तु या। चम्पावती कृष्णसङ्गे क्रीडा चम्पककानने।॥५५.५१॥
चन्द्रावली चन्द्रवने शतशृङ्गे सतीति च। विरजादर्पहन्त्री च विरजातटकानने॥५५.५२॥
kṛṣṇapriyā ca goloke tulasīkānane tu yā। campāvatī kṛṣṇasaṅge krīḍā campakakānane।॥55.51॥
candrāvalī candravane śataśṛṅge satīti ca। virajādarpahantrī ca virajātaṭakānane॥55.52॥
Брахма-Вайварта, Пракрити-Кханда, 55.51-52: "О Шри Радха, Возлюбленная Шри Кришны, Ты известна как Шри Туласи на Голоке и как Шри Чандравали в Чандраване".
А в самом начале "Брахма-Вайварта-Пураны", в Главе о Голоке, рассказывается о том, что все Гопи (не только Главные Гопи, а абсолютно все Гопи, включая служанок) были явлены на Голоке Шри Радхикой из Её Собственного Тела: आविर्बभूव रूपेण वेशेनैव च तत्समः - āvirbabhūva rūpeṇa veśenaiva ca tatsamaḥ (Брахма-Вайварта, Брахма-Кханда, 5.40).
∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭
01. Рамабала и Шьямабала: служение божеству Шри Радха-Кришны и бхактам.
В этой истории рассказывается о супружеской паре саттвика-бхактов. На Голоке, в Шри Кришна-Лиле, супруга зовут Рамабала, а супругу - Шьямабала: они являются служанками/помощницами Шри Чандравали-Гопи.
В этом мире они родились в Гуджарате, в кланах кшатриев. Однажды Рамабала и Шьямабала отправились на даршан Шри Гусайнджи, который решил посетить их город, и так как они были божественными дживами, то они сразу же узнали в нём Шри Чандравали-Гопи. [прим. переводчика: Шри Гусайнджи - младший сын Шри Валлабха-Ачарьи, на Голоке Шри Гусайнджи является Шри Чандравали-Гопи].
Шри Гусайнджи подарил супругам божество Шри Радха-Кришны, а также обучил их тонкостям служения. Главным наставлением Шри Гусайнджи было следующее: "Поклоняйтесь божеству Шри Радха-Кришны в бхаве нежной привязанности, а также служите другим бхактам".
02. Отказ от нового сари ради угощения бхактов.
Супружеская пара идеально следовала Шри Радха-Кришна-Бхакти. Жена занималась готовкой прасада для Божеств, а муж очень любил заниматься украшениями Божественной Пары. Супружеская пара также часто кормила прасадом других вайшнавов, не забывая наставление Шри Гусайнджи о служении другим бхактам.
Пара была небогатой - муж, несмотря на рождение среди кшатриев, выбрал стезю лесоруба. Каждый день он экономил по одной монетке - именно на эти монетки супруге однажды купили невероятно красивое сари. И сразу же случилось так, что на следующий день в гости к супругам неожиданно пришли 8 бхактов.
Муж сказал: "Для того, чтобы достойно угостить этих бхактов, нам придётся срочно продать твоё новое сари".
Супруга согласилась, муж быстро сбегал на рынок, продал сари и вернулся с пакетами изысканных явств. Супруга стала готовить различные блюда, но продажа единственного сари оставила её практически голой.
Тем временем, 8 гостей стали задавать супругу вопросы: "А где хозяйка дома? Она не заболела? С ней всё в порядке? Почему на стол приносят очень вкусные блюда, но сама она не выходит к столу?".
Супруг ответил: "Просто у неё очень стеснительный характер".
Бхакты ответили: "Очень невежливо с нашей стороны будет съесть все эти изысканные блюда без неё. Пожалуйста, пригласи её".
Супруг в панике забежал на кухню и сказал: "Бхакты отказываются есть без тебя".
Супруга ответила: "Нет разницы между Господом Шри Кришной и Его бхактами. Кришна постоянно видит меня голой. Я выйду к ним, отбросив всякий стыд".
03. Шри Радхика спешит на помощь Своим бхактам.
В этот момент, на Голоке, Шри Радхика быстро вскочила, побежала за сари из Своего гардероба и сказала служанкам, что покидает Голоку.
"Что случилось?" - спросил Шри Радхику Кришна.
"Я собираюсь защитить честь и достоинство наших бхактов" - ответила Шри Радхика.
Господь Шри Кришна спешно покинул Голоку вместе с Шри Радхой и буквально через секунду Радхарани с Кришной оказались посреди кухни Своих бхактов.
Шри Радхика вручила жене лесоруба новое сари, а Господь Шри Кришна отдал супруге лесоруба Свою любимую жёлтую накидку. После этого жена лесоруба, наряженная в божественные одеяния, вышла к гостям-бхактам.
Комментарий Шри Харирайяджи - одного из ключевых Ачарьев Шри Валлабха-Сампрадаи:
"Эта история учит нас правильному, духовному, без тени мирских омрачений, отношению к другим бхактам. Важно не проводить различий между Шри Кришной и бхактами, так как в каждом бхакте Шри Кришна живёт лично.
Шри Радхика и Шри Кришна также никогда не позволяют Своим бхактам попадать в постыдные истории, нарушающие Дхарму, - это ещё одна важнейшая мораль данной истории.
Когда бхакты просты, честны, искренни и правдивы в отношениях с Шри Радхикой и Шри Кришной, Божественная Пара отвечает тем же, поддерживая Дхарму и репутацию Своих бхактов".
∭⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊶⊷⊷⊷⊶⊷⊶⊷∭
ССЫЛКИ НА СКАНЫ: Данная серия постов основана на 3-томном английском издании Шьям Даса - "252 Vaishnavas" by Shri Gokulnathji with Shri Harirayji's commentary, Shyamdas/Tulsidasi, Pratham Peeth Publication, 2002-2006, сканы можно скачать в моих облачных дисках: dropbox, googledrive, teknik, files-fm (рассказанная выше история о сари Шри Радхики содержится в Томе 2, со стр. 49).