понедельник, 22 апреля 2019 г.

Чайтанья в Ориссе, Навадвипа против Вриндавана, Шунья-Голока и Бхакти для пролетариата...

Вчера у меня среди старых сканов нашлось очень обширное исследование (500 с лишним страниц) на тему Шри Джаганнатхи в Ориссе - называется "The Cult of Jagannath and the regional tradion of Orissa" by Anncharlott Eschmann, Hermann Kulke and Gaya Charan Tripathi, 1986 - его легко узнать по
красной обложке (смотрите ниже).

Мне до этого попадались откровеннно плохие исследования про Шри Джаганнатху, поэтому отношение к исследованию было заведомо негативным, но уже первые страницы превзошли все мои лучшие ожидания!!! Исследование очень грамотно написано + содержит очень много отсылок именно к Тантрической составляющей поклонения Шри Джаганнатхе, например, на уровне "Шри Шарада-Тилаки-Тантры". 

В общем, у меня даже возникла идея сделать перевод отдельных глав, настолько они блестяще написаны - например, глава о Шри Джаганнатхе в "Шри Крама-Дипике" Шри Кешава Кашмири Ачарьи (Шри Кешава Кашмири - один из ключевых Ачарьев Шри Нимбарка-Вайшнава-Сампрадаи). 

Одна из глав в исследовании была написана P. Mukherjee, называется "Chaitanya in Orissa". В данной главе P. Mukherjee делает очень интересные наблюдения. 

Аватарность (Навадвипа против Вриндавана). Например о том, что, изначально в Гаудия-сампрадае не существует единого мнения по поводу аватарности Чайтаньи. В 16 веке Кавикарнапура и Вриндавана Дас описывали Чайтанью как Аватару Кришны из Навадвипы, но Рупа Госвами и Санатана Госвами считали Чайтанью Аватарой Шри Радха-Кришны из Вриндавана с большим акцентом на Шри Радха-Бхаву. 

Смотрите цитату P. Mukherjee ниже (либо на #plurk, #box):


Шунья-Кришна и Голока. Ещё одно интересное наблюдение - по поводу Шуньи и Голоки. Концепция Шунья-Голоки и Шунья-Кришны - это идея не из Буддизма, а именно из эклектичного Вайшнавизма Ориссы. Смотрите цитату P. Mukherjee ниже (либо на #plurk, #box):


Брахманы против Чайтанья-сампрадаи. P.Mukherjee также указывает на традиционное противостояние между брахманами и чайтанитами: брахманы изначально терпеть не могли движение Чайтаньи, указывая на то, что это движение шудр. Смотрите цитату P. Mukherjee ниже (либо на #plurk, #box):


Кришнаизм в Ориссе до Чайтаньи. P. Mukherjee также пишет о том, что до прихода Чайтаньи поклонение Шри Кришне и особенно Его эротические игры с Гопиками были очень известны в Ориссе, так как "Шри Бхагавата-Пурана" уже была переведена на язык Oriya и даже существовала так называемая "Абхинава-Гита-Говинда" ("близнец" "Гита-Говинды" Джаядевы). 

Тем не менее, реально массовым культ Шри Радха-Кришна стал только в начале 17 века. Смотрите цитату P. Mukherjee ниже (либо на #plurk, #box):


Бхакти для пролетариата. Далее, развивая тему Бхакти для масс, P. Mukherjee совершенно правильно отмечает, что в Ориссе движение Чайтаньи ждала довольно-таки печальная участь: культ Чайтаньи и Шри Радха-Кришны приняли лишь народные массы в прибрежных районах. 

Более высшими классами культ был отторгнут (особенно данный культ невзлюбили брахманы) и, как результат, движение Чайтаньи стало "пролетарско-колхозным" по своему характеру. Смотрите цитату P. Mukherjee ниже (либо на #plurk, #box):

Вайшьи, небрахманический адхикар и низшие касты. В итоге культ Чайтаньи распространился в первую среди вайшьей и среди священников без брахманического адхикара. И даже среди низших каст - например, среди таких низших каст как Кандры и Пано. Смотрите цитату P. Mukherjee ниже (либо на #plurk, #box): 


Скан исследования, которое цитировалось выше, можно скачать по 4 следующим ссылкам, очень рекомендую, особенно если вы интересуетесь Культом Шри Джаганнатхи в Ориссе:


Статья by Vishnudut1926, 
Москва, Апрель 2019