Примечание для читателя: Данная статья открывает цикл переводов, посвящённых "Шри Вишну-Самхите" (очень интересной Самхите/Тантре/Агаме из такого региона как Керала).
Я делаю перевод на основании следующего издания "THE VISNU-SAMHITA" edited by M.M. Ganapati Shastri with an elaborated introduction by Dr. N.P. Unni - #ссылка на pdf-скан
Скажу пару слов о таком понятии как "авторство Самхиты". Среди ортодоксальных Вайшнавов все Вайшнава-Самхиты/Агамы/Тантры считаются
написанными самим Бхагаваном Шри Вишну (Бхагаваном Шри Нараяной) и "Шри Вишну-Самхита" ни на йоту не отклоняется от подобной догмы, потому что Сумати, которому неправильно приписывается авторство "Шри Вишну-Самхиты", специально оговаривает то, что все 108 Глав "Шри Вишну-Самхиты" изначально были поведаны ему Бхагаваном Шри Вишну.
Об этом Сумати специально говорит в начале "Шри Вишну-Самхиты" [भुक्तिमुक्तिप्रदा ज्ञेया विष्णुना स्वयमीरिता - bhuktimuktipradA j~neyA viShNunA svayamIritA - 1.52] и в конце [साक्षाद् विष्णुमुखादेषा मया प्राप्ता युगान्तरे - sAkShAd viShNumukhAdeShA mayA prAptA yugAntare - 30.80].
написанными самим Бхагаваном Шри Вишну (Бхагаваном Шри Нараяной) и "Шри Вишну-Самхита" ни на йоту не отклоняется от подобной догмы, потому что Сумати, которому неправильно приписывается авторство "Шри Вишну-Самхиты", специально оговаривает то, что все 108 Глав "Шри Вишну-Самхиты" изначально были поведаны ему Бхагаваном Шри Вишну.
Об этом Сумати специально говорит в начале "Шри Вишну-Самхиты" [भुक्तिमुक्तिप्रदा ज्ञेया विष्णुना स्वयमीरिता - bhuktimuktipradA j~neyA viShNunA svayamIritA - 1.52] и в конце [साक्षाद् विष्णुमुखादेषा मया प्राप्ता युगान्तरे - sAkShAd viShNumukhAdeShA mayA prAptA yugAntare - 30.80].
В итоге, Сумати всего лишь передаёт то, что рассказал ему Бхагаван Шри Вишну в специально адаптированном для Кали-Юги варианте, а именно всего в 30 Главах вместо 108 Глав, которые известны на более высших Локах.
Санскритологи, естественно, не принимают точку зрения о Божественном сотворении всех Вайшнава-Самхит, поэтому в тексте, который я перевожу, можно найти раскопки из серии "этот текст датируется 1525 A.D." и т.п.
Я подобные отрывки вообще не перевожу, так как они не представляют никакой ценности для Вайшнавов, а лишь отягощают текст излишним дерьмо-умствованием, типичным для сансары, но не имеющим никакого отношения к Божественным реалиям.
Я подобные отрывки вообще не перевожу, так как они не представляют никакой ценности для Вайшнавов, а лишь отягощают текст излишним дерьмо-умствованием, типичным для сансары, но не имеющим никакого отношения к Божественным реалиям.
В итоге, я перевожу лишь ту информацию, которая действительно важна для тех, кто поклоняется Бхагавану Шри Вишну и которая несёт ценность для Вайшнавской догматическо-теологической Традиции в целом. Вот такое небольшое предисловие, далее - первая статьи из цикла. [окончание примечания]
"Шри Вишну-Самхита" - краткий обзор.
"Шри Вишну-Самхита" относится к Вайшнавской Агамической (Тантрической) Традиции и состоит из 30 Патал ("पटल - paTala" означает на Санскрите "глава, порция, часть").
Автором "Шри Вишну-Самхиты" считается Сумати, который, в свою очередь, специально оговаривает то, что автором "Шри Вишну-Самхиты" является Бхагаван Шри Вишну, который изначально поведал Сумати 108 Глав "Шри Вишну-Самхиты".
Таким образом, Сумати является не автором, а передатчиком, который составил адаптированный вариант "Шри Вишну-Самхиты" из 30 Глав специально для Кали-Юги.
Всего в "Шри Вишну-Самхите" 2623 шлоки, все они написаны в таком Санскритском метре как "ануштуп".
Как мы знаем, многие популярные Тантры/Агамы/Самхиты попадают в категорию "заимствованные сборники/компиляции", так как по сути являются сборниками Мантр, Янтр и садхан, которые составляются на основании других источников (например, на основании ранее написанных Тантр, отрывков из Пуран и т.п.).
В связи с этим, важно отметить то, что "Шри Вишну-Самхита" не является подобным "заимствованным сборником/компиляцией", наоборот, это полновесная Тантра в собственном стиле: в "Шри Вишну-Самхите" вы не найдете шлок, скопированных из других Тантр/Пуран и т.п.
Темы, рассматриваемые в "Шри Вишну-Самхите", очень типичны для классических Вайшнава-Агам.
Полный список тем мы подробно рассмотрим ниже, пока остановимся лишь на нескольких примерах: Шри Вишну-Махатмья с классическими Ведическими объяснениями (тема Паталы №3), Вайшнава-Мантры и Вайшнава-Янтры (Паталы №5 и №9 соответственно), обряды для установления Вайшнава-Мурти и прана-пратишхти (Патала №18), Шри Вишну-Дхьяна (Патала № 30).
Полный список тем мы подробно рассмотрим ниже, пока остановимся лишь на нескольких примерах: Шри Вишну-Махатмья с классическими Ведическими объяснениями (тема Паталы №3), Вайшнава-Мантры и Вайшнава-Янтры (Паталы №5 и №9 соответственно), обряды для установления Вайшнава-Мурти и прана-пратишхти (Патала №18), Шри Вишну-Дхьяна (Патала № 30).
Как известно, большинство Тантр/Агам/Самхит не только в Вайшнавской Традиции, но также в Традициях Шактизма и Шиваизма, следуют четвертичной структуре, а именно:
1. Саманья-Пада (обсуждение философии);
2. Мантра-Пада (обсуждение Мантр);
3. Крия-Пада (обсуждение внешних ритуалов - поклонение Мурти, Янтрам и т.д.);
4. Йога-Пада (обсуждение внутренних ритуалов - Дхьяна, Аштанга-Йога).
Иногда подобную четвертичную структуру излагают на несколько другом языке, но суть от этого не меняется:
1. Гьяна-Пада (обсуждение философии);
2. Йога-Пада (обсуждение ментальных, внутренних ритуалов - Дхьяна, Аштанга-Йога и т.д.);
3. Крия-Пада (внешняя ритуалистика - поклонение Мурти, Янтрам и т.д.);
4. Чарья-Пада (это различные ритуалы, более ориентированные на социум, например, правила Варнашрамы, правила проведения Вайшнавских фестивалей и т.п.).
Если мы посмотрим на все Тантры такого региона как Керала, то сможем заметить, что все подобные Тантры, как правило, акцентируются на таких сегментах как "Крия" и "Чарья".
"Шри Вишну-Самхита" не следует вышеуказанным четвертичным структурам в строгом порядке, тем не менее, на протяжении 30 Патал рассматриваются все те темы, которые обычно затрагивают в 4 стандартных Падах.
Более того, стих 1.34 "Шри Вишну-Самхиты" содержит упоминание классических 4 Пад: ज्ञानचर्याक्रियायोगशुभपादचतुष्टयाम् - j~nAnacharyAkriyAyogashubhapAdachatuShTayAm
Комментарии к "Шри Вишну-Самхите".
Существует 2 комментария к "Шри Вишну-Самхите":
1. "Шри Харини" Нараяны и
2. "Шри Таттва-Прадипика" НагаСвами.
1. "Шри Харини" Нараяны и
2. "Шри Таттва-Прадипика" НагаСвами.
Данные комментарии можно обнаружить в форме манускриптов, написанных на пальмовых листьях, в таких библиотеках как: a) Kerala University Oriental Research Institute b) Manuscripts Library Kariavattom Trivandrum.
"Шри Харини" Нараяны.
Данный комментарий начинается с очень красивых поэтических строк:
नमस्तस्मै सुमतये यो दिव्यां विष्णुसंहिताम् ।
आविश्चक्रे भुवश्चक्रे गङ्गामिव भगीरथः ।।
सुमतेस्संहितार्थो यः सूर्यकैर्न प्रकाशितः ।
मयायमुल्मुकेनैव प्रकाश्य इति हास्यता ।।
namastasmai sumataye yo divyAM viShNusaMhitAm |
Avishchakre bhuvashchakre ga~NgAmiva bhagIrathaH ||
sumatessaMhitArtho yaH sUryakairna prakAshitaH |
mayAyamulmukenaiva prakAshya iti hAsyatA ||
Перевод: "Я приношу поклоны Сумати, который даровал людям божественную "Шри Вишну-Самхиту" подобно тому как Бхагиратха некогда даровал человечеству Гангу. Есть некий ироничный поворот судьбы в том, что "Шри Вишну-Самхита", которую не могут объяснить даже продвинутые пандиты, была открыта мне - глупцу, который подобен тлеющему углю в свете Солнца образованных пандитов".
Название "Харини" данный комментарий получил по той причине, что он подобен красивой девушке с идеальными пропорциями тела ("हरिणी - hariNI" - в соответствии с индийскими Шастрами по эстетике "харини" - это 1 из 4 типов красивых девушек).
"Шри Харини" Нараяны относится к очень стройным и логичным комментариям с должным вниманием к деталям, классическим Праманам и наследию предыдущих Ачарьев: все свои объяснения Нараяна закрепляет ссылками на различные авторитетные источники.
"Шри Харини" Нараяны относится к очень стройным и логичным комментариям с должным вниманием к деталям, классическим Праманам и наследию предыдущих Ачарьев: все свои объяснения Нараяна закрепляет ссылками на различные авторитетные источники.
Если посмотреть на последнюю шлоку "Шри Харини" Нараяны, то можно кратко очертить его биографически-религиозный портрет: он происходил из семьи Нампутири брахманов (династия из Центральной Кералы), а также, как ни странно, был бхактой Шивы:
Стоит также отметить то, что Нараяне приписывают авторство комментариев к такой важной Тантре Кералы как "Крия-Сара".
यस्य व्याघ्रपुरौकसः कृतवृषद्रीशप्रसूनाञ्जलिप्रीतेः पूर्णगुणः पितोदय इति ख्यातस्स नारायणः ।
यां हारिण्यभिधां व्यधादिह विभोर्विष्णोर्महासंहिताव्याख्यायामतियात एष पटलस्त्रिशंः श्रितोऽर्थश्रिया ।।
yasya vyAghrapuraukasaH kRRitavRRiShadrIshaprasUnA~njaliprIteH pUrNaguNaH pitodaya iti khyAtassa nArAyaNaH |
yAM hAriNyabhidhAM vyadhAdiha vibhorviShNormahAsaMhitAvyAkhyAyAmatiyAta eSha paTalastrishaMH shrito.arthashriyA ||
Стоит также отметить то, что Нараяне приписывают авторство комментариев к такой важной Тантре Кералы как "Крия-Сара".
"Шри Таттва-Прадипика" НагаСвами.
НагаСвами также принадлежал к династии брахманов, но его подробные биографические данные очень трудно верифицировать, особенно учитывая тот факт, что "Шри Таттва-Прадипика" никогда не выходила в печать и существует лишь в виде манускриптов на пальмовых листьях, о которых мы говорили выше.
Так или иначе, вступление НагаСвами к "Шри Таттва-Прадипике" очерчивает перед нами его религиозный абрис, так как в данном вступлении НагаСвами приносит поклоны Шримати Сарасвати-Деви, Ганапати и Кришне.
Комментарии НагаСвами лаконичны, но при этом отличаются предельной ясностью.
Итак, существует 2 комментария к "Шри Вишну-Самхите" и, хотя в настоящий момент "Шри Вишну-Самхита" вообще не используется арчаками Храмов Кералы, из факта существования подобных комментариев становится ясно, что "Шри Вишну-Самхита" некогда была популярным практическим руководством для некоторых Вайшнава-арчаков Кералы.
"Шри Вишну-Самхита" и история Аупаманьявы.
"Шри Вишну-Самхита" начинается с истории Аупаманьявы и тантрика-сиддхи Сумати, изложим данную историю вкратце.
Однажды Аупаманьява встретил тантрика-сиддху. Аупаманьява был удивлён сиянием, которое исходило от тела данного сиддхи и поинтересовался с каких высших Лок прибыл данный сиддха. Сиддха ответил, что все свои тантрические сверхспособности он обрёл лишь благодаря Шри Вишну-Майе.
Далее сиддха поведал свою историю: он происходил из династии Бида и при рождении был наречён именем "Сумати". Когда Сумати был мальчиком, то он проводил всё своё свободное время в горах, рядом с ашрамом мудреца Райбхьи.
Сумати изучил все 3 Веды, а также все приложения к Ведам. Кроме того, он запоем изучил все существующие Тантры.
Тем не менее, у Сумати не было посвящения в Сиддха-Мантры - однажды Райбхья-Риши неожиданно исчез и Сумати остался своеобразным недоучкой, который был прекрасно подкован в теории, но при этом обладал нулевыми практическими навыками по поклонению Ишта-Деву.
Подобное состояние вызвало у Сумати огромную духовную скорбь и он начал просить высшие силы хоть как-нибудь помочь ему. При этом Сумати повторял Шайва-мантры, которые казались ему наиболее подходящими для решения его духовного кризиса.
Шива услышал, что кто-то повторяет его мантры в очень скорбном настроении и без всяких промедлений появился перед Сумати.
Шива объяснил Сумати, что поклонение ему (Шиве) и Брахме является бесполезным, так как люди, действительно желающие себе блага, поклоняются лишь Господу Шри Вишну.
После данного объяснения Шива посвятил Сумати в Шести-Слоговую Мантру Господа Шри Вишну.
Примечание переводчика (Vishnudut1926): Весь Ведический и Агамический Вайшнавизм основан на 3 Главных Мантрах - данные Мантры, в свою очередь, очень тесно связаны с Шри Вишну-Гаятри-Мантрой:
Мантра 1. Шадакшара (ШестиСлоговая Вишну-Мантра - "ОМ НАМО ВИШНАВЕ");
Мантра 2. Аштакшара (ВосьмиСлоговая Нараяна-Мантра - "ОМ НАМО НАРАЯНАЯ");
Мантра 3. Двадашакшара (ДвенадцатиСлоговая Васудева-Мантра - "ОМ НАМО БХАГАВАТЕ ВАСУДЕВАЯ"). [окончание примечания переводчика]
Примечание переводчика (Vishnudut1926): Весь Ведический и Агамический Вайшнавизм основан на 3 Главных Мантрах - данные Мантры, в свою очередь, очень тесно связаны с Шри Вишну-Гаятри-Мантрой:
Мантра 1. Шадакшара (ШестиСлоговая Вишну-Мантра - "ОМ НАМО ВИШНАВЕ");
Мантра 2. Аштакшара (ВосьмиСлоговая Нараяна-Мантра - "ОМ НАМО НАРАЯНАЯ");
Мантра 3. Двадашакшара (ДвенадцатиСлоговая Васудева-Мантра - "ОМ НАМО БХАГАВАТЕ ВАСУДЕВАЯ"). [окончание примечания переводчика]
Сумати стал повторять Шри Вишну-Шадакшара-Мантру и через некоторое время смог увидеть ВосьмиРукую Форму Бхагавана Шри Вишну.
Господь Шри Вишну сказал, что Он очень доволен садханой Сумати и дал Сумати следующие наставления:
"Посети Шиву и изучи вместе с ним короткий вариант "Шри Ишвара-Самхиты", которая состоит из 12 Глав и не содержит Биджа-Мантр.*** Затем посети Брахму и изучи под его руководством "Шри Брахма-Самхиту", которая состоит из 32 Глав, а также содержит Биджа-Мантры и Нирбиджа-Мантры. Затем возвращайся ко Мне (Бхагавану Шри Вишну) и Я посвящу тебя в "Шри Вишну-Самхиту", которая состоит из 108 Глав, а также содержит Биджа-Акшара-Мантры и Нирбиджа-Мантры".
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): Не путайте вышеупомянутую короткую "Шри Ишвара-Самхиту" из 12 Глав с более обширной "Шри Ишварой-Самхитой", которая содержит 25 Глав и которую можно найти в моей электронной библиотеке - http://vishnudut1926.blogspot.com/2018/01/isvarasamhita-sanskrit-english.html [окончание примечания переводчика]
Сумати сделал всё так, как велел ему Господь Шри Вишну и через некоторое время получил посвящение в поклонение по правилам из "Шри Вишну-Самхиты" лично от Бхагавана Шри Вишну. Следуя данной системе поклонения, Сумати обрёл все свои сиддхи.
Услышав данный рассказ, Аупаманьява очень заинтересовался "Шри Вишну-Самхитой", но Сумати сказал, что передать всю изначальную "Шри Вишну-Самхиту" за 1 человеческую жизнь невозможно: изначальный вариант из 108 Глав существует лишь для сиддх и существ с высших Лок.
Тем не менее, существует адаптированный вариант из 30 Глав, который подходит для обычных человеческих существ. Таким образом, Сумати принёс в человеческий мир "Шри Вишну-Самхиту", разделённую на следующие 30 Патал:
Патала 1. "Тантроддеша" - вступление.
Патала 2. "Тантра-Вьякхья" - объяснение общей концепции "Шри Вишну-Самхиты".
Патала 3. "Шри Вишну-Вайбхава" - описание Величия Бхагавана Шри Вишну.
В частности, объяснение классических Троиц, принятых в Вайшнавизме (например, Прабха-Вишну, Маха-Вишну и Сада-Вишну); упоминание аспектов Бхагавана Шри Вишну (Вараха, Бхаргава, НараСимха, Рама, Кришна - это всего лишь незначительные аспекты Величия Бхагавана Шри Вишну); толкование классических Имён Бхагавана Шри Вишну (например, Имя "Мадхава" обозначает Супружество с Шримати Лакшми-Деви, а Имя "Хари" означает "уничтожающий все горести"); классическое объяснение Вед - "Все Веды говорят лишь о Господе Шри Вишну" - "тад Вишнох парамам падам" (Риг-Веда) и т.д.
Патала 4. "Кшетра-Нирная" - объяснение таких терминов как "Авьякта", "Пуруша/Пракрити", "Кшетра и Кшетраджна", "Танматра" и т.д. Объяснение классической Вишну-Дхьяны, т.е. медитации на кристально-чистого ЧетырехРукого Господа Шри Вишну (Белого Господа Шри Вишну).
Патала 5. "Мантроддхара" - различные Вайшнава-Мантры (в частности, Шри Васудева-Мантра, Шри Сударшана-Мантра и 64-матричная Вайшнава-Мантра-Мандала); объяснение пятеричной концепции Атмана (Парамештхи, Пуруша, Вишва-Атман, Нивритти-Атман и Сарва-Атман) и 25 таттв Санкхья-Йоги; виды Вайшнава-Мантр (например, "Шантика" для защиты от негативных влияний, "Пауштика" для преумножения богатства и т.д.).
Патала 6. "Арчана-Виддхи" - описание Шри Вишну-Арчан, в частности, повторение 108 Имён Бхагавана Шри Вишну, повторение Шри Вишну-Гаятри, Шри НараСимха-Мантра, ньясы и т.д.
Патала 7. "Мудра-Лакшана" - описание Мудр.
Патала 8. "Агни-Самскара" - описание огненных ритуалов.
Патала 9. "Мандала-Лакшана" - описание Вайшнава-Мандал.
Патала 10. "Дикша-Видхи" - ритуалы Вайшнава-дикши, т.е. правила инициации у Вайшнава-гуру.
Патала 11. "Дикшита-Абхишека" - дополнительные ритуалы для дикши.
Патала 12. "Бхуми-Лакшана" - выбор земли под строительство Храмов и т.п.
Патала 13. "Прасада-Видхи" - архитектура Храмов, система измерений, дизайн помещений и т.п.
Патала 14. "Бимба-Лакшана" - выбор материалов для изготовления Вайшнава-Мурти, Шалаграма-Шилы и т.д.
Патала 15. "Пратиштха-Панчака" - указания по 5 видам установки Вайшнава-Мурти и ритуалам прана-пратиштхи.
Патала 16. "Бимба-Шуддхи" - правила ухода за Вайшнава-Мурти.
Патала 17. "Адхивасана-Видхи" - правила по призыву Божеств в Вайшнава-Мурти.
Патала 18. "Пратиштха-Видхи" - дополнительные правила по прана-пратиштхе.
Патала 19. "Пратиштха-Анантара-Крия" - дополнительный набор ритуалов для прана-пратиштхи: поклонение Сапта-Матрикам, Антара-Мандала/Антахарака-Мандала и т.д.
Патала 20. "Утсава-Видхи" - правила для проведения Вайшнавских праздников/фестивалей и т.п.
Патала 21. "Ятра" - правила проведения так называемых "ятр" (церемониальных процессий).
Патала 22. "Балидана-Видхи" - правила подношений.
Патала 23. "Вишва-Арчана" - поклонение 8 Шакти Бхагавана Шри Вишну (Праджна, Буддхи, Смрити, Кирти, Шрути, Медха, Дхрити и Кшама); отдельное поклонение Вишваксене, а также 8 Помощникам Господа Шри Вишну (Шанкха, Сударшана, Хала, Гада, Мусала, Кхадга, Дхануша и Шринга); поклонение различным деватам - Вишвадевы и т.д.
Патала 24. "Джирноддхара" - правила по реновации Вайшнава-Мурти и Вайшнава-Мандиров.
Патала 25. "Праяшчитта-Видхи" - различные праяшчитты, т.е. ритуалы, направленные на искупление грехов.
Патала 26. "Снапана-Виддхи" - ритуалы для омовения Вайшнава-Мурти/ритуалы ежегодного купания Бхагавана Шри Вишну/подготовка ритуальных кувшинов/приглашение 108 брахманов и т.д.
Патала 27. "Прокшана-Видхи" - ритуалы для очищения, например, Джала-сампрокшана (ритуал обрызгивания священной водой, при котором поклоняются Бхагавану Шри Вишну, Бхагавану Шри МахаВишну и Бхагавану Шри СадаВишну).
Патала 28. "Карма-Шеша" - различные дополнительные ритуалы.
Патала 29. "Самаячара-Лакшана" - различные правила для "самаинов" (представителей 3 высших каст), а также дополнительные указания для всех вайшнавов - например, не жить среди чандалов, не есть чеснок, не носить горизонтальные тилаки, не поклоняться бхактам полубогов и полубогам, не спорить с брахманами из Вайшнава-Сампрадай и т.д.
Патала 30. "Бхагавата-Йога", а именно Дхьяна, Аштанга-Йога и другие ментальные ритуалы, посвященные Бхагавану Шри Вишну - их можно обозначить общим словом "медитация".
[Окончание 1-ой части статьи]
Данная статья относится к статьям, посвященным Шри Вайшнава-ПанчаРатре - рубрикатор статей можно найти здесь:
Статья by Vishnudut1926,
Шри Рамануджа-Вайшнава-Сампрадая,
Москва, Сентябрь 2019
Размещение статьи и отрывков из статьи
на других сайтах/блогах запрещено