Глава 71 Уттара-Кханды "Шри Падма-Пураны" содержит знаменитую историю, в которой Бхагаван Шри Вишну поручает Шиве создание моха-шастр (иногда их также называют "мохана-шастры" - буквально "шастры, помрачающие сознание и сбивающие с истинного духовного пути").
Во время диалога с Шримати Парвати-Деви, Шива специально акцентирует внимание на 5 ловушках, которые он создал и вписал в подобные моха-шастры: эти шастры не всегда являются отдельными произведениями - к ним также относятся, например, отдельные отрывки из Пуран, которые пытаются навязать какую-нибудь анти-вайшнавскую ересь.
Ловушка-ересь 1. Мукти можно обрести без гьяны о Верховном Статусе Господа Шри Вишну, а также без остальных видов вайшнава-гьяны.
Ловушка-ересь 1. Мукти можно обрести без гьяны о Верховном Статусе Господа Шри Вишну, а также без остальных видов вайшнава-гьяны.
परमोविष्णुरेवैकस्तज्ज्ञानंमुक्तिसाधनम्
शास्त्राणांनिर्णयस्त्वेषस्तदन्यन्मोहनायच [७१-११४]
शास्त्राणांनिर्णयस्त्वेषस्तदन्यन्मोहनायच [७१-११४]
paramo viṣṇur eva ika staj jñānaṃ mukti sādhanam
śāstrāṇāṃ nirṇayas tveṣastadanyan mohanāyaca [71-114]
śāstrāṇāṃ nirṇayas tveṣastadanyan mohanāyaca [71-114]
"Шри Падма-Пурана", Уттара-Кханда, 71-114: "Все моха-шастры говорят о том, что вайшнава-гьяна не нужна на пути садханы, ведущей к мукти. Все моха-шастры также пытаются опровергнуть Наивысшее Положение Господа Шри Вишну".
Ловушка-ересь 2. Шива находится на одном уровне с Господом Шри Вишну.
Ловушка-ересь 3. Гьяну можно обрести, посещая различные Тиртхи (священные места).
Ловушка-ересь 4. Шива выше Господа Шри Вишну.
Ловушка-ересь 5. Различные бхакты Господа Шри Вишну (например, такие великие бхакты как сам Шива) идентичны Самому Бхагавану Шри Вишну, поэтому нужно поклоняться подобным бхактам, а не Господу Шри Вишну напрямую.
О последней ловушке я, кстати, довольно-таки часто рассказываю в блоге, говоря о том, что всегда нужно поклоняться именно напрямую Бхагавану Шри Вишну, а не всяким шарлатанам и олухам, которые в Кали-Югу создают различные деструктивные культы личности с участием самих себя, пытаясь занять место Господа Шри Вишну (Шива прости, ХАХАХАХА, ну короче все поняли смысл фразы - она касается различных сект, которые в Кали-Югу пытаются навязать людям поклонение всяким псевдо-святым, дешёвым гуру, фальшивым аватарам и т.п. под соусом Вишну-Бхакти!!!).
Ловушка-ересь 3. Гьяну можно обрести, посещая различные Тиртхи (священные места).
Ловушка-ересь 4. Шива выше Господа Шри Вишну.
Ловушка-ересь 5. Различные бхакты Господа Шри Вишну (например, такие великие бхакты как сам Шива) идентичны Самому Бхагавану Шри Вишну, поэтому нужно поклоняться подобным бхактам, а не Господу Шри Вишну напрямую.
О последней ловушке я, кстати, довольно-таки часто рассказываю в блоге, говоря о том, что всегда нужно поклоняться именно напрямую Бхагавану Шри Вишну, а не всяким шарлатанам и олухам, которые в Кали-Югу создают различные деструктивные культы личности с участием самих себя, пытаясь занять место Господа Шри Вишну (Шива прости, ХАХАХАХА, ну короче все поняли смысл фразы - она касается различных сект, которые в Кали-Югу пытаются навязать людям поклонение всяким псевдо-святым, дешёвым гуру, фальшивым аватарам и т.п. под соусом Вишну-Бхакти!!!).
Кроме того, акцентированием внимания на ловушке 5 Шива сразу отметает огромную армию олухов, которые следуют ложной идее о том, что Шиве якобы нужно поклоняться из-за того, что он является великим бхактом Бхагавана Шри Вишну - олухов с подобными ложными идеями в Кали-Югу всегда особенно много.
В целом, Глава 71 принадлежит к блоку Глав, посвященных "1000 Именам Бхагавана Шри Вишну" ("Шри Вишну-СахасраНам"). Уттара-Кханда "Шри Падма-Пураны" очень часто возвращается к теме "1000 Имён Господа Шри Вишну", так как именно декламация "Шри Вишну-СахасраНама" в Кали-Югу является Юга-Дхармой и прямым поклонением непосредственно Господу Шри Вишну.
Весь отрывок на Санскрите
(текст как всегда оцифрован мною из издания #VedicReserve, а английский скриншот в начале поста сделан из издания Motilal Banasirdass, Том 7 - #сканы в моей E-Library):
एषमोहंसृजाम्याशुयोजनान्मोहयिष्यति
त्वंचरुद्रमहाबाहोमोहशास्त्राणिकारय [७१-१०८]
अतथ्यानिवितथ्यानिदर्शयस्वमहाभुज
प्रकाशंकुरुचात्मानमप्रकाशंचमांकुरु [७१-१०९]
ततस्तंप्रणिपत्याहमवोचंपरमेश्वरम्
ब्रह्महत्यासहस्रस्यपापंशाम्येत्कथंचन [७१-११०]
नपुनस्त्वदविज्ञानंकल्पकोटिशतैरपि
तस्मान्मयाकृतास्पर्धापवित्रःस्यांकथंहरे [७१-१११]
त्वंचरुद्रमहाबाहोमोहशास्त्राणिकारय [७१-१०८]
अतथ्यानिवितथ्यानिदर्शयस्वमहाभुज
प्रकाशंकुरुचात्मानमप्रकाशंचमांकुरु [७१-१०९]
ततस्तंप्रणिपत्याहमवोचंपरमेश्वरम्
ब्रह्महत्यासहस्रस्यपापंशाम्येत्कथंचन [७१-११०]
नपुनस्त्वदविज्ञानंकल्पकोटिशतैरपि
तस्मान्मयाकृतास्पर्धापवित्रःस्यांकथंहरे [७१-१११]
तन्मेकथयगोविंदपायश्चित्तंयदिच्छसि
ततःप्रसन्नोभगवानवोचत्तत्त्वमात्मनः [७१-११२]
येनाहमधिकस्तस्मादभवंनगनंदिनि
तमेवतपसानित्यंभजामिस्तौमिचिंतये [७१-११३]
परमोविष्णुरेवैकस्तज्ज्ञानंमुक्तिसाधनम्
शास्त्राणांनिर्णयस्त्वेषस्तदन्यन्मोहनायच [७१-११४]
दानंविनाचयामुक्तिःसाम्यंचममविष्णुना
तीर्थादिमात्रतोज्ञानंममाधिक्यंचविष्णुतः [७१-११५]
अभेदश्चास्मदादीनांमुक्तानांहरिणातथा
इत्यादिसर्वमोहायकथ्यतेसतिनान्यथा
तेनाद्वितीयमहिमोजगत्पूज्योऽस्मिपार्वति [७१-११६]
ततःप्रसन्नोभगवानवोचत्तत्त्वमात्मनः [७१-११२]
येनाहमधिकस्तस्मादभवंनगनंदिनि
तमेवतपसानित्यंभजामिस्तौमिचिंतये [७१-११३]
परमोविष्णुरेवैकस्तज्ज्ञानंमुक्तिसाधनम्
शास्त्राणांनिर्णयस्त्वेषस्तदन्यन्मोहनायच [७१-११४]
दानंविनाचयामुक्तिःसाम्यंचममविष्णुना
तीर्थादिमात्रतोज्ञानंममाधिक्यंचविष्णुतः [७१-११५]
अभेदश्चास्मदादीनांमुक्तानांहरिणातथा
इत्यादिसर्वमोहायकथ्यतेसतिनान्यथा
तेनाद्वितीयमहिमोजगत्पूज्योऽस्मिपार्वति [७१-११६]
eShamohaMsRRijAmyAshuyojanAnmohayiShyati
tvaMcharudramahAbAhomohashAstrANikAraya [71-108]
atathyAnivitathyAnidarshayasvamahAbhuja
prakAshaMkuruchAtmAnamaprakAshaMchamAMkuru [71-109]
tatastaMpraNipatyAhamavochaMparameshvaram
brahmahatyAsahasrasyapApaMshAmyetkathaMchana [71-110]
napunastvadavij~nAnaMkalpakoTishatairapi
tasmAnmayAkRRitAspardhApavitraHsyAMkathaMhare [71-111]
tanmekathayagoviMdapAyashchittaMyadichChasi
tataHprasannobhagavAnavochattattvamAtmanaH [71-112]
yenAhamadhikastasmAdabhavaMnaganaMdini
tamevatapasAnityaMbhajAmistaumichiMtaye [71-113]
paramoviShNurevaikastajj~nAnaMmuktisAdhanam
shAstrANAMnirNayastveShastadanyanmohanAyacha [71-114]
dAnaMvinAchayAmuktiHsAmyaMchamamaviShNunA
tIrthAdimAtratoj~nAnaMmamAdhikyaMchaviShNutaH [71-115]
abhedashchAsmadAdInAMmuktAnAMhariNAtathA
ityAdisarvamohAyakathyatesatinAnyathA
tenAdvitIyamahimojagatpUjyo.asmipArvati [71-116]
tvaMcharudramahAbAhomohashAstrANikAraya [71-108]
atathyAnivitathyAnidarshayasvamahAbhuja
prakAshaMkuruchAtmAnamaprakAshaMchamAMkuru [71-109]
tatastaMpraNipatyAhamavochaMparameshvaram
brahmahatyAsahasrasyapApaMshAmyetkathaMchana [71-110]
napunastvadavij~nAnaMkalpakoTishatairapi
tasmAnmayAkRRitAspardhApavitraHsyAMkathaMhare [71-111]
tanmekathayagoviMdapAyashchittaMyadichChasi
tataHprasannobhagavAnavochattattvamAtmanaH [71-112]
yenAhamadhikastasmAdabhavaMnaganaMdini
tamevatapasAnityaMbhajAmistaumichiMtaye [71-113]
paramoviShNurevaikastajj~nAnaMmuktisAdhanam
shAstrANAMnirNayastveShastadanyanmohanAyacha [71-114]
dAnaMvinAchayAmuktiHsAmyaMchamamaviShNunA
tIrthAdimAtratoj~nAnaMmamAdhikyaMchaviShNutaH [71-115]
abhedashchAsmadAdInAMmuktAnAMhariNAtathA
ityAdisarvamohAyakathyatesatinAnyathA
tenAdvitIyamahimojagatpUjyo.asmipArvati [71-116]
Вишнудутка Вишновская, Шри Рамануджа-Сампрадая,
Москва, 11-май-2020