Я сегодня опубликовала лонгрид на английском из архивов журнала "Saptagiri": статью «Vaikuntha» by Miss M. S. Ramesh [from «Saptagiri», May’1994] - http://vishnudut1926.blogspot.com/2023/05/vaikuntha-digitized-article-miss-ms-ramesh.html
Очень рекомендую ознакомиться с лонгридом именно на английском - блестящий слог и блестящее повествование, основанное на "Шри Вайкунтха-Гадьям" Шри Рамануджа-Ачарьи и идеях Альваров. Я ретранслирую наиболее интересные идеи лонгрида на русский язык, в этом посте мы поговорим о бхакти-вайлакшанье на Шри Вайкунтхе.
Шри Вайкунтха находится под защитой множества аваран [आवरण - āvaraṇa - покрытие; покров; нечто, скрывающее объект от посторонних взглядов/вторжений]. Мисс Рамеш переводит слово "аварана" как "fortification", т.е. военное укрепление/фортификация, одновременно с этим отвечая на вопрос о следующем, казалось бы, противоречии: "Если Господь Шри Нараяна является Сарва-Ракшака-Бхагаваном (т.е. Все-Защищающим Богом), то зачем тогда на Шри Вайкунтхе нужны защитные укрепления?".
Ответ звучит следующим образом. Бхагавану Шри Нараяне, естественно, никакая защита вообще не нужна, но жители Шри Вайкунтхи следуют различным бхакти-вайлакшаньям в отношениях с Бхагаваном Шри Нараяной.
वैलक्षण्य - vailakṣaṇya - это необычное слово на санскрите, аналогов в русском языке нет, но если попытаться передать смыслы, то это будет нечто среднее между "отличительной чертой/изюминкой, нежностью/привязанностью и невыразимостью чувств на обычном материальном языке". Вот такой вот спектр значений, но суть бхакти-вайлакшаньи заключается в том, что жители Шри Вайкунтхи следуют различным оттенкам в отношениях с Бхагаваном Шри Нараяной. Сейчас мы рассмотрим эту идею на примере Шри Перия-Альвара и вам сразу станет всё понятно!
В каноне Шри Перия-Альвара есть Гимны под названием "ThiruPallandu" - они напоминают Кавачу, которой Шри Перия-Альвар хочет защитить Бхагавана Шри Нараяну от опасностей материального мира. Обычно ситуация выглядит с точностью до наоборот и Господь Шри Нараяна защищает именно нас с помощью знаменитой "Шри Нараяна-Кавачи"! Почему же здесь мы наблюдаем столь инверсированную ситуацию? Вот здесь всё как раз и объясняется бхакти-вайлакшаньей: бхакти Шри Перия-Альвара относится к уровню, на котором отношения "Бог - слуга" полностью забываются.
Точно такая же идея касается остальных жителей Шри Вайкунтхи: некоторые жители Шри Вайкунтхи связаны с Бхагаваном Шри Нараяной отношениями "Дитя (Бог) - мать/отец (джива)", некоторые жительницы связаны с Господом Шри Нараяной отношениями "Супруг (Бог) - жена (джива)" и т.д. На уровне подобных отношений осознание Бхагавана Шри Нараяны как Бога утрачивается, уступая место различным бхакти-вайлакшаньям.
Вернёмся к примеру Шри Перия-Альвара. У sadagopan.org есть отличное издание "ThiruPallandu" - https://www.sadagopan.org/ebook/pdf/Thiruppallandu.pdf. В этом издании замечательно объясняется рассмотренная выше идея - цитирую и, кстати, обратите внимание на красивую фразу "Многоликое Бхагават-Бхакти" в начале цитаты:
"Bhagavath Bhakthi has many faces. Bhagavath BhakthAs have many bhAvanais (approaches and anubhavams), when NaarAyaNa ParAyaNAs relate to the Lord. The relationship could be that of Husband-Wife, Sishyan-AchAryan, Friends (KrishNan-Arjunan) or that between the Mother and Child.
PeriyAzhwAr enjoyed the Mother-Child relationship and celebrated that in his paasurams. Just as Kousalya and YasOdha played that Mother' s joyous role in the bringing up of their children, PeriyAzhwAr assumed the role of YasOdhA enjoying Bala KrishNan and his pranks. It is very appropriate to relate to the Lord as One's husband or as One's child.
This is Bhaktha VailakshaNyam (special attribute). The question may arise as to how can a Seshan (servant/Daasan) wish many years of life to his own Master (Swamy). The supremacy of Bhakthi propels the Seshan to do this and forget for a moment their Sesha-Seshi (Servant-Master) relationship".
Перескажу процитированный только что английский отрывок. Бхагават-Бхакти многолико. Бхагават-Бхакты (Нараяна-Параяны) следуют множеству бхав и анубхав в отношениях с Бхагаваном Шри Нараяной - таким отношениям, как муж-жена, ученик-ачарья, друзья (как Кришна и Арджуна), дитя-мать и т.д.
Бхакти Шри Перия-Альвара относится к бхаве "мать-дитя" - именно эту бхаву Шри Перия-Альвар выразил в своих Гимнах, рассказывая о себе в роли матери Яшоды, воспитывающей капризного ребёнка Кришну.
Бхагават-Бхакты могут считать Бхагавана Шри Нараяну своим мужем, своим ребёнком, а также следовать другим видам отношений с Ним - в этом заключается суть Бхакти-вайлакшаньи. На уровне подобного Бхагават-Бхакти отношения "Повелитель - слуга" и любой религиозный трепет перед Богом полностью забываются - именно поэтому Шри Перия-Альвар в своих Гимнах защищает Бхагавана Шри Нараяну, словно маленького ребёнка.
Добавлю от себя, что мы часто слышим расхожую истину о том, что "Бог есть Любовь", но кто любит Бога, т.е. Бхагавана Шри Нараяну? Богиня Шри МахаЛакшми и дживы, т.е. жители Шри Вайкунтхи, а их любовь зачастую не подчиняется законам логики - в этом и состоит секрет аваран и бхакти-вайлакшаньей Шри Вайкунтхи, которые мы обсудили в данном посте!
Статья/перевод: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926),
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 07-май-2023
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена
Материал предназначен лишь для печати в моих блогах
Микро-блог (=◕ᆽ◕ฺ=) https://gettr.com/user/vishnudut1926
Следующие блоги повторяют друг друга (зеркала):
▲WP https://vishnudut.wordpress.com/
▲SL https://solcial.io/@vishnudut1926 ▲TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus
▲BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ ▲DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/