Продолжение серии, посвященной ОМ ВишнуПад Веданта Десике МахАчарье и Сиддханте Северной Ветви Шри Рамануджа-Сампрадаи (Вадакалай), предыдущий пост из серии находится #здесь#
Сутра 15: "Ничто не может аннулировать МокшАртха-Прапатти. МокшАртха-Прапатти принимается лишь 1 раз и обязательно дарует Саюджья-Мукти на Шри Вайкунтхе за 1 жизнь".
Комментарий: Эмперуман (Emperuman = Бхагаван Шри Нараяна) является СарваШакта-Бхагаваном, нет ничего такого, чтобы Бхагаван Шри Вишну не мог исполнить для Своего прапанны.
Четана (джива) обращается к Прапатти с идеей обретения результата (пхала) в завершение своих сансарных злоключений.***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): В Сиддханте Шри Рамануджа-Сампрадаи Бхагавана Шри Нараяну часто называют "Эмперуман" (Emperuman - слово созвучное с русским словом "Император"), а дживу - "четана". सर्वशक्त (СарваШакта) переводится с Санскрита как "ВсеМогущий".
Начиная с данной Сутры ОМ ВишнуПад Веданта Десика МахАчарья будет не раз подчеркивать то, что в отличие от прапанны (баддха-дживы) Бхагаван Шри Нараяна (будучи ВсеМогущим и ВсеЗнающим), часто намного лучше знает каким путём повести прапанну и какие наказания "прописать" (несмотря на то, что прапанна часто может пытаться "подстричь" ситуацию под свои капризы, заблуждения и ошибки - смотрите разбор истории Бхараты ниже).
В случае Прапатти подобным результатом будет Саюджья-Мукти на Шри Вайкунтхе. В предыдущих Сутрах мы обсуждали Сиддханту о том, что
джива (четана) может сознательно грешить или прибегать к камья-карме (т.е. карма-канде, что в ортодоксальных терминах Шри Рамануджа-Сампрадаи равноценно серьёзному греху, смотрите расширенное объяснение про карма-канду ниже).
В любом случае все вышеобозначенные проступки не отменяют главный плод Прапати, т.е. обретение Мокши за 1 жизнь с уничтожением всей прарабдха-кармы, потому что:
а) еще до обретения Мокши прапанна может прибегнуть к праяшчиттам и искренним раскаяниям в грехах
б) в случае неприбегания к пункту а) Бхагаван Шри Нараяна просто выдаст прапанне некие наказания для того, чтобы с ювелирной точностью исправить поведение прапанны (мы обсуждали идею глубоко продуманных наказаний со стороны Бхагавана Шри Нараяны в #Сутре 14#).
Итак, Мукья-Пхалам Прапатти (главный плод Прапатти, т.е. Мокша) никогда не разрушается и не нулифицируется, проще говоря, не существует такого понятия как "отмена Мокша-Прапатти из-за грехов/упрямства в раскаянии", так как в радикальном случае упрямства стратегически продуманное Бхагаваном Шри Нараяной "лекарство-наказание" как раз нулифицирует именно все проступки прапанны, но, к счастью НЕ Мокшу на Шри Вайкунтхе за 1 жизнь.
В целом, существует 9 причин, по которым МокшАртха-Прапатти (Прапатти, принятое для обретения Мокши) не разрушается и не может быть отнято у прапанны, перечислим их:
01. Если вспомнить все истории из "Шри Рамаяны", то становится ясно, что даже самые закоренелые грешники могут надеяться на защиту Шримати Ситы-Деви и Бхагавана Шри Рамы (т.е. на защиту Шримати МахаЛакшми-Деви и Бхагавана Шри Нараяны, так как Сита и Рама являются Аватарами МахаЛакшми и Нараяны) и обретение Мокши за 1 жизнь.
Праман: "Я (Бхагаван Шри Рама) никогда не брошу никого из тех, кто ранее принял у меня Прибежище (Прапатти). Даже если Мой враг попросит у Меня Защиту, притворяясь Моим другом, я не отрину его и приму даже подобное фальшивое Прапатти". ["Шри Рамаяна", Юддха-Кханда, 18.3]
02. Все Вайшнава-Шастры указывают на то, что Прапатти является Самой Возвышенной Вайшнава-Сиддхантой и что Величие Прапатти необычайно огромно. Любые грехи/проступки меркнут перед Величием Прапатти.
Праман: "Из всех аскез и йог (гьяна-йога, карма-йога, Бхакти-Йога) только Ньяса-Йога (Прапатти) является Наивысшей". ["Шри АхирБудхнья-Самхита"]
03. В "Шри Бхагавад-Гите" говорится, что нишкама-карма (карма, выполняемая без эгоистичных помыслов, т.е. карма, исполняемая лишь с целью удовлетворить Бхагавана Шри Нараяну) никогда не приведет к грехам. Даже небольшие усилия на пути нишкама-кармы спасут любого прапанну от катастрофических последствий обращения к камья-карме.
Праман: "Даже незначительные усилия на пути нишкама-карма-йоги никогда не пропадают даром!" ["Шри Бхагавад-Гита", 2.40]***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): К камья-карме относится любая эгоистичная карма, т.е. вся карма-канда. Например, поклонение Индре с целью попасть на планеты полубогов и наслаждаться апсарами (раджасика-камья-карма). Или поклонение Шиве/Кали с целью навлечь страдания на врагов или просто убить кого-нибудь (тамасика-камья-карма).
Если исключить Вайшнава-саттвика-камья-карму (например, рецитацию "Шри Вишну-СахасраНама" для эгоистичного обретения здоровья/богатства или, например, поклонение Шри Санатана-Гопалу для обретения детей), то в 90% случаев камья-карма будет примыкать к поклонению полубогам.
В Шри Рамануджа-Сампрадае поклонение полубогам называется "деватантара-самбандха" (devatAntara sambandam) и ставится на одну ступень с серьёзнейшими грехами, так как считается самым серьёзным препятствием для любого прапанны. Именно по этой причине ОМ ВишнуПад Веданта Десика МахАчарья начинает данную Сутру с того, что ставит знак равенства между камья-кармой и грехами.
04. Существуют некоторые Праманы, которые якобы говорят о том, что любая нишидха-карма (сознательно совершаемая греховная карма) и камья-карма приведут к нулификации МокшАртха-Прапатти (Прапатти, принятого для получения Мокши) и неполучению Мокши за 1 жизнь.
На самом деле подобные Праманы всего лишь являются преувеличением и "пугачами" - их не стоит бояться. Цель подобных Праманов как раз состоит в том, чтобы напугать прапанну и лишний раз напомнить ему об опасности нишидха-кармы и камья-кармы.
В реальности ничто не может аннулировать МокшАртха-Прапатти и отменить обретение Мокши за 1 жизнь. Более того, подобные Праманы-"пугачи" меркнут перед Величием Прапатти (смотрите выше пункт 2 о Величии Шри Прапатти-Сиддханты).
Праман (в данном случае это Праман-"пугач"): "Эгоистичные просьбы, обращенные к Бхагавану Шри Вишну, всегда ведут либо к дальнейшим страданиям в сансаре, либо к гибели. Если кто-то привязывается к упаям (карма-канде) и апаям (греховной карме), то он теряет тот возвышенный статус, которым обладал". ["Шри Нараяна-Самхита"]***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): Обратите внимание на то, что запугивающая часть этого Прамана касается только идеи об утрате Прапатти (вторая часть предложения об утрате возвышенного статуса). В целом же данный Праман устанавливает более чем правильную ортодоксальную Вайшнава-Прапатти-Сиддханту об упаях и апаях, т.е. первая половина Прамана является правильной, а вторая половина (про утрату возвышенного статуса) является "пугачом".
05. Важность "МахаВишвасам" ("МегаВеры"). Обратимся к истории Ханумана из "Шри Рамаяны". Во время одного из сражений асуры взяли в плен Ханумана и связали его веревками. На самом деле, Хануману было все равно свяжут его или нет, так как Хануман не просто знал, что будет освобожден с помощью Брахмастры, но также обладал безупречной, 100%-ой верой в Защиту Брахмастры. Асуры-атеисты, естественно, не верили в Брахмастру и были разорваны на куски фактически не самой Брахмастрой, а своим атеизмом и безверием.
И снова вернемся к теме Праманов-"пугачей". Существуют Праманы, которые говорят о том, что без "МахаВишвасам" Прапатти и Мокша также нулифицируются. На самом деле, подобные Праманы также относятся к "пугачам", так как они просто призваны напугать прапанну и заострить его внимание на такой Анге Прапатти как "МахаВишвасам".***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): "МахаВишвасам" - это одна из ключевых Анг Прапатти. Вкратце "МахаВишвасам" можно охарактеризовать как "Непоколебимую Веру в то, что Бхагаван Шри Нараяна защитит при любых условиях".
Смысл Шри Хануман-Лилы, которую ОМ ВишнуПад Веданта Десика МахАчарья рассматривает в данном подпункте, как раз в 100%-ой Вере Ханумана в Защиту Бхагавана Шри Рамы. У асуров подобной Вайшнава-Веры быть не может, так как с точки зрения Божественных Лил им везёт меньше всех и они рождаются махрово-унылыми атеистами. Смотрите дополнительно всю 16-ую Главу "Шри Бхагавад-Гиты".
06. Праманы, которые касаются идей "утраты", на самом деле относятся к разным Ведическим Маргам (гьяна, карма-канда, Бхакти), но не к Прапатти. Подобные Праманы не имеют никакого отношения к Прапатти, которое будучи Наивысшей Вайшнава-Сиддхантой, находится за пределами влияния более нижестоящих Праманов.
Праман (этот Праман как раз очерчивает идею утраты в нижестоящих Ведических Маргах): "Ягья разрушается отсутствием честности, тапа теряет силу из-за гордости, продолжительность жизни разрушается из-за оскорбления брахманов, а все плоды благотворительности обращаются в пепел в тот момент, когда о них начинают трезвонить на каждом углу". ["Ману-Смрити", 4.237]
07. Не существует ни одного жизненного примера (а также примера из Вед/Вайшнава-Агам), который подтверждал бы отмену МокшАртха-Прапатти, т.е. Бхагаван Шри Нараяна всегда дарует прапанне Мокшу за 1 жизнь.***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): ОМ ВишнуПад Веданта Десика МахАчарья является Воплощением Золотого Колокола Бхагавана Шри ВенкатЕшвары (Бхагавана Шри Нараяны), т.е. фактически олицетворяет Голос Бхагавана Шри Нараяны. Именно поэтому, абстрагировавшись от книжных Праманов, ОМ ВишнуПад Веданта Десика МахАчарья просто указывает на многовековой опыт Прапатти.
Подобное заявление не должно вызывать удивления, так как оно подкреплено тем Статусом и Авторитетом, которыми Шри Веданта Десика обладает в Мире Шри Вайкунтхи и Пантеоне Нитья-Сури.
Если у кого-либо нет веры в слова ОМ ВишнуПад Веданта Десики МахАчарьи, то это означает отсутствие МахаВишвасам (смотрите пункт 5 выше).
08. Вернёмся к Шри Рама-Лиле. История Бхараты из "Шри Рамаяны" идеально иллюстрирует обещание Бхагавана Шри Нараяны даровать четане (дживе) плод Прапатти (Мокшу) в должный срок.
Напомним, что Бхарата должен был править Шри Айодхьей в случае свержения Бхагавана Шри Рамы с трона, но Бхарата даже в страшном сне не мог представить, что Бхагавана Шри Раму вообще когда-либо смогут низвергнуть с трона.
Тем не менее, в результате демонических интриг был запущен самый негативный сценарий и Бхагаван Шри Рама был отправлен в изгнание.
В итоге перед чрезвычайно дхармичным Бхаратой возникла дилемма из серии "занять трон Господа Рамы, подло полученный демонами или отказаться от трона, встав на защиту Бхагавана Шри Рамы и Дхармы?".
По сюжету Бхарата, шокированный изгнанием Бхагавана Шри Рамы, отправляется на поиски Господа Рамы. При встрече Бхарата пытается уговорить Бхагавана Шри Раму вернуться в Шри Айодхью и отвоевать трон, но вместо этого Господь Рама дает Бхарате Свои Золотые Сандалии в знак того, что теперь Бхарата может править Шри Айодхьей от Имени Бхагавана Шри Рамы. В этой Лиле эпизод с Золотыми Сандалиями символизирует "отложенное Прапатти" или "половинчатое Прапатти".
Тем не менее, после окончания Шри Рама-Аватара-Лилы Бхагаван Шри Рама вернулся в Шри Айодхью и даровал Бхарате полное Прапатти. Таким образом, в должное время Прапатти обязательно расцветает в полную силу. Не существует такого понятия как "потеря Прапатти или неполное Прапатти".***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): Бхагаван Шри Рама является Аватарой Бхагавана Шри Нараяны, поэтому в финале "Шри Рамаяны" (#"Шри Рамаяна", Уттара-Кханда, Глава 110#) Бхагаван Шри Рама входит в реку Сарайю, принимает ЧетырехРукую Форму (Бхагаван Шри Нараяна) и дарует Бхарате Саюджья-Мукти (главный плод Прапатти). Смотрите также первые Главы #Шри Агни-Пураны#
ОМ ВишнуПад Веданта Десика МахАчарья на протяжении данной Сутры не раз подчеркивает Сиддханту о том, что Бхагаван Шри Нараяна является ВсеЗнающим Господом, Который выстраивает все Свои Лилы с ювелирной точностью (смотрите выше пример про глубоко продуманные наказания).
Смысл в том, что Бхагаван Шри Нараяна Сам знает какой вариант развития будет для прапанны наилучшим в определенный момент.
Порою действия Бхагавана Шри Нараяны могут показаться не вполне правильными, но время расставляет всё на свои места и в финале мы видим, что именно вариант, выбранный Бхагаваном Шри Нараяной, а не эмоциями и капризами прапанны (которого в данном случае символизирует Бхарата), оказывается на самом деле единственно правильным.
09. И не стоит забывать, что существует Арта-Прапатти, при котором Мокшу можно получить вообще без всяких задержек.***
***Примечание переводчика (Vishnudut1926): Существует Арта-Прапатти (так называемое "Прапатти ужаленного"). При Арта-Прапатти прапанна запрашивает у Бхагавана Шри Нараяны мгновенную Мокшу, так как настолько "ужален" страданиями сансары, что хочет поскорее попасть на Шри Вайкунтху.
Противоположный вид Прапатти - это Дрипта-Прапатти, при Дрипта-Прапатти прапанна спокойно живет до старости (угасания физического тела).
Праман: "До тех пор пока сансари-джива не приняла Прапатти, в ее жизни плохо все: нет богатства (хорошей кармы), нет атма-гьяны и страдания сансары жалят так как будто агония смерти стоит прямо у порога. Всё негативное идет от отсутствия в жизни Шри Вишну-Прапатти". ["Шри Вишну-Пурана"]
На Прамане из "Шри Вишну-Пураны"
мы заканчиваем рассмотрение Сутры 15
"Шри Рахасья-Ратнавали-Хридаям"
ОМ ВишнуПад Веданта Десики МахАчарьи
(Вадакалай, Северная Ветвь Шри Рамануджа-Сампрадаи)
@@@Смотрите полный рубрикатор всех Сутр ЗДЕСЬ@@@
Вишнудутка1926, Москва, сентябрь 2017