Я в этом сезоне буду переводить "Сампрадая-Паддхати" Шри Хришикеши-Тиртхи. "Сампрадая-Паддхати" во многом посвящено Паджаке (Pajaka, Pajaka-Kshetra) - месту рождения Шри МадхвАчарьи, поэтому ниже - небольшая статья из серии "8 фактов". Данная статья знакомит читателя с Паджака-Кшетрой буквально за 3 минуты.
Факт 01 - Парашурама-Дурга-Кшетра как проявление Величия Шри МахаЛакшми-Нараяны.
Изначально Паджака считается Парашурама-Дурга-Кшетрой, так как именно Господь Шри Парашурама создал в Паджаке 4 священных пруда и построил Храм Шри Дурги на холме под названием Виманагири.
Вьясанакере Прабханджаначарья, который издал перевод "Сампрадая-Паддхати" в 2013 году (ссылка на оцифрованную версию), особенно подчёркивает то, что для Мадхва-вайшнавов важно видеть в Шри Парашураме Господа Шри Нараяну, а в Шри Дурге - Шримати МахаЛакшми-Деви, цитирую:"Господь Шри Парашурама - это Бхагаван Шри Нараяна, а Богиня Дурга - это Богиня Шри Маха-Лакшми. Господь Шри Нараяна и Шри МахаЛакшми всегда проживают в Паджака-Кшетре, а тот факт, что Вайю-дэва (т.е. Шри МадхвАчарья) выбрал Паджаку как место своего рождения, подчёркивает то, насколько данная Кшетра любима Божественной Парой".
Факт 02 - Четыре оружия Господа Шри Парашурамы.
Четыре священных пруда (тиртхи), которые Господь Шри Парашурама создал в Паджаке, сопоставляются с 4 оружиями данного гневного проявления Бхагавана Шри Нараяны, а именно: парашу (परशु - paraśu - топор), дхануш (धनुष् - dhanuṣ - лук), бана (बाण - bāṇa - стрелы) и гада (गदा - gadā - булава).
В свете этого, все 4 пруда названы в честь 4 оружий: Парашу-Тиртха, Дхануш-Тиртха, Бана-Тиртха и Гада-Тиртха.
В свою очередь, 4 оружия Господа Шри Парашурамы сопоставляются со знаменитыми 4 столпами Дхармы из Первой Скандхи "Шри Бхагавата-Пураны":
तपः शौचं दया सत्यम् इति पादाः कृते कृताः
अधर्मांशैस्त्रयो भग्नाः स्मयसङ्गमदैस्तव [१-१७-२४]
tapaḥ śaucaṃ dayā satyam iti pādāḥ kṛte kṛtāḥ
adharmāṃśaistrayo bhagnāḥ smayasaṅgamadaistava [1-17-24]
"Шри Бхагавата-Пурана", 1.17.24: "В Крита-Югу полностью проявлены все 4 столпа Дхармы: тапа (аскезы), шауча (чистота), дайя (сострадание) и сатья (правдивость)".
Факт 03 - Акшарабхьяса-самскара и особое благословление Богини Шри Сарасвати.
Среди Мадхва-вайшнавов Паджака очень популярна как место для проведения церемонии "Акшарабхьяса-самскара" - данная церемония проводится, когда маленький вайшнав или вайшнави достигает возраста 2 с половиной года и начинает писать первые буквы алфавита самостоятельно.
Подобная популярность связана с тем, что маленький Шри МадхвАчарья прошёл через данную церемонию именно в Паджака-Кшетре, а также с тем, что Богиня Шри Сарасвати (Богиня Шри Бхарати) является супругой Вайю-дэва (т.е. Шри МадхвАчарьи).
Шри Хришикеша-Тиртха подчёркивает идею связи Богини Шри Сарасвати и Паджака-Кшетры в шлоке 26 "Шри Сампрадая-Паддхати": भारतीशो भवेत् प्रियः - bhāratīśo bhavet priyaḥ
Факт 04 - Демон Маниман и облик коварного змея.
Именно в Паджака-Кшетре Шри МадхвАчарья убил демона Манимана. Маниман - это демон, который ненавидит любые проявления Вайшнава-Дхармы и который рождается в разные эпохи для того, чтобы вредить вайшнавам.
Когда Маниман узнал о том, что Шри МадхвАчарья собирается установить один из столпов Вайшнава-Дхармы (Таттваваду) в Кали-Югу, то он сразу принял облик змея для того, чтобы незаметно подкрасться к Шри МадхвАчарье и смертельно укусить Ачарью.
Шри МадхвАчарья отнёсся к укусу Манимана с насмешкой и - для того, чтобы показать мощь и превосходство Вайшнава-Дхармы над любыми кознями демонов - просто забил Манимана насмерть лишь одним большим пальцем своей ноги, практически не прилагая никаких усилий.
Данный эпизод упоминается как в "Сампрадая-Паддхати" Шри Хришикеши-Тиртхи, так и в "Сумадхва-Виджайе" Шри Нараяны Пандитачарьи.
Факт 05 - Храм Шри Ананта-Падманабхи.
Вернёмся к теме Величия Бхагавана Шри Нараяны и Шримати МахаЛакшми-Деви. Главным Храмом Паджака-Кшетры является Храм Шри Ананта-Падманабхи, т.е. Господа Шри Нараяны, который возлежит на Змее Ананта-Шеша.
Шри Ананта-Падманабха - это семейное Божество родителей Шри МадхвАчарьи (т.е. матери Шри МадхвАчарьи - Ведавати и отца Ачарьи - Мадхьягехи), а стало быть, и семейное Божество непосредственно Шри МадхвАчарьи.
Считается, что изначально Божеству Шри Ананта-Падманабхи поклонялись Пандавы, а затем Божество стало жить в семье Шри МадхвАчарьи.
Факт 06 - Императорский вид с высоты Храма Шри Дурги.
Выше мы уже говорили о том, что Господь Шри Парашурама построил Храм Шри Дурги на высоком холме под названием Виманагири. С высоты Виманагири открываются настолько красивые и масштабные виды, что у многих посетителей перехватывает дух от восхищения божественной красотой местных ландшафтов.
Здесь нам остаётся лишь поблагодарить Аватару Господа Шри Нараяны за строительство Храма в столь правильно рассчитанной локации!
Факт 07 - Храм Шри МадхвАчарьи.
В Паджаке также находится Храм Шри МадхвАчарьи. Данный Храм возвёл Шри Вадираджа-Тиртха - один из ключевых Ачарьев Шри Мадхва-Сампрадаи.
Факт 08 - Посещение Шри Паджака-Кшетры даёт такие же результаты как посещение Праяга, Каши и Гайи.
В Пуранах часто говорится о том, что в данную Кали-Югу особенной духовной мощью наделены такие Тиртхи как Праяг (для вайшнавов) и Каши с Гаей (для шайвов).
Тем не менее, Шри Хришикеша-Тиртха - в шлоке 24 "Сампрадая-Паддхати" - пишет о том, что посещение Шри Паджака-Кшетры даёт плоды посещения всех перечисленных 3 Тиртх сразу:
भक्तितस्त्रितयं कृत्वा प्रयागादिस्थलत्रये।
सत्कर्मणां फलं यत् स्यात् तत् प्राप्नोति नरो ध्रुवम् ॥२४॥
bhaktitastritayaṃ kṛtvā prayāgādisthalatraye।
satkarmaṇāṃ phalaṃ yat syāt tat prāpnoti naro dhruvam ॥24॥
Данные слова Шри Хришикеши-Тиртхи на все 100% подтверждаются всеми теми фактами, которые мы обсудили выше.
Во-первых, Паджака - это место рождения Шри МадхвАчарьи, что уже автоматически превращает данную Кшетру в священное место для всех вайшнавов.
Во-вторых, в Паджака-Кшетре находится Храм Шримати Дурги-Деви, а это означает, что все посетители Паджаки обретают такие же плоды как все те, кто посещают различные священные места Шиваизма.
И, в-третьих, в Паджака-Кшетре всех вайшнавов ждёт Шри Ананта-Падманабха, т.е. Сам Бхагаван Шри Нараяна вместе с Шри МахаЛакшми - уже один этот факт превращает Паджака-Кшетру в священную обитель, которая концентрирует мощь всех Вайшнава-Тиртх, существующих на нашей планете в эту Кали-Югу!