"Сарвамула-Патрика" (один из журналов Шри Мадхва-Сампрадаи) недавно опубликовали отличную статью Харипрасада Неллитиртхи о вайшнава-дикше в контексте "Шри Вишну-Рахасьи" - https://www.sarvamoolapatrika.com/2021/01/deeksha/
Если вы изучали Грантхи Шри МадхвАчарьи, то, скорее всего, обратили внимание на то, что Шри МадхвАчарья часто цитирует "Шри Вишну-Рахасью" в своих произведениях - теме вайшнава-дикши посвящена 7-ая Глава данной Рахасья-Грантхи.
Харипрасад Неллитиртха отмечает следующее: "This book is an encyclopedia on matters related to Shrutis and Smritis and specifically on Vishnu bhakti and aradhana" - "Эта книга ['Шри Вишну-Рахасья'] является энциклопедией по различным темам из Шрути и Смрити и особенно по таким вопросам как Вишну-Бхакти и Вишну-Арадхана".
Вайшнава-дикшу Харипрасад Неллитиртха определяет следующим образом: "the process of obtaining eligibility to worship Mahavishnu using the Smritis and Tantras is known as ‘deeksha’" - "Процесс обретения квалификации для поклонения Господу Шри МахаВишну в соответствии с правилами Смрити и Тантр называется 'дикшей'", а также цитирует один из стихов 7-ой Главы "Шри Вишну-Рахасьи", который звучит следующим образом:
upanītāḥ dvijāḥ sarve vedeṣvadhikṛtāḥ matāḥ |
tantreṣu dīkṣitā eva procyante hyadhikāriṇaḥ ||
Перевод: "Говорится, что те дваждырожденные, которые прошли через Упанаяна-самскару, становятся квалифицированными для изучения Вед. С другой стороны, для Тантрической квалификации (т.е. для проведения пудж в соответствии с правилами Вайшнава-Панчаратры и Смрити) требуется специальная дикша".
В "Шри Вишну-Рахасье" вайшнава-дикша разделена на 2 типа: 1. Бахья (внешняя) и 2. Антара (внутренняя).
Для людей с очень слабой Гьяной предназначена бахья-дикша, тогда как вайшнавы, наделённые зрелой и мощной Вишну-Гьяной, должны обязательно следовать 2 видам дикши: бахья и антаре.
В "Шри Вишну-Рахасье" можно найти следующее определение антара-дикши:
ayaṃ sarveṣṭadātā me sarvāniṣṭanivārakāḥ |
sarvotkruṣṭoyamevaikastadīyohaṃ sa me patiḥ |
itijñānaṃ niścitaṃ yat sā dīkṣābhyantarā matā ||
Перевод: "Твёрдая вера/знание в то/о том, что:
■лишь Бхагаван Шри Вишну дарует все плоды кармы и всё то, что происходит со мной в жизни;■лишь Бхагаван Шри Вишну способен избавить меня ото всех страданий;■лишь Бхагаван Шри Вишну является Верховным Господом и нет никого выше (или равного) Господу Шри Вишну;■ я являюсь вечным слугой Бхагавана Шри Вишну и■ лишь Бхагаван Шри Вишну является моим Повелителем -всё это составляет антара-дикшу".
Определение бахья-дикши в "Шри Вишну-Рахасье" звучит следующим образом:
nāmacihnādinā dehe vahninā vā mrudāṅkanam |
sā bāhyā procyate dīkṣā hyajñānāṃ jñāninānapi |
śiśavaḥ paśavonnāni pātrāṇyābharaṇāni ca ||
Перевод: "К бахья-дикше относятся украшение тела Именами и Символами (такими как Шри Сударшана-Чакра) Господа Шри Вишну, ношение тапта-мудры и тилаков, а также общее самоосознание себя как вайшнава".
На первый взгляд, бахья-дикша кажется упрощённым видом дикши "для слабачков", но в "Шри Вишну-Рахасье" специально оговаривается следующее:
taptacakraṃ bhuje yasya viprāderyasya kasya vā |
viṣṇoreva hi sā mūrtirnāvamanyeta karhicit ||
Перевод: "Вайшнав, который прошёл через ритуал 'тапта-мудра' ('тапта-чакра', т.е. обряд выжигания Символов Бхагавана Шри Вишну на теле) становится подобен Вишну-Мурти, независимо от того является он брахманом или кем-то ещё (т.е. независимо от статуса в варнашраме). Такого вайшнава ни в коем случае нельзя оскорблять, так как любое оскорбление подобного вайшнава засчитывается как оскорбление Самого Бхагавана Шри Вишну!".
Очень рекомендую ознакомиться с полным текстом статьи Харипрасад Неллитиртхи - напомню, что статью можно найти здесь - https://www.sarvamoolapatrika.com/2021/01/deeksha/
Если вас заинтересует ритуал тапта-мудры, который упоминается в статье Харипрасад Неллитиртхи, то смотрите также мою детальную статью, посвященную данному ритуалу - Панча-Самскара, обряды выжигания в Шри Рамануджа и Шри Мадхва Сампрадаях, обнуление Бхакти без "тапта-мудры"...