Я сейчас по утрам в кровати перечитываю с Android-планшета скан "Шри Тируваймоли" Шри НаммАльвара с объяснениями СатьяМурти Аянгара из Гвалиора [ссылка на скан] и...надо же было случиться необычному совпадению, но именно сегодня утром я открыла издание на стихе о Дамодаре, что является вдвойне необычным не только из-за того, что вчера был праздник Шри Туласи-Дамодара-Виваха, а также из-за того, что стихов о Дамодаре в "Шри Тируваймоли" всего 2 на 1000 страниц текста!
В виду столь необычного совпадения я продолжу тему вчерашнего праздника Шри Туласи-Дамодара-Вивахи и расскажу о Дамодара-Кришна-стихе - это стих 2.7.12 "Шри Тируваймоли", смотрите скриншот ниже (а также на box и koofr):
Санскрит, при переходе в Тамильский язык, часто трансформируется, поэтому на скриншоте выше можно увидеть написание "Tamotaran", а не "Damodara". Здесь также можно вспомнить о том, что Альвары часто пишут Имя "Naranan", а не Имя "Narayana". И Имя "Kannan" вместо Имени "Кришна".
Сейчас, кстати, с подачи недалёких и глупых востоковедов, бытует мнение о том, что Альвары посвящали свои Гимны только "Каннану" (т.е. Кришне), но подобное утверждение не просто находится очень далеко от истины, а является мега-заблуждением, так как Альвары всегда обращаются к полному спектру Имён Господа Шри Вишну: от Ачьюты до Тиру-Наранан, всегда подчёркивая важность поклонения Бхагавану Шри Нараяне, Господу Шри Венкатешваре и Божествам 108 Дивья-Деш Шри Рамануджа-Сампрадаи.
Так что миф о "Каннане" и Кришна-Бхакти в произведениях Альваров - это именно глупый и очень вредный миф, сфабрикованный недалёкими людьми, которые не имеют никакого посвящения в Традицию Шри Рамануджа-Сампрадаи.
Если же вернуться к стиху 2.7.12, то общее значение стиха следующее:
"Шива и Брахма пытаются постичь деяния Господа Шри Дамодара-Кришны, который в один миг уничтожает (съедает, поглощает) миллиарды миров, но не могут постичь причину Божественных деяний по той причине, что оба они - Шива и Брахма - слишком полагаются на собственные усилия в садхане, а потому не являются истинными прапаннами.
Прапанны же прекрасно знают о том, что Господь Кришна-Дамодара полностью открывается лишь тем, кто полностью осознаёт свою беспомощность, полагаясь лишь на Ануграху (Милость) Бхагавана Шри Вишну, и потому прапанны полностью концентрируют внимание на Прапатти, не пытаясь постичь Господа с помощью садханы.
Именно подобные прапанны знают всё о Господе Шри Дамодара-Кришне".
Данный перевод стиха основан на объяснениях Шри Нампиллая - одного из ключевых Ачарьев Шри Рамануджа-Сампрадаи, а Шри Нампиллай в своих объяснениях подчёркивает следующие факты.
ФАКТ-01. Кришна позволил матери Яшоде связать Себя, а это значит, что Кришна полностью доверяется лишь тем, кто Ему по-настоящему близок и дорог.
ФАКТ-02. В "Чхандогья-Упанишаде" говорится: सदेव सोम्येदमग्र आसीदेकमेवाद्वितीयम् - sadeva somyedamagra āsīdekamevādvitīyam - "Кто мог пить сому перед Творением, когда ещё никого не существовало, кроме Бхагавана Шри Нараяны?".
Это означает, что ни Шивы, ни Брахмы не существовало перед Творением, а стало быть, им обоим нет смысла тратить усилия на то, чтобы постичь то, как Бхагаван Шри Нараяна становится упадана-караной, нимитта-караной и сахакарика-караной всего Творения. Таково простое объяснение с точки зрения Веданты и Упанишад.
ФАКТ-03. Бхагаван Шри Нараяна по-настоящему открывается лишь тем, кому Он хочет открыться, т.е. доверие Бхагавана Шри Нараяны кому-либо зависит от желаний Самого Господа Шри Нараяны, а не от желаний какого-нибудь бхакты, который хочет "заарканить/связать" Бхагавана Шри Нараяну (или Шри Кришна-Дамодару, например) с помощью интенсивной садханы.
Шри Нампиллай не приводит отдельного прамана для факта-03, так как данная идея очевидна для всех Шри вайшнавов и Шри вайшнави, но, на всякий случай, я приведу здесь классику из Вайшнава-Пуран от себя лично:
त्वमेवाराधितो येन प्रसादसुमुखः प्रभो। स एव केवलं देवं वेत्ति त्वां नेतरो जनः॥ ३०.३०॥
tvamevārādhito yena prasādasumukhaḥ prabho।
sa eva kevalaṃ devaṃ vetti tvāṃ netaro janaḥ॥ 30.30॥
"Шри Вамана-Пурана", 30.30: "О Бхагаван Шри Вишну, полностью узнают Тебя лишь те, кого Ты решил одарить Своей Милостью [prasāda su mukhaḥ], а не те, кто следуют различным системам поклонения".
При объяснении стиха 2.7.12, который мы рассмотрели выше, также важно помнить о стихе 2.7.11, который говорит о Господе Шри Венкатешваре (Шри БалаДжи).
Стих 2.7.11 особенно важен по той причине, что именно из слова "eRparan" ("полностью концентрируйся лишь на...") данного стиха Шри Нампиллай выводит необходимость концентрации только на Прапатти. Стих 2.7.11 звучит следующим образом (смотрите скриншот ниже, а также на box и koofr):
Как мы видим, данный стих посвящён Господу Шри Венкатешваре и, таким образом, мы подошли к идее, о которой я уже говорила выше: Альвары никогда не пишут просто о Кришне, так как рядом с любой идеей, например, о Кришна-Аватаре или Рама-Аватаре, у Альваров всегда можно найти идею поклонения Бхагавану Шри Нараяне (как Источнику всех Аватар) и Господу Шри Венкатешваре (как одному из Главных Ишта-Деватов Шри Рамануджа-Сампрадаи)!
P.S. Если вас интересуют комментарии Шри Нампиллая и других Ачарьев к "Шри Тируваймоли" Шри НаммАльвара, то смотрите издание на koyil.org - http://divyaprabandham.koyil.org/index.php/2015/11/thiruvaimozhi-2nd-centum/