воскресенье, 7 мая 2023 г.

А флакон с нишиддха-бхакти оставь врагу!

Тамас - это яд, способный фатально отравить чистое Бхакти. Ниже - мой пересказ отрывка из статьи "Types of Devotion and Visistadvaita" by Dr. K.C. Aravinda Rajagopal из журнала "Saptagiri" за август 1981 года. 

☆::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::☆

В классификации Бопадевы [Bopadeva] Бхакти делится на 2 типа: 1) विहित - vihita - основанное на предписаниях Шастр, буквально "одобряемое Богом" и 2) निषिद्ध - niṣiddha - запрещённое

ВАЖНО: В Вишишта-Адвайте Шри Рамануджа-Сампрадаи следуют только Вихита-Бхакти. 

Что касается нишиддха-бхакти, то это горький удел тантриков, следующих панча-макаре (5М). Матсья и мамса из тантрической панча-макары нарушают принцип ахимсы (ненасилия). Мада и мадья из панча-макары нарушают принцип ямы (самоконтроля). Майтхуна (секс) из панча-макары нарушает принцип брахмачарьи. Таким образом, эти 5М лишь вредят истинному Бхакти, их ни в коем случае нельзя практиковать. 

5М - это не единственная отрава. Бопадева также рассказывает о 4 дефектах, по которым можно опознать нишиддха-бхакти:

I. Кама - стремление использовать Бога/религию лишь в личных целях и для своего удовольствия. Этот дефект может маскироваться под религиозные россказни о желании "слияния с Богом" и прочую маявадскую муть.

II. Двеша - ненависть, направленная на Бога. Чувство враждебности по отношению к Богу, а также недоверие Богу с ощущением враждебности, якобы исходящей от Бога.

III. Бхайя - различные виды страха и нерешимости. В Гите, стихе 18.35, Господь Шри Кришна рассказывает о том, что страх и нерешимость - это признаки тамаса: "भयं शोकं विषादं मदमेव च न विमुञ्चति दुर्मेधा धृतिः सा पार्थ तामसी - bhayaṃ śokaṃ viṣādaṃ madameva ca na vimuñcati durmedhā dhṛtiḥ sā pārtha tāmasī".

IV. Асуйя - зависть по отношению к Богу и Его бхактам. Господь Шри Кришна подчёркивает эту идею, когда произносит в Гите №18.71 слова "श्रद्धावाननसूयश्च शृणुयादपि यो नरः - śraddhāvānanasūyaśca śṛṇuyādapi yo naraḥ", означающие, что благо от изучения "Шри Бхагавад-Гиты" получают лишь независтливые бхакты. 

☆::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::☆

В обсуждаемой статье также интересен параграф о Шуддха-Бхакти и Мишра-Бхакти. Я его не стала переводить, так он лаконичен и перечисляет различные комбинации. Дополнительные объяснения нужно смотреть в оригинале у Бопадевы - Dr. K.C. Aravinda Rajagopal на них не останавливается подробно. Цитирую: 

"Under vihita he [Bopadeva] mentions two sub-types namely shuddha and mishra. The mishra is subdivided into jnana mishra, karma jnana mishra and karma mishra. Further classification is made of these as uttama, madhyama and adhama on the basis of triple gunas of sattva, rajas and tamas. 
Sattva karma mishra is of three kinds: karma kshayartha, vishnu priyartha and vidhisiddhyartha; the rajasa karma mishra is of three kinds visayartha, yasortha and aisvaryartha; the tamasa karma mishra cannot be called bhakti at all". 

Cтатья/перевод: Вишнудутка Вишновская (Vishnudut1926), Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 07-май-2023

Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена

Материал предназначен лишь для печати в моих блогах

Микро-блог (=◕ᆽ◕ฺ=) https://gettr.com/user/vishnudut1926

Следующие блоги повторяют друг друга (зеркала):

WP https://vishnudut.wordpress.com/ 

SL https://solcial.io/@vishnudut1926 TT https://teletype.in/@vishnudut1926rus 

BL http://vishnudut1926.blogspot.com/ DW https://vishnudut1926.dreamwidth.org/