Да, девчонки, одна из книг, которая гостила у меня в планшете этим летом - это очень оригинальное исследование Х.В. Шриниваса Мурти, посвященное сравнению Сиддханты Шри ШанкараДевы-Ачарьи (основатель движения средневекового Кришна-Бхакти в Ассаме - не путайте с Шри ШанкарАчарьей - это две совершенно разные личности!!!) с Сиддхантой ОМ ВишнуПад Шри Рамануджа-Ачарьи.
Ссылка на скан - http://vishnudut1926.blogspot.com/2018/06/vaisnavism-of-samkaradeva-and-ramanuja.html
Мне исследование очень понравилось, но
нельзя не отметить, что ошибок там Х.В. Шриниваса Мурти наделал немало.
Необычная пресуппозиция.
Исследование отталкивается от очень необычной пресуппозиции о том, что на средневековое Кришна-Бхакти-движение ШанкараДевы в Ассаме больше повлиял не Шри Чайтанья (с похожим Бхакти-движением в Бенгалии), а ОМ ВишнуПад Шри РамануджАчарья.
Необычность здесь как раз заключается в том, что обычно все исследователи указывают на то какими братьями-близнецами являются Кришна-Бхакти Ассама (ШанкараДева) и Кришна-Бхакти Бенгалии (Чайтанья).
В общем, Х.В. Шриниваса Мурти идет по пути ломания шаблонов, но не делает огульных заявлений, а далее - по ходу своего исследования - просто сравнивает по пунктам Сиддханту Шри Рамануджа-Сампрадаи и Сиддханту Шри ШанкараДева-Ачарьи.
Короткий пост не предполагает разбор всех ошибок, но укажу на главную - сравнение получилось очень "хромым", так как слабость тезисов Х.В. Шриниваса Мурти заключается в том, что он обращается только к самым широкоизвестным Грантхам Шри РамануджАчарьи (#"Шри Бхашья"#, #комментарии к "Шри Бхагавад-Гите"# и т.п.)
Для того, чтобы понимать в чем слабость подобного подхода, нужно помнить о том, что у ОМ ВишнуПад Шри РамануджАчарьи все Грантхи написаны очень хитрым и очень обманчивым способом.
Напомню, что вся Шри Рамануджа-Сиддханта базируется на Рахасьях (различные тайные Сиддханты, которые скрыты в огромном каноне ортодоксальной "Шри ПанчаРатры" и которые должен объяснять прокачанный Шри Вайшнава-Ачарья), но Шри РамануджАчарья прекрасно знал о каких Вайшнавских тайнах следует говорить, а о каких нет.
По этой причине большинство Грантх Шри Рамануджа-Ачарьи выглядят как техничные тезисы, в которых он идет "по вершкам" - цитирует общепринятые Упанишады, толкует простые стихи из "Шри Бхагавад-Гиты" и т.п.
Из всех Вайшнава-Ачарьев именно Шри Рамануджа-Ачарья является самым скрытным.
По этой причине "Шри Бхашья" (толкование Шри РамануджАчарьи на "Шри Веданта-Сутру") выглядит как сплошная торжественная песнь ведического тролля и одновременно как жесточайшее глумление над всеми маявади со всех планетных систем сразу.
"Шри Бхашья" у Шри Рамануджа-Ачарьи построена таким образом, что там, где маявади ждут классических Вайшнава-Праманов, которые они обычно яростно опровергают (а маявади, напомню, как и все асуры зашкаливающе ненавидят Вайшнава-Сиддханту и особенно "Шри ПанчаРатру"), Шри РамануджАчарья словно хладнокровный тролль просто цитирует Упанишады (причем места, особенно дорогие адвайтинам) и при этом короткими, техничными фразами указывает на ошибки враждебной Вайшнавам адвайта-веданты, что естественно только повышает градус тролльского накала, так как очевидно, что часть Тик Шри РамануджАчарья писал по принципу "отвали, у меня есть дела поважнее!!!" (по отношению к маявади, конечно!).
В общем, Шри РамануджАчарья о многом умолчал, но об этом часто забывают различные исследователи попроще, которым кажется, что достаточно просто прочитать основные Грантхи Шри РамануджАчарьи и после этого понять всю Сиддханту Шри Рамануджа-Сампрадаи.
Если бы это было так просто, то после Шри РамануджАчарьи у нас бы не было бы разделения на Тенкалай и Вадакалай (#статья о восстании Вайшнавов) и не было бы необходимости в таких Грантхах как гениальная "АштаДаша-Рахасья" Шри Пиллай ЛокАчарьи (Тенкалай) и такая же гениальная "Шри Рахасья-Трая-Сара" Шри Веданта Десики (Вадакалай)!!!!
Такие вот размышления. Напоследок, кстати, географический ликбез. Иногда для понимания развития средневековых Бхакти-движений в Индии полезно знать географию штатов Индии. Смотрите карту чуть выше (на рисунок можно кликнуть - он увеличится - если рисунок не грузится, то можно посмотреть здесь - flickr или dropbox).
Как видно Западная Бенгалия и Ассам - это 2 штата-соседа, поэтому нельзя не заметить, что географически средневековое движение Бхакти получило сверхмощное распространение именно в этих 2 штатах. Напомню, что в Бенгалии это было Кришна-Бхакти Шри Чайтаньи, а в Ассаме - Кришна-Бхакти Шри ШанкараДева.
Под Бенгалией мы также видим желтую Ориссу, которая стала одним из центров средневекового возрождения Бхакти (напомню, что в Ориссе находится Храм Шри Джаганнатхи - одно из самых популярных мест паломничества как для индийских, так и для западных представителей Кришнаизма, особенно для ИСККОН).
В общем, при взгляде на карту сразу становится очевидным, что волна средневекового Бхакти-возрождения была не только культурно-социологическим, но и территориально-географическим феноменом.
Что касается Шри РамануджАчарьи (а также Шри Рангама - родины Шри Рамануджа-Сампрадаи), то, взглянув на карту, мы сразу замечаем, что это совершенно другая территория, а именно - Тамил-Наду.
И совершенно другая архитектура, кстати, - Тамил-Наду как раз известен своей незабываемой храмовой культурой!
В общем, совершенно другая территория и совершенно другая философия, так как в отличие от всех средневековых Шри Кришна-Сампрадай, Шри Рамануджа-Сампрадая вообще не говорит о Бхакти, а всегда рассказывает о величии Прапатти.
О том, чем Бхакти отличается от Прапатти можно узнать здесь - #Почему в Шри МахаЛакшми-Сампрадае не практикуют Бхакти-Йогу и что такое "Лагху-Упая"?#
Таким образом, у темы "влияние Шри Рамануджа-Ачарьи на Ассамское Бхакти Шри ШанкараДева" - напомню, именно от этой пресуппозиции отталкивается Х.В. Шриниваса Мурти в рассматриваемой книге - нет вообще никакого фундамента.
И Шри Рамануджа-Ачарья, кстати, вообще никогда не писал о Кришне. Зато о Кришне писал Шри Веданта Десика Ачарья - очень известное в Тамил-Наду произведение "Шри Гопала-Вимшатти" как раз принадлежит перу Шри Веданта Десики!
Напоследок как всегда песня - это как раз "Гопала-Вимшатти" Шри Веданта Десики, опять-таки, если будете смотреть ролик на youtube, то заметите, что даже Мурти Шри Гопала в ролике выполнено в манере, сильно отличной от Бенгальской/Ассамской, но типичной для Тамил-Наду - https://youtu.be/epYaNtoFrcw
И по традиции - повторю ссылку на скан исследования, о котором шла речь - #"VAISNAVISM OF SAMKARADEVA AND RAMANUJA" by H.V. Sreenivasa Murthy [Motilal Banasirdass] ~1973~#
Если не обращать на вышеуказанные ошибки, то книга на самом деле отличная, особенно в том случае, если вы собираете информацию о ШанкараДеве и средневековом Бхакти-возрождении в Ассаме, да и Шри Рамануджа-Сиддханта там в некоторых местах пересказана не самым худшим образом, в общем, рекомендовано к прочтению.
P.S. На тему такого понятия как "Рахасья" смотрите также следующую статью: Рахасья, Рахасья, Рахасья (на какой стадии Кришна уединяется с новенькой Гопикой в Лесу Наслаждений?, Лунная Мантра Бхагавана Шри Кришны, история Принца, который прожил лишь месяц после Видения Кришны)
Вишнудутка1926, Москва, Июнь 2018