Поздравляю всех вишнудутов и вишнудуток с одним из самых знаменитых праздников Вайшнавизма! Я не стала публиковать детальную компиляцию-перевод правил по соблюдению Ананта-Чатурдаши из Пуран, так как данные правила сложно повторить в России.
Тем не менее, далее я лаконично перескажу правила, но перед этим укажу источники для тех вайшнавов, которые захотят самостоятельно ознакомиться с видхи:
А) "Нарада-Пурана", английское издание Motilal Banasirdass, Глава 123 - "Description of Vratas to be observed on Caturdashi", со стр. 1523 (Том 4) - ссылка на сканы
Б) "Агни-Пурана", конец Главы 192 "Vows to be observed on the fourteenth day" - ссылка на сканы.
✎﹏﹏То же самое на Санскрите как всегда можно найти на GRETIL - http://gretil.sub.uni-goettingen.de/gretil.html#Pur﹏﹏✐
Далее я вкратце перескажу общие правила из "Агни-Пураны" и "Нарада-Пураны" своими словами. Ананта-Чатурдаши - это день Господа Ананта-Нараяны, т.е. Господа Шри Вишну, возлежащего на змее Ананта-Шеше.
В Шри Мадхва-Сампрадае данный день также называют Ананта-Падманабха-Врата (Ananta-Padmanabha-Vrata).
Ананта-Чатурдаши всегда отмечают на 14-ый день светлой половины месяца Бхадра: bhādra śukla caturdaśyām ananta vratamuttamam [Нарада-Пурана, 1.123.23].
≪✷≫Специальный саттвичный кулич для Ананта-Чатурдаши≪✷≫.
Пост в этот день держат на хлебе, который готовят либо из пшеничной муки, либо из рисовой - лучше использовать пшеничную муку, так как в "Нарада-Пуране" указана именно пшеница (godhuma). Для выпекания хлеба следует отмерить ровно 1 прастху муки, т.е. 0.825 литра в пересчёте на российские единицы измерения [godhūma prastha piṣṭakam - Нарада, 1.123.23].
В "Нарада-Пуране" уточняется, что хлеб готовят на сахаре и смазывают гхи - в общем, в итоге получается нечто вроде очень саттвичного, постного кулича. Как вариант, можно сделать не монолитный кулич, а печенья.
Сначала хлеб/печенья предлагают Господу Шри Ананта-Нараяне (лучшее время для предложения - на заре), а затем найведью (предложенный хлеб/печенья) делят на 2 части: одну половину хлеба оставляют для себя, а другую половину - отдают випрам, т.е. дваждырождённым [ardhaṃ viprāya dātavyamardhamātmani - Агни, 192.8].
Предложенная выпечка принимается один раз в день, т.е. это врата с однократным приёмом пищи, так как всё остальное время в этот день/эту ночь постятся.
В соответствии с "Агни-Пураной", врату лучше проводить у реки, где следует провести обряд завязывания нового священного шнура на руку или шею - замена священного шнура также упоминается в "Нарада-Пуране".
При поклонении в день Ананта-Чатурдаши декламируют следующую Мантру Господа Шри Ананта-Васудевы:
अनन्तसंसारमहासमुद्रे मग्नान् समभ्युद्धर वासुदेव
अनन्तरूपे विनियोजयस्व अनन्तरूपाय नमो नमस्ते
ananta saṃsāra mahā samudre magnān samabhyuddhara vāsudeva
ananta rūpe viniyojayasva ananta rūpāya namo namaste
[Агни, 192.9-10]
Перевод Мантры из "Агни-Пураны": "О Господь Шри Васудева, Твои формы (проявления) бесконечны, а потому молю - избавь меня от бесконечных перерождений в огромном океане сансары!".
В целом, форма поклонения из "Агни-Пураны" является упрощённой, тогда как поклонение по канонам из "Нарада-Пураны" является усложнённым из-за того, что ритуалы из "Нарада-Пураны" предполагают:
- конструирование Сарватобхадра-Мандалы [maṇḍalaṃ sarvatobhadraṃ dhānyavarṇaiḥ prakalpya - Нарада, 1.123.28];
- поклонение золотому Мурти Господа Ананта-Васудевы [nyaseddhaimīmanantapratimāṃ śubhām - Нарада, 1.123.29];
- предложение пищи 14 брахманам, а также сложные хомы.
Если ваc смущает сложность правил, но при этом вы очень хотите провести данную аскезу, то я рекомендую упрощённый обряд: выпечка вышеупомянутого саттвичного кулича с предложением Вишну-Мурти, которому вы обычно поклоняетесь.
Если у вас нет Мурти, то не беда - можно распечатать любое изображение, которое легко находится в Google Images по запросу "Ananta Padmanabha" - вот, к примеру, классическое изображение (ниже, а также на box, koofr):
Остальные компоненты такие же, как и в "Агни-Пуране": пост с принятием предложенного кулича один раз в день и вышеупомянутая Ананта-Васудева-Мантра.
Остальные анги поклонения можно добавить по вкусу: Нараяна-Дхьяна, изучение Вайшнава-Пуран, декламирование "1000 Имён Господа Шри Вишну" и т.д.