четверг, 18 ноября 2021 г.

"Агама-Таттва-Виласа" Рагхунатхи Тарки - очередной тривиальный тантрический сборник типа "Шарада-Тилака-Тантры"...

ЭПИГРАФ:

सत् संप्रदाय संयुक्तो ब्रह्म विद्याविशारदः

sat saṃpradāya saṃyukto brahma vidyāviśāradaḥ

"Только ачарья из Сат-Сампрадаи может давать посвящение в Вишну-Мантры". (слова Бхагавана Шри Нараяны из Уттара-Кханды "Шри Падма-Пураны")

На archive.org 3 дня назад появился сборник "Агама-Таттва-Виласа" Рагхунатхи Тарки на Санскрите-Хинди в 4 Томах [श्रीरघुनाथतर्कवागीशप्रणीतः आगमतत्त्वविलासः - Agamatattva-Vilasah of Raghunatha Tarka] - https://archive.org/search.php?query=Agam+Tattva+Vilas

Далее я расскажу об этом сборнике, так как у автора вайшнавское имя "Рагхунатха" и у тех, кто встретит это издание на просторах интернета/в книжных магазинах, может сложиться ложное впечатление о том, что это одна из Вайшнава-Агама-Шастр, тогда как в реальности - это обычный тантрический сборник типа "Шарада-Тилака-Тантры".

Суть "Агама-Таттва-Виласы" ровно такая же, как и у "Шарада-Тилака-Тантры" - это сборник Мантр, Янтр, видхи, прайог, правил пурашчараны и т.д. в традициях Вайшнавизма, Шактизма и Шиваизма.

Далее я буду рассказывать лишь о Вайшнавском сегменте "Агама-Таттва-Виласы", так как объёмные блоки из данного сборника, посвящённые Шактизму (Кали, Дурга, Тара и другие богини) и Шиваизму для нас не представляют интереса. 

ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ СБОРНИКА. 

Итак, по концепции этот сборник не просто очень похож на "Шарада-Тилака-Тантру", а зачастую повторяет огромные сегменты из "Шарада-Тилака-Тантры" и всех похожих тантрических компиляций. 

В самой первой главе "Агама-Таттва-Виласы" можно найти объёмный список, на основании которого Рагхунатха Тарка составил все 4 Тома - далее я приведу лишь небольшую цитату, так как её будет достаточно для того, чтобы читатель, разбирающийся в Тантрах, понял общий тантрический бэкграунд всех 4 Томов:

bhairavī-tantra, tripurā-tantra, vāmakeśvara-tantra, mātṛkā-tantra, sanat-kumāra-tantra, viśuddheśvara-tantra, sammohana-tantra, gautamī-tantra, bṛhad-gautamī-tantra, bhūta-bhairava-tantra, cāmuṇḍā-tantra, piṃgalā-tantra, vārāhī-tantra, muṇḍa-mālā-tantra, yoginī-tantra, mālinī-vijaya-tantra, svacchanda-bhairava-tantra, śreṣṭha-cintāmaṇi-tantra, trailokya-sāra-tantra, viśva-sāra-tantra, mahā-phetkārī-tantra и многие, многие другие. 

Дополнительно в списке также упоминаются Самхиты (например, "Агастья-Самхита", "Брахма-Самхита" и т.д.), Упанишады ("Шри НараСимха-Тапани") и множество других писаний. 

УПОМИНАНИЕ "КРАМА-ДИПИКИ" ШРИ КЕШАВЫ КАШМИРИ. 

Интересной чертой "Агама-Таттва-Виласы" является упоминание "Крама-Дипики" Шри Кешавы Кашмири - одного из ключевых Ачарьев Шри Нимбарка-Сампрадаи (Вайшнава-Сампрадая из Вриндавана). 

"Крама-Дипика" - вместе с "Гаутамия-Тантрой", "Брихад-Гаутамия-Тантрой" и "Брахма-Самхитой" - упоминается в блоке, который посвящён Кришна-Мантрам. 

С одной стороны, это прекрасно, но с другой стороны, легче открыть оригинальную "Крама-Дипику" Шри Кешавы Кашмири для того, чтобы получить оригинальное знание непосредственно из издания Шри Нимбарка-Сампрадаи, а не в форме отрывков из тантрической компиляции - к теме оригинальных Шастр Вайшнава-Сампрадай я вернусь далее. 

СЕГМЕНТ С КАВАЧАМИ И СТАВАМИ. 

В Томе 4 упоминаются Кавачи и Ставы, что выгодно отличает "Агама-Таттва-Виласу" от сборников типа "Шарада-Тилаки-Тантры", в которых обычно пропускаются, например, Кавачи, что для меня лично всегда было поводом для удивления, так как в 99% случаев Мантры бесполезно повторять без Кавачи Ишта-Девата. 

Например, на странице 486 Тома 4 напечатана очень интересная "Кришна-Трайлокья-Мохана-Кавача" из "Санат-Кумара-Тантры", а сразу после данной Кришна-Кавачи идёт "НараСимха-Трайлокья-Виджая-Кавача" из "Брахма-Самхиты". 

И буквально через несколько страниц - в блоке, посвящённом Кавачам Шактизма, можно встретить редкую "Шри АннаПурна-Кавачу" из "Бхайрава-Тантры". 

ОРИГИНАЛЬНЫЕ АГАМА-ШАСТРЫ ВАЙШНАВА-САМПРАДАЙ. 

Как известно, практически все Вайшнава-Сампрадаи следуют строгому Канону Агама-Шастр. Приведу классические примеры.

01-РАМАНУДЖА. В Шри Рамануджа-Сампрадае следуют "Шри Лакшми-Тантре", "Шри Парама-Самхите", "Шри Ишвара-Самхите", "Шри Саттвата-Самхите", "Нитья-Грантхам" Шри Рамануджа-Ачарьи и многим другим Самхитам/Агамам. 

02-МАДХВА. В Шри Мадхва-Сампрадае следуют "Шри Тантра-Сара-Санграхе" Шри МадхвАчарьи (ссылка на отличный скан) и различным Паддхати/Агамам/Самхитам, которые были утверждены Ачарьями Шри Мадхва-Сампрадаи.

03-НИМБАРКА. В Шри Нимбарка-Сампрадае следуют "Крама-Дипике" Шри Кешавы Кашмири, "Шри Санат-Кумара-Самхите" и прочим Тантра-Шастрам, типичным для Вриндаванских регионов. 

В связи с этим возникает закономерный вопрос: "А для кого вообще предназначены сборники типа 'Агама-Таттва-Виласы' и 'Шарада-Тилаки'?". 

Ответ таков: "Не для вайшнавов, а для обычных тантриков, которые следуют бессмысленным садханам, надёрганным из различных Шастр". 

Почему бессмысленным? Потому что ни одна садхана, выдернутая со страниц какой-либо Тантры, никогда не будет действовать и никогда не даст сиддх. 

Например, можно выдернуть садхану со страниц "Крама-Дипики" Шри Кешавы Кашмири, но без реального посвящения у гуру Шри Нимбарка-Сампрадаи "садхана из книжки" никогда не даст сиддх, даже если прочитать Кришна-Мантру 5000000000 раз в качестве пурашчараны. 

В "Шри Падма-Пуране" Бхагаван Шри Нараяна произносит следующие слова:

आचार्योवेदसंपन्नोविष्णुभक्तोविमत्सरः मंत्रज्ञोमन्त्रभक्तश्चसदामंत्राश्रयःशुचिः [६.२२३.५०] 

सत्संप्रदायसंयुक्तोब्रह्मविद्याविशारदः अनन्यसाधनश्चैवतथानन्यप्रयोजनः [६.२२३.५१]

ācāryovedasaṃpannoviṣṇubhaktovimatsaraḥ 

maṃtrajñomantrabhaktaścasadāmaṃtrāśrayaḥśuciḥ [6.223.50] 

satsaṃpradāyasaṃyuktobrahmavidyāviśāradaḥ 

ananyasādhanaścaivatathānanyaprayojanaḥ [6.223.51]

"Шри Падма-Пурана", Уттара-Кханда, 223.50-51: "Только ачарья (гуру), наделённый Вишну-Бхакти и не просто знающий Вишну-Мантру, а являющийся бхактом Шри Вишну-Мантры, может давать посвящения. Такой ачарья должен принадлежать к Сат-Сампрадае и должен превосходно объяснять Брахма-Видью. Подобный ачарья всегда следует лишь Вишну-садхане и никогда не поклоняется другим божествам. Такой ачарья видит лишь Меня Одного (Бхагавана Шри Нараяну) как цель (прайоджану) всей своей садханы".  

А если обратиться к "Брахма-Вайварта-Пуране", то можно найти следующие слова Шри Кришны: 

विष्णुमन्त्रं न गृह्णीयाद्विष्णुभक्ति विहीनतः न च शैवान्न शाक्ताच्च गृह्णीयाद्वैष्णवाद्द्विजात् 

viṣṇumantraṃ na gṛhṇīyād viṣṇu bhakti vihīnataḥ na ca śaivānna śāktācca gṛhṇīyādvaiṣṇavāddvijāt

Брахма-Вайварта, Кришна-Джанма-Кханда, 83.45: "Вишну-Мантры ни в коем случае нельзя получать от тех, кто лишён Вишну-Бхакти, а получение Вишну-Мантр от шайвов и шактов категорически запрещено Мною лично".

По иронии судьбы, в Кришна-Мантры со страниц, например, очень популярной "Шарада-Тилаки-Тантры", пытаются давать инициации всякие горе-астрологи, а также шайвы и шакты со смутной родословной, которые при этом несут бред из серии "Кришна - это проявление богини Кали", т.е. люди, которые не имеют никакого отношения к истинному Вишну-Бхакти. 

В общем, мы (вайшнавы) все сборники типа "Агама-Таттва-Виласы" или "Шарада-Тилаки" причисляем к мохана-шастрам (одурманивающим шастрам для демонов), которые, если приглядеться к этим псевдо-шастрам поближе, несут бред, зачастую опирающийся на шайва-шастры типа "Рудра-Ямалы" и прочие тексты шиваитов. 

МАНТРЫ ТОЛЬКО В РАМКАХ ВАЙШНАВА-САМПРАДАИ!

Самое главное здесь то, что всякие "Агама-Таттва-Виласы" и прочие "Шарада-Тилаки" вообще не принадлежат ни к какой Вайшнава-Сампрадае, т.е. это люмпен-шастры без родословной и без сампрадаика-принадлежности.  

Более того, в подобных сборниках нет ни слова об истинном вайшнава-гуру, тогда как в Вайшнава-Шастрах Бхагаван Шри Нараяна лично подчёркивает следующую идею:

अनेनविधिनामंत्रंयोऽधीतेवैष्णवाद्गुरोः ततः सवैष्णवंयातिनान्यथासुरसत्तम [६.२२३.६७]

anenavidhināmaṃtraṃyo'dhītevaiṣṇavādguroḥ 

tataḥ savaiṣṇavaṃyātinānyathāsurasattama [6.223.67]

"Шри Падма-Пурана", Уттара-Кханда, 223.67: "Не существует более главного правила (видхи), чем получение Вишну-Мантры от вайшнава-гуру. Только подобная инициация приводит поклоняющегося в Мою Обитель (на Шри Вайкунтху)". 

А в "Брахма-Вайварта-Пуране" Джараткару-Риши произносит следующие слова:

विष्णुमन्त्रप्रदाता च स गुरुर्विष्णुभक्तिदः। गुरुश्च ज्ञानदाता च तज्ज्ञानं कृष्णभावनम्॥६९॥

viṣṇumantrapradātā ca sa gururviṣṇubhaktidaḥ। 

guruśca jñānadātā ca tajjñānaṃ kṛṣṇabhāvanam॥69॥

Брахма-Вайварта, Пракрити-Кханда, 46.69: "В Вишну-Мантры может посвящать лишь гуру, который наделён Вишну-Бхакти. Только такой гуру может передать ученику правильное знание и Кришна-Бхаву". 

ВЕРДИКТ. 

Итак, "Агама-Таттва-Виласа" является тривиальной тантрической компиляцией, которая не принадлежит ни к одной из существующих Вайшнава-Сампрадай. Интерес данное 4-Томное издание представляет лишь для тантриков, которые обычно очень падки на сборники типа "Шарада-Тилаки". 

Здесь, кстати, уместно вспомнить "Прапанчасара-Тантру" Шанкарачарьи, которая также является тантрическим сборником и которая также не представляет никакого интереса для вайшнавов. 

Всё 4-Томное издание можно смело пропускать - вы ничего не потеряете от подобного пропуска, особенно с учётом того, что "Крама-Дипика" [ссылка на скан] и "Гаутамия-Тантра" [ссылка на скан] уже изданы на Санскрите-Хинди, а это означает, что читатель, владеющий данными языками, может обращаться к оригинальным изданиям напрямую, а не собирать отрывочные цитаты из тантрических компиляций. 

P.S. Если вас интересуют высказывания Шри Кришны о посвящениях в Мантры, то смотрите следующую статью в моём блоге: "Шри Кришна о нарушениях в Мантра-инициациях, ведущих к болезням/смерти/сумасшествию/падениям [Брахма-Вайварта, Кришна-Джанма, 83.32-49]" - http://vishnudut1926.blogspot.com/2020/07/krishna-mantras-14-july-2020-rus.html

Статья by Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926), 
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 18-ноябрь-2021
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах