среда, 7 ноября 2018 г.

Панчаратра Шри МадхвАчарьи VS. Панчаятана Шанкарачарьи, Шивалли-брахманы и красно-чёрные Тилаки...

В продолжение темы о Панчаятане [из прошлого поста о Карттике] небольшой отрывок из монументального исследования "THE SRI KRSNA TEMPLE AT UDUPI" by B.N. Hebbar (#ссылка на pdf-скан). В данном отрывке Б.Н. Хеббар рассказывает о том, как ОМ ВишнуПад Шри МадхвАчарья избавлялся от Панчаятаны, которую Шанкарачарья и его ученики распространили по всей Карнатаке словно вирус. 

У Б.Н. Хеббара в тексте часто упоминается термин "Бхагавата-Сампрадая". Иногда под этим термином понимают различные Бхакти-Сампрадаи, которые следуют "Шри Бхагавата-Пуране", но у Б.Н. Хеббара данный термин используется в гораздо более зловещем смысле, так как Б.Н. Хеббар относит к Бхагавата-Сампрадае различных маявади-Вайшнавов (существуют и такие!), которые считают Бхагавана Шри Вишну лишь Сагуна-Брахманом, а "Бхагавата-Пурану" толкуют только в маявадском ключе!

В тексте также
упоминаются Шивалли-брахманы. Шивалли-брахманы - это брахманы, среди которых был рождён ОМ ВишнуПад Шри МадхвАчарья. 

Также Б.Н. Хеббар использует термин "Смарта-Бхагавата-Сампрадая" - это как раз классические смарта-брахманы (маявади), следующие Шанкарачарье и Панчаятане. 

Чтобы не запутаться, можно обращаться к данной таблице (таблицу также можно найти на dropbox и flickr):


Б.Н. Хеббар, "Храм Шри Кришны в Удупи", стр. 23-26: "Сейчас уже трудно сказать в какой именно исторический момент Шивалли-брахманы оказались под влиянием так называемой Бхагавата-Сампрадаи. По всей видимости, Бхагавата-Сампрадая была очень сильно распространена среди Шивалли-брахманов задолго до появления Шанкарачарьи на индийской религиозной сцене.

Так или иначе, проповедническая деятельность Шанкарачарьи была подобна мощным порывам шторма, которые основательно встряхнули угасающую Хинду-Дхарму и Шивалли-брахманы, которые уже были знакомы с маявадой Бхагавата-Сампрадаи, почти без всякого сопротивления приняли Адвайта-Веданту как ключевую философию. Более того, они очень быстро ассимилировали систему Смарта-Панчаятаны, которую очень активно продвигал Шанкарачарья в качестве основной системы поклонения.***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): Панчаятана - это система поклонения 5 деватам сразу (Вишну, Шива, Деви, Ганеша, Сурья), распространённая среди смарта-брахманов (маявади). Смотрите опровержение Панчаятаны в #отдельном посте
Маявада Шанкарачарьи получила очень мощную поддержку среди Шивалли-брахманов в силу того, что Хастамалака - один из 4 главных учеников Шри Шанкарачарьи - происходил из семьи Шивалли-брахманов.

В 68-ой главе "Шанкара-Виджайи" (официальной биографии Шанкарачарьи) Ананта-Ананда-Гири рассказывает о том, что Шанкарaчарья настаивал на том, чтобы Хастамалака проповедовал Адвайта-брахма-ваду (Адвайта-Веданту, маяваду) и Смарта-Панчаятану именно в регионе Тулунад среди Шивалли-брахманов.

Хастамалака строго следовал указаниям Шанкарачарьи и именно Хастамалака установил Мурти Шри Вену-Гопала в Ади-Удупи. Более того, Хастамалака перевёл все Матхи Тулунада на систему Смарта-Панчаятаны.

Шри Вену-Гопала в Ади-Удупи и по сей день считается одним из самых ранних Кришна-Мурти во всём регионе. Позже Божество Шри Вену-Гопала перешло к семье Кунджиттая, а они в свою очередь передали Мурти Шри Вену-Гопала Вайшнавам из Мадхва-Сампрадаи.

На данный момент Божество Шри Вену-Гопала находится в северо-восточной части sanctum sanctorum Храма Шри Кришны в Удупи.

В дальнейшем Хастамалака заручился поддержкой Прабхакары Бхаттачарьи (предполагается, что Прабхакара Бхаттачарья был автором "ГрамаПаддхати") и они уже вдвоём продолжили распространение Смарта-Панчаятаны в Тулунаде.

В итоге многие Матхи стали относиться к так называемой Смарта-Бхагавата-Сампрадае: они проповедовали Адвайту в качестве философии и следовали маявадской Панчаятане во всех религиозных ритуалах.

По идее все эти Матхи должны были попасть под духовную юрисдикцию Шрингери-Матха, но по факту они оказались в юрисдикции Дварака-Матха.***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): Шрингери-Матх - это главный Матх маявади-брахманов во все времена: в прошлом, настоящем и будущем. 
В 18 веке подвергся очень жестокому и кровавому нападению Типу Султана - одной из самой противоречивых и вызывающих раздоры фигур в истории Индии. 
По неизвестной причине, при всех своих очень жестоких набегах на Хинду-Храмы почти во всей Керале, Типу Султан не только никогда не трогал Храм Шри РангаНатхи (один из Главных Храмов Шри Рамануджа-Сампрадаи), но также делал Храму Шри РангаНатхи очень щедрые пожертвования.
Этот факт и по сей день вызывает сильнейшую обиду у всех смарта-брахманов и некоторые из них даже доходят до заявлений о том, что Типу Султан якобы отсиживался у Шри РангаНатхи и Вайшнавов во время отдыха от набегов на матхи смарта-брахманов.

Это, кстати, одна из тем, которую всегда лучше обходить очень, очень далёкой стороной при общении с Хинду - она очень взрывоопасна как в политическом, так и религиозном смысле. При этом данную историю часто обсуждают, есть даже #соответствующий thread в индийском сегменте quora
Дварака-Матх (Дваракадиш-Матх, Калика-Матх) - это один 4 главных Матхов маявади-брахманов. Основан Шанкарачарьей, находится в Двараке" [окончание примечания переводчика].
Санньяси, которые управляли Панчаятана-матхами Парашурама-Кшетры (Махараштра-Гоа-Карнатака), принадлежали к таким группам экаданди-санньяси как "Тиртха" и "Ашрама". Все подобные санньяси были связаны именно с Дварака-матхом.

В итоге, вся Парашурама-Кшетра оказалась под юрисдикцией именно Дварака-Матха, а не Шрингери-Матха.

Например, если посмотреть на историю Ананта-Матха в Удупи, то изначально Ананта-Матх следовал Смарта-Панчаятане, а управляли данным Матхом санньяси-адвайтины с титулом "Тиртха". Ананта-Матх принадлежал к такому мощнейщему духовному и культурному центру Шивалли-брахманов как Храм Анантешвары в Удупи.

Именно Ананта-Матх стал первым Матхом, который ОМ ВишнуПад Шри МадхвАчарья перевёл с маявадской Смарта-Панчаятаны на Вайшнавскую систему поклонения, основанную на "Шри Тантра-Сара-Санграхе".***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): "Шри Тантра-Сара-Санграха" также известная как "Тантрасара" - это система поклонения, которую ОМ ВишнуПад Шри МадхвАчарья лично разработал на основании различных указаний из Вед и "Шри ПанчаРатры" (т.е. Вайшнава-Агам и Вайшнава-Тантр).
Подобное превращение Ананта-Матха не в последнюю очередь стало возможным благодаря тому, что Шри Пурушоттама Тиртха (глава Ананта-Матха, также известный как Ачьютапрекша-Ачарья) был настолько впечатлён гением ОМ ВишнуПад Шри МадхвАчарьи, что бесповоротно решил порвать все связи как с Адвайта-Ведантой, так и с маявадской Панчаятаной.

Таким образом, Ананта-Матх прекратил своё существование как религиозный институт Адвайта-Веданты и был превращён в одну из цитаделей Двайта-Веданты и Брахма-Вайшнава-Сампрадаи (т.е. Шри Мадхва-Сампрадаи).
В 1278 году, в качестве символа окончательной победы над Панчаятаной, ОМ ВишнуПад Шри МадхвАчарья установил Мурти Шри Кришны в Ананта-Матхе. Впоследствии данный Матх стал известен именно как Шри Кришна Матх в Удупи.
В настоящее время в Тулунаде существует только 2 Матха, которые следуют Смарта-Панчаятане: 1. Балакудру Матх в Удупи (Карнатака) и 2. Эданир Матх в Касаргод (Керала).

Балакудру Матх считается одним из самых старейших Матхов Тулунада, в котором до сих пор придерживаются системы Смарта-Бхагавата. По неизвестным причинам этот Матх избежал переформирования в Вайшнава-Матх во времена ОМ ВишнуПад Шри МадхвАчарьи. Балакудру Матх остаётся своеобразным центром для тех немногих Шивалли-брахманов, которые следуют Смарта-Бхагавата-Сампрадае.

Последователей Шри Мадхва-Вайшнава-Сампрадаи и Смарта-бхагаватов очень легко спутать. Обе группы разговаривают на брахманическом Тулу, относятся к Шивалли-брахманам, а также носят гопичанданы и Туласи-кантхималы. Иностранец, слабо знакомый с местной культурой, может легко ошибиться, перепутав представителя Шри Мадхва-Вайшнава-Сампрадаи с маявади из Смарта-Бхагавата-Сампрадаи.

Для того, чтобы избежать подобной ошибки, укажем на основные отличия:

ОТЛИЧИЕ 01. Представители Шри Мадхва-Вайшнава-Сампрадаи всегда носят панчамудру, ангару и акшату. Смарта-бхагаваты носят только акшату.***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): Ангара - это чёрная вертикальная линия, которая носится на лбу и делается с помощью ароматного пепла/угля, остающегося после подношений Бхагавану Шри Вишну. Смотрите картинку слева.
Акшата - это красная точка, которая также носится на лбу и делается из пепла цветка бананового дерева, смешанного с куркумой. 
Акшата в сочетании с ангарой символизирует Палицу (गदा - gadA) Бхагавана Шри Вишну, а также является Обителью Вайю.  
Панчамудра - это 5 Мудр, которые наносятся на тело в сложном порядке: 1. Чакра-Мудра (20 отметок) 2. Шанкха-Мудра (9 отметок) 3. Гада-Мудра (6 отметок) 4. Падма-Мудра (6 отметок) 5. Нараяна-Мудра.
ОТЛИЧИЕ 02. Вайшнавы из Шри Мадхва-Сампрадаи поклоняются Вайю в соответствии с ритуалами, установленными в Вайшнава-Агамах и "Шри Тантра-Сара-Санграхе" ОМ ВишнуПад Шри МадхвАчарьи, тогда как представители Бхагавата-Сампрадаи вообще не поклоняются Вайю.

ОТЛИЧИЕ 03. Представители Шри Мадхва-Сампрадаи открыто выступают против Адвайта-Веданты и маявады как на философском, так и на религиозно-ритуальном  уровнях (полностью отвергают Панчаятану).

Представители Бхагавата-Сампрадаи, наоборот, являются рьяными адвайтинами (маявади) и следуют Панчаятане.

ОТЛИЧИЕ 04. Вайшнавы из Шри Мадхва-Сампрадаи считают Бхагавана Шри Вишну ПараБрахманом.

Для представителей Бхагавата-сампрадаи Бхагаван Шри Вишну является всего лишь Сагуна-Брахманом, а место ПараБрахмана занимает Ниргуна-Брахман (Ниракара-Брахман, Нирвишеша-Брахман). Проще говоря, представители Бхагавата-Сампрадаи являются типичными маявади.

Несмотря на столь радикальные различия, оба направления (и Вайшнавы из Шри Мадхва-Сампрадаи и адвайтины из Бхагавата-сампрадаи) одинаково уважительно относятся к заповедям "Шри Бхагавата-Пураны", а также занимаются проповедью Бхакти-Марга!***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): Адвайтины (и не только из Бхагавата-Сампрадаи) очень часто проповедуют в Бхакти-стиле, но для них Бхакти - это всего лишь один из путей, ведущих к Ниракара-Брахману и безличному Мукти. 
Более того, у адвайтинов (маявади) Бхакти всегда вписано в систему Крама-Мукти, т.е. они признают Бхакти, но как своеобразную систему для самых отсталых, которая (в отличие от Гьяна-Йоги) ведёт к Мукти очень медленно и постепенно.

Перевод с английского и примечания 
by Vishnudut1926, Москва, Ноябрь 2018

Перевод (вольный) сделан со следующего издания (страницы 23-26) -