пятница, 25 декабря 2020 г.

8 божественных историй из жизни Шри Вадираджа-Тиртхи [Шри Мадхва-Сампрадая]...

Содержание данного лонгрида:

01. Преображение Храма Манджунатхи (Дхармастхала).

02. Шри Канака-Даса и история с рисовой водой. 

03. "Шри Мадхва-Аштака" и случай в Шри Двараке (Гуджарат). 

04. Реформирование системы "Парьяйя" в Удупи. 

05. Божество Шри Лакшми-Тривикрамы и история с вира-шайвами.

06. Шри Венкатешвара (Шри БалаДжи) и гирлянда из Шалаграмов.

07. Раджа-Бхута - ученик-призрак или Рудра?

08. Пять вриндаванов и уход Шри Вадираджа-Тиртхи.

В мои электронные библиотеки добавлено отличное издание биографии Шри Вадираджа-Тиртхи: "Shri Vadiraja Tirtha of Sode Matha" by Dr. Shrinivas Havanur and Smt. Anjana N. Havanur, 2003 [#ссылка на pdf-скан]. Это прекрасный повод вспомнить об известных и малоизвестных вехах биографии одного из величайших Ачарьев Шри Мадхва-Сампрадаи! 

01. Преображение Храма Манджунатхи (Дхармастхала). 

Именно Шри Вадираджа-Тиртха превратил знаменитый Храм Манджунатхи в один из Храмов Шри Мадхва-Сампрадаи. 

До появления Шри Вадираджа-Тиртхи данный Храм был известен как Кудумапура и место бхута-арадханы (бхута-арадхана = тамасичные формы поклонения привидениям, ракшасам). 

Деварадж Пергаде, управляющий Храма, очень просил Шри Вадираджа-Тиртху сделать данный Храм более соответствующим Хинду-Дхарме: для этого Шри Вадираджа-Тиртха пробудил Манджунатху (Шиву) в Лингаме, установил поклонение Шри НараСимха-Шалаграму, а также утвердил Ведическо-Агамическую систему Арчаны в соответствии с канонами Саттвика-Дхармы. 

Одним из особых указаний Шри Вадираджа-Тиртхи было проведение в реформированном Храме "анна-даны" (бесплатной раздачи пищи). 

Благодаря вышеуказанным реформам данный Храм стал известен под названием "Дхарма-Стхала". 

Примечание by Vishnudut1926: Необычность Храма Манджунатхи заключается в том, что его администраторами являются джайны, основателями - шиваиты, а действующими священниками-арчаками - вайшнавы-брахманы Шри Мадхва-Сампрадаи! 

Данный факт упоминается в Wikipedia, цитирую: "The temple is considered unique since it belongs to the Shaiva sect of Hinduism. The priests are Madhwa Brahmins, who are Vaishnava, and the administration is run by a Jain Bunt family called the Pergades" - en.wikipedia.org/wiki/Dharmasthala_Temple. [окончание примечания]

02. Шри Канака-Даса и история с рисовой водой. 

Шри Вадираджа-Тиртха прекрасно знал Шри Канаку-Даса - знаменитного Харидаса-Ачарью и ученика Шри ВьясаРаджа-Тиртхи. 

Шри Канака-Даса не был брахманом, а потому ортодоксальные брахманы Удупи часто не допускали его до даршанов Господа Шри Кришны, но Шри Вадираджа-Тиртха всегда поступал с точностью до наоборот: Ачарья всегда приводил Шри Канаку-Даса на даршаны Шри Удупи-Кришны, а также всегда щедро кормил Шри Канаку-Даса тиртха-прасадом, оставшимся после Арчаны. 

В северной части Шри Кришна-Матха находится кухня - именно там всегда готовят "найведью", т.е. пищу для предложения Шри Удупи-Кришне. Воду, в которой варят рис, обычно тут же сливают в мусорный сток. 

Однажды Шри Канака-Даса набрал воду из данного мусорного стока в кокосовую скорлупу, тут же испёк "роти" (пшеничную лепёшку) на этой рисовой воде и сразу же провёл небольшую манасу-севу, предложив лепёшку Шри Удупи-Кришне в уме.  

В это же время арчаки (священники) торжественно внесли изысканные блюда для предложения Шри Удупи-Кришне, но Шри Вадираджа-Тиртха - с помощью своих мистических сиддх - сразу заметил, что все эти блюда уже были предложены Шри Кришне. 

"Нужно срочно приготовить свежий рис!" - сказал Шри Вадираджа-Тиртха и все стали интересоваться, что именно произошло. 

Шри Вадираджа-Тиртха объяснил, что Шри Канака-Даса ранее приготовил "роти" на мусорно-рисовой воде и Шри Удупи-Кришна без всякого высокомерия съел данную лепёшку в обществе Шри Канаки-Даса. 

Соответственно, весь рис теперь считается предложенным и второй раз Шри Кришна его есть не будет, даже если рис предложат лучшие брахманы! 

03."Шри Мадхва-Аштака" и случай в Шри Двараке (Гуджарат). 

Во время посещения Шри Двараки к Шри Вадираджа-Тиртхе привели тяжелобольного садху по имени Кришна. Для исцеления Шри Вадираджа-Тиртха попросил данного садху повторять "Шри Мадхва-Аштаку", которая была сочинена Шри Вадираджа-Тиртхой лично. 

В итоге, садху исцелился за очень короткий срок, а Шри Вадираджа-Тиртха продолжил проповедь в Гуджарате - в данном регионе великий Ачарья обратил очень много людей в Вайшнавизм и Шри Мадхва-Сиддханту!

Примечание by Vishnudut1926: Шри МадхвАчарья считается воплощением Шри Ваю, Шри Бхимы и Шри Ханумана, поэтому в "Шри Мадхва-Аштаке" изначально заложено не только поклонение Шри МадхвАчарье, а также поклонение 3 божественным личностям!

Традиционно поклонение Шри Хануману считается одной из самых мощных упай в Вайшнавизме, поэтому садху по имени Кришна очень быстро исцелился. [окончание примечания]

04. Реформирование системы "Парьяйя" в Удупи. 

Шри Вадираджа-Тиртха известен как реформатор системы "Парьяйя" [Paryaya] в Удупи - данная система изначально выглядела следующим образом: восемь санньяси Ашта-Матхов сменяли друг друга каждые 2 месяца для того, чтобы с новыми силами выполнять Шри Кришна-Арчану. 

Подобная система была не очень удобной, так как лишала стабильности общее расписание санньяси. 

Например, такой важнейший праздник Вайшнавизма как Дивали (предложение светильников Шримати Лакшми-Деви и Бхагавану Шри Вишну) приходится на октябрь/ноябрь. Если смена санньяси выпадала на апрель/март, то дальнейшее расписание Дивали сильно сбивалось. 

То же самое происходило и с другими важными праздниками/событиями календаря. 

Кроме того, санньяси постоянно путешествовали по Индии, проповедуя Шри Мадхва-Сиддханту и учреждая новые Матхи, а привязка к главному Матху Шри Кришны в Удупи лишь на 2 месяца сбивала график путешествий. 

Шри Вадираджа-Тиртха изменил срок 2 месяца на 2 года - в данной реформированной системе лишь 1 санньяси полностью фокусировался на Шри Кришна-Арчане в Удупи на протяжении 2 лет. 

Благодаря данной реформе санньяси Ашта-Матхов получили 14 лишних лет, которые они могли тратить на более размеренную религиозную деятельность: составление книг, проповедь, посещение святых мест, строительство новых Матхов, администрация и т.д.

05. Божество Шри Лакшми-Тривикрамы и история с вира-шайвами. 

Соде - это небольшое местечко в Уттара-Каннаде Южной Индии. В настоящее время Соде очень известно благодаря Соде-Матху Шри Мадхва-Сампрадаи, но изначально данный район не был Шри Вишну-Кшетрой, так как там правили вирашайвы (вира-шиваиты).

Вирашайвы мечтали о том, как все брахманы Соде и близлежащих районов будут обращены в вира-шиваизм, предпринимая много неблагородных попыток для подобного обращения, но всем этим мечтам не было суждено сбыться. 

Когда Шри Вадираджа-Тиртха прибыл в Соде, то он услышал много жалоб на вирашайвов от местных брахманов, но Ачарья не стал ничего предпринимать, а просто отправился медитировать в лес Тапована, так как прекрасно знал, что буквально в считанные мгновения ситуация разрешится сама собой. 

В этот же день окрестности Соде были жестоко атакованы и тогдашний правитель-вирашайв по имени Арасаппа Наяка [Arasappa Nayaka] бежал в глухие леса, где ему было суждено встретиться с Шри Вадираджа-Тиртхой. 

Жизненная встряска с нападением и бегством в леса привела Арасаппу Наяку к пониманию того, что он лишился покровительства Шивы - вследствие этого Арасаппа принял прибежище у стоп Шри Вадираджа-Тиртхи.  

Шри Вадираджа-Тиртха сначала отругал Арасаппу за притеснения брахманов, но затем сменил гнев на милость и сказал, что Шри Хаягрива (поклоняемое Божество Шри Вадираджа-Тиртхи) и он лично будут защищать Арасаппу. 

Для начала Шри Вадираджа-Тиртха попросил Арасаппу отвести его к вирашайва-гуру, который ранее внушал Арасаппе различные вредные идеи. Встреча Шри Вадираджа-Тиртхи и вирашайва-гуру привела к двухдневным дебатам, в ходе которых вирашайва-гуру был разгромлен и изгнан из земель Соде, что окончательно убедило Арасаппу Наяку в истинности Вайшнавизма. 

После этого Арасаппа Наяка стал вайшнавом, а также вернул себе трон и потерянные земли с помощью Господа Шри Хаягривы и Шри Вадираджда-Тиртхи - так район Соде стал Шри Вишну-Кшетрой, принадлежащей Шри Мадхва-Сампрадае. 

Интересная деталь: Арасаппа Наяка подарил Шри Соде-Матху колокольчик с изображением Нанди (быка Шивы) и данный колокольчик до сих пор используют в Арчанах, несмотря на то, что традиционно во всех Арчанах Шри Мадхва-Сампрадаи используют лишь колокольчики с изображением Шри Ханумана. 

Арасаппа Наяка также горячо поддержал, а впоследствии спонсировал строительство Храма Шри Лакшми-Тривикрамы в Соде. 

Данный Храм также часто называют "Шри РамА-Тривикрама", так как в данном Храме Шри Тривикрама-Аватара Бхагавана Шри Вишну живёт вместе с Шри РамА-Деви (Шримати Лакшми-Деви): "РамА" с долгой "А" во втором слоге - это одно из Имён Шримати Лакшми-Деви. 

06. Шри Венкатешвара (Шри БалаДжи) и гирлянда из Шалаграмов.  

С паломничествами Шри Вадираджа-Тиртхи в Тирупати, Дивья-Дешу Шри Рамануджа-Сампрадаи, связана очень интересная история. 

Во время посещения Тирупати Шри Вадираджа-Тиртха осознал, что Обитель Господа Шри Венкатешвары (Тирумала Тирупати - гора, на вершине которой находится Храм Господа Шри Венкатешвары) является монолитным, гигантским Вишну-Шалаграмом. 

Шри Вадираджа-Тиртха посчитал оскорбительным любое прикосновение своих стоп к Шри Венкатешвара-Шалаграму, а потому совершил восхождение на гору Господа Шри Венкатешвары лишь на своих коленях! 

На вершине горы Шри Вадираджа-Тиртха лично предложил Господу Шри Венкатешваре гирлянду из Шалаграмов, которые Ачарья ранее собрал в реке Гандаки. В настоящее время данная гирлянда хранится в Тирупати - в честь особых событий данной гирляндой украшают Шею Господа Шри Венкатешвары. 

Примечание by Vishnudut1926: Для восхождения к Храму Господа Шри Венкатешвары (БалаДжи) нужно преодолеть 850 метров по горной дороге. К примеру, стандартный пятиэтажный дом занимает приблизительно 15 метров в высоту. 

Таким образом, подъём к Господу Шри Венкатешваре приблизительно эквивалентен преодолению лестниц 56 пятиэтажек на ногах (без лифта) - это очень тяжелый вид паломничества, который обычно занимает от 3 до 5 часов восхождения по горным дорогам (время зависит от тренированности, выносливости и многих других параметров). 

Шри Вадираджа-Тиртха проделал весь этот путь на коленях! [окончание примечания]

07. Раджа-Бхута - ученик-призрак или Рудра? 

Вернёмся к истории Божеств Шри Лакшми-Тривикрамы. Необычную роль в установлении данных Божеств сыграл Раджа-Бхута - слуга Шри Вадираджа-Тиртхи. 

У Шри Вадираджа-Тиртхи некогда был ученик по имени Нараяна-Ачарья. Этот ученик обладал незаурядным интеллектом, но при этом его характер был отвратителен, так как Нараяна-Ачарья не только постоянно задевал других вайшнавов, но также осмеливался оскорблять собственного гуру, т.е. Шри Вадираджа-Тиртху. 

Когда Шри Вадираджа-Тиртха понял, что Нараяна-Ачарью не получится исправить беседами и воспитанием, то он проклял ученика и Нараяна-Ачарья превратился в "брахма-пишача" (один из видов привидений-оскорбителей). 

Этот призрак стал скитаться по лесу возле Хампи, атакуя людей загадочным вопросом: "a ka ma vi ko snata ha?", который переводится как "кто не принимает омовение в А, КА, МА, ВИ?".

Никто не мог ответить на этот странный вопрос и призрак продолжал мучать людей, которые проходили по лесу. 

На самом деле, полный вопрос звучал вот так: "Кто не принимает омовение в священные месяцы А-шада, КА-рттика, МА-ргаширша и ВИ-шакха?", но призрак утратил способность к произнесению многих слов, а потому не мог произнести вопрос правильно!

Однажды по лесу проходил Шри Вадираджа-Тиртха. Призрак атаковал Ачарью и попросил ответить на вопрос. 

Шри Вадираджа-Тиртха спросил: "А какова ставка в этой игре с вопросом?". 

Призрак ответил следующее на своём ломаном языке: "Если сможешь правильно ответить, то я стану твоим слугой. А если нет, то я сожру тебя!". 

Шри Вадираджа-Тиртха согласился на игру призрака и ответил следующее на вышеупомянутый вопрос: "randa putra tvam na snata ha!" - "Сын проститутки не принимает омовение!". 

Смысл ответа состоит в том, что 4 месяца из вопроса призрака являются священными, поэтому в эти месяцы всегда проводят много Вишну-Арчан, перед которыми всегда нужно принимать омовение. Низкие касты, люди с плохой кармой и прочие грешники никогда не принимают омовение в данные месяцы, так как они не совершают Вишну-Арчан, поэтому Шри Вадираджа-Тиртха дал обобщённый ответ про "сына проститутки" [randa putra] - данный сын здесь олицетворяет весь класс грешников и прочих люмпенов. 

Ответ был правильным, поэтому призрак стал слугой Шри Вадираджа-Тиртхи и впоследствии принимал участие в различных событиях жизни Шри Вадираджа-Тиртхи под двумя именами: Нараяна-Бхута (буквально "Нараяна-призрак") и Раджа-Бхута

Данный призрак сыграл одну из главных ролей в установлении Божества Шри Лакшми-Тривикрамы. До установления в Шри Соде-Матхе, Божество Шри Лакшми-Тривикрамы находилось у Шри МадхвАчарьи в Бадринатхе, поэтому перед Шри Вадираджа-Тиртхой возник вопрос о доставке Божества из Бадринатха в Соде. 

Доставку поручили Раджа-Бхуте, который без проблем забрал Божество Шри Лакшми-Тривикрамы у Шри МадхвАчарьи в Бадринатхе, но был атакован злобными демонами на обратном пути. 

Раджа-Бхута использовал одно из колёс повозки для того, чтобы сразиться с демонами. После драки с демонами Раджа-Бхута доставил Божество Шри Лакшми-Тривикрамы в Шри Соде-Матх как раз к началу Маха-Арчаны, но уже на трёхколёсной повозке - с тех пор перед Храмом Шри Лакшми-Тривикрамы постоянно находится повозка лишь с 3 колёсами. 

За вышерассказанной историей о призраке скрывается очень важный момент Шри Мадхва-Сиддханты, так как Шри Джаганнатха-Даса [#ссылка на биографию] - один из величайших Харидаса-Ачарьев Шри Мадхва-Сампрадаи пишет следующее в "Шри Хари-Катха-Амрита-Саре":

kR^itti-vAsane hinde nI nAlvattu kalpa samIranali

shishhyattva vahisi akhiLAgamArthagaLOdi jaladhiyoLu |

hattu kalpadi tapava gaidAdityaroLaguttamanenisi

purushhOttamana pariya.nka padavaidideyO mahAdEva || 8 ||

"Рудра, в прошлом ты служил Ваю как ученик (шишья) на протяжении 40 Брахма-кальп. Ты изучил смысл всех Агам. Затем ты посвятил 10 кальп аскезам и стал выдающимся деватом, известным как 'Пурушоттама', О Махадева!". 

Бхута-Раджа считается так называемым "Бхави-Рудрой", т.е. дживой, которая в будущем займёт пост Рудры. Бхута-Раджу также называют "Угра-Тапой" ("Ужасающей Аскезой") - ему поклоняются как Шиве, но при этом ещё не считают самим Шивой.

Шри Вадираджа-Тиртха считается воплощением Латавьи - одного из деватов Риджу-ганы, который станет Ваю в следующей кальпе. 

Кроме того, считается, что в предыдущем воплощении Шри Вадираджа-Тиртха был брахманом, который доставил Шри Кришне знаменитое письмо Шримати Рукмини-Деви с просьбой о спасении - данный факт особенно интересен в свете того, что именно Шри Вадираджа-Тиртха написал такую известную Грантху Шри Мадхва-Сампрадаи как "Шри Рукминиша-Виджая". 

08. Пять вриндаванов и уход Шри Вадираджа-Тиртхи. 

Напомню, что по отношению к Вайшнава-Ачарьям никогда не применяют термин "смерть", так как считать Вайшнава-Ачарью обычным человеком - это очень и очень оскорбительно. 

В рамках Шри Мадхва-Сампрадаи существует традиция сохранения тел Ачарьев в так называемых "вриндаванах" или "усыпальницах", если использовать русскую терминологию. В соответствии с данной традицией, тела санньяси Ашта-Матхов никогда не кремируют по обычаям Индии, а сохраняют (можно сказать - "консервируют") в сидящей позе в специальной усыпальнице. 

В англоязычной литературе "вриндаваны" часто называют "tomb", а также - не столь часто - "cenotaph" ("кенотаф, надгробный памятник" - данный термин можно встретить в очень авторитетном исследовании "The Sri Krsna Temple At Udupi" by B.N. Hebbar). 

В историях с вриндаванами есть 3 исключения, так как Шри Вадираджа-Тиртха, Шри Рагхавендра-Тиртха и Шри Сатьясандха-Тиртха [#wikiявляются Ачарьями, которые вошли во вриндаваны-усыпальницы живыми - далее мы как раз рассмотрим историю вриндавана Шри Вадираджа-Тиртхи. 

И, кроме того, важнейший факт: у Шри МадхвАчарьи не существует вриндавана-усыпальницы, так как Шри МадхвАчарья до сих пор живёт в Бадринатхе. 

Если вас интересует тема вриндаванов в Шри Мадхва-Сампрадае, то смотрите страницы 119 и 173 в исследовании "The Sri Krsna Temple At Udupi" by B.N. Hebbar, 2005 [#ссылка на pdf-скан]

Вернёмся к истории Шри Вадираджа-Тиртхи, который присутствовал в данном мире рекордные даже по меркам Вайшнава-Ачарьев 120 лет (1480-1600)

В качестве финального наставления Шри Вадираджа-Тиртха попросил возвести на территории Соде-Матха 5 вриндаванов-усыпальниц. Главный вриндаван, находившийся в центре, предназначался для Шри Вадираджа-Тиртхи лично - на фронтальной стороне данного вриндавана изображён Шри Хаягрива (любимое Божество Шри Вадираджа-Тиртхи, с которым Ачарья постоянно общался уже при жизни), а на трёх других сторонах изображены Шри Рама, Шри Кришна и Шри Ведавьяса. 

Главный вриндаван окружают 4 маленьких вриндавана - Шри Вадираджа-Тиртха попросил украсить их изображениями Мукхья-Праны (Ваю), Вишну, Брахмы и Рудры. 

Сразу после праздника, который был посвящён Шри Лакшми-Тривикраме, Шри Вадираджа-Тиртха погрузился в трёхдневное уединение. 

На третий день, после проведения Шри Вишну-Арчаны, Шри Вадираджа-Тиртха сказал ученикам, что войдет живым в главный Хаягрива-вриндаван и что ученики должны будут полностью запечатать Хаягрива-вриндаван в тот момент, когда увидят, что из рук Шри Вадираджа-Тиртхи выскользнула джапа-мала (чётки для чтения Шри Вишну-Мантр). 

Ученики выполнили всё так, как попросил Шри Вадираджа-Тиртха, и с тех пор 5 вриндаванов являются одной из главных достопримечательностей (и объектом религиозного почитания) в Шри Соде-Матхе. 

Небольшие дополнения о Раджа-Бхуте и ответ на возможный вопрос о Вриндаване/Голоке. 

Первоначально у меня не было планов включать в статью сегмент о Раджа-Бхуте, поэтому в лонгрид была включена не вся информация об ученике-призраке Шри Вадираджа-Тиртхи. Если вас интересуют подробности воплощений Раджа-Бхуты как Рудры, то я рекомендую отличную статью с сайта madhwafestivals.com - https://madhwafestivals.com/2017/01/03/bhootarajaru/ [на всякий случай, копия этой статьи также сохранена на #archive.org, а также у меня на #box, #dropbox и #gett в виде pdf-файла]. 

И заодно отвечу на возможный вопрос о вриндаванах-усыпальницах Шри Мадхва-Сампрадаи, который можно сформулировать следующим образом: "Не символизируют ли вриндаваны уход Ачарьи во Вриндаван, к Шри Кришне?". 

Ответ здесь прост: нет, не символизируют, так как поклонение Вриндавану/Голоке - это совершенно чуждая тема для Шри Мадхва-Сампрадаи. 

У многих Ачарьев Шри Мадхва-Сампрадаи поклоняемым Божеством является не Шри Кришна-Аватара, а другие Аватары Бхагавана Шри Вишну - например, Шри Хаягрива в случае Шри Вадираджа-Тиртхи.

Даже если Ачарьи Шри Мадхва-Сампрадаи поклоняются Шри Кришне, то они, как правило, поклоняются Шри Виттхале (Виттхобе) - форме Шри Кришны в паре с Шримати Рукмини-Деви, т.е. фактически - это поклонение в настроении Шри Двараки, что снова прекрасно иллюстрирует биография Шри Вадираджа-Тиртхи, который составил такую Грантху как "Шри Рукминиша-Виджая"

В целом, для Шри Мадхва-Сампрадаи характерно эклектичное поклонение сразу нескольким Аватарам Бхагавана Шри Вишну - опять-таки здесь очень показателен пример Шри Вадираджа-Тиртхи, который поклонялся Шри Хаягриве, но при этом также уделял огромное значение Божеству Шри Лакшми-Тривикрамы. 

В свете вышесказанного также очень важна эклектичная традиция передачи различных Божеств Господа Шри Вишну в рамках Шри Мадхва-Сампрадаи - информацию о традиции передачи Божеств можно найти в "Шри Сампрадая-Паддхати" Шри Хришикеша-Тиртхи. Смотрите мою недавнюю статью на данную тему - http://vishnudut1926.blogspot.com/2020/12/sampradaya-paddhati-madhvacharya-rus.html

Почему вриндаваны-усыпальницы стали называть именно "вриндаванами"? На этот вопрос трудно ответить, так как все известные мне авторы пропускают вопрос этимологии данного слова в значении "усыпальница". 

В некоторых словарях Санскрита можно найти следующее значение слова "вриндаван": "платформа, башня, на вершине которой устанавливают Шри Туласи для поклонения". Напомню, что Шри Туласи-Деви неразрывно связана с историей Шри Вринды-Деви из "Шри Падма-Пураны", поэтому подобное значение в некоторых словарях Санскрита более чем оправдано. 

Скорее всего, со временем данное значение перекочевало в такие южно-индийские языки как Каннада, но, как обычно, с флуктуациями значения, став синонимом священных башен-усыпальниц. Таково моё предположение. 

В связи с темой вриндаванов-усыпальниц также важно помнить о существовании такой священной Кшетры Шри Мадхва-Сампрадаи как "Нава-Вриндавана" (священный остров с 9 усыпальницами величайших Ачарьев Шри Мадхва-Сампрадаи).

Появление Нава-Вриндавана было предсказано в Лилах Господа Шри Рамы, базовую информацию о данной священной Кшетре можно найти в английской Wikipedia - https://en.wikipedia.org/wiki/Nava_Brindavana

Рубрикатор моих статей/переводов, посвящённых Шри Мадхва-Сампрадае можно найти #ЗДЕСЬ.

Статья by Вишнудутка Вишновская [Vishnudut1926], 
Шри Рамануджа-Сампрадая, Москва, 25-декабрь-2020
Перепечатка статьи/отрывков из статьи на других 
онлайн-ресурсах/печатных источниках запрещена