вторник, 17 июля 2018 г.

"ДУХОВНЫЙ ПАСПОРТ" - Серия 2 - ТриЮга и Кали-Юга, Вайшнава-Дхарма Швета-Вараха-Кальпы и разрушающие все сомнения предсказания из "Шри Вишну-Дхармоттара-Пураны"...

В 1-ой части данной статьи (#часть01) мы показали, что в Шри Рамануджа-Сампрадае и Шри Мадхва-Сампрадае с огромнейшим уважением относятся к Шримати Дурге-Деви, так как Шри Дурга (Шри ВишнуМайя) неотлична от Шримати МахаЛакшми-Деви (и Бхагавана Шри Вишну), является Кула-Деватом Шримати Рукмини-Деви, Защитницей Гопик и Гопала-Мантр, а также теснейшим образом связана с Шри Сударшана-Чакра-Видьей. 

Первая часть статьи прошла под знаменем Шактизма, а 2-ая, 3-я и 4-ая части пройдут под знаменем с символом Шри Гаруды, так как мы будем говорить об ортодоксальном Вайшнавизме (Шри Рамануджа-Сампрадая и Шри Мадхва-Сампрадая). 

Мы живем в уникальную Кальпу, которая называется
Швета-Вараха-Кальпа, т.е. "Кальпа Белого Варахи", поэтому, предложив поклоны Бхагавану Шри Варахе, обратимся к классическому Праману как раз из "Шри Вараха-Пураны" (66.12-13), из Главы, полностью посвященной Шри ПанчаРатре. 

В данной Главе Бхагаван Шри МахаНараяна произносит следующие слова:

ब्राह्मणक्षत्रियविशां पञ्चरात्रं विधीयते शूद्रादीनान्तु....
brAhmaNakShatriyavishAM pa~ncharAtraM vidhIyate shUdrAdInAntu....

"В Кали-Югу брахманы, кшатрии и вайшьи должны поклоняться Мне (Бхагавану Шри МахаНараяне) в соответствии с Шри ПанчаРатрой. Шудры, падшие и прочие могут петь Мои Имена и посещать Мои Храмы, но не более того, так как шудрам и падшим запрещено поклоняться Мне по Канонам Шри ПанчаРатры". ["Шри Вараха-Пурана", 66.12-13]

В этой же Главе Бхагаван Шри Вишну говорит, что पञ्चरात्रं मे शास्त्रं परमदुर्लभम् - pa~ncharAtraM me shAstraM paramadurlabham - "Следование Шри ПанчаРатра-Шастрам является очень редким", но Праман о редкости мы пока отложим для того, чтобы вспомнить о нём позже, при рассмотрении Прамана о редкости понимания Шри Мадхва-Шастр в Кали-Югу. 

"Шри Вараха-Пурана", Глава 66
цитата из издания на Санскрите (Chaukhamba Amarabharati Prakashan),
Varanasi, 1982
Вышеуказанный Праман о Шри ПанчаРатре в Кали-Югу из "Шри Вараха-Пураны" также прекрасен тем, что носит глобально-универсальный характер, так как из-за того, что в предшествующем ему Стихе 66.5 говорится 

परं देवं कृष्णं नारायणं प्रभुम्
paraM devaM kRRiShNaM nArAyaNaM prabhum 

данный стих можно трактовать как произнесенный Бхагаваном Шри МахаНараяной, так и Бхагаваном Шри Кришной! 

На примере данного Прамана из "Шри Вараха-Пураны" мы видим, что в Кали-Югу в рамках Вайшнавизма существуют две Юга-Дхармы: Арча-Дхарма и Нама-Дхарма, ниже - небольшая схема, которую также можно найти на flickr, dropbox, gett  

  
1. Арча-Дхарма или ПанчаРатра-Дхарма, т.е. поклонение Божествам. 

В строгом смысле данную Дхарму представляют только такие старейшие и ортодоксальные Сампрадаи как Шри Рамануджа-Сампрадая и Шри Мадхва-Сампрадая, так как ключевые центры данных Сампрадай (108 Дивья-Деш Шри Рамануджа-Сампрадаи и Удупи-Кришна Шри Мадхва-Сампрадаи) - это как раз оплоты Шри ПанчаРатры и Арча-Сиддханты. 

И особенно Шри Рамануджа-Сампрадая, так как Арча-Сиддханта, типичная для Двапара-Юги, - это отличительная черта прежде всего Шри Рамануджа-Сампрадаи. 

2. Нама-Дхарма (повторение Имён Бхагавана Шри Вишну). Данную Дхарму также представляют Шри Рамануджа-Сампрадая и Шри Мадхва-Сампрадая, а также остальные Вайшнава-Сампрадаи. 
Арча-Дхарма (ПанчаРатра-Дхарма) и Нама-Дхарма отнюдь не оторваны друг от друга. 
По сути Шри Рамануджа-Сампрадая и Шри Мадхва-Сампрадая являются строгими Арча-Сампрадаями, но в Грантхах Шри Альваров (Шри Рамануджа-Сампрадая) можно встретить много стихов о Величии Имён Бхагавана Шри Вишну, т.е. о Величии Нама-Дхармы. 

Шри Тондарадипподи-Альвар пишет в "Шри Тирумалай", Стих 2: "О Бхагаван Шри Ачьюта (Шри Вишну)! Блаженство от вкушения сладости Твоих Имён затмевает даже блаженство Мокши на Шри Вайкунтхе!". 
А в Стихе 4 "Шри Тирумалай" Шри Тондарадипподи-Альвар с горечью отмечает, что: "Увы, даже зная историю грешника Кшатрабандху, который получил Мокшу на Шри Вайкунтхе, лишь благодаря повторению трёх слогов "ГО-ВИ-НДА", люди не желают даже на мгновение вспомнить о Бхагаване Шри Вишну и сражаются друг с другом за право поглубже увязнуть в сансаре". 
Если говорить о Шри МадхвАчарье, то Шри Мадхва-Сампрадая стала широко известна благодаря "движению Харидасов" (Шри АкшобхьяТиртха-Ачарья, Шри НараХариТиртха-Ачарья, Шри ДжаяТиртха-Ачарья, Шри Пурандара-Даса-Ачарья и другие). 

Харидаса-Ачарьи традиционно прилагали титанические усилия для того, чтобы с помощью гимнов на языке Каннада, музыки и упрощенной Нама-Дхармы сделать высокоинтеллектуальную брахманическую Шри Мадхва-Сиддханту более понятной для простого народа.

По этой причине в качестве отправной точки разберем ТриЮга-Праман как раз из более близкой к народу Нама-Дхармы. Как мы увидим дальше, именно данный "народный" Праман приведет нас к брахманическо-интеллектуальной Арча-Дхарме.  

ТриЮга-Праман и "Шри Вишну-СахасраНам" ("1000 Имён Бхагавана Шри Вишну") из "Шри Падма-Пураны"/"Шри Нарада-ПанчаРатры".

Итак, частично Юга-Дхарма Кали-Юги - это повторение Имён Бхагавана Шри Вишну (Нама-Дхарма), поэтому в данную Кали-Югу мы благословлены аж 4 версиями "Шри Вишну-СахасраНама", которые можно найти в 1. "Шри Падма-Пуране" 2. "Шри Гаруда-Пуране" 3. "Шри Нарада-ПанчаРатре" и 4. "Шри МахаБхарате" и...

Которые, увы, никто толком не повторяет - всё, как предсказал Шри Тондарадипподи-Альвар в вышепроцитированном Стихе 4 из "Шри Тирумалай"!

ТриЮга-цепочка - звено 01 - "Шри Падма-Пурана".

Версии "Шри Вишну-СахасраНама" из "Шри Падма-Пураны" и "Шри Нарада-ПанчаРатры" содержат знаменитый Праман о том, что:

सहस्रनामा त्रियुगश्चतुमूर्तिश्चतुर्भुजः
sahasranAmA triyugashchatumUrtishchaturbhujaH

"Бхагаван Шри Вишну является ТриЮгой, т.е. приходит только в Сатья, Трета и Двапара-Югу, но не приходит в Кали-Югу". ["Шри Падма-Пурана", Уттара-Кханда, 71.170]

Данный Праман ни в коем случае нельзя толковать отдельно, так как он является первым звеном в логической цепочке Праманов: следом за ним всегда последовательно идут Праманы из "Шримад-Бхагаватам", "Шри Вишну-Дхармоттара-Пураны" и "Шри Вишну-Пураны". Рассмотрим оставшиеся Праманы. 

ТриЮга-цепочка - звено 02 - "Шри Бхагавата-Пурана" ("Шримад-Бхагаватам").

Итак, Бхагаван Шри Вишну является ТриЮгой, т.е. не приходит в Кали-Югу, но в "Шримад-Бхагаватам", 7.9.38 говорится, что на самом деле "Будучи ТриЮгой, Бхагаван Шри Вишну всё-таки появляется на Земле в Кали-Югу в скрытой форме" - छन्नः कलौ यदभवस्त्रियुगो ऽथ स त्वम्ChannaH kalau yadabhavastriyugo .atha sa tvam 

Опять-таки, если рассмотреть только данное звено цепочки и звено № 01, то получается несколько детективная история, так как можно сломать голову, размышляя о том, что же подразумевается под словосочетанием छन्नः कलौ (ChannaH kalau - "скрытое Воплощение Бхагавана Шри Вишну в Кали-Югу") из "Шримад-Бхагаватам"???

ТриЮга-цепочка - звено 03 - "Шри Вишну-Дхармоттара-Пурана".

К счастью, у нас есть Ачарьи Шри Рамануджа-Сампрадаи, которые блистательно объясняют данный Праман из "Шримад-Бхагаватам" с помощью Праманов из "Шри Вишну-Дхармоттара-Пураны". Обратимся к этим красивейшим и редким Праманам!!!

В начале Кханды III "Шри Вишну-Дхармоттара-Пураны", а именно в Стихе 3.1.5 говорится:

विशेषेण कलौ काले कर्तव्यं देवतागृहम् । 
कृतत्रेताद्वापरेषु नराः पश्यन्ति देवताम् । । 
visheSheNa kalau kAle kartavyaM devatAgRRiham | 
kRRitatretAdvApareShu narAH pashyanti devatAm | | 

"В предыдущие Юги (Крита, Трета, Двапара) люди могли видеть Деватов лицом к лицу (лично), но в Кали-Югу Деваты проявляются лишь в Божествах (Мурти)". 

В 93-ей Главе также Кханды III "Шри Вишну-Дхармоттара-Пураны" (Стихи 3.93.2-6) данное предсказание-утверждение обсуждается уже более подробно:

प्रत्यक्षेणापि पश्यन्तस्त्रेताद्वापरयोर्जनाः । 
देवानां प्रतिमाः कृत्वा पूजयन्ति युथाविधि । । 
pratyakSheNApi pashyantastretAdvAparayorjanAH | 
devAnAM pratimAH kRRitvA pUjayanti yuthAvidhi | | 

"Несмотря на то, что в Трета-Югу и Двапара-Югу люди лично видели Деватов, поклонение в Храмах не было заброшено. Люди строили Мандиры и создавали Мурти для того, чтобы проводить пуджи в соответствии с предписаниями Шастр".***

***Примечание автора статьи (Vishnudut1926): В Крита-Югу (Сатья-Югу) на Земле постоянно присутствовал Бхагаван Шри Нараяна. 

В "Шри Вараха-Пуране", 10.15 говорится - स च नारायणो देवः कृते युगवरे प्रभुः sa cha nArAyaNo devaH kRRite yugavare prabhuH - "Бхагаван Шри Нараяна - это Дева Крита-Юги", а в "Шри Вараха-Пуране", 70.24 говорится कृते नारायणः शुद्ध सुक्ष्मरुप उपास्यतेkRRite nArAyaNaH shuddha sukShmarupa upAsyate - "В Крита-Югу Бхагавану Шри Нараяне поклоняются в наиболее Чистой, Изначальной Форме". 

В Трета-Югу на Земле присутствовал Бхагаван Шри Рама (и Шри ПарашуРама-Аватара), в Двапара-Югу - Шри Кришна-Аватара. Сопоставление Аватар Бхагавана Шри Нараяны и Юг является очень огромной темой, поэтому на данных лаконичных примечаниях я обрываю данную сноску. 

गृहे प्रतिष्ठा तत्रापि त्रेतायां तु प्रवर्तिता । 
द्वापरे चाप्यरण्येषु ऋषिभिस्तु ततः कृता । । 
gRRihe pratiShThA tatrApi tretAyAM tu pravartitA | 
dvApare chApyaraNyeShu RRiShibhistu tataH kRRitA | | 

"В Трета-Югу Мурти Деватов всегда устанавливались непосредственно в домах. В Двапара-Югу поклонение Мурти перешло в леса и стало привилегией Риши". 

कलौ प्रवृत्तः सर्वोऽयं प्रतिष्ठा करणे जनः । 
ज्ञानं परं कृतयुगे त्रेतायां च तपः परम् । । 
kalau pravRRittaH sarvo.ayaM pratiShThA karaNe janaH | 
j~nAnaM paraM kRRitayuge tretAyAM cha tapaH param | | 

"В Кали-Югу люди также очень активно устанавливают множество Божеств. Крита-Юга - это эпоха Гьяны, а Трета-Юга - это эпоха Тапаса (аскез)". 

द्वापरे तु तथा ज्ञेयं प्रतिष्ठा तु कलौ युगे । 
देवतावेश्मपूर्वाणि नगराणि कलौ युगे । । 
dvApare tu tathA j~neyaM pratiShThA tu kalau yuge | 
devatAveshmapUrvANi nagarANi kalau yuge | | 

"Двапара-Юга - это тоже эпоха Тапаса (аскез), но в Кали-Югу в городах всегда очень много различных Мандиров, посвященных различным Деватам".  

Итак, мы подошли к классическому Праману-предсказанию об Арча-Дхарме из "Шри Вишну-Дхармоттара-Пураны", который говорит о том, что в очень греховную Кали-Югу абсолютно все Деваты (а Бхагаван Шри Вишну напомню является "АдиДевой" и "ДеваДевой", т.е. Самым Главным и Изначальным Деватом - "ॐ आदिदेवाय नमः - OM AdidevAya namaH" - так говорится в "Шри Вишну-СахасраНаме") избегают личного появления на планете Земля, но при этом находятся в скрытой форме внутри Божеств (Мурти, Арча). 

В сущности, достаточно взглянуть на любой современный индийский город для того, чтобы понять насколько правдиво данное предсказание: в Индии различные Мандиры можно найти буквально на каждой улице. 

ТриЮга-цепочка - звено 04 - "Шри Вишну-Пурана". 

По идее, на третьем звене цепочки можно было бы остановиться, но Праманы из "Шри Вишну-Дхармоттара-Пураны" (а "Шри Вишну-Дхармоттара-Пурана", напомню, является приложением к классической "Шри Вишну-Пуране") неплохо было бы закрепить Праманами из ключевых Вайшнава-Пуран. 

Обратимся непосредственно к "Шри Вишну-Пуране". Когда наступает Кали-Юга? Как раз тогда, когда Шри Кришна (Амша Бхагавана Шри Вишну) покидает Землю, но перед обсуждением данной Сиддханты - небольшое лирическо-романтическое отступление! 

У Бхагавана Шри Вишну есть традиция - присваивать красивые номера Стихам о Шримати МахаЛакшми-Деви. 

Например, Стих 8.8.8 "Шримад-Бхагаватам" посвящен Шри Ади-Лакшми, а Cтихи 10.10.8, 10.80.10 и 10.88.8 посвящены Шримати ДханаЛакшми-Деви (Шримати АйшварьяЛакшми-Деви), что подчеркивает Сиддханту о том, что любая Вайшнава-Пурана - это прежде всего любовное посвящение Бхагавана Шри МахаНараяны Шримати МахаЛакшми-Деви.

Некоторым важным стихам "Шри Вишну-Пураны" также присвоены исключительные номера, поэтому в Стихе с говорящим номером 4.24.108 говорится о том, что:

यदैव भगवान्विष्णोरंशो यातो दिवं द्विज |
वसुदेवकुलोद्भूतस्तदैवात्रागतः कलिः | | 
yadaiva bhagavAn viShNor aMsho yAto divaM dvija |
vasudevakulodbhUtastadaivAtrAgataH kaliH | |

"Когда Шри Кришна-Аватара (которая является Амшей Бхагавана Шри Вишну) покинула Землю и вернулась на Шри Вайкунтху, наступила Кали-Юга". 

Стих 4.24.109 "Шри Вишну-Пураны" поэтически развивает данную тему - यावत्सपादपद्माभ्यां पस्पर्शेमां वसुंधराम् तावत्पुथ्वीपरिष्वङ्गे समर्थो नाभवत्कलिः  - yAvatsapAdapadmAbhyAM pasparshemAM vasuMdharAm tAvatputhvIpariShva~Nge samartho nAbhavatkaliH - "Скверна Кали не могла коснуться Земли лишь до тех пор, пока на ней находились Стопы Шри Кришна-Аватары". 

Итак, сомкнём все 4 вышеуказанных звена логической цепочки: 

Бхагаван Шри Вишну является "ТриЮгой", т.е. приходит на Землю только в такие Юги как Сатья, Трета и Двапара. В последний раз на Земле Бхагаван Шри Вишну был в Двапара-Югу в Образе одной из Своих Амш (Шри Кришна-Аватара), сразу после Его ухода наступила Кали-Юга, но в Кали-Югу Бхагаван Шри Вишну и прочие Деваты не появляются на Земле лично.

Вместо этого Они скрытно проявляют Себя в различных Божествах (Арча, Мурти) - так говорится в "Шри Вишну-Дхармоттара-Пуране". 

Небольшая логическая карта для наглядности, данную карту также можно найти на flickr, dropbox, gett 

Итак, в Кали-Югу Бхагаван Шри Вишну и все остальные Деваты скрыты в Мурти, таким образом мы пришли к классической Арча-Сиддханте Шри Рамануджа-Сампрадаи и Шри Мадхва-Сампрадаи!

Да, и справедливости ради нужно отметить, что иногда слово "channah" ("скрытый") из Стиха 7.9.38 "Шримад-Бхагаватам" некоторые Ачарьи толкуют как Стих, посвященный Будде (так как Будда никогда не раскрывает, что Он является Бхагаваном Шри Вишну) или как Стих, посвященный Бхагавану Шри Калки (так как Шри Калки-Аватара Бхагавана Шри Вишну скрытно появляется в самом-самом конце Кали-Юги для того, чтобы устроить внезапное нападение на греховный мир Кали). 

"Шри НараСимха-Пурана" прекрасно объединяет предсказание о Будде и Шри Калки в 2 лаконичных Стихах:

कलौ प्राप्ते यथा बुद्धो भवेन्नारायणः प्रभु: 
कल्किरुपं समास्थाय यथा म्लेच्छा निपातिताः  
kalau prApte yathA buddho bhavennArAyaNaH prabhu: 
kalkirupaM samAsthAya yathA mlechChA nipAtitAH  

"В Кали-Югу Бхагаван Шри Нараяна придёт как Будда и как Шри Калки, уничтожающий греховных млеччхов". ["Шри НараСимха-Пурана", 36.9-10]

Но нас Cиддханта о Будде и Шри Калки не очень интересует, так как вышеуказанная логическая цепочка о Господе Шри Вишну как ТриЮге была нужна нам для того, чтобы лучше понимать почему Ачарьи Шри Рамануджа-Сампрадаи и Ачарьи Шри Мадхва-Сампрадаи делают огромный акцент именно на Арча-Дхарме и поклонении Мурти. 

Одна из причин - это конечно же то, что в Кали-Югу Бхагаван Шри Вишну скрыт в Арче, но есть и более глубокие причины - мы обсудим их в третьей части данной статьи. 

Рубрикатор частей данной статьи можно найти здесь

Статья/подбор Праманов 
(а также сверка Праманов в изданиях 
на Санскрите-Хинди-английском)/
переводы с Санскрита/Хинди/английского
by Vishnudut1926, Москва, Июль 2018


Список процитированной литературы (+ ссылки на сканы):

1. "Шри Вараха-Пурана": а) Издание на Санскрите с моей разметкой по Главам (ссылка) + б) Английское издание Motilal Banasaridass (ссылка)

2. "Шри Тирумалай" Шри Тондарадипподи-Альвара - ссылка

3. "Шри Падма-Пурана" (Праман о ТриЮга-Вишну):

а) Английское издание Motilal Banasirdass (Праман о ТриЮга-Вишну находится на странице 2584, скана нет в моей библиотеке, ниже я прилагаю скриншот из издания, который также можно посмотреть на flickr, dropbox, gett)


б) Дополнительная сверка производилась по "Шри Вишну-СахасраНаму", который находится на авторитетном sanskritdocuments.org, там Праман от ТриЮга-Вишну также есть (стих 49) - https://sanskritdocuments.org/doc_vishhnu/viShNusahasranAmastotrapadmapurana.itx

4. "Шри Нарада-ПанчаРатра" (также Праман о ТриЮга-Вишну). 

а) Английское издание ИСККОН ("Sri Narada-Pancaratra" translated by Bhumipati Das), Том 2, стр. 218, Стих 58. Скриншот из издания ниже (также flickr, dropbox, gett), скан можно найти на archive.org (ссылка)


б) Дополнительная сверка с вариантом с sanskritdocuments.org, данный Праман там также есть, Стих 57 - https://sanskritdocuments.org/doc_vishhnu/viShNusahasranAmastotranAradapancharAtra.itx

5. "Шри Вишну-Дхармоттара-Пурана" (Праманы, объясняющие скрытое проявление Господа Шри Вишну в Кали-Югу и Арча-Сиддханту). 

А) Блестящее издание на Санскрите "Visnudharmottara-Purana", Third Khanda, Dr. (Miss) Priyabala Shah, Oriental Institute, Baroda 1958 -https://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.408424

Скриншот Прамана 3.1.5 на Санскрите (также - flickr, dropbox, gett):


Скриншот Главы 93 (также - flickr, dropbox, gett):


Б) И такой же блестящий английский перевод - "Shri VishnuDharmottara - a text on ancient indian arts", Dr. Priyabala Shah, Krishna Printery

Скриншот основного Прамана на английском (также - flickr, dropbox, gett):

6. "Шри Вишну-Пурана". 

а) Как всегда блестящее Хинди-Санскрит издание Шраддхи Шуклы:

б) Все дополнительные сверки с Санскрит-версией от GRETIL - http://gretil.sub.uni-goettingen.de/gretil/1_sanskr/3_purana/visnup_u.htm


8. "Шри Бхагавата-Пурана" ("Шримад-Бхагаватам") в различных изданиях - #Motilal Banasirdass in English  #Gita Press in English  #Hindi-Sanskrit