суббота, 27 октября 2018 г.

КАРТТИКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ: опровержение маявадской Панчаятаны, опровержение тамасичных историй про одноглазого Бхагавана Шри Вишну и "смертную" Шри Сатьябхаму-Деви, а также 3 типа Карттика-Враты...

ДАННАЯ СТАТЬЯ ОБЪЯСНЯЕТ КАРТТИКА-ВРАТУ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ШРИ РАМАНУДЖА-САМПРАДАИ.

Вопрос: "В этом году я собираюсь соблюдать различные Карттика-враты на основании правил из "Шри Сканда-Пураны" и "Шри Падма-Пураны". Я нашёл английские переводы "Шри Сканда-Пураны" и "Шри Падма-Пураны" от Motilal Banasirdass и начал изучать Карттика-Махатмьи из данных Пуран. 

Изучение повергло меня в шок, потому что "Шри Сканда-Пурана" и "Шри Падма-Пурана" буквально испещрены очень мелкими правилами, которые обычному российскому человеку ни за что не выполнить.

Более того, "Шри Сканда-Пурана" прямым текстом предписывает Панчаятану в Карттику. Я всегда считал, что Панчаятана (маявадская практика поклонения 5 деватам сразу - Вишну, Шиве, Деви, Ганеше, Сурье - ей следуют смарта-брахманы) порицается всеми Вайшнава-Ачарьями. Как объяснить то, что не просто "Шри Сканда-Пурана", а именно Вайшнава-Кханда "Шри Сканда-Пураны" содержит прямые указания совершать Панчаятану в Карттику?".

Ответ by Vishnudut1926: "Шри Сканда-Пурана" относится к Тамасика Пуранам, а все Тамасика Пураны
заражены так называемыми "мохана"-праманами, то есть праманами, которые должны вводить асуров в иллюзию (на Санскрите मोहन - mohana - "ввергающий в иллюзию, помрачающий рассудок").

По этой причине, любому стиху/отрывку из "Шри Сканда-Пураны" можно доверять лишь в том случае, если подобный стих/отрывок подтверждается Праманами из трёх главных Саттвика-Вайшнава Пуран: "Шри Вишну-Пураны", "Шри Бхагавата-Пураны" и "Шри Гаруда-Пураны".

Данное правило базируется на Прамане из "Шри Гаруда-Пураны", Мокша-Кханды, 1.42 - कलौ युगे सर्व पुराणमध्ये त्रीण्येव मुख्यानि हरिप्रियाणि - kalau yuge sarva purANamadhye trINyeva mukhyAni haripriyANi - "В Кали-Югу лишь 3 Пураны милы сердцу Бхагавана Шри Хари и достойны доверия: "Шри Вишну-Пурана", "Шри Бхагавата-Пурана" и "Шри Гаруда-Пурана".

Существует также дополнительное под-правило, которое прибавляет к 3 вышеуказанным Пуранам "Шри Вишну-Дхармоттара-Пурану" - विष्णुधर्मोतरं चैव तन्त्रं भागवतं तथा - viShNudharmotaraM chaiva tantraM bhAgavataM tathA - "Шри Вишну-Дхармоттара-Пуране" можно доверять также, как и самой "Шри Вишну-Пуране" - так говорится в "Шри Гаруда-Пуране", Мокша-Кханде, 1.57.

Вооружившись данным знанием, можно спокойно опровергать маявадские отрывки из "Шри Сканда-Пураны", именно это мы сейчас и сделаем.

Тамасичная, маявадская Панчаятана, которую иногда также называют Панча-упасаной, упоминается в стихе 3.16 Карттика-Махатьми из "Шри Сканда-Пураны" в английском издании Motilal Banasirdass. В изданиях на Санскрите - это также стих 3.16, звучит он вот так:

भास्कर उवाच अहं विष्णुश्च शर्वश्चदेवीविघ्नेश्वरस्तथा एकोऽहं पञ्चधाजातोनट्येसूत्रधरो यथ - bhAskara uvAcha ahaM viShNushcha sharvashchadevIvighneshvarastathA eko.ahaM pa~nchadhAjAtonaTyesUtradharo yatha - Бхаскара (Сурья-девата) сказал: "В Карттику нужно поклоняться мне (Сурье), Вишну, Шарве (Шиве), Деви и Ганеше. В действительности, Я - Один, но, подобно актёру, играющему на сцене, я принимаю данные 5 форм".

Итак, перед нами типичный маявадский стих с демонической околесицей, в которой Бхагаван Шри Вишну вроде бы как есть, но на самом деле, поставлен на один уровень с деватами.

Теперь опровергнем данную маяваду с помощью Праманов из Саттвика-Вайшнава-Пуран и Вед:

1. "Шри Гаруда-Пурана", Мокша-Кханда, 1.18 - नास्ति नारायणसमं न भूतं न भविष्यति एतेन सत्यवाक्येन सर्वार्थान्साधयाम्यहम् - nAsti nArAyaNasamaM na bhUtaM na bhaviShyati etena satyavAkyena sarvArthAnsAdhayAmyaham - "Бхагаван Шри Нараяна - ПараБрахман, а потому никогда не существовало и не будет существовать девата, который мог бы сравниться с Бхагаваном Шри Нараяной".

2. "Шри Вишну-Пурана", 2.7.40 - स च विष्णुः परं ब्रह्म - sa cha viShNuH paraM brahma - "Лишь Бхагаван Шри Вишну является ПараБрахманом".

3. "Шри МахаНараяна-Упанишада" из Яджур-Веды, 9.4 - नारायणः परं ब्रह्म तत्त्वं नारायणः परः - nArAyaNaH paraM brahma tattvaM nArAyaNaH paraH - "Бхагаван Шри Нараяна является ПараБрахманом".

4. "Шри Бхагавата-Пурана", 2.5.15-16 - नारायणपरा वेदा देवा नारायणाङ्गजाः नारायणपरा लोका नारायणपरा मखाः नारायणपरो योगो नारायणपरं तपः नारायणपरं ज्ञानं नारायणपरा गतिः - nArAyaNaparA vedA devA nArAyaNA~NgajAH nArAyaNaparA lokA nArAyaNaparA makhAH nArAyaNaparo yogo nArAyaNaparaM tapaH nArAyaNaparaM j~nAnaM nArAyaNaparA gatiH
"Все Веды воспевают лишь Бхагавана Шри Нараяну. Все существующие девы (деваты) и Аватары исходят лишь из Бхагавана Шри Нараяны". [смотрите красивейший Санскритский строй данного стиха для его лучшего понимания]
5. ОМ ВишнуПад Шри Рамануджа-Ачарья, указания из вступления к Главе 7 "Шри Бхагавад-Гиты" - नारायणस्य प्राप्त्युपायभूतं तदुपासनं - nArAyaNasya prAptyupAyabhUtaM tadupAsanaM - "Упасана должна быть посвящена только Бхагавану Шри Нараяне".

6. "Шри Бхагавад-Гита", 9.25 - यान्ति देवव्रता देवान्पितॄन्यान्ति - yAnti devavratA devAnpitR^InyAnti - "Те, кто следуют различным дева-вратам, всего лишь попадают на различные дева-локи, но никогда не достигают Меня (Бхагавана Шри Кришны)".
Последний Праман особенно важен в свете того, что мы говорим о Карттика-Врате. Обратите внимание на выражение "devavratA" в стихе 9.25 "Шри Бхагавад-Гиты", в данном стихе Бхагаван Шри Кришна на самом деле опровергает любое поклонение деватам и любые враты, посвященные деватам.
Таким образом, те, кто поклоняются различным девам (деватам) всего лишь обретают различные дева-локи в пределах сансары. Например, поклонение Сурье приводит на Сурья-локу, поклонение Шиве - на Шива-локу и т.д.

"Шри Бхагавад-Гита" - это Вайшнава-Шастра очень начального уровня, поэтому подтвердим слова Шри Кришна-Аватары ещё двумя Праманами из Вайшнава-Шастр продвинутого уровня:

"Шри Вишну-Пурана", 1.4.18 - वासुदेवम् अनाराध्य को मोक्षं समवाप्स्यति - vAsudevam anArAdhya ko mokShaM samavApsyati - "Мукти полностью невозможно для тех, кто не поклоняется Бхагавану Шри Васудеве (Бхагавану Шри МахаНараяне)".

"Шри Гаруда-Пурана", Мокша-Кханда, 1.36 - ये वैष्णवा वैष्ण वदासभृत्याः सर्वेपि ते सर्वदा विष्णुमेव - ye vaiShNavA vaiShNa vadAsabhRRityAH sarvepi te sarvadA viShNumeva - "Настоящий Вайшнав поклоняется только Бхагавану Шри Вишну и никогда не смотрит на других деватов".

Таким образом, Панчаятана полностью запрещена в Вайшнавизме и опровергается абсолютно во всех Вайшнава-Шастрах".

Вопрос: "Я всё понял, но есть дополнительный вопрос - чисто из любопытства. Что если я поклоняюсь Бхагавану Шри Нараяне (Шри Вишну, Шри Кришне), но при этом дополнительно поклоняюсь другим деватам?

То есть, например, поклоняюсь по следующей схеме - "Кришна + Шива" или "Вишну + Сурья + Ганеша". При подобном поклонении я попаду на дева-локи или всё-таки Бхагаван Шри Нараяна (Бхагаван Шри Кришна) заберёт меня именно на Шри Вайкунтху или Шри Голоку?".

Ответ by Vishnudut1926: "В терминах Шри Рамануджа-Сампрадаи подобное кривое поклонение будет называться "девата-антара-самбандха" (devatantara sambandha), т.е. в переводе на русский язык "связь (самбандха) с дополнительным и ненужным деватом". Девата-антара-самбандха считается одним из самых главнейших и злейших препятствий на пути к Бхагавану Шри Нараяне.

Шри Веданта Десика (Основатель Северной Ветви Шри Рамануджа-Сампрадаи известной как "Вадакалай") обсуждает данный вопрос в #"Шри Рахасья-Трая-Саре"# и рассказывает о том, что в таком случае Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагаван Шри Нараяна в течение одной жизни искоренят в бхакте (прапанне) желание поклоняться другим деватам. 

Для понимания данной Сиддханты очень рекомендуется изучение Сутры 15 "Шри Рахасья-Ратнавали-Хридаям" Шри Веданта Десики МахАчарьи - http://vishnudut1926.blogspot.com/2017/09/rrh15.html

Напомню, что в Шри Рамануджа-Сампрадае следуют идее Мукти за одну жизнь и идее всесторонней и любящей помощи со стороны Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагавана Шри Нараяны, т.е. Шри МахаЛакшми и Нараяна ни в коем случае не бросят дживу, а просто мягко исправят отклоняющееся от Вайшнавизма поведение.

Существуют также классические стихи из "Шри Вишну-Пураны", которые говорят, что:

हृदि यदि भगवान् अनादिर् आस्ते हरिर् - hRRidi yadi bhagavAn anAdir Aste harir - "В сердце настоящего Вайшнава есть место лишь для одного Господа Шри Хари" ("Шри Вишну-Пурана", 3.7.27) и

विष्णुर् एकः परायणः - viShNur ekaH parAyaNaH - "Настоящий Вайшнав - это тот, кто предан только Бхагавану Шри Вишну (является Вишну-Параяной)" - так говорится в "Шри Вишну-Пуране", 1.17.70

Вопрос: "Спасибо за объяснения. Теперь ещё один вопрос по злополучной Карттика-Махатмье из "Шри Сканда-Пураны". 

Одна из глав рассказывает совершенно дикую историю о том, что Шримати Сатьябхама-Деви якобы была обычной смертной, т.е. обычным человеком в прошлой жизни, хотя мы все прекрасно знаем, что Шримати Сатьябхама-Деви является бессмертной Аватарой Шримати МахаЛакшми-Деви! Как объяснить подобную нелепую историю про якобы "смертную" Шримати Сатьябхаму-Деви?"

Ответ by Vishnudut1926: "История про "смертную" Шри Сатьябхаму - это также "мохана", т.е. отрывок для ввержения демонов в заблуждение и иллюзию. Шримати Сатьябхама-Деви является бессмертной Аватарой Шримати МахаЛакшми-Деви, подтвердим данную Сиддханту классическими Праманами.

Кстати, для понимания данной Сиддханты очень полезно знать Главу под названием "Аватары Шримати МахаЛакшми-Деви" из Мокша-Кханды "Шри Гаруда-Пураны", поэтому сначала процитирую Праман именно из данной Главы:

1. "Шри Гаруда-Пурана", Мокша-Кханда, 16.1-13 - महालक्ष्म्याः स्वरूपं च अवतारान्खगेश्वर...रुक्मिणीसत्यभामा च भार्ये कृष्णस्य कीर्तिते - mahAlakShmyAH svarUpaM cha avatArAnkhageshvara...rukmiNIsatyabhAmA cha bhArye kRRiShNasya kIrtite - "Шримати Рукмини-Деви и Шримати Сатьябхама-Деви являются Аватарами Шримати МахаЛакшми-Деви".

2. "Шри Вишну-Пурана", 5.29.34 - आरोपयाम् आस हरिर् गरुडे पतगेश्वरे आरुह्य च स्वयं कृष्णः सत्यभामासहायवान् - AropayAm Asa harir garuDe patageshvare Aruhya cha svayaM kRRiShNaH satyabhAmAsahAyavAn - "Бхагаван Шри Кришна и Шримати Сатьябхама-Деви полетели на райские Локи (для того, чтобы своровать дерево Париджата) на спине Шри Гаруды".

Данный Праман из "Шри Вишну-Пураны" часто используется как Ачарьями Шри Рамануджа-Сампрадаи, так и Ачарьями Шри Мадхва-Сампрадаи для того, чтобы продемонстрировать необычайно возвышенное положение Шримати Сатьябхамы-Деви, так как на спине Шри Гаруды вместе с Шри Кришной может летать либо Сама Шримати МахаЛакшми-Деви, либо Шри МахаЛакшми-Аватара!

3. Подобный Праман также есть и в "Шри Бхагавата-Пуране", 10.59.03 - स-भार्यो गरुडारूढः - sa-bhAryo garuDArUDhaH - "Бхагаван Шри Кришна и Его Жена (Шри Сатьябхама) путешествуют на Шри Гаруде".

4. Кроме того, ОМ ВишнуПад Шри МадхвАчарья пишет в "Шри МахаБхарата-Татпарья-Нирнае", 20.60 - भैष्मी सत्या चैकतनुर्द्विधैव जाता भूमौ प्रकृतिर्मूलभूता - bhaishhmI satyA chaikatanurdvidhaiva jAtA bhUmau prakR^itirmUlabhUtA - "Шримати Рукмини-Деви и Шримати Сатьябхама-Деви являются Аватарами Шримати МахаЛакшми-Деви".

Вопрос: "Отлично, у меня словно камень с души упал! Правда теперь у меня возник вопрос более глобального характера. Если Карттика-Махатмья и история про Карттика-Врату из "Шри Сканда-Пураны" настолько дико испорчены демоническими отрывками, то какой смысл её соблюдать? 

То есть, очевидно, что мы имеем дело с тамасичной Карттика-Вратой из тамасичной "Шри Сканда-Пураны". Зачем Саттвика-Вайшнавам вообще нужна подобная тамасичная врата?".

Ответ by Vishnudut1926: "Блестящий вопрос и мы, кстати, подошли к теме разделения Карттика-Враты на 3 типа. На самом деле, существует 3 типа Карттика-Враты и все они происходят из различных Пуран:

1. Саттвичная Карттика-Врата из "Шри Гаруда-Пураны" (для Саттвика-Вайшнавов).

2. Раджасичная Карттика-Врата из "Шри Падма-Пураны" (для раджасика и тамасика Вайшнавов).

3. Тамасичная Карттика-Врата из "Шри Сканда-Пураны" (для смарта-брахманов, а также для раджасика и тамасика Вайшнавов).

Расскажу о каждом типе более подробно:

САТТВИКА-КАРТТИКА-ВРАТА. Это Карттика-Врата из 123-ей Главы Ачара-Кханды "Шри Гаруда-Пураны". Саттвичный тип Карттики базируется на Шри Нараяна-Мантрах (Аштакшара-Мантра) и Шри Васудева-Мантрах.

Как говорится в стихе 123.7 Ачара-Кханды "Шри Гаруда-Пураны" - ॐ नमो वासुदेवाय घृतव्रीहितिलादिकम् अष्टाक्षरेण मन्त्रेण - OM namo vAsudevAya ghRRitavrIhitilAdikam aShTAkShareNa mantreNa - "Следует повторять Мантры Шри Васудевы и Мантры Бхагавана Шри Нараяны".

Саттвика-Карттика-Врата заключается в поклонении различным частям Мурти (Тела) Бхагавана Шри Вишну в различные дни Карттика-Враты: в 1-ый день нужно поклоняться Стопам Бхагавана Шри Вишну и предлагать лотосы; на 2-ой день нужно поклоняться Коленям Бхагавана Шри Вишну и предлагать листья дерева Бильва (Бильва - это одно из самых любимых деревьев Шримати МахаЛакшми-Деви) и т.д.

Целевая аудитория Саттвика-Карттика-Враты: Саттвика-Вайшнавы, поклоняющиеся Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагавану Шри Нараяне (Шри Рамануджа-Сампрадая, Шри Мадхва-Сампрадая и Вайкханаса-Сампрадая).

Немного заострю внимание на том, что этот вариант невозможно выполнить в России банально из-за того, что в России невозможно найти свежие цветы лотоса и листья дерева Бильва в октябре-ноябре (т.е. в месяц Карттика) - я подробно остановлюсь на этом моменте при дальнейшем рассказе о Хари-Наме.

РАДЖАСИКА-КАРТТИКА-ВРАТА. Это Карттика-Врата из "Шри Падма-Пураны", Уттара-Кханды, Главы 90-160. Данный тип связан с Шри Радха-Дамодара-Бхакти, потому что предыдущая Кханда "Шри Падма-Пураны" (Патала-Кханда, которая идёт перед Уттара-Кхандой) посвящена Шри Радха-Кришна-Бхакти.

При изучении Карттика-Враты из "Шри Падма-Пураны" очень важно помнить следующее предостережение из "Шри Гаруда-Пураны", Мокша-Кханды, 1.53: स्कान्दं पाद्मं वामनं वै वराहं तथाग्रेयं भविष्यं पर्वसृष्टौ एतान्याहू राजसानीति विप्रास्तत्रैकदेशः सात्त्विकस्तामसश्च - skAndaM pAdmaM vAmanaM vai varAhaM tathAgneyaM bhaviShyaM parvasRRiShTau etAnyAhU rAjasAnIti viprAstatraikadeshaH sAttvikastAmasashcha - "Сканда, Падма, Вамана, Вараха, Агни, Бхавишья - эти Пураны заражены Раджасом и Тамасом".

По этой причине раджасичная Карттика-Врата из "Шри Падма-Пураны" предписывает типичное раджасика-Бхакти, посвященное Шри Радха-Кришне: громкие санкиртаны, танцы перед Радха-Дамодара-Мурти, яркие цветочные пуджи, бодрствование всю ночь и т.п.

В общем, как говорится "всё как у людей", но раджасичных - побольше громкости, яркости, песен, музыки, танцев и т.п.

Из-за заражения раджасом и тамасом "Шри Падма-Пурана" также начинает очень резко отклоняться от классического Саттвичного Вайшнавизма, так, например, "Шри Падма-Пурана", Уттара-Кханда, 92.15 предписывает поклонение Вишну и Шиве, а также посещение Шива-Мандиров, что с точки зрения Саттвичного Вайшнавизма (особенно с точки зрения Шри Рамануджа-Сампрадаи) выглядит вопиющей дикостью и серьёзным отклонением от ортодоксального Вайшнавизма, так как является девата-антара-самбандхой, о которой мы говорили выше.

В "Шри Сканда-Пуране" подобные отклонения достигнут совершенно дичайших высот, но о тамасичном Вайшнавизме я расскажу чуть позже.

Целевая аудитория Раджасика-Карттика-Враты: раджасика/тамасика Вайшнавы (т.е. все те, кто следуют различным формам Шри Радха-Кришна-Бхакти).

ТАМАСИКА-КАРТТИКА-ВРАТА. Это тамасичный вариант из "Шри Сканда-Пураны" (Вайшнава-Кханда, Карттика-Маса-Махатмья). Здесь отклонения достигают прямо-таки сопрано высот: количество маявадских мохана-отрывков зашкаливает, есть история про одноглазого Бхагавана Шри Вишну, история про "смертную" Шри Сатьябхаму и т.д. и т.п.

Данный вариант настаивает именно на Шри Радха-Дамодара поклонении, потому что в "Шри Сканда-Пуране", Карттика-Махатмье 3.17 говорится - राधादामोदरः पूज्यः कार्त्तिके तु विशेषतः - rAdhAdAmodaraH pUjyaH kArttike tu visheShataH - "В Карттика-Врату прежде всего следует поклоняться Шри Радха-Дамодаре".

Данный вариант также примечателен тем, что он мечется между 2 крайностями: с одной стороны, он предписывает очень простое Хари-Бхакти с повторением Хари-Нама для самых бедных и неграмотных слоёв населения, а с другой стороны, он испещрён очень сложными правилами для смарта-брахманов (маявадская Панчаятана, "Пуруша-Сукта", поклонение золотым Мурти, 16 упачар и т.п.)

Ещё одна особенность данного варианта - это большое количество назидательных историй, посвященных опять-таки самым низшим слоям населения: охотники, падшие брахманы, а также различные грешники и грешницы с различных уровней социального дна появляются здесь почти на каждой странице.

Например, одна из историй рассказывает о брахмане, который воровал имущество не у кого-нибудь, а у Самого Бхагавана Шри НараСимхи из Ахобилам. Из-за этого греха брахман был вынужден 100 раз переродиться в теле чандала. Лишь после этого он смог разрушить цепь греховной кармы благодаря Карттика-Врате.

Ещё одна показательная черта - это предписание не употреблять спиртное и мясо во время Карттики (стих 2.18), уже по одному этому предписанию становится понятно на какой круг людей рассчитана Карттика-Врата из "Шри Сканда-Пураны".

Вернёмся ненадолго к теме низших слоёв населения и Хари-Наме. Саттвичный вариант Карттика-враты из "Шри Гаруда-Пураны" и раджасичный из "Шри Падма-Пураны" прохладно игнорируют простой народ, тогда как "Шри Сканда-Пурана" сразу предлагает низшим социальным стратам единственный спасательный круг в виде Хари-Нама.

В частности, в стихах 1.42-45 (то есть сразу в первой главе) говорится о том, что простые люди, у которых нет Вайшнава-Мурти, посвящений и вообще способности к сложным ритуалам, могут соблюдать Карттика-Врату, просто повторяя Хари-Нам.

Целевая аудитория Тамасика-Карттика-Враты: простой народ, следующий упрощенному Хари-Бхакти (Хари-Нама-Бхакти) + люди, заинтересованные в упаях, освобождающих от прошлых грехов (история брахмана, который воровал у Бхагавана Шри НараСимхи и прочие подобные истории из "Шри Сканда-Пураны") + смарта-брахманы (маявади) как ни странно - на это указывает обилие сложных правил, упоминания Панчаятаны, "Пуруша-Сукты" и т.п.

Вопрос: "Всё понятно, как говорится "Харинама - это единственное богатство нищих"! У меня также есть вопрос, касающийся Кришны. В английском издании "Шри Сканда-Пураны" есть стих, в котором говорится: "Юдхиштира следовал Карттике ради Дхармы, Дхрува - ради богатства, Шри Кришна - ради любви ("for the sake of love"), а Нарада - ради Мукти".

В английском издании было написано именно "for the sake of love".

Я догадываюсь, что здесь, скорее всего, говорится о классической четвёрке Индуизма - "дхарма-артха-кама-мокша", но даже если заменить слово "love" на слово "kama" (желания, любовь), то получается, что Кришна следовал Карттике либо для исполнения каких-то своих эгоистичных желаний, либо ради любви. В общем, стих очень интересен, но при этом абсолютно непонятен!".

Ответ by Vishnudut1926: "Да, это классическая четвёрка "дхарма-артха-кама-мокша", в изданиях на Санскрите стих именно так и звучит: युधिष्ठिरेण धर्मार्थमर्थार्थं च ध्रुवेण च श्रीकृष्णेन तु कामार्थं मोक्षार्थं नारदेन च - yudhiShThireNa dharmArthamarthArthaM cha dhruveNa cha shrIkRRiShNena tu kAmArthaM mokShArthaM nAradena cha - то есть слово на Санскрите именно "кама" (желания, любовь). 

У этого стиха 3 уровня толкования и все 3 уровня толкования не особенно интересны Саттвика-Вайшнавам, тем не менее, я их перечислю:

Уровень 1. В различных раджасичных Тантрах (например, "Шри Шарада-Тилака-Тантра", "Шри Нарада-ПанчаРатра" и т.п.) Шри Кришна (даже не Шри Кришна, а именно Гопала) часто связан с Кама-Гаятри (Любовная Гаятри) и тантрической биджей "КЛИМ" ("КЛИМ" - это тантрическая Мантра-биджа, исполняющая все желания).

Уровень 2. В "Шримад-Деви-Бхагаватам" и различных Шакти-Тантрах (особенно в "Шри Радха-Тантре") считается, что Шри Кришна является Шакта-упасакой, т.е. следует Шакти-садхане для исполнения различных желаний.

В соответствии с "Шримад-Деви-Бхагаватам" в Карттику Бхагаван Шри Кришна следует особенной садхане с желанием (камой) вернуть Себе Шримати Туласи-Деви. У меня есть отдельная статья на данную тему - #Шри Туласи-Мантра и Шри Туласи-Аштака: садхана из "Шримад-Деви-Бхагаватам", которой следует Лично Бхагаван Шри Вишну!#

Уровень 3 (маявадский). Маявади как всегда скажут обычную чушь из серии: "Кришна - это Сагуна-Брахман, Он находится под влиянием Майи, у Него есть желания, которые Он хочет осуществить с помощью садханы и следования Карттика-Врате" и т.д. и т.п.
Таким образом, есть 3 толкования, все они совершенно бесполезны для Саттвика-Вайшнавов из Шри Рамануджа-Сампрадаи. Данный "Кришна ради любви" праман предназначен для раджасичных/тамасичных тантриков и маявади, а все 3 толкования были перечислены лишь для общего развития".
Вопрос: "Кстати, к вопросу о Кришне и прочих Аватарах Бхагавана Шри Нараяны. Шри Рамануджа-Сампрадая поклоняется Шри Венкатешваре (БалаДжи), который является Арча-Аватарой Бхагавана Шри Нараяны и который, насколько я помню, также появляется в "Шри Сканда-Пуране". 

Получается, что это какое-то вкрапление тамасичного Вайшнавизма?".

Ответ by Vishnudut1926: "На самом деле, система поклонения Бхагавану Шри Венкатешваре (Шри БалаДжи) происходит из Мокша-Кханда "Шри Гаруда-Пураны", которую я как раз очень часто цитирую.

Просто исторически так получилось, что ВенкатаЧхала-Махатмья из "Шри Сканда-Пураны" стала более известна, чем Шри Венкатешвара-Махатмья из "Шри Гаруда-Пураны".

В общем, Шри Венкатешвара (Шри БалаДжи) - это чистейший, саттвичный Культ именно из Мокша-Кханды "Шри Гаруда-Пураны".

Вопрос: "Ясно, теперь ещё один вопрос. Про одноглазого Вишну! В Карттика-Махатмье "Шри Сканда-Пураны", в Главе под названием "Вайкунтха-Чатурдаши", рассказывается очень абсурдная и несуразная история про Бхагавана Шри Вишну.

Там написано, что Бхагаван Шри Вишну однажды решил поклоняться Шиве с помощью 1000 лотосов, но, потеряв 1 лотос, просто вырвал себе глаз и предложил его Шиве вместо лотоса (потому что Бхагаван Шри Вишну известен как "Тот, Чьи Глаза подобны Лотосам"). Я понимаю, что это очередной тамасичный мохана-отрывок, но хотелось бы услышать комментарии".

Ответ by Vishnudut1926: "Подобные истории очень типичны для тамасичных Пуран. Кстати, их отличительная черта - это какая-нибудь кровавая подробность, что уже указывает на их далёкость от саттва-гуны. 

Иногда подобные истории можно встретить в народном фольклоре отсталых районов Индии, что снова подтверждает то, насколько "Шри Сканда-Пурана" сильно связана с тамасичными, народными массами.

На тамильском языке даже есть шутливая поговорка, которая звучит примерно таким образом: "Если на свете существует какая-нибудь чепуха, то подобная чепуха обязательно будет упомянута в "Шри Сканда-Пуране". Я сейчас не вспомню, как эта поговорка точно звучит на тамильском, но её иногда можно услышать в регионах Индии, говорящих на тамильском.

Бхагаван Шри Вишну, естественно, против тамасичного поклонения с отрыванием частей тела и самобичеванием, потому что в "Шри Бхагавад-Гите", 17.19 Господь Шри Вишну (в образе Шри Кришна-Аватары) говорит: मूढग्राहेणात्मनो यत् पीडया क्रियते तपः परस्योत्सादनार्थं वा तत् तामसम् उदाहृतम् - mUDhagrAheNAtmano yat pIDayA kriyate tapaH parasyotsAdanArthaM vA tat tAmasam udAhRRitam - "Аскеза и поклонение, основанные на самоистязании, а также на истязании других, - это тамас".

Ну что, я думаю, настало время подвести итоги вышесказанному:

1. "Шри Сканда-Пурана" - это Тамасика Пурана, предельно заражённая тамасичными "мохана" отрывками.

2. Панчаятана, также известная как Панчопасана или Панча-Упасана (пятеричная система поклонения Вишну, Шиве, Деви, Ганеше и Сурье одновременно), является маявадской практикой для смарта-брахманов и считается абсолютно тамасичной и неприемлемой с точки зрения Вайшнава-Ачарьев и Вайшнава-Шастр.

3. Шримати Сатьябхама-Деви является бессмертной Аватарой Шримати МахаЛакшми-Деви.

4. Существует 3 типа Карттика-Враты: Саттвичный (из Ачара-Кханды "Шри Гаруда-Пураны"), раджасичный (из Уттара-Кханды "Шри Падма-Пураны") и тамасичный (из Вайшнава-Кханды "Шри Сканда-Пураны").

5. Саттвика-Вайшнавы из Шри Рамануджа-Сампрадаи могут следовать саттвичной Карттика-Врате из "Шри Гаруда-Пураны", НО...завершим нашу беседу ключевым Праманом из "Шри Лакшми-Тантры", 17.58:

ऊर्ध्वं नयन्त्युपायास्तं य एनाननुवर्तते उपायापायसंत्यागी मध्यमां वृत्तिमाश्रितः
UrdhvaM nayantyupAyAstaM ya enAnanuvartate upAyApAyasaMtyAgI madhyamAM vRRittimAshritaH

"Истинный Вайшнавизм (истинное предание Бхагавану Шри Нараяне) заключается в избегании как упай (враты, камья-карма и т.п.), так и апай (тамасичного поведения, противоречащего Вайшнава-Дхарме)".

Соответственно, окончательный вердикт: Вайшнавам из Шри Рамануджа-Сампрадаи различные враты вообще не нужны, так как все существующие враты уже заключены в той Прапатти-Сиддханте и тех Мантрах, которые нам передают Ачарьи Шри Рамануджа-Сампрадаи. 

Более того, абсолютно все существующие Вайшнава-враты заключены в тех 6 дополнительных видах Прапатти, которые ОМ ВишнуПад Веданта Десика перечисляет в #Сутре 10 "Шри Рахасья-Ратнавали-Хридаям".

Статья, переводы Праманов с Санскрита by
Vishnudut1926, Москва, Октябрь 2018
Небольшое послесловие:

1. Данная статья также публиковалась мной на английском языке - #ссылка на английский вариант. В английскую версию также добавлено обсуждение стиха про реку Кавери и Мокшу. В русский вариант данное обсуждение не вошло, так как его нужно долго объяснять для русскоязычного читателя.

2. Правильное написание слова "Карттика" именно через 2 буквы "т", потому что на Санскрите говорится "कार्त्तिक - kArttika". Ошибку с неправильным написанием Карттики через 1 букву "т" сейчас, к сожалению, можно встретить даже в очень авторитетных изданиях Пуран от Motilal Banasirdass на английском, но в изданиях на Санскрите, слово "Карттика", к счастью, всегда пишут правильно - कार्त्तिक.

3. Издания Пуран на Санскрите можно найти на #VedicReserve и #GRETIL. Огромное количество сканов можно также найти через поиск на #archive.org

4. Англоязычные издания Пуран всегда можно скачать в моих электронных библиотеках: ссылка#1 и ссылка#2