четверг, 19 июля 2018 г.

"ДУХОВНЫЙ ПАСПОРТ" - Серия 3 - Сбылись ли предсказания "Шримад-Бхагаватам" о Шри Рамануджа-Сампрадае и Шри Мадхва-Сампрадае?


ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ СТАТЬИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ДУХОВНЫМ ПАСПОРТАМ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ШАКТИ И ВАЙШНАВА-САМПРАДАЙ (СМОТРИТЕ РУБРИКАТОР ЧАСТЕЙ #ЗДЕСЬ).

Напомню, что в предыдущей части (#2-ая часть) мы подробно рассмотрели редкие предсказания-Праманы из "Шри Вишну-Дхармоттара-Пураны", которые объясняют, что в предыдущие Юги люди без всяких проблем могли лично видеть Девов (и Бхагавана Шри Вишну как Ади-Дева, в частности). 

Благодаря данным Праманам мы также узнали о том, что
в Кали-Югу Бхагаван Шри Вишну вообще не приходит на Землю лично из-за тотальной греховности эпохи, но при этом скрытно проявляется лишь в Божествах (Арча, Мурти). 

Это классическая Арча-Сиддханта Шри Рамануджа-Сампрадаи и Шри Мадхва-Сампрадаи, также известная как ПанчаРатрика-Сиддханта, потому что там, где есть служение Божествам (Арча), всегда есть и Ортодоксальная Шри ПанчаРатра, т.е. Вайшнавские Тантры/Агамы/Самхиты, которые одновременно являются философскими компендиумами Вайшнава-Сиддханты и руководствами по служению Божествам - например, "Шри Лакшми-Тантра", "Шри Ишвара-Самхита", "Шри Парама-Самхита", Канон Шри Вайкханаса-Агам и многие другие. 

Итак, у нас есть красивейшие Праманы, посвященные Арча-Сиддханте, но главная тема статьи - это духовные паспорта ортодоксальных Вайшнава-Сампрадай, поэтому теперь нам нужны Праманы, в которых прямым текстом говорится о появлении Шри Рамануджа-Сампрадаи и Шри Мадхва-Сампрадаи в данную Кали-Югу.  

Подобные Праманы есть в "Шри Бхагавата-Пуране" ("Шримад-Бхагаватам"), "Шри Гаруда-Пуране", "Шри Сканда-Пуране" и "Шри Ишвара-Самхите", но мы поплывём к данным Праманам издалека, так как сначала нам нужно поговорить о Любви Бхагавана Шри Вишну, географии и.......как ни странно, об отклонениях от Шри Вайшнава-Дхармы, т.е. об асурическом бхакти!

Обсудим данные темы вкратце, так как без их обсуждения будет слабо понятен ход не только моей мысли, но и ход Мыслей Бхагавана Шри Нараяны, ведь именно Бхагаван Шри Нараяна является Составителем всех Вед и Пуран. 

Как поэтически говорит Шри Брахма в одной из своих молитв: ॐ नमो वेदनिधये शास्त्राणां निधये नमः - OM namo vedanidhaye shAstrANAM nidhaye namaH - "Я поклоняюсь Бхагавану Шри Нараяне, Который является Сокровищницей Вед и Вайшнава-Шастр". [Шри НараСимха-Пурана", 37.13]

1. Огромнейшая Любовь Бхагавана Шри Нараяны к 2 старейшим ортодоксальным Вайшнава-Сампрадаям.

Не секрет, что из всех Вайшнава-Сампрадай Бхагаван Шри Вишну с огромнейшей любовью относится лишь к 2 старейшим и изначальным Сампрадаям - Шри Рамануджа-Сампрадае и Шри Мадхва-Сампрадае.  

Шри Рамануджа-Сампрадая, также известная как "ШРИ Сампрадая", уникальна по той причине, что принадлежит Лично Шримати МахаЛакшми-Деви, поэтому Бхагаван Шри Вишну любит Шри Рамануджа-Сампрадаю не меньше, чем Саму Шримати МахаЛакшми-Деви. 

Как блестяще отмечается в "Шри Вишну-Дхармоттара-Пуране" - в Главе об установлении Арчи (Мурти) Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагавана Шри Вишну:

लक्ष्मीः स्थिता सा कमले तु यस्मिस्तां केशवं विद्धि महानुभाव 
विना कृता सा मधुसूदनेन क्षणं न संतिष्ठति लोकमाता । । ८२.१५ । । 
lakShmIH sthitA sA kamale tu yasmistAM keshavaM viddhi mahAnubhAva 
vinA kRRitA sA madhusUdanena kShaNaM na saMtiShThati lokamAtA | | 82.15 | |

"Бхагаван Шри Мадхуcудана (Шри Вишну) не может прожить без Шримати МахаЛакшми-Деви даже одно мгновение! По этой причине Бхагаван Шри Кешава (Шри Вишну) даже принимает форму огромного лотоса, на котором стоит Шримати МахаЛакшми-Деви!" ["Шри Вишну-Дхармоттара-Пурана", 82.15] 

Вторая старейшая ортодоксальная Вайшнава-Сампрадая, а именно Шри Мадхва-Сампрадая, известна своей приверженностью философии Двайты и ортодоксальной Шри ПанчаРатре (Шри Удупи-Кришна и система Матхов в Карнатаке), что также вызывает бурю любовных эмоций в Сердце Бхагавана Шри Нараяны. 

На уровне Пуран и вообще всех Вайшнава-Шастр подобная Любовь отражена в том, что Бхагаван Шри Нараяна посвящает огромные отрывки именно 2 Своим самым любимым Сампрадаям - смотрите, например, всю Мокша-Кханду "Шри Гаруда-Пураны". 

В предыдущей части статьи мы уже рассматривали классические примеры из "Шримад-Бхагаватам" и вспоминали стихи с самыми красивыми номерами, которые посвящены Шри Ади-Лакшми-Деви и Шри Дхана-Лакшми-Деви: "Шримад-Бхагаватам" 8.8.8, 10.10.8, 10.80.10 и 10.88.8.

2. География Явления Божеств Бхагавана Шри Вишну в Кали-Югу.

Турист-миллиардер никогда не станет жить в хостеле с люмпенами или рядом с мусорным полигоном - точно таким же образом Бхагаван Шри Вишну традиционно выбирает для Явления лишь очень саттвичные и чистые "райские уголки", в которых ярко выражено присутствие Шримати МахаЛакшми-Деви. 

В данную Кали-Югу - это Индия, а именно такие индийские штаты как ТамилНаду (Шри Рамануджа-Сампрадая) и Карнатака (Шри Мадхва-Сампрадая) - далее мы обсудим данную Сиддханту на примерах из Мокша-Кханды "Шри Гаруда-Пураны", "Шри ВенкатаЧхала-Махатмьи" из "Шри Сканда-Пураны" и 11-ой Песни "Шри Бхагавата-Пураны", но перед этим обратимся к классическим Вайшнавским Праманам, говорящим об общей чистоте Шри Вишну-Арчаны. 

Шримати МахаЛакшми-Деви говорит в "Шри Саубхагья-Лакшми-Тантре", 1.7 - त्यागः सत्यञ्च शौचञ्च त्रयमिति महागुणाः  - tyAgaH satya~ncha shaucha~ncha trayamiti mahAguNAH - "Я буду жить только там, где есть 3 МахаГуны: Тьяга (Отречение), Сатья (Правдивость) и Шауча (Саттва, Чистота)". 

В "Шри Вараха-Пуране", 124.3 Бхагаван Шри Вараха говорит: विधि कृत्वा सर्व भागवतः शुचिः - vidhi kRRitvA sarva bhAgavataH shuchiH - "Человек, поклоняющийся Бхагавану Шри МахаНараяне, должен соблюдать стандарты чистоты, которые обозначены в Бхагавата-Шастрах (Шри ПанчаРатре)". 

В "Шри Вараха-Пуране", 181.14 Бхагаван Шри Вараха особенно подчеркивает शुद्धो भागवतः शुचिः - shuddho bhAgavataH shuchiH - "Чистота и еще раз чистота в поклонении Бхагавану Шри МахаНараяне". 

В "Шри Вишну-СахасраНаме" говорится वासुदेवाश्रयो मर्त्यो वासुदेवपरायणः सर्वपापविशुद्धात्मा - vAsudevAshrayo martyo vAsudevaparAyaNaH sarvapApavishuddhAtmA - "Тот, кто принял Прибежище (Ашраю) и Прапатти у Бхагавана Шри Васудевы, очищается от абсолютно всех грехов". 

Различные грязные места - это всегда тамас, поэтому преты (тамасичные привидения) говорят в "Шри Гаруда-Пуране", 2.22.56 - गृहाणि चाप्यशौचानि प्रकीर्णोपस्कराणि च मलिनानि प्रसूतानि प्रेता भुञ्जन्ति तत्र वै  - gRRihANi chApyashauchAni prakIrNopaskarANi cha malinAni prasUtAni pretA bhu~njanti tatra vai - "Мы всегда едим, пьём и резвимся только в тех домах, в которых люди никогда не убираются и постоянно раскидывают мусор. Мы также вселяемся в различных грязных существ". 

3. Асурическое поклонение.

Мы вспомнили о претах (тамасичных призраках), поэтому заодно обсудим тему тамасичного, асурического поклонения Бхагавану Шри Нараяне, так как вся Шри ПанчаРатра направлена как раз на уничтожение и искоренение подобного грязного поклонения.  

В Вайшнава-Пуранах и Вайшнава-Агамах содержится очень много строгих правил, касающихся поклонения Бхагавану Шри Нараяне, поэтому зачастую у людей, склонных к некоей простоте/широте души возникают вопросы из серии:
"Не проще ли просто полюбить Бхагавана Шри Нараяну всем сердцем, без правил и предписаний, вне религии, вне Сампрадаи? Просто возлюбить Бога и поклоняться Шри Вишну так, как можешь, следуя пути своего сердца, ведь в Пуранах иногда говорится о простом Бхакти!". 
На этот вопрос прекрасно отвечает ОМ ВишнуПад Шри Веданта Десика МахАчарья (Основатель Северной Ветви Шри Рамануджа-Сампрадаи) в "Шри Рахасья-Ратнавали-Хридаям", Сутре 20, которая называется "Служение, не одобренное Шри Вайшнава-Шастрами и Шри Вайшнава-Гуру, является асурическим (демоническим)". Заинтересованный читатель может найти полный перевод данной Сутры по следующим ссылкам: #ссылка1 #ссылка2

Я в свою очередь дополню Слова ОМ ВишнуПад Шри Веданта Десики МахАчарьи прекрасной цитатой из "Шри Нарада-Пураны". Как раз в Главе о трёх видах Бхакти (тамасика, т.е. асурическое, а также раджасика и саттвика) Шри Ямараджа специально отмечает, что:

यः स्वधर्मं परित्यज्य भक्तिमात्रेण जीवति |
न तस्य तुष्यते विष्णुराचारेणैव तुष्यते | |
yaH svadharmaM parityajya bhaktimAtreNa jIvati |
na tasya tuShyate viShNurAchAreNaiva tuShyate | |

"Если бхакта оставляет свадхарму под предлогом чистого Бхакти, то подобный поступок не вызывает удовольствия у Бхагавана Шри Вишну. Бхагаван Шри Вишну доволен лишь Ачаром (правильным следованием Шри Вишну-Шастрам и свадхарме)". ["Шри Нарада-Пурана", 1.15.153] 

А в Стихе 1.15.154 "Шри Нарада-Пураны" Шри Ямараджа упоминает непосредственно Вайшнава-Агамы (то есть "Шри ПанчаРатру"):

सर्वागमानामाचारः प्रथमं परिकल्पते |
आचारप्रभवो धर्मो धर्मस्य प्रभुरच्युतः | |
sarvAgamAnAmAchAraH prathamaM parikalpate |
AchAraprabhavo dharmo dharmasya prabhurachyutaH | |

"Все Вайшнава-Агамы в первую очередь прославляют Ачар! Из Ачара рождается вся Вайшнава-Дхарма, Повелителем которой является Господь Шри Ачьюта (Бхагаван Шри Вишну)!". ["Шри Нарада-Пурана", 1.15.154] 

Соответственно, нужен Ачар (आचार - AcAra - это строгое следование обычаям и указаниям), нужны Вайшнава-Агамы ("Шри ПанчаРатра"), нужны строгие Видхи (предписания) - в противном случае, даже самое чистое Бхакти будет вызывать лишь Гнев Бхагавана Шри Нараяны!

По этой причине Бхагаван Шри Кришна говорит в "Шримад-Бхагаватам", 11.20.11-12 - स्व-धर्म-स्थो ऽनघः शुचिः - sva-dharma-stho .anaghaH shuchiH - "На пути Бхакти очень важно придерживаться свадхармы, быть безгрешным и чистым" и отмечает, что स्वर्गिणो ऽप्य् एतम् इच्छन्ति लोकं - svargiNo .apy etam ichChanti lokaM - "Даже жители Сварги мечтают родиться на Земле для того, чтобы практиковать Гьяна-Бхакти". 

В контексте данной статьи для нас особенно важны слова Шри Кришны о жителях Сварги и их мечтах, потому что, рождаясь в Кали-Югу, важно родиться в правильном месте - желательно в ТамилНаду или Карнатаке - далее я объясню почему!

Рассматриваем классическое предсказание о Шри Рамануджа-Сампрадае и Шри Мадхва-Сампрадае из "Шримад-Бхагаватам".

Мы заговорили о Бхакти не просто так, а потому, что ОМ ВишнуПад Шри Рамануджа-Ачарья очертил 3 вида Бхакти в Своих Тиках к "Шри Бхагавад-Гите": ПараБхакти (Стих 11.54 "Шри Бхагавад-Гиты"), Пара-Гьяна-Бхакти (9.34) и Парама-Бхакти (4.9). 

Все эти виды Бхакти достигают апогея в Прапатти, которое включает абсолютно все виды Бхакти, но при этом не является Бхакти и свободно от различных недостатков Бхакти (смотрите данную статью о Прапатти либо по #ссылке1, либо по #ссылке2). 

Теперь возьмем вышеуказанный Стих "Шримад-Бхагаватам" 11.20.12 (о "мечтающих родиться в Кали-Югу жителях Сварги") и прибавим к нему ещё один стих также о "мечтающих родиться" - на этот раз это будет стих 11.5.38 "Шримад-Бхагаватам", который звучит следующим образом:

कृतादिषु प्रजा राजन् कलाव् इच्छन्ति सम्भवम्
कलौ खलु भविष्यन्ति नारायण-परायणाः
kRRitAdiShu prajA rAjan kalAv ichChanti sambhavam
kalau khalu bhaviShyanti nArAyaNa-parAyaNAH

"Жители таких Юг как Крита (Сатья), Трета и Двапара мечтают родиться на Земле в Кали-Югу, потому что в Кали-Югу на Земле будут рождаться Нараяна-Параяны (представители Шри Рамануджа-Сампрадаи, следующие путём Шри Нараяна-Прапатти)". ["Шримад-Бхагаватам", 11.5.38]

Теперь рассмотрим соседние Стихи (11.5.39-40), они очень важны, так как ясно очерчивают тот географический локус, в рамках которого будут рождаться Нараяна-параяны. 

कृतादिषु प्रजा राजन्कलाविच्छन्ति सम्भवम् कलौ खलु भविष्यन्ति नारायणपरायणाः
क्वचित्क्वचिन्महाराज द्रविडेषु च भूरिशः ताम्रपर्णी नदी यत्र कृतमाला पयस्विनी
कावेरी च महापुण्या प्रतीची च महानदी ये पिबन्ति जलं तासां मनुजा मनुजेश्वर
प्रायो भक्ता भगवति वासुदेवेऽमलाशयाः

kRRitAdiShu prajA rAjankalAvichChanti sambhavam
kalau khalu bhaviShyanti nArAyaNaparAyaNAH
kvachitkvachinmahArAja draviDeShu cha bhUrishaH
tAmraparNI nadI yatra kRRitamAlA payasvinI
kAverI cha mahApuNyA pratIchI cha mahAnadI
ye pibanti jalaM tAsAM manujA manujeshvara
prAyo bhaktA bhagavati vAsudeve.amalAshayAH

"Большинство подобных Нараяна-Параян будет рождаться в Дравидийских землях - там, где текут реки Тамрапарни (ТамилНаду), Критамала, Паясвини (Карнатака, Керала), Кавери (Карнатака, ТамилНаду) и Западная МахаНади (Андхра Прадеш). Люди, которые пьют воду из этих рек, становятся чистосердечными бхактами Бхагавана Шри Васудевы. Небольшая часть Нараяна-Параян также будет появляться в других географических районах". ["Шримад-Бхагаватам", 11.5.39-40]

Карта штатов Индии, в цветном круге -
 штаты распространения Ортодоксального Вайшнавизма
Данный стих географически очень сильно привязан к рекам, поэтому при переводе данного стиха в географическую плоскость (смотрите карту штатов Индии выше, а также на flickr, dropbox, gett), мы увидим, что все вышеупомянутые реки ограничены такими индийскими штатами как ТамилНаду, Карнатака, Керала и АндхраПрадеш - это как раз родные земли Шри Рамануджа-Сампрадаи (в большей степени - ТамилНаду) и Шри Мадхва-Сампрадаи (в большей степени - Карнатака, так как Удупи, который является сердцем Шри Мадхва-Сампрадаи, как раз находится в Карнатаке). 

Также обратите внимание на то, что данный стих говорит о Шри Васудеве - это явная отсылка к классическим идеям ортодоксальной Шри ПанчаРатры, которая рассказывает именно о поклонении Шри ПараВасудеве (Шри МахаНараяне) и "Шри Васудева-Махатмье" "Шри Сканда-Пураны" (а "Шри Васудева-Махатмья" непосредственно связана с "Шри ВенкатаЧхала-Махатмьей" также из "Шри Сканда-Пураны"!).

В сущности, вышеприведенные Стихи говорят сами за себя - это классическое предсказание, в котором подтверждается появление Шри Рамануджа-Сампрадаи и Шри Мадхва-Сампрадаи в Кали-Югу, но мы бросим еще более пристальный взгляд на цитируемую Главу "Шримад-Бхагаватам" для того, чтобы понять ход мыслей Бхагавана Шри Нараяны, Который, напомню, является Автором "Шримад-Бхагаватам". 

В качестве дополнительных маячков в данной Главе установлены: 

A) Стих 11.5.29, который также говорит о Шри Васудеве и Вьюхах (типичных концепциях Шри ПанчаРатры):

नमस् ते वासुदेवाय नमः सङ्कर्षणाय च प्रद्युम्नायानिरुद्धाय तुभ्यं भगवते नमः
नारायणाय ऋषये पुरुषाय महात्मने विश्वेश्वराय विश्वाय सर्व-भूतात्मने नमः
namas te vAsudevAya namaH sa~NkarShaNAya cha pradyumnAyAniruddhAya tubhyaM bhagavate namaH
nArAyaNAya RRiShaye puruShAya mahAtmane vishveshvarAya vishvAya sarva-bhUtAtmane namaH

Б) Стих 11.5.31, который прямо говорит о Вайшнава-Тантре, т.е. о Шри ПанчаРатре - नाना-तन्त्र-विधानेन - nAnA-tantra-vidhAnena - "В век Кали Бхагавану Шри Васудеве поклоняются в соответствии с Видхи (указаниями) различных Вайшнава-Тантр". 

Теперь обратимся к Стиху 11.5.41, он как раз является своеобразным завершающим аккордом в логической прогрессии и щедро украшен словами, типичными для Шри Рамануджа-Сиддханты - "кинкаро" ("слуга") и "шаранам" ("Прапатти, Шаранагати") целых 2 раза:

देवर्षिभूताप्तनृणां पितॄणां न किङ्करो नायमृणी च राजन्
सर्वात्मना यः शरणं शरण्यं गतो मुकुन्दं परिहृत्य कर्तम्
devarShibhUtAptanRRiNAM pitRRINAM na ki~Nkaro nAyamRRiNI cha rAjan
sarvAtmanA yaH sharaNaM sharaNyaM gato mukundaM parihRRitya kartam

"Осознав, что Бхагаван Шри Васудева является Сарва-Атманом, прапанна ищет прибежище ("шаранам шараньям") только у Бхагавана Шри Мукунды (Бхагавана Шри Вишну). Такой прапанна отбрасывает ложные дхармы, посвященные полубогам, риши, родственникам и т.п., так как подобный шаранагата является слугой ("кинкаро") лишь Бхагавана Шри Нараяны". ["Шримад-Бхагаватам", 11.5.41]

Сделаем краткую логическую сводку для того, чтобы лишний раз убедиться в том, что вышеприведенные Стихи "Шримад-Бхагаватам" говорят о Шри Рамануджа-Сампрадае и Шри Мадхва-Сампрадае. Таблица - ниже (смотрите также flickr, dropbox, gett):


Итак, мы скрупулезно разобрали классические Праманы из "Шримад-Бхагаватам", предсказывающие появление Шри Рамануджа-Сампрадаи и Шри Мадхва-Сампрадаи в данную Кали-Югу, и одновременно утвердительно ответили на вопрос из заголовка данной части статьи, так как даже при беглом взгляде на современный Шри Рангам (оплот Шри Рамануджа-Сампрадаи) и Шри Кришна-Матх в Удупи (оплот Шри Мадхва-Сампрадаи) становится ясно насколько точными оказались предсказания из "Шримад-Бхагаватам". 

"Шримад-Бхагаватам" ("Шри Бхагавата-Пурана") - прекрасная Вайшнава-Пурана, но в Ортодоксальных Вайшнава-Сампрадаях никогда не используют доказательства, базирующиеся лишь на Прамане из одной Пураны, так как стандартная методология доказательств обязательно должна строиться на продвинутой логической цепочке "несколько Вайшнава-Пуран + Шри ПанчаРатра + Веды". 

По этой причине нужно обязательно отлично знать все 6 Вайшнава-Пуран (Вишну, Вараха, Падма, Бхагавата, Гаруда, Нарада) и, по крайней мере, 3 Вайшнава-УпаПураны (НараСимха, Вишну-Дхармоттара, Калки), ибо если Вайшнав хорошо знает лишь 1 Пурану, то он знает лишь примерно 1/9 истинного Пуранического Вайшнавизма! Кроме того, существует ПанчаРатрика-Вайшнавизм (Тантры, Агамы, Самхиты) и Ведический Вайшнавизм (в частности, Вайшнава-Упанишады) - это также очень объёмные своды Грантх!

И точно по такой же причине нам теперь нужно шагнуть на территорию "Риг-Веды", "Яджур-Веды", "Шри Ишвара-Самхиты", Мокша-Кханды "Шри Гаруда-Пураны" и Шри ВенкатаЧхала-Махатмьи "Шри Сканда-Пураны", но подобный шаг мы сделаем в 4-ой, заключительной части данной статьи. 

Рубрикатор частей данной статьи можно найти либо в данном блоге (ссылка 1), либо в блоге-зеркале (ссылка2)

Статья/подбор Праманов 
(а также сверка Праманов в изданиях 
на Санскрите-Хинди-английском)/
переводы с Санскрита/Хинди/английского
by Vishnudut1926, Москва, Июль 2018